Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ?




 

Причины конфликтов крайне разнообразны, а для некоторых видов конфликтов бывают свои, особенные причины. Выделяют несколько причин, которые приводят к конфликту либо в одиночку, либо в сочетании.

1. Ограниченность ресурсов, подлежащих распределению. Это могут быть самые разнообразные ресурсы: материально-технические, финансовые, социально-экономические и др. Их ограниченность может вызывать противоречие интересов между индивидами и социальными группами, ибо выделение их какому-либо индивиду или производственному объединению означает, что другие получат меньшую долю. При этом не важно, о чем идет речь – премиях, компьютерах, новом оборудовании и т.д.

2. Взаимозависимость ответственности и заданий. Возможность конфликта в организации существует везде, где один человек или группа зависят от выполнения заданий других людей. Это обусловлено тем, что всякая организация представляет собой систему, элементы которой функционально взаимосвязаны между собой. Поэтому если какой-либо элемент системы (работник, подразделение) не выполняет возложенные на него обязанности и задачи, то есть функционирует неадекватно, допускает сбои в работе, то в этом случае нарушается нормальное функционирование всей системы. А это уже чревато конфликтом на разных уровнях и между различными действующими лицами организации.

3. Несогласованность целей. Причина конфликта при этом кроется в том, что различные функциональные группы в организации могут уделять достижению своих целей больше внимания, нежели организации в целом. При этом конфликт может возникнуть как между группой и организацией, так и между группами внутри организации. Например, между отделом сбыта и производственным отделом.

4. Различия в представлениях и ценностях. Представление о какой-либо ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей.

5. Различия в манере поведения и жизненном опыте. Эти различия также могут увеличить возможность возникновения конфликта. Исследования показывают, что люди с такими чертами характера, как авторитарность, догматизм, скорее вступают в конфликт.

6. Плохие коммуникации. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других.

 

КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА?

Любой конфликт – это процесс, развивающийся в определенной последовательности. Выделяют следующие этапы развития конфликта: предконфликтная ситуация, стадия открытого конфликта, послеконфликтный период.

 Для предконфликтной (латентной) стадии характерно возникновение и накопление противоречий в системе межличностных и групповых отношений, рост недоверия и социальной напряженности, появление предубежденности и неприязни в эмоциональной сфере. Данная стадия характеризуется тем, что она создает реальную возможность конфликта. Но она может быть разрешена и «мирным», бесконфликтным путем, если условия, породившие ее исчезнут сами по себе или будут «сняты» в результате осознания ситуации в качестве предконфликтной.

Если намечающиеся на предконфликтной стадии противоречия интересов разрешить не удается, рано или поздно предконфликтная ситуация переходит в открытый конфликт. Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство происходит в результате того или иного инцидента. Инцидент – действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующих резкое обострение противоречия и начало борьбы между участниками. Другими словами, инцидент – это формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон.

Стадия открытого конфликта характеризуется тем, что действия оппонентов становятся практическими, они приобретают внешнюю форму, включая насилие, угрозы и т.д. Длительность и интенсивность конфликта зависят от многих факторов: от целей и установок сторон, от имеющихся в их распоряжении ресурсов, от средств и методов ведения борьбы, от символов победы и поражения, от имеющихся и возможных способов нахождения консенсуса и т.д.

 

 

      VI. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ                                                                                        ГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГМОБИЛЬНОСТЬ

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СОЦИАЛЬНАЯ                                                                                                                              ЬЬЬЬЬЬЬЬЬЬЬСТРАТИФИКАЦИЯ?  

 

  Все известные истории общества были организованы так, что одни социальные группы в них всегда имели привилегированное перед другими положение в отношении распределения социальных благ и полномочий. Иначе говоря, всем обществам без исключения присуще социальное неравенство. Поэтому одним из базисных понятий социологии является понятие социальной стратификации.

Термин «стратификация» заимствован социологией из естественных наук и происходит от латинского слова «stratum», что означает настил, слой.

   Социологическое понятие стратификации отражает расслоение общества, различия в социальном положении людей. Социальная стратификация – это система социального неравенства, состоящая из иерархически расположенных социальных слоев (страт). Неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Структурированное неравенство означает, что неравный доступ различных общностей людей к ресурсам и ценностям закрепляется посредством социальных институтов, поддерживается посредством социальных организаций, например, государства и передается из поколения в поколение. Иерархия – расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

В основе стратификации лежит социальная дифференциация. Это более широкое понятие, используется как синоним слова «различие» для классификации статусов, ролей, социальных институтов и организаций. Именно социальная дифференциация вызывает имущественное, властное и статусное неравенство. Но, кроме того, дифференциация подразумевает и такие социальные различия, которые никак не связаны с социальным неравенством, не является свидетельством положения в иерархии социальных статусов и социального расслоения. Например, статус малолетнего ребенка и грудного младенца не являются неравными, они просто разные. Или другой пример: любители народной музыки и джаза могут рассматриваться лишь как представители определенной культурной группы безотносительно к статусному ее аспекту.

  Основанием для выделения страты выступает не любой признак, а лишь статусный, т.е. тот, который объективно приобретает в данном обществе ранговый характер «выше – ниже», «лучше – хуже», «престижно – непрестижно».

   Для определения принадлежности к той или  иной социальной страте социологи предлагают самые различные критерии. Один из создателей стратификационной теории П.Сорокин выделял три вида стратификации: 1) экономическую (по критериям дохода и богатства); 2) политическую (по критериям влияния и власти); 3) профессиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения ролей).

Основоположник структурного функционализма Т.Парсонс выделил три группы признаков социальной стратификации:

     1. качественные характеристики членов общества, которыми они обладают от рождения (происхождение, родственные связи, половозрастные особенности, личные качества, врожденные особенности и т.д.);

2. ролевые характеристики, определяемые набором ролей, которые индивид выполняет в обществе (образование, профессия, должность, квалификация и т.д.);

3. характеристики, связанные с владением материальными и духовными ценностями (богатство, собственность, произведения искусства, социальные привилегии, возможность влиять на других).

В современной социологии, как правило, выделяют следующие основные критерии социальной стратификации.

* доход – количество денежных поступлений за определенный период времени (месяц, год);

* богатство – накопленные доходы, т.е. количество наличных или овеществленных денег (во втором случае они выступают в виде движимого или недвижимого имущества). Богатство и доходы не всегда связаны впрямую;

* власть – способность и возможность осуществлять свою волю, определять и контролировать деятельность людей с помощью различных средств (авторитета, права, насилия);

* образование – совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения);

* престиж – общественная оценка значимости, привлекательности той или иной профессии, должности, определенного рода занятий. Профессиональный престиж выступает как субъективный показатель отношения людей к конкретному виду деятельности.

Доход, власть, образование и престиж определяют совокупный социально-экономический статус, который является обобщенным показателем положения в социальной стратификации. Таким образом, социальная стратификация отражает неравенство между людьми, которое проявляется в их социальной жизни и приобретает характер иерархического ранжирования различных видов деятельности. Объективная потребность в таком ранжировании связана с необходимостью мотивировать людей более эффективно выполнять свои социальные роли.

Рассматривая социальную стратификацию как иерархически организованное пространство, социологи по-разному объясняют ее природу, причины происхождения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...