Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Задания для самостоятельной работы (фронтальное слушание, 10 баллов к рейтингу, сообщение на 5 минут)Стр 1 из 2Следующая ⇒
С рекомендациями для Самостоятельной работы студентов Зачет выставляется на основе накопленных баллов к рейтингу (доклад на семинаре – 30 баллов; сообщение для фронтального слушания – 10 баллов; участие на семинаре в дискуссиях – 10 баллов) Автоматический зачет – 50 баллов Семинар 1 Темы докладов (30 баллов к рейтингу) 1. Зарождение психологии управления в контексте психологических и педагогических наук 2. Общая характеристика психологии управления. Отличие психологии управления от остальных психологических наук и их сходство 3. Кризис в отечественной психологии середины ХХ века 4. Способы психологического влияния 5. Конструктивное и деструктивное влияние руководителя на подчиненных 6. Манипулирование в управленческой деятельности
Методические указания 1)Студентом должны быть изучены: генезис понятия "психология управления" в 20 годы XX века; становление психологии управления как относительно самостоятельной дисциплины в 60-е годы; основные направления современных исследований по психологии управления. 2) Студенты должны быть готовы анализировать индивидуальную управленческую деятельность с позиций деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов), осуществлять анализ личности руководителя (Б.М. Теплов), взаимоотношения руководитель – подчиненный (К. Левин, А.И. Китов). 3) Студенты должны уяснить сложность и многоаспектность управленческого труда, научиться формулировать субъект и объект управленческой деятельности, быть готовыми анализировать психологическое содержание управленческой деятельности, причины возрастания роли психологического начала в управлении, место психологии управления в системе научного знания, связь психологии управления с общей психологией, социальной психологией, теорией управлении и другими науками. 4) Студенты должны понимать основные задачи психологии управления, методы психологии управления, иметь представление о роли психологии управления в подготовке управленческих кадров, в повышении эффективности их деятельности. 5) Студент должен иметь представление о человеке и его психологии с точки зрения концепция менеджмента (Ф. Тейлор, А. Файоль), о доктрине "человеческих отношений на производстве" и изменении статуса психологического фактора в управлении. 6) Студентом должны быть изучены идеи А.К. Гастева («управление вещами» и «управление людьми», научная организация труда, принципы повышения производительности труда), современные концепции менеджмента. Задания для самостоятельной работы (фронтальное слушание, 10 баллов к рейтингу, сообщение на 5 минут) 1. Чтение учебника Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н., Самохин С.И., Суханов О.И. «Социология и психология управления» (аннотация к фрагменту учебника – собственный выбор) 3. Составление кроссворда по теме “История психологии управления, её зарождение и становление как науки и практики”. 4. Составление кроссворда по теме “Общая характеристика психологии управления”. Семинар 2 Темы докладов (30 баллов к рейтингу) 1. Психологические различия в понятиях «управление персоналом» и «управление человеческими ресурсами». 2. Личность как объект управления. 3. Личность и социальная роль. 4. Влияние особенностей личности на эффективность ее профессиональной деятельности. 5. Методики изучения психологических характеристик личности в практике управления. 6. Структура личности по З. Фрейду. Определите, какие психологические различия между сотрудниками она может показать.
Методические указания 1) Студент должен сложить представление о понятиях «человеческий фактор» и «персона» (личность) как отражение технократических и гуманистических установок в управленческой деятельности. 2) Необходимо проанализировать личность как объект управления и рассмотреть институциональный и психологический уровни подчинения. 3) Изучить психологическую структуру личности; общие и частные способности личности; биографические характеристики (возраст, пол, социально-экономический статус, образование). 4) Рассмотреть влияние темперамента на выполнение профессиональной деятельности и качество профессионального взаимодействия. 5) Изучить характерологические особенности личности (акцентуированный и не акцентуированный характер; зависимость эффективности профессиональной деятельности от биографических характеристик, способностей, черт личности). 6) Сложить представление о понятиях “профессиограмма” и “психограмма”, о методах изучения личности. Задания для самостоятельной работы (фронтальное слушание, 10 баллов к рейтингу, сообщение на 5 минут) 1. Психологические различия в понятиях «управление персоналом» и «управление человеческими ресурсами». 2. Можно ли повысить самооценку у сотрудника? Как это можно сделать? 3. Может ли человек изменять свой темперамент и характер? Обоснуйте свой ответ. 4. Как можно определить темперамент и характер человека? Сделайте перечень соответствующих методик. 5. С каким темпераментом человек чаще будет предрасположен к конфликтному поведению? 6. Какова роль установок и стереотипов в поведение человека? Дайте перечень установок и стереотипов в подчиненных, определяющих их отношение к руководителю и к профессиональной деятельности. 7. В какой мере в реальной управленческой практике в нашей стране руководители склоны учитывать психологические особенности своих подчиненных? Обоснуйте свой ответ, приведите примеры. Семинар 3 Темы докладов (30 баллов к рейтингу) 1. Понятие “группа” в психологии управления. Структура группы (социометрическая, коммуникативная, социальной власти). Виды групп. 2. Понятие коллектива, команды. Социально-психологический климат коллектива. 3. Методики изучения социально-психологических характеристик группы. 4. Психологическая совместимость или несовместимость людей в группе. 5. Роль руководителя в формировании благоприятного социально-психологического климата. 6. Ценностно-ориентационное единство группы.
Методические указания 1) Студент должен познакомиться с понятием “группа” как объектом управления в психологии; изучить содержание понятий “референтная группа” и “группа присутствия”; рассмотреть функции референтной группы; провести сравнительный анализ групп разного уровня развития (группа номинальная, группа – ассоциация, группа – кооперация, коллектив); 2) Изучить общие характеристики группы: композиция, структура, групповые процессы, система групповых ожиданий; проанализировать понятия “социометрическая” и “коммуникативная” структуры групп, структура социальной власти в группе; 3) Описать суть статусно-ролевой характеристики группы (официальные и неофициальные роли группы; типичные неофициальные роли в группе; понятие групповой динамики; групповая сплоченность; ценностно-ориентационное единство группы; 4) Рассмотреть понятие “психологическая совместимость сотрудников”, ее формы: срабатываемость, ролевая совместимость, структурная совместимость; понятие “социально-психологический климат”, его составляющие; пути оптимизации психологического климата; 5)Усвоить методы изучения внутригрупповых отношений (воздействие группы на личность; конформизм; коллективизм; деиндивидуализация). Изучить понятие социальной фасилитации, социальной ингибиции; познакомиться с эффектом социальной лености, условиями его возникновения. Задания для самостоятельной работы (фронтальное слушание, 10 баллов к рейтингу, сообщение на 5 минут)
1. Основные отличия формальной и неформальной групп? 2. Опираясь на понятие референтной группы, определите, сколько референтных групп может быть у человека – одна или несколько? Может ли производственный коллектив быть референтной группой? 3. Сделайте перечень типичных неформальных ролей в группе. 4. Руководителя приглашают на день рождения одного из членов коллектива. Как он должен вести себя в этой ситуации и почему? 5. Перечислите возможные неофициальные санкции, которые может использовать группа по отношению к своим девиантам. 6. Что такое статусно-ролевая структура группы? 7. Как могут соотноситься официальные и неофициальные отношения в группе? 8. От чего зависит социально- психологический климат коллектива? 9. Что такое ценностно-ориентационное единство группы? 10. Что такое групповая динамика? 11. Как называются группы разного уровня развития?
Семинар 4 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 150. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |