Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задания для самостоятельной работы (фронтальное слушание, 10 баллов к рейтингу, сообщение на 5 минут)




С рекомендациями для

Самостоятельной работы студентов

Зачет выставляется на основе накопленных баллов к рейтингу (доклад на семинаре – 30 баллов; сообщение для фронтального слушания – 10 баллов; участие на семинаре в дискуссиях – 10 баллов)

 Автоматический зачет – 50 баллов

Семинар 1

Темы докладов (30 баллов к рейтингу)

1. Зарождение психологии управления в контексте психологических и педагогических наук

2. Общая характеристика психологии управления. Отличие психологии управления от остальных психологических наук и их сходство

3. Кризис в отечественной психологии середины ХХ века

4. Способы психологического влияния

5. Конструктивное и деструктивное влияние руководителя на подчиненных

6. Манипулирование в управленческой деятельности

 

Методические указания

1)Студентом должны быть изучены: генезис понятия "психология управления" в 20 годы XX века; становление психологии управления как относительно самостоятельной дисциплины в 60-е годы; основные направления современных исследований по психологии управления.

2) Студенты должны быть готовы анализировать индивидуальную управленческую деятельность с позиций деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов), осуществлять анализ личности руководителя (Б.М. Теплов), взаимоотношения руководитель – подчиненный (К. Левин, А.И. Китов).

3) Студенты должны уяснить сложность и многоаспектность управленческого труда, научиться формулировать субъект и объект управленческой деятельности, быть готовыми анализировать психологическое содержание управленческой деятельности, причины возрастания роли психологического начала в управлении, место психологии управления в системе научного знания, связь психологии управления с общей психологией, социальной психологией, теорией управлении и другими науками.

4) Студенты должны понимать основные задачи психологии управления, методы психологии управления, иметь представление о роли психологии управления в подготовке управленческих кадров, в повышении эффективности их деятельности.

5) Студент должен иметь представление о человеке и его психологии с точки зрения концепция менеджмента (Ф. Тейлор, А. Файоль), о доктрине "человеческих отношений на производстве" и изменении статуса психологического фактора в управлении.

6) Студентом должны быть изучены идеи А.К. Гастева («управление вещами» и «управление людьми», научная организация труда, принципы повышения производительности труда), современные концепции менеджмента.

Задания для самостоятельной работы (фронтальное слушание, 10 баллов к рейтингу, сообщение на 5 минут)

1. Чтение учебника Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н., Самохин С.И., Суханов О.И. «Социология и психология управления» (аннотация к фрагменту учебника – собственный выбор)

3. Составление кроссворда по теме “История психологии управления, её зарождение и становление как науки и практики”.

4. Составление кроссворда по теме “Общая характеристика психологии управления”.

Семинар 2

Темы докладов (30 баллов к рейтингу)

1. Психологические различия в понятиях «управление персоналом» и «управление человеческими ресурсами».

2. Личность как объект управления.

3. Личность и социальная роль.

4. Влияние особенностей личности на эффективность ее профессиональной деятельности.

5. Методики изучения психологических характеристик личности в практике управления.

6. Структура личности по З. Фрейду. Определите, какие психологические различия между сотрудниками она может показать.

 

Методические указания

1) Студент должен сложить представление о понятиях «человеческий фактор» и «персона» (личность) как отражение технократических и гуманистических установок в управленческой деятельности.

2) Необходимо проанализировать личность как объект управления и рассмотреть институциональный и психологический уровни подчинения.

3) Изучить психологическую структуру личности; общие и частные способности личности; биографические характеристики (возраст, пол, социально-экономический статус, образование).

4) Рассмотреть влияние темперамента на выполнение профессиональной деятельности и качество профессионального взаимодействия.

5)  Изучить характерологические особенности личности (акцентуированный и не акцентуированный характер; зависимость эффективности профессиональной деятельности от биографических характеристик, способностей, черт личности).

6)  Сложить представление о понятиях “профессиограмма” и “психограмма”, о методах изучения личности.

Задания для самостоятельной работы  (фронтальное слушание, 10 баллов к рейтингу, сообщение на 5 минут)

1. Психологические различия в понятиях «управление персоналом» и «управление человеческими ресурсами».

2. Можно ли повысить самооценку у сотрудника? Как это можно сделать?

3. Может ли человек изменять свой темперамент и характер? Обоснуйте свой ответ.

4. Как можно определить темперамент и характер человека? Сделайте перечень соответствующих методик.

5. С каким темпераментом человек чаще будет предрасположен к конфликтному поведению?

6. Какова роль установок и стереотипов в поведение человека? Дайте перечень установок и стереотипов в подчиненных, определяющих их отношение к руководителю и к профессиональной деятельности.

7. В какой мере в реальной управленческой практике в нашей стране руководители склоны учитывать психологические особенности своих подчиненных? Обоснуйте свой ответ, приведите примеры.

Семинар 3

Темы докладов (30 баллов к рейтингу)

1. Понятие “группа” в психологии управления. Структура группы (социометрическая, коммуникативная, социальной власти). Виды групп.

2. Понятие коллектива, команды. Социально-психологический климат коллектива.

3. Методики изучения социально-психологических характеристик группы.

4. Психологическая совместимость или несовместимость людей в группе.

5. Роль руководителя в формировании благоприятного социально-психологического климата.

6. Ценностно-ориентационное единство группы.

 

Методические указания

1) Студент должен познакомиться с понятием “группа” как объектом управления в психологии; изучить содержание понятий “референтная группа” и “группа присутствия”; рассмотреть функции референтной группы; провести сравнительный анализ групп разного уровня развития (группа номинальная, группа – ассоциация, группа – кооперация, коллектив);

2) Изучить общие характеристики группы: композиция, структура, групповые процессы, система групповых ожиданий; проанализировать понятия “социометрическая” и “коммуникативная” структуры групп, структура социальной власти в группе;

3) Описать суть статусно-ролевой характеристики группы (официальные и неофициальные роли группы; типичные неофициальные роли в группе; понятие групповой динамики; групповая сплоченность; ценностно-ориентационное единство группы;

4) Рассмотреть понятие “психологическая совместимость сотрудников”, ее формы: срабатываемость, ролевая совместимость, структурная совместимость; понятие “социально-психологический климат”, его составляющие; пути оптимизации психологического климата;

5)Усвоить методы изучения внутригрупповых отношений (воздействие группы на личность; конформизм; коллективизм; деиндивидуализация). Изучить понятие социальной фасилитации, социальной ингибиции; познакомиться с эффектом социальной лености, условиями его возникновения.

Задания для самостоятельной работы (фронтальное слушание, 10 баллов к рейтингу, сообщение на 5 минут)

                                                                                                                 

1. Основные отличия формальной и неформальной групп?

2. Опираясь на понятие референтной группы, определите, сколько референтных групп может быть у человека – одна или несколько? Может ли производственный коллектив быть референтной группой?

3. Сделайте перечень типичных неформальных ролей в группе.

4. Руководителя приглашают на день рождения одного из членов коллектива. Как он должен вести себя в этой ситуации и почему?

5. Перечислите возможные неофициальные санкции, которые может использовать группа по отношению к своим девиантам.

6. Что такое статусно-ролевая структура группы?

7. Как могут соотноситься официальные и неофициальные отношения в группе?

8. От чего зависит социально- психологический климат коллектива?

9. Что такое ценностно-ориентационное единство группы?

10. Что такое групповая динамика?

11. Как называются группы разного уровня развития?

 

Семинар 4










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 122.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...