Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика мирового рынка нефти и нефтепродуктов.




Мировой рынок нефти и нефтепродуктов представляет собой весьма тонкую и чувствительную систему. Его «настрой» зависит от многих факторов: политических, экономических, сезонных, региональных, от положения, складывающегося с танкерным флотом, и т.д. Вместе с тем он достаточно хорошо организован, имеет свои особенности, свои правила игры.

Существуют две формы торговли нефтью и нефтепродуктами: контрактная и спотовая. Контрактная форма торговли подразумевает ситуацию, при которой покупатель и продавец договариваются о поставках товара в течение определенного периода и часто по фиксированным ценам. В прошлом контракты подписывались на два, три и более лет. Затем этот период сократился, а цены стали более гибкими. Спотовая торговля предусматривает сделки краткосрочные. Зачастую спотовая торговля — это продажа одного танкера с нефтью или нефтепродуктами. Поэтому цены по сделке устанавливаются на конкретный танкер на день сделки. По подсчетам специалистов, в настоящее время примерно 50—55% сделок, заключаемых на мировом рынке нефти и нефтепродуктов, совершается на спот-условиях.

В настоящее время на рынке нефти и нефтепродуктов присутствуют четыре главных участника: 1) крупные нефтяные компании, практи1сующие обе формы торговли; считается, что им принадлежат примерно 40% спотового рынка (Mobil, SheH и другие «нефтяные сестры»); 2) независимые нефтяные компании (не принадлежащие к «нефтяным сестрам»); им принадлежат порядка 10—15% спотового рынка; 3) нефтяные трейдеры (Fibro, Marc Rich).Роттердам — как раз то место, где по существу зародилась «спотовая» торговля. В этом районе сосредоточены крупные перерабатывающие мощности, хранилища и распределительные системы. Однако в настоящее время под Роттердамским спотовым рынком следует понимать более широкую географию. Сюда надо включать все спотовые рынки северо-запада Европы: Швецию, Данию, Норвегию, восточную часть Ве-ликобритании, ФРГ, Голландию, Бельгию и северо-запад Франции. Логистика Роттердамской зоны состоит из двух крупных сегментов. Танкерные торговые сделки осуществляются в северо-западном регионе: Роттердам — Северное море; торговые сделки с речными баржами ведутся в зоне Роттердам — дельта Рейна (поставки потребителям в Голландию, ФРГ, Бельгию, Швейцарию и др). Другим крупнейшим мировым спотовым рынком является Сингапур. Этот рынок считается вторым в мире после Роттердамского. Кроме того, данный регион занимает третье место в мире по объемам переработки нефти после Роттердамского и Американского (побережье Мексиканского залива) регионов. Сингапурский рынок расположен на крупной транспортной артерии, соединяющей Азию с другими регионами мира. Сингапур играет роль своеобразного баланса между США и Роттердамом. На Сингапурский рынок ориентируются производители и трейдеры нефти и нефтепродуктов Индонезии, Малайзии, КНР, ОАЭ, Ирана. Следует отметить, что в связи с бурным экономическим ростом в новых индустриальных странах (Ю. Корее, Тайване, Сянгане (Гонконге) и др.) отмечается рост нефтепотоков из Ближневосточного в Сингапурский регион. Крупным рынком является Средиземноморский. Нефтетрейдеры ориентируются на рынок Генуя — Лавера. Это объяснимо и логично. Ближневосточные производители нефти и нефтепродуктов везут продукцию на юг Европы.

Экспорт нефти и нефтепродуктов – основная статья товарных поставок из России на международные рынки. На протяжении всей современной истории наша страна выступает крупным экспортером, контролируя 12 – 14% мирового нефтяного рынка. В условиях стабилизации внутреннего потребления нетто-экспорт сырья и нефтепродуктов увеличивается за счет роста добычи. По данным Федеральной таможенной службы экспорт нефтепродуктов из России в 2010 г. вырос на 8,9% и составил 131,3 млн тонн. Доля мазута в общей структуре экспортных поставок возросла с 53 до 55% (до 72 млн тонн). Доля дизельного топлива осталась практически неизменной, при увеличении физических объемов – 3 млн тонн. Экспорт автомобильного бензина сократился на 34% – до 3 млн тонн. Свыше 90% (2010 г. – 115 млн тонн) всего экспорта нефтепродуктов из России направляется на Атлантический рынок и менее 10% (11,8 млн тонн) – на Тихоокеанский рынок, что обусловлено, прежде всего, ограниченностью перерабатывающих мощностей в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, их удаленностью от традиционных центров добычи нефти.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 171.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...