Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Россия и её место в рейтинге конкурентоспособности.




Экономический кризис нанес ощутимый удар по позициям России в рейтинге ВЭФ еще в прошлом году, когда страна опустилась с 51 на 63 место, потеряв сразу 12 позиций. В нынешнем списке Россия осталась, как и в прошлом году, на 63 строчке рейтинга. Соседями России в списке на этот раз оказались Шри-Ланка (62 место) и Уругвай (64 место). В докладе отмечается, что такому равновесию способствовали «незначительное ухудшение макроэкономической стабильности в некоторой мере было сбалансировано улучшениями в других сферах, особенно сфере инфраструктуры, здравоохранения и образования, а также в технологическом уровне». В то же время у экспертов вызывает опасения, что «конкурентоспособность страны страдает из-за неэффективной антимонопольной политики и серьезных ограничений в сфере торговли, включая внешнеэкономическую деятельность и жесткое регулирование иностранного участия». В связи с этим, конкурентоспособность России в ключевой сфере — «Эффективность рынка товаров и услуг» — продолжает ухудшаться. По этому показателю страна занимает 123 строчку из 139 возможных. В числе наиболее серьезных негативных факторов эксперты особо отметили слабость государственных институтов (118 место), низкий уровень стандартов корпоративного управления (119) и недостаточные гарантии защиты прав собственности (126), причем за минувший год эти показатели ухудшились. Кроме того, Россия оказалась в числе аутсайдеров по таким критериям, как развитие финансового рынка (125 место), устойчивость банков (129), инфляция (125), бремя государственного регулирования (128). Любопытно, что в последние годы, несмотря на многочисленные декларации российских властей, государство лишь наращивает свою долю в экономике. Согласно подсчетам правительства России, в 2009 году доля государства в российской экономике составила 45-50%, что в полтора раза больше среднемирового показателя. Ныне каждый второй занятый в российской экономике работает в государственном секторе. Все эти проблемы мешают России воспользоваться своими конкурентными преимуществами, такими, как сравнительно низкий уровень государственного долга и дефицита бюджета, большой размер рынка, высокий инновационный потенциал и качественное высшее образование, отмечается в докладе.

Среди стран бывшего СССР Россия заняла четвертое место, пропустив вперед Эстонию (33 место), Литву (47) и Азербайджан (57). Среди стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) Россия заняла последнее место, оказавшись позади Китая (27 место), Индии (51) и Бразилии (58).

В рейтинг междун конкуренции IMD (2010) Россия заняла 51 место из 58. В 2008 г Россия занимала 47 место, в 2009 г – 49 место. Сильные стороны России: низкий гос долг, эффективность фискальной политики, объем резервов, дешевые энерготарифы для компаний. Слабые стороны: бюджетный дефицит, сокращение сборов налогов, зависимость от внеш финансирования и сырьевого сектора. В рейтинге экономич перспектив Россия заняла 55 место.

Конкурентоспособность России. Преимущества :высокий образовательный уровень населения и квалифицированная рабочая сила (но средний уровень трудовой дисциплины, низкая мобильность); значительные запасы многих видов природных ресурсов; большая территория; большая емкость внутреннего рынка; наличие отраслевых кластеров (энергетика, стале-литейная отрасль, ВПК, машиностроение). Недостатки: климат (одна из самых холодных стран мира), т.о. повышение энергостоимости, высокая стоимость рабочей силы; дорогое капитальное строительство; дорожное покрытие плохое; только 13% территории пригодно для с/х; дальность месторождений полезных ископаемых, т.о. дороговизна, низкий сорт полезных ископаемых, тяжелые климатич условия.; НТПотанциал разрушен (специалисты уезжают, наука не финансируется, слабая подготовка новых кадров); малая доля прикладных исследований, инфраструктура (высокая степень износа); условия спроса (не оч требовательный потребитель); нехватка родственных, поддерживающих отраслей; отставание по уровню менеджмента от развитых стран (слабая мотивация, маленький опыт); роль гос-ва (часто меняется правительство и т.д.)

Перспективы повышения конкурентоспособности России. Существуют 2 пути: верхний и нижний. Сейчас Россия идет по нижнему пути. Главная причина пути, основанного на фактическом условии – отсутствие долгосрочной стратегии научного потанциала и учета современных тенденций глобального мира. Нужно формировать конкурентную стратегию и конкурентную политику. Необходим переход к верхнему пути, основанному на активизации инновационной деятельности, адекватной стр-ры экономики и эффективной адаптации к внеш условиям. По отношению к инновациям страна может занимать 3 позиции: 1) активно учавствовать в создании новых знаний и проведении научно-исследоват разработок; 2) активно заимствовать и адаптировать полученные кем-либо другим научн результаты; 3) воспринимать технологич достижения по мере их естественной диффузии, не прилагая к этому усилия. Стратегии инновационного развития: 1) стратегия научно-технич лидерства; 2) стратегия динамического наверстывания; 3) олигополистическая стратегия; 4) конкуренция за инвестиции. Для России характерно сочетание 1,2,4 стратегий. Необходимо: реализация природно-ресурсного потенциала; диверсификация промышленной инфраструктуры; модернизация сырьевого сектора; развитие финансовой системы и адаптированных форм государственно- частного партнерства; приоритетность вложения в науку и образование; встраивание в глобальные процессы инновационного развития; развитие механизмов передачи и распространения управленческих знаний; пересмотр отдельных положений налоговой и таможенной политики.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...