Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общество как саморазвивающаяся система. Основные сферы общественной жизни, их специфика и взаимосвязь.




Общ-во – особая подсистема объективной реальности, специфическая, соц форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит в том, что историю общ-ва делают люди. В живой природе в лучшем случае наблюдается лишь приспособление к окруж действит-ти, общ-во же может оказывать на эту действит-ть определенное воздействие. Рассмотрение общ-ва как системы означает: 1) Необходимость дать его структурно-функциональный анализ. 2) Рассмотреть его как динамическую саморазвивающуюся сис-му. Сис-ма - есть совокупность элементов, нах в отношениях и связях друг с другом, кот образует определ целостность единства.

Структура- совокупность устойчивых связей О, обеспечивающих его целостность. Охарак-ть общ-во как саморазвивающуюся целостную сис-му - значит выявить в ней самой предпосылки к развитию, а также то, что общ-во не явл простой суммой индивидов, а есть новая качественная определенность для кот хар-рно подчинение объективным законам развития общ-ва. Факт, что общ-во есть др качественная определенность нежели чем простая сумма отдельных людей не вызывает сомнения. А источники развития общ-ва следует искать в противоречиях таких например, как противоречие производительных сил и производственных отношений, в противоречиях надстройки и базиса в общественно – экономич формациях. Рассмотр общ-ва как сис-мы предполагает выявление элементов этой системы, ее первокирпичиков. Таким первокирпичиком явл чел и его деят-ть.  Сферыжизни общ-ва суть эконом, социальн, полит, духовная. Эти сферы сущ в любом общ-ве. Они в свою очередь могут делиться на составные, кот также делимы. Выделив эти основные сферы и продолжая раскрывать их дальше, получим полный структурный анализ. Функциональный анализ раскрывает назначение одного из элементов по отношению к др и к сис-ме в целом, раскрывает зависимость изменений одного элемента от изменений в др элементе.

--- ИЛИ ----

Общ-во состоит из сознательных существ, обладающих свободой выбора, и соответствующее поведение кот неоднозначно. Внутренняя структура и динамика обществ-й жизни сложнее любых др живых систем, так как здесь в кач-ве субъектов выступают отдельные люди, группы, нации, классы, гос, культуры и т.д. Общ-во – это историч процесс, где все события индивидуальны и неповторимы. Возникает вопрос о наличии законов в общест-м развитии.

Общ-во имеет 2 аспекта своей структуры: статический и динамический. Статическая структура: Духовная сфера (смысл, религия); Политич сфера (власть); Соц сфера (нация, сословия, классы); Материал сфера (экономика)

Динамическая структура предполагает выделение историч эпох, меняющих друг друга. Здесь возникает вопрос о чел как о едином целом или как цели отдельных культур и цивилизаций. В любом совр общ-ве функционируют соц группы и слои, а также национ сообщества. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними сущ-ют экономич, соц, полит и духовные отношения, кот и образуют соц структуру общ-ва. К основным элементам соц структуры следует отнести классы, город-деревня, физ -умственный труд, сословия (соц группы, место кот в общ-ве определяется не их положением в сис-ме соц-экономич отношений, а сложившимися традициями и правовыми актами), соц-демографические группы -молодежь, муж, женщ, тинэйджеры, пенсионеры, национальные общности - нации, этнические группы. Почти все эти группы неоднородны по составу и делятся на отдельные слои и группы собственными интересами. Определяющим элементом соц сферы в любом классовом общ-ве явл классы - большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного произв-ва, по их отношению к ср-вам произв-ва, по их роли общественной организации труда.

Природа и общество: социально-философские и этические аспекты их взаимодействия.

Природа есть весь окруж-й нас мир во всем бесконечном многообразии его проявлений. Природа пред-ет собой объективную реальность, кот сущ-ет вне и независимо от сознания чел. Общество – форма совместной жизнедеят-ти людей, явл-ся обособившейся частью природы, в то же время неразрывно с ней связано. В фил воззрениях на природу, ее сущность можно выделить 2 крайние, противопол-ые точки зрения. Первая из них рассматр природу лишь как хаос, царство слепых стихийных сил, случайности. Другая исходит из того, что в природе господствуют естественная необх-ть и строгие закон-ти. Эволюция фил представлений о взаимоотношениях общ-ва и природы опред-сь главным образом степенью развития самого общ-ва, а так же господствовавшими в то или иное время  эконом, полит, религ и иными воззрениями. Первоначально, в ходе становления чел-ой цивилизации при крайне примитивной матер-й базе о ограниченной силе общ-ва природа совершенно справедливо оценивалась людьми как сила неизмеримо более значительная и совершенная. В античн фил природа рассматр как мать-кормилица, как причина возник-я чел (Платон). Примерно то же и в воззрениях представителей матеариалистич-го направ-я того времени: чел – как совокупность атомов. (Демокрит). Естественная гармония природы вызывала врсхищение и желание во всем подражать ей. Чел и прир мыслились как единое, гармонически взаимосвязанное целое. Идеалом общ-ва было стремление жить в согласии с природой, познать ее, использ-ть ее в кач-ве объекта наблюдения. Более чем скромные матер силы общ-ва в античные времена не позволяли оценивать природу как главную и непосредст-ю цель преобраз-ой деят-ти чел. В Ср века европейская философская мысль находилась под сильным влиянием религии .Природы и чел рассматр как творения Божьи. Чел, как высшее существо, созд Богом по своему образу и подобию, наделенный бессмертной душой, начинает противопоставляться более «низкой» греховной природе.И речь идет уже не о слиянии чел с природой, а об их противопоставлении и возвеличивании чел над природой. Падает и не поощряется интерес к изучению метер мира.В эпоху Возраждения – период рацвета культуры и искусства – взгляды на взаимоотношения природы и общества на короткий период становятся иными. Природа рассматр разрушающей и порочной цивилизации. В эпоху Нового времени (17-18 в) начин бурно развиваться науки, ставятся и проводятся многочисленные опыты и эксперименты, направл-ые на становление и развитие произв-ва. И в фил воззрениях, и в практических действиях все более отчетливо обозначается новый тип взаимоотношений чел и природы. Его центральная идея – чел должен покорить природу, стать господином, овладеть ее богатствами. В науке гл задачей становится познание тайн и законов природы. «Цель науки и техники, - подч Ф. Бэкон, - господство над природой». Появлению подобных идей способ-ет и все увелич-ся мощь чел общества, рост его произв-ных сил. В науч теории, в практич деят-ти чел о окончательно возобладала тенденция необ-ти все более полного господства чел над природой. Взгляд на природу лишь как на важное ср-вл для достижение многих челблаг сохранялся, и все более усиливался ( до серед 20 в). И лишь в последние его десятилетие, уже на рубеже потенциальной, глобальной эколог катастрофы, стала очевидной задача немедленного поиска разумного баланса в отношениях чел и природы, и в первую очередь соответ-го философского осмысления взаимоотношений между ними, происх-х процессов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 174.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...