Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философская концепция К.Маркса и Ф.Энгельса. Историческая судьба марксизма.




 

22. Особенности  развития отечественной философии. Ее основные течения, представители и проблемы. Славянофилы и западники в общественно-политической мысли России 19 века. Особенность русской философии: 1) у русских мыслителей были предпочтения среди философских проблем: а) проблема человека, его сущности и его внутреннего мира; б) этическая проблематика; в) тема ответственности перед богом; г) философия истории, тема «Запад-Восток»; 2) национальный стиль философов и свои подходы к осмыслению философских проблем. Это получило отражение в социальной ориентации философии. Это отсутствие стремления к создание завершения философских систем и формы существования философии (была жесткая цензура, философских текстов на прямую не существовало в художественной литературе, в форме естествознания); 3) своеобразие становления философии в России, как отрасли знаний. Начиная с 18в она развивалась на своей основе, т.е. в светской направленности и в духовных академиях. Философия Чаадаева, славянофилов и западников. П.Я.Чаадаев (1794-1856). Один из первых русских людей, пытавшихся создать философскую систему. В 1828 – 1830гг. Чаадаев создает цикл произведений «Философские письма», что послужило закрытию журнала, Чаадаева объявили сумасшедшим. В этом письме он писал о тяжелой судьбе русского народа, осуждал самодержавие и крепостничество, порицал православную церковь, противопоставляя ей католическую. Он считал, что католическая церковь является поборницей просвещения, а христианскую церковь – тормозом науки. В основе мира – духовное начало. Сущность исторического процесса не в физических событиях, а в развитии духа. Его заслуга в том, что он первым стал мыслить систематически. Он автор первой системы, в которой синтезировал религию, философию, историю, социологию. Если первоначально он считал оторванность России от мирового исторического процесса ее важнейшей бедой, то со временем усмотрел в этом одно из главных преимуществ. Славянофилы. Четкое противопоставление исторического пути России и общественного развития Западной Европы, их философские взгляды сложились в 30-40-е годы 19в, и их родоначальниками были: Кириевский, Хомяков. Все были идеалистами. Западники. Не обладали духовной ценностью. Их связывала общая концепция, предполагающая использование западноевропейского опыта для совершенствования материальной и духовной жизни русского общества. Представители: Герцен, Белинский, Лавров. Славянофилов и западников объединяло одно – судьба русского народа.                                                              23. Философия В. Соловьева: концепции «всеединства» и «цельного знания». Религ-ная фил В. Соловьева (1853-1900) была выражен в виде опред системы взглядов, в кот доминир след основн идеи: идея всеедин-ва чел-тва, природы и бога, София (идея мировой мудрости). Глав идея – всеединства. Речь идет о един-ве чел-ва, кот изначально облад общими родовыми кач-вами. Имея единую природу (от Бога) и данную богом душу чел-во тем не менее раскололось на мн народы, нации, рассы, кот вражд др с др на полит эконом и религиозн почве. С. счит что фил должна способствовать воссоединен чел-ва через объедин религии всех народов. В этом проявл идея соборности на мир уровне. По С. воссоедин чел-ка долно происход в услов торжества христ-ва, кот будет принято большинством населен планеты. Выступ за объединене катол-ва, протестанцизма и правос-вия, как ветви внутри христ-ва. Фил всеедин ориент не только на сближение всего народа, но и на сближен чел-ка и природы, а гл о сближен чел-ва и бога. Это возможно лишь если чел-во будет жить в соответ с учением и заповед бога. Конечным рез-том развития мира будет утверждение царства Божия, воссоед мира со своим творцом, т.самым будет восстановлено абсолют всеединство. С. развил учен о софии, как мир мудрости, кот. Явл основой всеедин, объедин людей на принципах истины, добра и красоты. На этих полож основ фил любви и нравствен Вл.Сол. Принциы всеед отмеч и теорией познания (гносеолог) С. Он счит, что познан мира чел-ка и бога должно носить целостн хар-ер. В нем соед: опыт людей, наука, интуитив созерцание, мистич восприят мира, вера. Фил и наука значимы лишь в единстве с религ верой. При этом знание о реальн мире дает наука, о дух мире – фил, о боге – верой.                                

 24. Философские и социально-политические взгляды Н. Бердяева. Признавал равенство двух царств:- природы, кот. объективно существует во времени и пространстве; - духа, духовная жизнь чел. ни объективна ни субъективна. Он создал экзистенциальное учение о свободе чел: чел. как личность – часть духовного царства, поэтому он духовно тождественен богу, след. свободен. Но телесно чел. живет в бездуховном царстве природы, где свободы нет. Это царство стремится лишить чел. духовной свободы, превратить личность в объект. С помощью творчества чел. может спасти свою свободу, т.к. творчество – создание нового никогда ранее не существовавшего. Три вида свободы: - Иррациональная, кот. чел. получает от бога; - Рациональная, кот. чел. получает, следуя моральным нормам; - Вера в бога. С помощью веры чел. духовно перерождается. Постижен людьми бож-ного закона длител процес, в кот разные виды морали смен др друга, развив от низших ее ступеней к высшим. Важная проблем его твор-ва - тема человека. Его фил явл гимном чел-ку, ярким выражением абсолютного поклонен ему. По мнению фил, чел-к явл абсолютным центром не только данной замкнутой планетной сист-мы, но и центром всего бытия. Б. относят к числу вед представ-лей 1-го из основн направл в соврем западной фил —фил чел-ого сущ-ния. Именно эти черты и сделали его выдающ личн-ю в истор рус фил 20 в.                                                                                                                                  

25. Русский космизм: основные представители, проблемы, философские концепции.Учение о космосе, как о небесном мире и о связи между этим небесным миром и тем, что происходит на земле. Яркая черта – гуманизм. Проблемы: - смысл космоса и место чел-ка в нем; - конечность или бесконеч. человеч.существ-я. Федоров- основ. Считал главной целью науки и философии – объедин. всего челов-ва с целью воскрешения предков. Это фантастический космизм. Для того, чтобы на земле не возникло перенасел., люди должны с помощью науки овладеть энергией зем. шара и путеш-вать на нем в космосе, чтобы найти другие планеты пригодные для жизни. На пути к достижению этой конечной цели чел-во должно научиться управлять погодой и научиться использовать солнеч. энергию, чтобы заменить ее невоспол. источники энергии. Научный космизм.Циолковский– основополож-ник космонавтики. Создал теорию ракетостроения, т.к. считал, что чел-во будет осваивать др. планетарные системы, в ходе этого расселения произойдет трансформация чел. в разумно-животное растение, питающееся солнеч. энергией. Люди станут бессмертны, т.к. научатся замещать свои органы на атомарном уровне. Чижевский – создатель гелиобиологии. Установил зависимость между активностью солнца и соц. процессами на земле и ростом заболеваний у людей. На пик солнеч. активности приходится всплеск нервно-психич. и сердечно-сосуд. заболев. и катастроф, войны, революции. Вернадский – учение о биосфере и ноосфере. Биосфера – все живое на земле. Часть биосферы – чел., но он создает новую сферу – ноосферу - разумная деятельность чел., кот. преобразует биосферу, преследуя не только свои интересы, но и учитывает «интересы» природы.                                                                          

26. Современная западная философия: основные философские течения, их особенности. Совр. западная Ф. объединяет в себе множество различ. школ, концепций, зачастую противоречащих др. др. как в подходе к анализу окружающего мира, к человеку, так и в используемых методах. В целом совр. Запад. Ф, представленная различ. течениями и направлениями, существенно противопост. себя классич. философствованию, основанному на требовании познания объект. сущности природы и чел. для их разумного преобразования. Сциентизм (включает позитивизм – стремление обратить Ф. на пользу науке; прагматизм - Ф. это практич. наука, кот должна быть нацелена на удовлетв. потреб. и интересов реал. чел-ка, изучает поведение чел-ка) – научное знание это наивысш. культ. ценность (естеств. и математич. науки). Антисциентизм (экзистенциализм– считают, что Ф. зашла в тупик и необходимо обратить внимание на чел-ка и проблемы, связанные с ним, на смысл его бытия в совр. мире., персонализм – признает личность первич. творч. реальностью и высшей духов. ценностью, а весь мир проявлением творч. активности верховной личности - Бога) – науку критикуют, считают, что она угрожает существ-ю. человеч. цивилизации.                                                                                                              

27. Позитивизм, как «философия науки». Основные этапы развития позитивизма, их представители и важнейшие проблемы. Философия науки — раздел Ф. изучающий понятие, границы и методологию науки. Позитивизм является одним из направлений Ф. науки. Позитивизм возник в конце 19 – нач. 20 в. в запад. Ф. Представители: О. Конт, Г.Спенсер, Дж. Милль. Суть – развитие идеи «положительного знания» и очищения философии от метафизических иллюзий. Позитивизм стремился обратить философию на пользу науке, адаптировать методологич. принципы к бурно растущему естественнонаучному знанию. «Первый позитивизм» (Конт)- предложил признать, что наука должна опираться не на Ф, а на саму себя. Говорил, что единств. источник познания – опыт; ввел классификац. наук. «Второй позитивизм» (Эрнст Мах) - создание абсолютно новой Ф, основанной на «естественном понятии о мире» и устраняющей такие «мнимые» проблемы, как соотношение бытия и мышления, субъекта и объекта. Цель – очистить опыт. «Логический или нео- позитивизм» (Рассел) – прояснение смысла понятий с помощью логич. анализа. «Постпозитивизм»(Карл Поппер) - собирательное название множества различ. концепций, в чём-то схожих, а в чём-то др.др. противоречащих. Все они возникли как попытки преодол. недостатков позитивизма. Суть – критическое отношение к учениям, которые были развиты в рамках неопозитивизма и обосновывали получение объективного знания из опыта.                                                                             

        28.Философские значения психоаналитической концепции З.Фрейда. Фрейд основатель психоанализа, разраб-л его, как метод лечения псих заболеваний и как теорию, объясн-ую роль бессознательных явлений и процессов в жизни человека и развитии всей культуры. Возник-е психоан-а обуслов-но неудовлетв-ю натуралист-го и механ-го объяснения чел-ка, его поведения и деят-ти. З.Ф. обнаржил оромн роль бессознат-го в оведении чел-ка; пришёл к выводу, что психика чел-ка имеет сложн структуру: сознание, предсознание, бессознательное. И бессознат-е инстинкты, в перв очередь секс влечения (либидо), явл основ-ми по будительн силами поведения личности. Пришёл к выводу, что вся чел культур – результат сублимации (переключения энергии либидо на процесс творчества или др виды деят-ти более высоко порядка, политика, общ-ая деят-ть). Получ-ся, что в основе культуры лежит не рац-ая, а иррациональная =, биолог-я деят-ть чел-ка. Также сормулир-л динамич концепцию психики личности, где три слоя Оно (бессознат начало, вырвж-е инстинкт влечения чел-ка), Я (сознат-е начало, выступ-е посредником между Оно и Сверх-я), Сверх-Я (мир культур, общ-ый надзиратель). Таким образом, Я пост-но наход между влечениями (оно) и цензурой, культурой (Сверх-я), что обуславл-т постоян внутр противореч-ть личности. Культура по З.Ф. основ-а на тказе от удовлетвор-я желаний бессознат-го и сущ-ет засчет сублимир-ой энергии либидо. Так З.Ф. утвердил иррационализм, как осн принцип поведения чел-ка , а само чел существование – это пост борьба между принципом удовольствия» и «принципом реальности», влечением и культурой. Оказал сильн влияние. З.Ф. способствовал измег-ю образа чел-ка, отказу от просветительского понимания его как хомо сапиенс (т.е. существа разумного, мыслящего, сознательного).                                                                                                                                                   

  29. «Философия жизни» в западноевропейской духовной культуре: особенности постановки и решения философских проблем. В основе классич-й Ф (XVII-XIX в) – вера в естествен-ю упорядоченность мироустр-а, доступ-ая рац-му постижению. Она исходила из представ-й о гармонии между орг-ей бытия и суб-ой орг-ей чел-ка. В основе этики общества – идеи глав-ва чел-ка над природой, глав-во разума в чел-ке и вера в неудержимый прогресс общ-ва на началах разма, свободы и справедливости. Ф же жизни, возник-я преимуществ в Германии в кон. XIX в., напротив говорит о сомнительности историч прогресса, релятивности (относительности) истины, иррационал-ти истории и самой души человека. Выдвигается идея изучения жизни отдельного чел-ка и важности ее анализа дл философии. Подсознание и интуиция стан центрами философской антропологи. Осн представители – Ницше, В.Дильтей, О.Шпенглер. Смысловой центр – понятие «жизнь» как первичной, фундамент-й реальности, органич целостности, предшед-ей разделению на суб-к и об-к, материю и дух, бытие и сознание. Жизнь – это процесс, свободстихийное и инстинктивное творчество, характ-ся не протяженностью, а длительностью, кр не поддаётся науч анализу. Подчерк-ся сложность, противоречивость, изменчивость, творческий и непредсказ-й хар-р жизни. На смену класс-й Ф придёт Ф, вытекающая из полноты переживаний жизни, , а на место логии и рац-го познания – переживание жизни и ее понимание. Поэтому для интерпритации жизни осн знаение имют не наука о природе,а науки о духе – музыка, поэзия, миф и т.д. Т.е. на место науки приходит искусство. Поэтому Ф жизни тесно связ с культурой литературойи и искусство., Человек – это не тело, не душа, не субстанция, не дух, а жизненная драма, происход-я в опред-х обстоятельствах и прояв-ся во времени. Предмет Ф жизни – жизнь, как «вечное становление» (Ницще), «творческий порыв» (Бергсон). Основ задача Ф – обосновать нов систему ценностей, дать ценостно-мировоззрен-ие ориентиры чел-ку.                                                                                                                                       

 30.Философия экзистенциализма, её разновидности и виднейшие представители. Постановка проблем человеческого существования и направления их разработки.Э – философия существования, ориентир-а на проблемы, связ с чел-ом, смыслом его бытия в современ мире. Э возник в 20-е годы XXв. Принято различать религиозный Э (Л.Шестов, , Н.А. Бердяев, Г.Марсель) и атеистический (А.Камю, Ж.П.Сартр). Кроме того, различают нац-ые формы Э – немецкий Э (К. Ясперс), французский Э (Г. Марсель, Ж.П.Сартр, испанский Э. 3 философ течения, кр оказали влияние на идейной формир-е: предэкзистенциализм датского философа Кьеркегора (идея самодостаточности отдельного чел-ка с его личн судьбой, экзистенция явл-ся результатом выбора чел-касамого себя, свей собствен-ой уникальной идентичности); Ф жизни (Ницше, Дильтей); феноменологический метод Э.Гуссерля (кр позволил придать онтологический статус таким психич переживаниям чел-ка, как страх, отчаяние, забота, трепет и т.д.). Общим для всех экзинстен-ов явл трактовка сущности чел-ка как экзистенции, как особого вида бытия – «для-себя-бытие». Э-ты утверждают открытость, неопределимость чел-ого бытия. Экзистенция есть становящееся целое, недоступное рац-омя мышлению, кр исходит из противопоставления суб-та об-туЧеловеческое бытие «неуловимо» сетью логических понятий, тк явл цельным «вот» - бытием, о кр нельзя ск, что оно состоит из чего-то. Человек, по мнению Э-тов, лишен какой-либо заданной природы, опред-ей его личностное бытие, он ничем не детерминирован. Задаа чел-ка – стать пдлинным чел-ом посредством вопрошания о смысле бтия, посредст-ом эмоц-го переживания своей связи с миром. Все Э-ты критикуют науку за отождествление бытия и сущего, овеществование чел-ка. ПО их мнению Ф – способ переживания индивидом своего собствен сущ-ния в его подлинности, а не наука. По Э чел-к должен перестаь искать в истории своё предназначение и оправдание. Чел-ая свобода понимается, как абс-ая внутр свобода выбора.                                                                                                                                   

        31.Проблема бытия как объект философского осмысления и различные подходы к ее решению.Исследованием общих вопросов бытия занимается спец раздел Ф – онтология (О). Этот раздел рассматривает бытие и сущ-ие вообще – отвлекаясь от св-в и особенностей существ-его и от его частных признаков. Вопросы: Что такое бытие? Что значит – существовать? И т.д. Вопросы О логически и содержательно взаимосвязаны, они выглядят абсурдно с точки зрения здрав смысла, т.к их постановка не свой-на обыден-му сознанию. Ф для осмысления онтологических вопросов принимает особые формы мышления - категории. Это предельно шир-е понятия, многие их кр-х раскрываются лишь друг через друга и исп-ся попарно. Например, бытие и небытие, качество и количество, движение и покой и т.д. На онтолог-е вопросы нельзя дать однозначных ответов. Поэтому такие вопросы ставят проблемы. Проблема небытия Как помыслить небытие? А если небытие есть, то есть ли оно нечто? Уже Платон понял, что, отвергая небытие, мы лишаем сея возм-ти сравнивать, различать, относить – т.е. познавать, ноэтому он допуск-т небытие, как сущ-ее нечто. Небытие не абс-но, оно причастно бытию, оно противостоит бытию как иное – тождественном. Проблема сознания Как возникает созн-е? Присуще ли оно чел-ку? Сущ-т ли высшее сознание – Мир-ой дух? И т.д. Проблема созн-я – проблема дух-о бытия. Осн вопрос Ф – что первично – материя или сознание? Материалисты доказ-ли, что основ-ая и действит-ая реальность – это материальн бытие. Идеалисты отдали приоритет духовному бытию, счит матеральное производным и завис-м от него, дуалисты говорили о их независимсти друг от друга, их параллельном сущ-нии. Проблема единства мира. Вопрос: должны ли мы счит-ть все одним бытием и пытаться объяснить его из какого-то одного начала ли принципа, к кр разнообразие м\б сведено, или же мы имеем дело с бесонечн многообразием видов обособлен-го друг от друга бытия, имеющего каждое свою собствен-ю сущность. Здесь след. Позиции: «монизм» (какое-то одно начало), «плюрализм» (сущ-т несколько или множество независ-х и несводимых друг к другу начал или видов бытия) и «дуализм» (сущ и дух, и материал-е бытие, у каждого своя сущность).Проблема Бога. Вопрос не в том, сущ ли он. Больше вопросов вытек из признания, что он сущ-т, большинство из них связ с трактовкой отношений Бога и мира, природы. Также здсь ставяться вопросы о наличие онтологических корней зла и об ответственности Творца за зло. Проблема движения. Вопросы о том, абсолютно ли движение и вечно ли оно. И не меньшю проблему рождают вопросы о хар-ре движения: скачкообразный, прерывистый, плвный, эволюционный.                        

 32.Развитие представлений о материи в истории философской мысли. Философские концепции пространства и времени, движения и развития. Термин материя возник примерно в I в. до н.э.как перевод на латынь греч слова «гюле» (корень, материал). Древнегреч философы VI-V вв. до н.э. (Фалес, Анаксимен, Эмпедокл) не были ещё ни материалистами, ни идеалистами. Они наз-ли 4 стихии (воду, огонь, землю, воздух). Аристотель мысли материю, как пассивный субстракт, сп-ый к восприятию разных форм и им форме как возмож-ть действовать; разделял её на последнюю (уже облад-ю некой определ0ю возм-ть бытия конкретн вещи) и первую (чистую возм-ть бытия всех вещей). Древние стоики не провод-ли такого различия, у них она – сущность всех вещей, то, из чего всё возникает. В эпоху поздней античности в осмыслении материи появился этический аспект. В гностицизме М – это низменное, зле начло, кр поглощает и разделяет начало духовное, возвышенное. Для неоплатоников – это периферия бытия, последняя ступень деградации духовного, она противопоставляется Единому, как множественность и абс –ая изменчивость. В XIX в. Ф. Шеллинг., представ-ль нем. классической Ф, рассматривал М в неразрыв-м единстве с духом, называл её «дремлющим духом». А Гегель мыслил её как сущее, кр мы можем мыслить, если абстрагируемся от всякой формы «какого-нибудь нечто». Материалестич-е понимание М пошло от древнегреч атомистов, стоиков и натурфилософов. Представ-и классического материализма XVII-XIX вв. Дидро, Толанд, Бюхнер и д.р. рассматр-ли материю как единственную реальность, субстанцию, к кр сводится всё сущее.Они наделили М способностью к самодвижению и саморазвитию, а пространство и время счит её атрибутами. С точки зрения диалектического материализма XIX-XX в. М – это об-ая реальность, данная нам в ощщении, движение – способ её сущ-ни, а развитие – суть движения. Пространство – категория для обозначения протяжен-ти и структурности всех материал об-ов. Время – категория для обозн-я длтельности сущ-я и последоват-ти смены состояний всех материал об-ов. Их св-ва – об-ность, неразрыв связь друг с другом, связь с движением материи, бесконечность. Специфич характеристики: 3-х мерности времени и одномерность пространства, непрерывность пространства и времени,однородность и изотропность пространства и анизотропия времени. Развитие – это необратимое качественное изменение. Оно бывает прогрессивным (протекающим с нарастанием сложности и упорядоченности об-та) и регрессивным (деградация об-та, его распад, гибель и т.д.). Движение – любое изменение вообще, начиная с пространственного перемещения предметов, заканчивая чел-ким мышлением. Движение – атрибут материи. Нет материи без движения и наоборот. 33.Диалектика как концепция развития. Основные законы и категории диалектики. Слово «диалектика» ввел в оборот Сократ; она понималась древнегреческими философами как искусство ведения спора (диалектик – ток, кто умеет правильно ставить вопросы и давать на них ответы). Др форму диалектики, основ-ю на принципе тождества мышления и бытия (т.е единых законах развития), разработал Гегель. Марксистская Ф, взяв на вооружение его идеалист-ю диалектику, перевела ее на рельсы последовательного материализма. Если у Гегеля носителем развития во всех сферах бытия было нечто идеальное, та материализм, естественно, может говорить о развитии как об органически присущем материи, а не навязанном ей из вне. Категории диалектики – это сущность и явление, кол-во и качество, часть и целое, свобода и необход-ть, возмож-ть и действительность, единичное и всеобщее, причина и следствие. Они выражают стороны противоречия, а следовательно, неотделимы от законов. Категории: Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще. Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности. Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость. Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней. Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития. Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами. Законы диалектики:- закон единства и борьбы противоположностей;- закон перехода количественных изменений в качественные и обратно; - закон отрицания отрицания.                                           

34. Синергетика как новое мировоззрение. Синергетика (С.)– наука о самоорганизации открытых систем. Производимые С. мировоззренческие сдвиги можно выразить следующим образом: 1) процессы разрушения и созидания, деградации и эволюции во Вселенной по меньшей мере равновозможны; 2) процессы созидания (нарастания сложности и упорядоченности) имеют единый алгоритм независимо от природы систем, в кот они осущ-ся. С. претендует на открытие некоего универсального механизма, с помощью кот осущ-ся самоорганизация как в живой, так и в неживой природе. Самоорганизация - спонтанный переход открытой неравновесной системы от менее к более сложным и упорядоченным формам орг-ии. Объектом С. м/б не любые системы, а только те, кот удовлетворяют двум условиям: а) быть открытыми (обмениваться веществом или энергией с внешней средой); б) быть существенно неравновесными (находиться в состоянии, далеком от термодинамического равновесия). Новизну С. подхода можно выразить позициями: 1) хаос не только разрушителен, но и созидателен, конструктивен; развитие осущ-ся через неустойчивость (хаотичность). Порядок и хаос не исключают, а дополняют друг друга: порядок возникает из хаоса. 2) Линейный характер эволюции сложных систем, к кот привыкла наука, - не правило, а исключение; развитие большинства таких систем носит нелинейный характер. А это значит, что для сложных систем всегда сущ-ет несколько возможных путей эволюции. 3) развитие осущ-ся через случайный выбор одной из нескольких разрешенных возможностей дальнейшей эволюции в точках бифуркации. Значит случайность – не досадное недоразумение, она встроена в механизм эволюции. А еще оно значит, что нынешний путь эволюции системы м/б и не лучше отвергнутых случайным выбором.                                                                                          35. Повседневная, религиозная и научная картина мироздания. Специфика и особенности построения. Научная картина мира может отличаться от религиозных представлений о мире, основанных на авторитете пророков, религиозной традиции, священных текстах и т. д. Поэтому религиозные представления более консервативны в отличие от научных, меняющихся в результате обнаружения новых фактов. В свою очередь, религиозные концепции мироздания могут изменяться, чтобы приблизиться к научным взглядам своего времени. В основе получения научной картины мира лежит эксперимент, кот позволяет подтвердить достоверность тех или иных суждений. В основе религиозной картины мира лежит вера в истинность тех или иных суждений, принадлежащих какому-либо авторитету. Тем не менее, вследствие переживания всевозможных эзотерических состояний (не только религиозного или оккультного происхождения), человек может получить личный опыт, подтверждающий определенную картину мира, но в большинстве случаев попытки построить на этом научную картину мира относятся к псевдонауке.       

 36. Теория познания как область философских исследований. Проблема познаваемости мира. Познание– ключевое понятие философской теории познания, или гносеологии, означающие последовательное движение к знанию. Гносеология (Г.), или теория познания, - раздел философского знания, в кот рассматриваются вопросы сущности познавательной деят-ти, ее предпосылки, условия достижения адекватного знания. Теорию познания интересуют вопросы, касающиеся причин появления заблуждений и способов их преодоления, а так же проблемы жизненного, экзистенциального смысла знания. Г. следует отличать от эпистемологии (Э.) – раздела теории познания. В кот рассматриваются только проблемы научного познания. Поскольку знание может сущ-ть не только в научной форме, а Г. должна изучать сущность любой познавательной деят-ти в независимости от типа знания, ошибочно отождествлять Г. и Э.. Современная Г. во многом ориентирована на постижение именно научного знания, однако это тенденция не дает основания для полного отождествления Г. и Э. Разделы: 1) учение об условиях достоверности и адекватности познания; 2) учение об истине, о связи истины и ценности, истины и заблуждения, истины и лжи; 3) теория различных видов знаний, их взаимодействия и взаимовлияния; 4)Э., или теория научного знания; 5) учение о знании как инструменте влияния, подавления или достижения свободы. В вопросах соотношения истины и ценности, Г. напрямую смыкается с аксиологией; в разделе о знании как инструменте влияния – с праксиологией; а проблема достоверности и адекватности познания требует решение онтологических вопросов. Г., как и любой раздел философского знания, не существует в отрыве от других разделов, неразрывна с ними связана.                        

 37. Проблема истины в познании и различные подходы к ее решению. Истина и заблуждение. Критерии истины. Истина (И.)– это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он сущ-ет сам по себе, вне сознания. Есть также близкие понятия, как: «правда» (социальная И., содержащая нравственную оценку) и «ложь» ((дезинформация) преднамеренное искажение знаний с целью введения в заблуждение тех, для кого она предназначена. Важнейшей характеристикой И. явл ее объективность (независимость от познающего субъекта). Любая истина и субъективна (зависит от познающего субъекта). Объективная и субъективная – это не две разные И., а одна единая, обладающая двумя противоположными характеристиками. Любая И. всегда относительна, т.е. неполна, содержит возможность изменения и приращения знания. При этом признание относительности (релятивности) истин совершенно не исключает, а напротив – предполагает наличие истин абсолютных, т.е. знание полного, точного, не подверженного дальнейшим изменениям. Абсолютную и относительную И. невозможно отделить друг от друга. Они существуют лишь вместе, в противоречивом единстве. А постепенное накопление все большого числа таких фрагментов и есть познание. Подобная связь истинности знания с условиями сущ-ия его объектов составляет содержание принципа конкретности И. Постоянный спутник И. в любой её форме – заблуждение (З.). И. и З. – две противоположные, но неразрывные стороны единого процесса познания. З. - знание, не соотв-ее своему предмету, несовпадающее с ним. Это неадекватная форма знания, возникает непреднамеренно из-за ограниченности, неразвитости или ущербности практики и самого познания. Основным критерием И. в познании выступает практика- активная, целенаправленная чувственно-предметная деят-ть людей, направленная на изменение реальной действ-ти. Практика и познание тесно связаны. Практика имеет познавательную сторону, а познание - практическую. Практика явл источником инф-ии для познания. Сущ-ют и дополнительные критерии отличия И. от З.. Наибольшее применение они находят в научном познании. Дополнительные критерии: 1) согласованность, или формально-логическая непротиворечивость знания, обеспечиваемая дедуктивным способом развертывания теории; 2) простота – хорошей считается та концепция, кот объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество исходных принципов; 3) внутреннее изящество, гармоничность, красота и др.                                                                                                                                               

       38. Проблема взаимосвязи чувственного и рационального в познании.Философия выделяла в акте человеческого познания два его различных вида: чувственное (перцептивное) и рациональное. Первый связан с деят-ью наших органов чувств (зрения, слуха, осязания и др). Второй – работа разума – абстрактно-понятийное мышление человека. Чувственное познание:1. Ощущение – запечатление отдельных свойств, признаков предметов и явлений материального мира в момент их непосредственного воздействия на наши органы чувств; 2. Восприятие – это отражение предметов в целостности их свойств – по «виду», «вкусу» и др; 3. Представление – сохраненные памятью образы предметов, когда воздействовавших на наши органы чувств. Рационального познания в основном сводится к понятийному абстрактному мышлению (АМ). АМ – целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношений вещей.1. Понятие - это мысль, в кот фиксируется общие и существенные признаки вещей; 2. Суждение – форма мысли, в кот посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается; 3. Умозаключение - форма движения мысли, при кот из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называемое заключением или следствием; 4. Гипотеза – выраженное в понятиях предположение, имеющее целью дать предварительное объяснение какому-либо факту или группе. 5. Теория – высшая форма орг-ии научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действ-ти. В процессе познания четко выделяются две человеческие познавательные способности: сенситивная (чувственная) и рациональная (мыслительная.                                                    

39. Научное познание и его особенности. Основные формы научного знания и их характеристика. Познание — это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. “Познание – это, обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой, процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, и совершенствование.” Особенности: -Основная задача научного знания — обнаружение объективных законов действительности — природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций.- Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Отсюда характерная черта научного познания — объективность, устранение по возможности субъективистских моментов во многих случаях для реализации “чистоты” рассмотрения своего предмета. -Наука в большей мере, чем другие формы познания ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть “руководством к действию” по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: “Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать”— не только в настоящем, но и в будущем. Весь прогресс научного знания связан с возрастанием силы и диапазона научного предвидения.-Научное познание в гносеологическом плане есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или — что более характерно — искусственном (математическая символика, химические формулы и т.п.).-В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства как приборы, инструменты, другое так называемое “научное оборудование”, зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космнческая техника и т. д.). -Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п. Вот почему тут важнейшее значение имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы. Термин «знание» обычно употребляется в трех основных смыслах: а) способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности, как что-либо сделать, осуществить; б) любая познавательно значимая (в частности, адекватная) информация; в) особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи со «своим другим» — с практическим отношением. Второй и третий аспекты и есть предмет рассмотрения гносеологии (теории познания) и эпистемологии – теории научного познания. Человек постигает окружающий его мир, овладевает им различными способами, среди которых можно выделить два основных. Первый (генетически исходный) — материально-технический — производство средств к жизни, труд, практика. Второй — духовный (идеальный), в рамках которого познавательные отношения субъекта и объекта — лишь одно из многих других.                                                                                                                                  

40. Рост и динамика научного знания. Концепции Т.Куна, И.Лакатоса, П.Фейерабенда.Существует 2крайних подхода к анализу динамики, развития научного знания: 1)кумулятивизм (увеличение, скопление) считает, что развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме знаний. Такое понимание исключает возможность качественных изменений, момент прерывности в развитии науки, научные революции. 2)антикумулятивизм полагает, что в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых (непрерывных) и сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа эволюции науки к другому связан лишь с пересмотром фундаментальных идей и методов. Активно проблему роста и развития знания, начиная с 60-х гг. 20 века разрабатывали сторонники постпозитивизма (главная проблема постпозит. - понимание роста, развития знания) К. Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд. Они считали, что существует тесная аналогия между ростом знания и биологическим ростом, т.е. эволюцией растений и животных. Концепция Куна. По его мнению, модель историко-научного процесса включает в себя 2 этапа: "нормальная наука" (где безраздельно господствует парадигма, т.е.применяются разноуровневые и разнообразные методы, приемы и нормы научной деят-сти) и "научная революция" (распад парадигмы, конкуренция между альтернативными парадигмами и, победа одной из них, т.е. переход к новому периоду "нормальной науки"). Кун полагает, что переход одной парадигмы к другой через революцию является обычной моделью развития, характерной для зрелой науки. Научное развитие, по его мнению, подобно развитию биологического мира, представляет собой необратимый процесс; что в период научной революции главная задача ученых состоит в упразднении всех наборов правил, кроме того, который "вытекает" из новой парадигмы. Однако упразднение методологических правил должно быть не их "голым отрицанием", а "снятием", с сохранением положительного. Для характеристики этого процесса Кун использует термин "реконструкция предписаний". Лакатоса.Он изложил свою точку зрения на анализ процессов изменения и развития знания в серии статей и монографий, в которых изложена универсальная концепция развития науки, основанная на идее конкурирующих научно-исследовательских программ (например, программы Ньютона, Эйнштейна, Бора и др.). Под научно-исследовательской программой понимается серия сменяющих друг друга теорий, объединяемых совокупностью фундаментальных идей и методологических принципов. Поэтому объектом философско-методологического анализа оказывается серия сменяющих друг друга во времени теорий, т.е. некоторый тип развития. Он сравнивает и оценивает не просто две теории, а теории и их серии, в последовательности, определяемой реализацией исследовательской программы; фундаментальной единицей оценки должна быть не изолированная теория, а "исследовательская программа". Этапы исслед.программы – это прогресс и регресс, граница этих стадий - "пункт насыщения". Новая программа должна объяснить то, что не могла старая. Смена основных научно-исследовательских программ и есть научная революция. Фейерабенд исходил из того, что существует множество равноправных типов знания, и данное обстоятельство способствует росту знания и развитию личности. Он делает вывод о том, что нельзя упрощать науку и ее историю, делать их бедными и однообразными; что история науки, научные идеи и мышление их создателей должны быть рассмотрены как нечто диалектическое - сложное, хаотичное, полное ошибок и разнообразия. В этой связи Фейерабенд озабочен тем, чтобы и сама наука и ее история, и ее философия развивались в тесном единстве и взаимодействии; ратует за построение новой теории развития идей, которая была бы способна сделать понятными все детали этого развития.

41. Методология научного познания. Проблема классификации методов научного познания.Научное познание – социально обусловленный процесс познания законов объективного мира, результатом которого является развивающаяся система истинных знаний и методов, служащих целям преобразования действительности; оно включает в себя факты науки, рождающиеся из потребности их объяснении; научную проблему; первоначальное решение проблемы в форме гипотезы; ее подтверждение или опровержение в ходе доказательства; теорию, формулирующую законы. Научное познание предполагает под собой применение определенной совокупности приемов и операций, ведущих к достижению цели. Такая система приемов называется методов. Метод – совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод является научным тогда, когда он соответствует объекту познания, целям и задачам исследования, когда определяется особенностями предмета исследования, законами его развития и формулируемым в сознании истинными знанием.(к методу предъявляются след.требования: ясность и общепонятность; надежность или способность с большей вероятностью обеспечивать получение искомого результата; направленность или способность методов обес-ать достижение намеченной цели). Классификация научных методов. 1.По основной роли методов познания, по их хар-ру: а)методы подходы(ориентируют исследователя, показывают общий способ решения научной проблемы, напр., единство исторического и логического); б)методы-приемы(вооружают исслед-ля конкретными правилами, приемами мыслительной деят-сти, напр., анализ и синтез, дедукция и индукция). 2.По степени общности методов: а)всеобщие(совокупность методов, регулирующих познав-ную и практ-кую деят-сть ученого, напр., диалектика, аналитика). б)общие(приемы и операции, посредством которых решаются отд-ные научные задачи, напр., анализ и синтез). в)частные(приемы и методы, кот.вырабатываются конкретной наукой, напр., сравнительный анализ в языкознания, разведка в военной науке). 3.По функциональному значению: а)методы эмпирического этапа(обработка первичных исходных данных, напр., опрос, эксперимент). б)методы теоритич-ого этапа(вторичная обработка материала). 4.По хар-ру использования в выполнении мыслительных операций: а)регулятивные(правила, предписания); б)эвристические(научные дискуссии, мышление вслух). Ученый никогда не должен полагаться на какое-то единственное учение; ограничивать методы своего мышления одной-единственной философией". Методология - сложная, динамичная, целостная система способов, приемов, принципов разных уровней.

42. Философские концепции происхождения и сущности сознания.Сознание – одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная, преисполненная глубокого содержания; это высшая свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Концепции:объективно-идеалистическая, дуалистическая, метафизическая, вульгарно-материалистическая, диалектико-материалистическая. 1.Объективно-идеалистическая концепция при объяснении сущности сознания признает в качестве первоосновы материального мира объективно существующее абсолютное духовное начало: мир идей у Платона, абсолютная идея у Гегеля, Бог - у теологов. Сознание предстает как чувственно непостижимая сущность, порождающая мир вещей и человеческих идей. Согласно «космической» теории сознание существует независимо от материальных носителей, исходит из Космоса или из разума Бога, оно едино и неделимо. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе. По мнению Г. Лейбница, в мире существует множество духовных субстанций - монад, включающих энергию Вселенной, являющихся основой сознания и рождаемой им материи. 2.Дуалистический подход основан на концепции психофизического параллелизма, согласно которому - психическое и физическое рассматриваются как две самостоятельные субстанции (Рене Декарт). 3.Метафизический материализм признает сознание вторичным по отношению к материи и отрицает его активный творческий характер. Сознание предстает как зеркальное отражение внешнего мира. 4.Вульгарные материалисты отождествляют сознание и материю, сводя сознание к вещественным образованиям в мозгу человека. Представители этого направления утверждают, что «мозг вырабатывает мысль подобно тому, как печень вырабатывает желчь» (К.Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт). 5.Диалектический материализм рассматривает сознание в неразрывном единстве и связи с материальным миром, как существенное свойство материи. В качестве первоосновы выступает материя, а сознание является вторичным, производным от нее. Сознание существует реально, но лишь в связи с материальным, как его отражение. Активный творческий характер сознания проявляется в превращении идеального в реальное через деятельность человека, т.е. будучи вторичным по отношению к материальному миру, сознание активно воздействует на него через деятельность человека. Согласно материалистическому объяснению природы человеческого сознания, оно отличается от психики высших животных большей глубиной, способностью к труду, к абстрактному мышлению, возможностью передачи накопленного опыта, информации посредством языка в устной и письменной формах. Необходимым условием формирования человеческого сознания является предметно-практическая целеполагающая деятельность.

43.Специфика философского исследования человека. Образы человека в философской мысли.Философская антропология – раздел Ф исслед-й чел-ка.Специфика Ф-ого подхода к постижению чел-ка в том, что Ф интересует человек в его направленности к совершенству. Он рассматривается как существо,действующее в соответствии с идеалом, с представ-м о том, как должно быть, каков совершенный способ или результат активности, идеальная модель поведения или образцовое изделие. Есть 3 традицион-х круга представлений, кр дют разн понятия человека: 1) Теолог-ая антропология, основ на иудейско-христианских представлениях о творении, Адаме и Еве, рае и грехопадении. 2) Философская антропол-я, опир-ся на греко-античное понятие чел-ка, как разумн существа.3) Естественно-научн антропол-я, кр счит, что чел-к – поздний итог развития Земли. М.Шелер (нем. философ) считал,человек – двойственен, сущ-т в 2-х плоскостях: в сфере реальности, где действуют инстинкты и потребности (голод, жажда власти и т.д.) и в сфере идеального, где царят идеи и ценности. Направленность чел-а к идеальному отличает его от животного. Выделяют 3 типа мировоззрения, каждый из кр-х несет свой образ чел-ка. В античной философии  – космоцентризм, суть которого заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было понимание космоса как единого соразмерного целого, обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). Понимание космоса находится в центре понимания мира. В соот-вии с этим трактуется и природа человека. Человек – микрокосм, отсюда и гармония человека, мира, разум человека, мышление. Начинаяс классического периода(с Сократа), проблема человека выдвигается на первое место. Для средневековой философии характерным было решение вопросов в соот-вии с пониманием Бога, его сущности. В Новое время -  антропоцентризм, т.е. в центре философии – проблема человека, как самоценного существа и через призму этого – понимание мира. Философы связывали свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации.

44. Проблемы соотношения телесного и духовного, биологического и социального в человеческой жизнедеятельности. Соотн.телесного и духовного. В христианстве человек рассматривается как образ и подобие Бога. Он состоит из тела и души, которая есть дуновение самого Бога. Внутренний мир человека состоит из разума, сердца и свободной воли, которые в своих крайних, противоположных проявлениях образуют «плотского человека» и «духовного человека», борющихся между собой. Соотн. биол-ого и соц-ого.Совр-ное человечество принадлежит к одному биолог-ому виду – чел. разумный (Homo sapiens). Жизнедеят-сть чел-ого организма основывается на фундам-ных биолог-ких механизмах, закономерностях обмена веществ и энергии. В то же время биолог-кая сущность проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. В процессе антропогенеза формировалась социальная сущность человека как система матер-ных и духовных факторов, межчеловеческих и психоэмоциональных отношений, возникающих в совместной трудовой деятельности. Социальный фактор оказывает существенное влияние на жизнедеятельность человека, на его здоровье.Философы дают на этот вопрос неоднозначные ответы, современная наука считает, что только в единстве, имея в виду как биологическую связь с природой, так и оптимальное решение проблем социализации, что способствует охранению окружающей природной действительности, совершенствованию человеческих отношений и самого человека. Существует 2 противоположных представления о закономерностях становления личности. Сторонники панбиологизма объясняют все особенности человека его биологической сущностью, наследственными генетическими программами. Пансоциологизм считает, что наследственные факторы у всех людей одинаковы, а индивидуальные особенности личности развиваются под влиянием общественных отношений, обучения и воспитания.

 

Это (ниже выделено синим) единственное нормальное, что я нашла под 44 вопрос для «соотношение телесного и духовного», но я не уверена. Короче, если что завтра напечатаю что-нибудь!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!))))) И еще в 43 я тоже не уверена, в инете вообще не фига нет, поэтому я подумала, что можно написать в этот вопрос то, что я написала)))))))) все остальные вопросы сократила по максимуму))))

Таким образом, сущность человека в христианстве духовна, т.к. Бог наделяет человека единством духа и души, которые способны подняться над соблазнами телесной жизни и господствовать над плотью.

Но христианская модель человека постепенно стала претерпевать изменения. Дело в том, что ортодоксальное религиозное учение о трех добродетелях - вере, надежде и любви к Богу трансформировалось в учение о лучшем будущем здесь, в этом мире, эти еретические мысли способствовали изменению социальных отношений и появлению нового образа человека. Таким образом, эпоха Возрождения, разлагая христианскую модель человека, возвращала его к натурализму, но уже с индивидуалистическими элементами Нового времени.

Возникла новая модель человека – антропоцентрическая, в соответствии с которой человек смотрит на мир сквозь призму собственно человеческих потребностей и интересов. При этом, антропоцентризм, возвышая человека, создал предпосылки для субъективизма, практической и познавательной самозамкнутости.

В эпоху Нового времени Бог смещен на периферию человеческой жизни, человек верит в себя. На место Бога он ставит «человекобога». Например, Р. Декарт рассматривает мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого существования – «мыслю, следовательно, существую». Специфика человека усматривается в разуме, в умении логически мыслить, познать себя и мир. Разум важнее сердца, он господствует над страстями. Человек – это разумное существо, состоящее из души и тела, не имеющих ничего общего, т.к. тело простирается, а душа мыслит, т.е., по Декарту, человек двойствен. Ясное содержание души – это сознание.

У Канта вопрос о том, что такое человек, формулировался как основной вопрос философии. Для него человек тоже двойствен и принадлежит как к миру природы, где властвует естественная необходимость, так и к миру нравственной свободы. Трансцендентальность и нравственная свобода человека позволяют ему сделать себя не только средством, но и целью своего собственного развития, определяя его специфику как человека. Эти идеи Канта способствовали созданию образа целостного человека или человека, как субъекта духовной деятельности, создающего не только себя, но и мир своей культуры.

Для Гегеля человек есть носитель общезначимого духа, субъект духовной деятельности, создающий мир культуры.

45. Проблемы жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человека.Смерть – заверш. момент живого существа. Во всех религиях есть представл. о смерти, как о конце плотской, земной жизни и переходе к вечной – бестленной, духовной жизни. В архаичной Ф нет пропасти между живым и мертвым; для Античной Ф хар-на идея вечного возвращения (Сократ, Платон – смерть рассматр-ся как переход в новое состояние, как освобожд. души из темницы тела); в Исламе в Последний день все будет уничтожено, умершие предстанут перед Аллахом для оконч. суда; в Христианстве – бессмертие личности возможно только через воскресение, путь к кот. открыт жертвой Христа; в Буддизме – благоговение перед любой формой жизни, признает только один вид бессмертия – нирвана, сущность кот. – полный покой, уход от мира. Нетрадиц. взгляды на бессмертие, например Ф русского космизма (Федоров, Циолковский), Федоров видел возм-ть с помощью науки и техники возвратить жизнь всем нашим предкам, Циолковский считал, что чел. это союз бессмертных атомов блуждающих во вселенной. Преодоление смерти в Ф Марксизма – раствор. в жизни рода, т.е. символич. бессмертие. В работах экзистенциалистов говориться о противостоянии смерти, сопротивление ей (Камю, Ж.П.Сартр). Формируется новая наука о бессмертии – иммортология, т.е. обретение бессмертия с помощь генной инженерии и реанимации. Проблема смерти порождает вопрос о смысле жизни. Пределом стремлений мб наслаждения, душевный покой и удовл-ть, спасение души, успех, благочестие и тд. Сократ видел смысл жизни в подготовке к потустор. жизни. В эпоху возрожд. смысл жизни – земные счастья и блаженства. Индивидуалисты видят жизнь в самом себе, а смысл в собственном удовольствии. В русской философии особо важную роль играло нравственное начало, философия Добра, философия «Мы», утверждающая, что спастись можно только всем вместе. Человек как биологическое индивид. существо смертен. Как и все. Что обладает бытием, рано или поздно перестает сущес-ть и переходит в небытие, так и человек умирает. Но индивид имеет возм-ть относительно бесконечного существов. в ином - социальном отношении. Т.к. существует человечество, то может существовать и личность. Жизнь человека продолж. в его детях, внуках, в традициях и т.д. Человек создает различные предметы, орудия труда, произведения культуры, искусства, научные труды, совершает открытия и т.д. Сущность человека выражается в творчестве, в котором он самоутвержд. и посредством кот. обеспечивает свое соц. и более длительное, чем у индивида, существование.                                               

46. Личность и её ценностные ориентации. Роль ценностных ориентаций в профессиональной деятельности.Личность – это человек с ярко выраж. Соц. признаками и соц.индивид-тью, активный, целеориентированный субъект отнош. и созидательной деят-ти. Человеческая жизнь немыслима без целеполагания. Основой формиров. зарождения и полагания целей являются интересы, потребн. человека. При выборе и реализации цели человек ориентируется на ценности, идеалы, нормы. Ценности – это понятие обознач: положит. или отриц. значимость какого-либо объекта (предметные ценности); нормативная, предписательно-оценочная сторона явления общественного сознания (субъективные ценности или ценности сознания). Личностные ценности отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций. Ценностные ориентации – отношения личности к соц.ценностям, выступающ. в качестве регуляторов ее поведения. Процесс ориентации на ценность неразрывно связан с оценкой, кот. есть средство осознания ценности. Оценка складывается из акта сравнения собственной оценки и рекомендации к отбору того, что признается ценностью. Совокупн. типичных ценностных ориентаций свойственных к.л. соц.группе называют соц.характером. У чела, у общества имеется множество ценностных ориентаций. Более существенные, менее существенные, мелочные, возвышенные и т.п. Большое знач.имеют ориентации на высшие ценности – идеалы. Идеал – образец, праобраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений (идеалы личностные, классовые, идеал лидера, доброты, красоты, справедливости и т.д.).                                                                                                                                     47. Соотношение свободы и ответственности личности как философская проблема.Свобода считается высшей ценностью для чела во всех духовных системах и общ-ых движениях. Нужно отметить, что она есть нечто большее чем учет объективной необход. и устранение внешних огранич. Гораздо более ценной является внутр. свобода, свобода в выборе истины, добра и красоты. Существенной хар-кой свободы явл. ее внутренняя определенность. Сущ-ет различн. понимание термина свободы – свобода чела со связанными руками; чел. не примет никакое обществ. устройство, если оно не учтет выгоды чела быть личностью и иметь свободу для ее реализации. Свобода – это специфич.способ бытия человека связанный с его способн. выбирать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками. Стержнем свободы явл. выбор, кот всегда связан с интеллект и эмоционально-волевым напряжением. Только свобода выбора порождает ответ-ть личности за принятые решения и поступки. Ответ-ть – это соц.отношения к общ-ым ценностям. Осознание ответ-ти – отражение субъектом бытия соц.необходимости и понимания смысла совершаемых действий. Это необход. средство управления поведением личности со стороны общества через ее сознание. Свобода и ответ-ть – две стороны одного целого – сознательной деят-ти человека. Свобода порождает ответ-ть, ответ-ть направляет свободу. Свобода связана с необход, кот обусловлена в конечном итоге объективными законами бытия. Для выявления сущности свободы личности необход разобраться в противоречиях волюнтаризма и фатализма, определить границы необход-ти, без кот немыслима свобода. Волюнтаризм рассм-ет волю как принцип жизни человека, принижая при этом значение разума. Он не считается с объективными условиями бытия, законами природы и общества, выдавая свой произвол за высшую мудрость. Фатализм, в противовес ему, предопределяет изначально весь ход жизни чел-ка и его поступки, объясн. это либо судьбой, либо детерминизмом замкнутой системы, где послед. событие связано с пред. Нет свободы выбора, т.к. нет альтернативы. Современная ситуация резко увелич меру ответ-ти личности за свои деяния.                              48. Человек в мире культуры. Запад, Россия, Восток в диалоге культур.Человек как элемент общ-ной системы реализует себя в самых различных отнош. Культура в этом плане предст собой особую форму существ человека ,кот возникает как некая «вторая природа». Человек преобраз природу согласно своим духовным потребностям, тем самым реализуя свою внутреннюю сущность. Исходя из этого возможны различные модели культуры, хотя общим будет признание того, что основополаг компонентом явл целенапр человеческая деят-ть. Таким образом культура – это особый способ коллективной человеческой деят-ти. Поскольку культура есть в широком смысле общение, то она всегда реализуется как диалог между культурами. Диалог между культурами осущ как символическая коммуникация и заключ в раскрытие смысла и значения одной культуры для другой – это обмен инфой. Диалог культур – познание иной культуры через свою, а своей через др путем интерпретации и адаптации этих культур друг к другу в условиях принципиального смыслового несовпадения большей части обеих. В культурном аспекте видны кардинальные различия запада и востока. При этом Россия, находясь между культурами запада и востока, сохранила свою самобытность и индивид черты. Современные изменившиеся формы коммуникации позволяют культурам запада и востока взаимообог друг друга, при этом одновр оказывают влияние на культуру России. Несмотря на это культура и общество России сохраняют свою самобытность на протяжении долгого времени не становясь при этом похожей ни на культура запада, ни на культуру востока. Благодаря этому русский человек сохраняет свою индивидуальность, историческое значение.                                                                                                                                      

49. Человек в информационно-техногенном мире: проблемы жизнедеятельности и поиски их решения.Глобализация – явл особенностью соврем-го этапа развития цивилизации. Негативной ее стороной становятся глобальные проблемы, одна из кот – экологическая. Ее суть заключена в противор между эконом деят-тью человечества, разруш-ей его среду обитания, и необх-ть сохранения этой среды. Техника все более усложн, ее использов становится повсеместным и неконтролируемым, вследствие этого растет искусственная среда – техносфера, а естественная среда – биосфера – разрушается. Человек приспосабл природу к себе в отличие от животных, кот приспосабл-ся к миру. Еще одно следствие безудержного роста техносферы – рост производственных и бытовых отходов. Под агрессивным натиском человека биосфера теряет равновесие, стабильность нарушается. Проблемы: угроза ядерной катастрофы или хим отравления как в результате возможных войн, так и в результате техногенных катастроф; проблемы связанные с урбанизацией и ростом городов. Особенность данной ситуации заключ в том, что лишь критика НТР (научно-техн.развития), кот по своим результатам действительно приводит к некоторым негативным последствиям, явл глубоко ошибочной и опасной, так как решить возникшие проблемы можно лишь с помощью науки. Поэтому возникает еще одна особенность – выработка интегральных подходов к оценки достижений науки и разработка ограничений в использовании ее результатов, вплоть до запрещения.     

50. Общество как объект философского исследования. Предмет и проблематика социальной философии.Понятия «общество» (древнеславянское обчий - то, что вокруг), «общественный», «социальный» (лат. societas - общество) чрезвычайно распространены и используются в различных значениях. В процессе философского анализа понятие «общество» может означать, во-первых, обособившуюся от природы часть материального мира и, во-вторых, определенный период, ступень в развитии человеческой истории («первобытное общество», «технотронное общество», «цивилизованное», «капиталистическое» и т.д.). Социальная философия обладает относительной самостоятельностью в системе философского знания, что проявляется во внутренней логике ее развития. Становление науки об обществе представлено в истории различными школами и направлениями. Главными из этих течений являются: социологический идеализм, натурализм, исторический материализм, техницизм. Попытаемся кратко охарактеризовать эти течения, опираясь на конкретные идеи, концепции и теории исторического развития. Социальная философия представляет собой философское исследование общества, рассматриваемого в его историческом развитии. Социальная философия изучает структуру социальных систем, их функц










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...