Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Локус жалобы, дифференциация понятий жалоба, проблема, запрос. Трансформация запроса.




 

Психологическая проблема-это переживание относительно объективных обстоятельств, внутренний конфликт, трудность, с которой не может справиться человек. Важно исследовать следующие аспекты проблемы: масштаб проблемы, прояснить время существования проблемы, история ее возникновения, способы решения проблемы, которые использовал клиент, прояснить насколько сам клиент понимает истинные причины проблемы. Важна вербализация проблемы, которая помогает отрегулировать эмоции, связанные с проблемой, осознать проблемную ситуацию, конкретизировать, уточнить, создать условия для критической оценки происходящего.

Проблема –информация, указывающая на то, что клиент хотел бы, но не может изменить.

Виды проблем: заявленные, базовые-истинные, сопутствующие (следствия базовых). Жалоба- высказывание клиентом о различных аспектах переживаемого им неблагополучия; информация о психологических трудностях клиента, с которыми он сам не может справиться или устранить. В любой жалобе может быть явное и скрытое содержание.

Виды жалоб: на себя, на других, на ситуацию и обстоятельства, локус-жалобы : объективный на особенности восприятия, наследственность (на что –то), субъективный (на кого-то).

Запрос –конкретные формы помощи, ожидаемые клиентом от консультанта. Обычно запрос и проблема связаны по смыслу, но не всегда совпадают.

Под запросом мы понимаем явно выражаемую клиентом просьбу или жалобу, его первое словесное формулирование своих трудностей, в разрешении которых он ожидает найти помощь у психолога.

Не всякий запрос позволяет непосредственно перейти к содержательной работе. Ведь задача, адресованная себе и психологу изначально может быть сформулирована как нерешаемая. Поэтому можно говорить о степени конструктивности запроса со стороны клиента.

Под неконструктивными понимаются запросы, содержащие предельное обобщение. Запросы с предельным обобщением связаны с нереалистическими ожиданиями в возможности отказа от изменения и развития, установкой не на решение проблем, а на его избегание.

 

Сопротивление: его типы и стратегии работы.

Сопротивление не является ошибкой, слабостью или недостатком клиента. То, что проявляется в терапии как сопротивление – это то, что раньше помогало клиенту выживать, справляться с трудностями. Сопротивление предохраняет против опасности и боли. Это естественная осторожность человека. Но те стратегии защиты, которые когда-то были полезны, в будущем могут как защищать человека, так и мешать ему. Сопротивление – это то, что мешает прогрессу в психотерапии.

Сопротивлением в терапии может быть все – разговор, молчание, сонливость, опоздания, отмена встреч, забывчивость, юмор, отсутствие тем для разговора, наличие секрета. Все что угодно - действие или бездействие клиента может служить защите от опасностей и боли, т.е. быть сопротивлением.

Иногда оно может выглядеть как борьба с психологом.

А может ощущаться как внутренняя борьба клиента.

Страх потерять любовь и уважение психолога может стать одной из причин сопротивления. Этот тип сопротивления называется сопротивлением переноса.

Есть клиенты, которые знают о том, что бывает сопротивление. Стремясь быть хорошими клиентами, стремясь сделать свою психотерапию максимально эффективной, они избегают сопротивления. Например, зная что молчание является сопротивлением, клиент запрещает себе молчать, но при этом говорит о малозначительных вещах. И это еще одна форма сопротивления - сопротивление сопротивлению. Не бывает психотерапии без сопротивления.

Сопротивление есть не только у клиента. Так как терапевт человек он тоже защищается от боли и опасностей. Для того, чтобы сопротивление терапевта не мешало процессу психотерапии – психолог ходит на свою личную терапию и на супервизию.

Что делают с сопротивлением в психотерапии?

Психотерапия призвана не побороть сопротивление, не поломать его, а понять его. Сначала важно разглядеть его, понять какое оно. Проявляется ли оно в молчании, в словах или в действии?

А затем понять от каких опасностей оно защищает. Всплыла ли тема, о которой невыносимо думать, тем более говорить о ней. И клиент страшиться столкнуться со своим отчаянием, яростью или стыдом. Или клиенту страшно, что психолог осудит или разозлиться.

Иногда, когда опасности названы, выясняется, что они не так велики, как казалось раньше. Или что можно найти другие, более эффективные способы защиты от них.

Терапия призвана не разрушить психологические защиты, а сделать их более гибкими. Позволить клиенту чуть больше рисковать в своей жизни. Тем самым получая больше возможностей для жизни, полной удовольствий.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 398.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...