Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ – это система экспериментально установленных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке.
Основным содержанием научного сознания является природа, человек и общество в целом в их материально распознаваемых характеристиках бытия и в закономерностях развития. Содержание научного сознания вбирает в себя: 1. Научные факты, то есть твердо установленные и достоверно подтвержденные принятыми в науке способами сведения о мире. 2. Закономерности, распространяющиеся на процессы бытия научных фактов, а также понятия, описывающие эти закономерности и процессы. 3. Теории (в крайнем случае – гипотезы),представляющие собой системное объединение различных закономерностей в единое логически выверенное описание тех или иных фрагментов реальности. 4. Научные картины мира, описывающие всю реальность в целом. 5. Методы теоретического и эмпирического исследования и познания действительности. Научное сознание, как и сама наука, включает: – естественно-технический раздел, содержащий законы физической природы, методы её наблюдения, способы её исследования, а также технологии её преобразования или использования для потребностей человека; – общественный раздел, содержащий сведения о различных общественных явлениях, социальных законах развития, а также о человеке, как о социальном явлении. С эпохи Возрождения наука становится важнейшей сферой общественного сознания, накапливающей всё более мощный социальный потенциал. Открытия науки и изобретения в области техники оказали огромное влияние на развитие человечества. В настоящее время роль науки в развитии производства постоянно возрастает. Современная наука, благодаря своим открытиям, значительно облегчила жизнь людей, привела к повышению производительности труда, к увеличению количества и качества товаров. В современных условиях наука становится непосредственной производительной силой. Уровень науки может служить одним из основных критериев экономического и культурного развития общества и государства. В соответствии с этим важное значение в современном обществе играет и научное сознание, призванное управлять развитием науки, а также искать методы внедрения научных методов в управление социальными процессами. В этой связи основные ФУНКЦИИ НАУЧНОГО СОЗНАНИЯ выглядят следующим образом: 1. Познавательная функция, призванная производить новые научные знания. 2. Мировоззренческая функция, призванная систематизировать научные знания в те или иные научные картины мира. 3. Технико-технологическая функция, призванная внедрять научные достижения в производственные, экономические, социальные и другие процессы общества. 4. Культурная функция, призванная накапливать, сохранять и развивать сумму знаний, достигнутых человечеством. Научное сознание формируется целенаправленно, в соответствии с государственными программами и является сферой особой заботы и внимания любого общества. Определенная сумма научных знаний является обязательной для каждого члена общества, что выражается в наличии такого социального института, как общеобразовательная школа. В отличие от научного сознания РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕне формируется государственными институтами, а является делом личного выбора членов общества, если, конечно, государство не является религиозным по конституции Религиозное сознание наиболее цельно выражается в религии, то есть в системе убеждений, верований и культов, относящихся к той или иной форме признания существования чего-то Высшего человеку и материальной природе. С древности, люди через обряды и другие действия религиозного характера пытались вступить в связь со сверхъестественными силами, служить им, сотрудничать с ними или, в некоторой степени, управлять ими, поэтомурелигиозное сознание является одной из старейших форм общественного сознания. С помощью религии с самого начала закреплялись нормы поведения человека и обеспечивалась социальная стабильность общества. Реальные земные потребности, связанные с материальными и природными обстоятельствами жизни, которые поначалу пытались обеспечить языческие (многобожные) религии, затем в монотеистических (единобожных) религиях стали постепенно замещаться духовными проблемами и поисками ответа на то, что такое человек, смертен он или бессмертен, какова природа добра и зла, совести, справедливости, любви, истории, мира и т.д. В итоге сформировалось развитое религиозное сознание человека, тесно переплетенное с идеями нравственности и справедливости. Именно понятие о необходимости справедливости и нравственности является общим сходством, которое объединяет три мировые религии: христианство, ислам и буддизм. Несмотря на полное вероисповедальное различие этих религий, данное сходство объясняется единством самого человечества и наличием общих для всех людей духовных ценностей. Особенность религиозного сознания состоит в том, что оно базируется на вере, глубоко эмоционально, требует соответствующего поведения в жизни и совершения обрядов поклонения Богу. Центральным содержанием религиозного сознания является идея Бога, вера в Него как в Живую Реальность, связь с Которой вызывает религиозные чувства. Религиозные чувства – это эмоциональное переживание связи с Богом и эмоциональное отношение ко всему, что с Ним связано. У верующего человека религиозные чувства являются объектом духовной потребности, а любое религиозное сознание характеризуется стремлением к их переживанию. Религиозное сознание, как одна из сторон духовной жизни, взаимодействует с другими формами общественного сознания, поэтому религиозное сознание может принимать вид самых различных философских мировоззренческих систем, опирающихся на центральный идеал мира – существование Бога. Религиозное сознание формируется в двух уровнях: 1. Обыденный уровень. Это религиозные представления, чувства и традиции, связанные с личным переживанием религиозных чувств индивидами и с опытом их личного исповедания религиозной веры. 2. Теоретический (концептуальный).Это системно организованные вероучения, разработанные специалистами, а также религиозная философия, являющаяся синтезом философии и религии. 45. Культура и духовная жизнь общества. Культура Культура – это сумма материальных, творческих и духовных достижений народа или группы народов. Понятие культуры многогранно и вбирает в себя, как глобальные явления бытия, так и отдельные его частные явления. В широком смысле культура – это уровень материального и духовного развития общества. В частных смыслах, культура – это и некие вечные духовные ценности, и степень образованности общества, и его политическая культура, и его бытовая культура, и материальная культура, и нравственное или эстетическое развитие народа и т.д. Еслижеговорить о культуре, как об элементе духовной жизни общества, то здесь культура более всего понимается как некий двоякий процесс творческой деятельности человека, который содержит: 1. Опредмечивание человеческого духа, то есть процесс воплощения духовного богатства человека в: – материальных объектах культуры (материальные ценности и произведения искусства); – в духовных объектах культуры (язык, мораль, традиции, идеи, устои, философские системы, идеалы и т.д.). 2. Распредмечивание объектов культуры, то есть процесс освоения человеком культурного наследия и превращения его в своё духовное богатство. Таким образом, культура, как феномен духовной жизни общества, это диалектическое взаимодействие процессов опредмечивания человеческого духа и процессов распредмечивания объектов культуры в едином процессе создания человеком материальных и духовных ценностей общества. Соответственно культуру можно разделить на две сферы: материальнуюидуховную. Материальная культура подразделяется на: 1. Производственно-технологическую культуру, в состав которой входят: – технология материального производства; – вещественные результаты материального производства; – способы деятельности человека в материальном производстве и производственный опыт. 2. Культуру воспроизводства человеческого рода, в состав которой входят: – сфера формирования социальных условий для матери и ребенка; – сфера мероприятий по формированию приемлемых условий для материально-социального существования человека; – сфера интимных отношений между мужчиной и женщиной. Духовная культура подразделяется на: 1. Процессы духовного производства – искусство, философия, наука, мораль, религия. 2. Процессы социально-политического обустройства общества – право, различные системы власти, политические идеалы и стратегии, социальные доктрины, эргономика, методы научной организации труда, физкультура и спорт и т.д. Таким образом,культура есть то, что одновременно и формирует всю духовную жизнь общества, и то, что формируется самой этой духовной жизнью. Это диалектическое единство культуры и духовной жизни общества оказывает определяющее воздействие на формирование и развитие личности человека, поскольку человек через достижения культуры развивается интеллектуально, определяется социально и развивается духовно.Именно через приобщение к культурному наследию общества человек получает возможности для личного развития, для эффективной социализации и для реализации своих жизненных планов. Становление и развитие социально успешной и духовно здоровой личности человека через культуру происходит в силу того, что феномен культуры базируется на признании безусловных ценностей и идеалов, присущих человеческому бытию. Если личность приобщается к культуре, то её становление и развитие определяется приоритетом общечеловеческих нравственных ценностей, здоровыми эстетическими вкусами и значительным интеллектуальным багажом. В противоположность этому, если человеческая личность тяготеет не к культуре, а к нигилизму, то есть к отрицанию безусловных ценностей и идеалов, то становление и развитие такой личности приобретает уродливые формы или вообще задерживается на низком уровне. Таким образом, можно сказать, что культура является средством ориентации человеческой личности на главные ценности человеческого общества – на гуманизм, свободу, духовное здоровье и творческое отношение к жизни. Именно содержанием этих ценностей отличается подлинная культура – сумма духовных достижений человечества, основанная на непреходящих идеалах прекрасного, нормах нравственности, духовном здоровье и престиже активного интеллекта. Своеобразные идеалы и ценности могут быть характерными, однако, и для массовой культуры, если она, хоть в слабой форме, но, все-таки, будет выражать в себе основное содержание подлинной, классической культуры. Идеалы и ценности подлинной культуры во многом обусловлены особенностями той или иной национальной культуры или исторической эпохи, однако существуют и универсальные, общечеловеческие ценности, которые преодолевают время и национальные границы. К ним в первую очередь относятся: уважение к жизни человека, к его достоинству и свободе, понятия долга, чести, справедливости, совести, почитания предков и своей истории, милосердие, сострадание, оберегание домашнего очага, любовь, дружба, умение видеть и создавать прекрасное. Именно умение видеть и создавать прекрасное дает человекуодин из основных внешних критериев подлинной культуры – утонченность и изящество её форм. В этом смысле подлинная культура противоположна извращенности, грубости, распущенности, примитивности, чрезмерности, утрированности, фальши и вульгарности. Подлинная культура характеризуется не скандальностью, броскостью, или оригинальностью своих форм, а их гармоничностью, глубокой выразительностью, соразмерностью, красотой, изяществом, функциональностью, благородством, чистотой содержания и правдой. Культура формируется в процессе человеческой деятельности, и культура есть продукт полностью человеческий. По форме воздействия на социальные процессы общества и на самого человека, культурная деятельность подразделяется на: 1. Практическую, в составе которой выделяются: – материально-преобразовательная культурная деятельность, направленная на изменение природы и улучшение материального бытия человека; – творчески-созидательная, направленная на создание эстетических объектов культуры; – социально-преобразовательная, меняющая социальную реальность. 2. Духовнуюдеятельность, направленную на изменение человеческого сознания и духовного мира человека.
По мере движения истории в мировой культуре всё более доминируют и проявляются общечеловеческие черты, поскольку культурная деятельность человека становится всё более единой по своим формам, задачам и способам, что, соответственно, формирует единую культуру всего человечества. Основные термины
КУЛЬТУРА – сумма материальных, творческих и духовных достижений народа или группы народов. КУЛЬТУРА (в широком смысле) – уровень материального и духовного развития общества. КУЛЬТУРА (как деятельность) – взаимодействие процессов опредмечивания человеческого духа и процессов распредмечивания объектов культуры в едином процессе создания человеком материальных и духовных ценностей общества. КУЛЬТУРА КЛАССИЧЕСКАЯ – совокупность материальных и духовных достижений человечества, преодолевающих время и национальные границы. КУЛЬТУРА ПОДЛИННАЯ – сумма духовных достижений человечества, основанная на непреходящих идеалах прекрасного, нормах нравственности, духовном здоровье и престиже активного интеллекта. НИГИЛИЗМ – отрицание значения культуры и культурных ценностей. ОБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ – материально воплощенный результат культурной деятельности человека. ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА –процесс воплощения духовного богатства человека в материальных и духовных объектах. РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ –процесс освоения человеком культурного наследия и превращения его в своё духовное богатство. 46. Аналитика внутреннего мира человека: |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 222. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |