Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сварка. Классификация сварки. Структура сварного шва. Сварные трещины. Термический класс сварки.




Сварка – процесс получения неразъемных соединений путём установки межатомных связей между соединяемыми элементами при их местном нагревании или пластической деформации, или совместном действии того и другого, обеспечивающий необходимую прочность и пластичность сварного соединения.

 

По физическим признакам сварку классифицируют:

· по форме используемой энергии определяется класссварки

· по виду источника энергии определяется вид сварки

 

В соответствии с ГОСТ 19521-79 различают 3 класса сварки:

· термический – осуществляется плавлением: электродуговая, электрошлаковая, электронно-лучевая, плазменная, газовая и т.д.

· термо-механический, использующий тепловую энергию и давление: контактная, диффузионная, газопрессовая

· механический, использующий механическую энергию и давление: холодная, взрывом, трением, ультразвуковая и т.д.

 

В строительстве чаще всего применяется электродуговые виды сварки плавящимся электродом:

· ручная

· механизированная (полуавтоматическая)

· автоматическая,

а также контактные виды сварки:

· точечная

· шовная

· стыковая

 

  Электродуговая сварка основана на явлении возникновения электрической дуги между стальным стержнем (электродом) и свариваемыми стальными деталями, которая расплавляет основной металл и металл электрода, образуя сварной шов, соединяющий отдельные детали в одно целое. При этом выявляются три зоны:

- зона основного металла, с температурой нагрева не выше критической t◦=723°С, в которой металл сохраняет свои механические свойства

- переходная (околошовная) зона, или зона термического влияния, расположена между основным и наплавленным металлом. t° изменяется от 1500°с до 723°С.

В зоне с t=1000-1100°С происходит рост кристаллов, образуется грубая крупно-зернистая структура, ухудшаются механические качества. Переходная зона – самое слабое место шва.

- зона наплавленного металла.

Проникновение наплавленного металла в основной называется проваром. Чем глубже провар, тем лучше качество шва. Обычно глубина провара – 1,5-2 мм. Особенно важно, чтобы необходимая глубина провара была в корне угловых швов, подвергающихся переменным нагрузкам.

В процессе сварки под действием неравномерного нагрева и охлаждения металла в свариваемом изделии возникают внутренние сварочные напряжения и деформации. Сварочные напряжения изменяют напряженное состояние конструкции, возникающее от внешней нагрузки, создают плоскостное или объемное напряженное состояние, способствующее появлению хрупкости в металле. Сварочные напряжения могут быть настолько большими, что вызывают разрушение металла шва или конструкции, особенно при неправильном конструктивном решении соединения. Сварочные деформации вызывают искривление и коробление отдельных элементов конструкции и изделия в целом. Особенно большие и опасные сварочные напряжения возникают при сварке встык деталей, закрепленных от свободных перемещений. Сварочные напряжения вызывают продольную и поперечную усадку швов. Усадка швов происходит всегда «на себя» (к центру шва).

Наиболее неблагоприятна поперечная усадка, величина которой примерно в 10 раз больше продольной. Остаточные напряжения сварной конструкции складываются с напряжениями от внешней нагрузки. Сварочные напряжения в настоящее время расчетом не учитывают. Основанием для этого служат пластические свойства металла: напряжения при достижении предела текучести Ryn не увеличиваются, и происходит их выравнивание.

На прочность сварных соединений существенно влияют структура шва, а также встречающиеся в нем неметаллические включения (шлаковины или мелкие газовые пузыри, появляющиеся при остывании шва). Внутренние микропоры создают объемную концентрацию напряжения, увеличивая хрупкость шва. Появление трещин внутри шва недопустимо. Различают горячие и холодные сварные трещины. Горячие трещины иногда возникают при остывании шва в температурном интервале 1000-1350°С. Горячие трещины, вначале часто незаметные, обладают способностью увеличиваться, особенно при воздействии динамической нагрузки, и могут полностью разрушить соединение; поэтому они являются весьма опасными. Появление горячих трещин зависит от химического состава стали, от ее структуры, от скорости отвода тепла. Низколегированные стали меньше страдают от горячих трещин; весьма благоприятны спокойные стали. Зато в кипящих сталях трещины появляются достаточно часто, причем с повышением количества углерода опасность появления горячих трещин увеличивается. Всякие концентраторы напряжений, как например, непровар в корне шва или сварка при низких температурах способствует появлению горячих трещин. Возможность появления горячих трещин является основной причиной, требующей применения в ответственных сварных конструкциях спокойной стали. Холодные трещины большей частью являются результатом растягивающих напряжений в швах от усадки при быстром остывании. Эти трещины располагаются параллельно шву на некотором расстоянии от него, в области сравнительно низких температур. Холодные трещины наиболее свойственны кипящей стали. Содержание углерода в стали выше 0,2 % также способствует появлению холодных трещин

 

Термический класс сварки.

1. Ручная дуговая сварка (РДС)

 

2.Автоматическаядуговая сварка под флюсом (АДСф)

 

3.Механизированная дуговая сварка в углекислом газе (МДСсо2)и порошковой проволокой (МДСпп), или полуавтоматическая сварка, сварочный аппарат движется вручную, электродная проволока подается автоматически.

Электрошлаковая сварка (ЭШС)

Процесс плавления основного и электродного металла происходит за счет тепла, выделяемого в расплавленном флюсе – шлаке при прохождении через него электрического тока, который поддерживает в жидкой сварочной ванне t°=2000-2500°С.

ЭШС применяется при сварке деталей вертикальными швами с принудительным формирование шва.

Газовая сварка – для соединения тонколистового металла, сварки цветных металлов, Al, свинца, ремонтной наплавки износившихся элементов строительных машин.

Источник тепла – сварочное пламя газовой горелки, которая образуется при сгорании горючего газа (чаще – ацетилена С2Н2) в кислороде.

 

Термо–механический класс сварки

В строительстве применяются контактные виды электросварки

- точечная для изготовления арматурных сеток

- шовная (валиковая) – для конструкций из тонколистовой стали.

-стыковая – для присоединения труб, стержневых элементов, уголков, швеллеров и т.п.

 Это сварка давлением, основана на нагреве и пластическом деформировании соединяемых элементов. Нагрев металла осуществляется электротоком, проходящим через контактирующие детали. Сварку выполняют без использования присадочного материала.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...