Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 5-6. БЫЛИНЫ ОБ ИЛЬЕ МУРОМЦЕ В ЦИКЛЕ КИЕВСКИХ ЭПИЧЕСКИХ ПЕСЕН




ТЕМА 1-2. РУССКИЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ОБРЯДЫ

 

Вопросы и задания:

1. Определение понятия «обряд». Разновидности обрядов. Причины возникновения, роль в жизни крестьян календарной обрядовой поэзии.

2. Обрядовый синкретизм и его значение. Роль мифологических, ритуальных и эстетических начал в обряде.

3. Языческое и христианское в обрядах славян. Отношение церкви к народному обряду.

4. Жанровое многообразие фольклора русских земледельческих обрядов: песни, приговоры, ритуальные действия, поверья, запреты, приметы и др.

5. Классификация календарных песен: ритуальные, заклинательные, песни-гадания, игровые, величальные, корильные, лирические. Функции и особенности каждой из разновидностей.

6. Годовой круг календарных обрядов и его элементы:

а) зимние обряды: празднование Святок (ход и магический смысл колядования, структура колядки. Гадания и подблюдные песни); праздник Масленицы (порядок и смысл ритуальных действий, разновидности масленичных песен);

б) весенне-летние обряды и праздники: веснянки; первый выгон скота; Вербное воскресенье; обрядовые действа, приуроченные к Пасхе; Радуница; Красная горка; Зеленые святки (Семик и Троица); русально-троицкие песни; особенности весенне-летних хороводных песен; Иван Купала; Ярила; похороны Костромы; Петров день. Отражение в весенне-летних обрядовых песнях языческого культа растительности;

в) осенние обряды: жатва и ее отражение в жнивных и дожиночных песнях.

Задание 1. Составьте обобщенный план проведения одного из обрядов годового календарного цикла.

Задание 2. Законспектируйте разделы монографии В.Я. Проппа «Русские аграрные праздники (Опыт историко-этнографического исследования)» (М., 2000): «Поминовение усопших» (с. 16-30), «Встреча весны» (с. 37 - 40), «Культ растений» (с. 67 - 80).

Задание 3. В книге «Славянская мифология: энциклопедический словарь»

(М., 1995) изучите разделы «Святки», «Масленица», «Верба», «Пасха», «Иван Купала», «Ярила», «Кострома». Пополните словарик фольклористических терминов.

Учебная литература

1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. - М, 2001. - С. 86-162.

2. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: учебник. - М., 1998. - С. 71-86.

ТЕМА 3. СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД И ЕГО ПОЭЗИЯ

 

Вопросы и задания:

1. Предопределенность семейных обрядов - родин, крестин, проводов в армию, свадеб, похорон, поминаний - циклом человеческой жизни.

2. Архаические формы славянских браков (домоногамный, «умыкание», «свадьбы-самокрутки», «купля-продажа») и их отражение и классическом обряде русской свадьбы.

· Календарные сроки русской свадьбы.

· Функции свадебного обряда: юридическая, экономическая, магическая, эстетическая.

· Роль предметов-оберегов на славянской свадьбе (пояс, полотенце, красота, шуба и др.).

3. Композиция русской свадьбы как обряда.

· Предсвадебный период: сватовство, сговор, смотрины, рукобитье.

· Канун свадьбы - обрядовое посещение бани и девичник.

· День свадьбы - утро, расплетание косы, выкуп, венчание, пир («княжий стол»).

· Брачная ночь, бужение молодых, пир второго дня. Последующие дни свадьбы.

4. Действующие лица свадьбы (свадебные «чины»), их взаимодействие в ходе обряда. Роли невесты, жениха, подруг, родителей, Арата, свахи, дружки и др.

5. Брачные ритуалы (поклонение печи, «калинка», ряженые, ритуальная пища, осыпание зерном и хмелем, одаривание караваем и солью, ловля «птичек») и их языческое происхождение.

6. Основные темы свадебных причитаний.

7. Жанровый состав свадебного фольклора.

· Художественные особенности свадебных лирических, корильных, величальных песен, причитаний, приговоров, их приуроченность к конкретным эпизодам обряда.

· Устойчивые образы, мотивы, композиционные приемы.

· Поэтический язык свадебного фольклора.

Задание 1. Из сборников пословиц, поговорок, загадок В.И. Даля, И.М. Снегирева, М.А. Рыбниковой, В.В. Митрофановой, Ю.Г. Круглова выберите и запишите те, что связаны с темой свадьбы. Определите их отношение к свадебному обряду.

3адание 2. По энциклопедическому словарю «Славянская мифология» (М., 1995) изучите разделы «Брак» (с. 64-66), «Венок свадебный» (с. 79), «Венчание»(с. 79-81), «Пояс» (с. 231-232). Подготовьте сообщение на тему «Символика брачного обряда».

Учебная литература

1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. - М., 2001. - С. 162-203.

2. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: учебник. - М., 1998. -С. 86-112.

ТЕМА 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ТИПОЛОГИЯ И ПОЭТИКА НАРОДНОЙ ЗАГАДКИ

Вопросы и задания:

1. Загадка как один из древнейших малых жанров фольклора. Три сферы бытования жанра: а) в среде взрослых (исконно); б) в рамках творчества взрослых, предназначенного детям; в) в детской среде.

2. Дискуссионная проблема генезиса загадки. Первоначальный круг загадываемых предметов и явлений: человек, его место в мире, крестьянский быт и труд, мир растений и животных, природные стихии, небесные светила и др.

3. Структура загадки: иносказательная (замещающая) часть + отгадка; связь этих частей. Другие типы построения: перечисление признаков, «отстранение». Сочетание реального, будничного и условного, фантастического в загадке. Принцип преображения реальности. Логика парадокса.

4. Многообразие типов загадки, историческая динамика развития жанра. Возможная классификация: традиционные загадки; шуточные вопросы, в том числе о степенях родства, основанные на игре слов, о буквах алфавита, логические, на внимательность, абсурдные; текстографические (рисованные) загадки. Специфика каждого типа.

5. Художественные особенности загадок. Своеобразие сюжета а загадке. Метафора, метонимия, антитеза, сравнение, оксюморон, игра слов, эпитет и другие средства, их роль в создании образа. Эффект неожиданности как основа комического в загадке, eго особое место в современных смеховых разновидностях жанра (неожиданное комическое «снижение», вышучивание высокого).

6. Загадка как средство народной педагогики, развивающее воображение, остроту ума, логику, нестандартность мышления, внимательность, языковое чутье и другие качества личности.

Задание 1. Покажите на примерах существование нескольких загадок с одной отгадкой и, наоборот, нескольких отгадок к одной загадке. Согласны ли вы с тем, что это не противоречит жанровой природе загадки? Аргументируйте свою точку зрения.

Задание 2. Известно, что в ряде локальных традиций подблюдные песни-гадания называют загадками, слово загадка фигурирует и в их закрепке. Например:

Кому эта загадка достанется,

Тому сбудется, не минуется,

Слава!

Докажите, что данное словоупотребление не случайно. Выделите общее и различное в поэтике и функциях загадки и подблюдной песни.

Задание 3. В каких произведениях фольклора и литературы встречаются загадки? Какую роль они играют? Приведите 2 - 3 примера.

ТЕКСТЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА

Традиционные загадки

Не сажают, не поливают,

Сами вырастают!

(Волосы) (С. 423.)

 

Сперва блеск

За блеском треск.

За треском - плеск.

(Молния, гром, дождь) (С. 425.)

 

Мостится мост без досок,

Без топора, без клина.

(Лед) (С. 425.)

 

Летит, как ворон; урчит, как бык.

(Жук) (С. 425.)

 

Два вина в бочонке болтаются,

А не смешиваются.

(Яйцо) (С. 427.)

 

Новая посудина вся в дырках.

(Решето) (С. 430.)

 

Поля стеклянные, межи деревянные.

(Окна) (С. 430.)

 

В болоте родился,

Три раза крестился,

В бою не сдался,

Героем остался.

(Ленинград) (С. 433.)

 

Шуточные вопросы

О степенях родства

Два сына, два отца поделили три яйца.

Как поделили, что ни одного не разбили?

(Дед, отец, сын) (С. 433.)

 

Сидит маленький ребенок и плачет. Подходит к нему мужчина и спрашивает:

- Из-за чего плачешь?

- У меня есть папа, есть мама, а я им не сын. Кто я есть? (Дочь) (С. 434.)

 

Игра слов

Отчего (от чего) у гуся лапки красные?

(От коленок) (С. 434.)

 

Ну вот, слушай (с Лушей), шли мать и дочь,

Нашли три яблока. Как их разделить поровну?

(Луше, матери, дочери - по одному) (С. 434.)

Бежало 40 волков. Сколько у них ушей и (у шеи) хвостов?

(Ни одного: у шеи хвосты не растут) (С. 435.)

 

Логические

Горели три свечи, две затушили. Сколько свечей осталось?

(Три свечи, потому что их не убрали, а затушили) (С. 437.)

В корзине было три яблока. Как раздать по яблоку трем девочкам и одно оставить в корзине?

(Одной девочке дать яблоко в корзине) (С. 437.)

 

Когда звонят во все (в овсе) колокола?

(Никогда) (С. 4.37.|

 

В какие ворота въезжал Петр I?

(В открытые) (С. 438.)

 

Сколько яиц можно съесть на голодный желудок?

(Одно: остальные уже будут не на голодный желудок) (С. 438.)

 

На внимательность

Может ли мужчина жениться на сестре своей вдовы?

(Нет, вдова - та, у которой умер муж) (С. 443.)

 

Какого цвета белая лошадь Александра Македонского?

(Белого) (С. 443.)

 

Абсурдные вопросы

- Летели два два крокодила: один на север, другой - налево. Сколько лет бегемоту?

- Не знаю.

- Три.

- Почему?

- Потому что раньше было два! (С. 443.)

 

ТЕМА 5-6. БЫЛИНЫ ОБ ИЛЬЕ МУРОМЦЕ В ЦИКЛЕ КИЕВСКИХ ЭПИЧЕСКИХ ПЕСЕН

Вопросы и задания:

1. Научная полемика о киевском и владимиро-суздальском происхождении Ильи Муромца. Исторические свидетельства о богатыре. Основные этапы былинной биографии героя.

2. Позднее возникновение былин о детстве и выздоровлении Ильи Муромца. Различные версии обретения им богатырской силы. Мотивы мифа, волшебной сказки, духовного стиха в былине об исцелении героя Образ богатырского коня Бурушки.

3. Время появления былины «Илья Муромец и Соловей-pазбоник». Два подвига богатыря как отражение мифологического и исторического периода русского эпоса. Мифологический образ Соловья-разбойника и особенности его трактовки. Зооморфный и антропоморфный облик эпического врага.

4. Идейно-тематическая основа былины «Илья Муроме и Калин-царь». Социальный и нравственный характер противостояния крестьянина-богатыря и киевского князя Владимира. Калин-царь  и его исторические прототипы.. Сказочное начало в сюжете. Роль чудесного коня-помощника. Плен - испытание стойкости Ильи Муромца. Победа как результат единства богатырей, защитников Руси и христианской веры.

5. Образ заставы богатырской в русской литературе и живописи.

Задание 1. В литературоведческом словаре найдите определение «бродячего» сюжета и запишите. Выявите такие сюжеты в былинах об Илье Муромце.

Задание 2. Сопоставьте картину В.М. Васнецова «Богатыри» и былину «Застава богатырская». Определите, какие мотивы, черты характера, особенности одежды и вооружения заимствовал художник из этой былины и былин киевского цикла при создании образов защитников Руси.

Задание 3. Сравните образ Ильи Муромца в народных былинах и балладе А.К.Толстого «Илья Муромец». В чем принципиальное различие фольклорного и литературного образов? Запишите выводы.

 

 

А К.Толстой

Илья Муромец

1

Под броней с простым набором,

Хлеба кус жуя,

В жаркий полдень едет бором

Дедушка Илья.

2

Едет бором, только слышно,

Как бряцает бронь,

Топчет папоротник пышный

Богатырский конь.

3

И ворчит Илья сердито:

«Ну, Владимир, что ж?

Посмотрю я, без Ильи-то

Как ты проживешь?

4

Двор мне, княже, твой не диво!

Не пиров держусь!

Я мужик неприхотливый,

Был бы хлеба кус!

5

Но обнес меня ты чарой

В очередь мою –

Так шагай же, мой чубарый,

Уноси Илью!

6

Без меня других довольно:

Сядут - полон стол!

Только лакомы уж больно,

Любят женский пол!

7

Все твои богатыри-то,

Значит, молодежь;

Вот без старого Ильи-то

Как ты проживешь!

8

Тем-то я их боле стою, 1

Что забыл уж баб,

А как тресну булавою,

Так еще не слаб!

9

Правду молвить, для княжого

Не гожусь двора;

Погулять по свету снова

Без того пора!

10

Не терплю богатых сеней,

Мраморных тех плит;

От царьградских от курений

Голова болит!

11

Душно в Киеве, что в скрине,

Только киснет кровь!

Государыне-пустыне

Поклонюся вновь!

12

Вновь изведаю я, старый,

Волюшку мою –

Ну же, ну, шагай, чубарый,

Уноси Илью!»

13

И старик лицом суровым

Просветлел опять,

По нутру ему здоровым

Воздухом дышать.

14

Снова веет воли дикой

На него простор,

И смолой и земляникой

Пахнет темный бор.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...