Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕМА 5-6. БЫЛИНЫ ОБ ИЛЬЕ МУРОМЦЕ В ЦИКЛЕ КИЕВСКИХ ЭПИЧЕСКИХ ПЕСЕНСтр 1 из 2Следующая ⇒
ТЕМА 1-2. РУССКИЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ОБРЯДЫ
Вопросы и задания: 1. Определение понятия «обряд». Разновидности обрядов. Причины возникновения, роль в жизни крестьян календарной обрядовой поэзии. 2. Обрядовый синкретизм и его значение. Роль мифологических, ритуальных и эстетических начал в обряде. 3. Языческое и христианское в обрядах славян. Отношение церкви к народному обряду. 4. Жанровое многообразие фольклора русских земледельческих обрядов: песни, приговоры, ритуальные действия, поверья, запреты, приметы и др. 5. Классификация календарных песен: ритуальные, заклинательные, песни-гадания, игровые, величальные, корильные, лирические. Функции и особенности каждой из разновидностей. 6. Годовой круг календарных обрядов и его элементы: а) зимние обряды: празднование Святок (ход и магический смысл колядования, структура колядки. Гадания и подблюдные песни); праздник Масленицы (порядок и смысл ритуальных действий, разновидности масленичных песен); б) весенне-летние обряды и праздники: веснянки; первый выгон скота; Вербное воскресенье; обрядовые действа, приуроченные к Пасхе; Радуница; Красная горка; Зеленые святки (Семик и Троица); русально-троицкие песни; особенности весенне-летних хороводных песен; Иван Купала; Ярила; похороны Костромы; Петров день. Отражение в весенне-летних обрядовых песнях языческого культа растительности; в) осенние обряды: жатва и ее отражение в жнивных и дожиночных песнях. Задание 1. Составьте обобщенный план проведения одного из обрядов годового календарного цикла. Задание 2. Законспектируйте разделы монографии В.Я. Проппа «Русские аграрные праздники (Опыт историко-этнографического исследования)» (М., 2000): «Поминовение усопших» (с. 16-30), «Встреча весны» (с. 37 - 40), «Культ растений» (с. 67 - 80). Задание 3. В книге «Славянская мифология: энциклопедический словарь» (М., 1995) изучите разделы «Святки», «Масленица», «Верба», «Пасха», «Иван Купала», «Ярила», «Кострома». Пополните словарик фольклористических терминов. Учебная литература 1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. - М, 2001. - С. 86-162. 2. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: учебник. - М., 1998. - С. 71-86. ТЕМА 3. СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД И ЕГО ПОЭЗИЯ
Вопросы и задания: 1. Предопределенность семейных обрядов - родин, крестин, проводов в армию, свадеб, похорон, поминаний - циклом человеческой жизни. 2. Архаические формы славянских браков (домоногамный, «умыкание», «свадьбы-самокрутки», «купля-продажа») и их отражение и классическом обряде русской свадьбы. · Календарные сроки русской свадьбы. · Функции свадебного обряда: юридическая, экономическая, магическая, эстетическая. · Роль предметов-оберегов на славянской свадьбе (пояс, полотенце, красота, шуба и др.). 3. Композиция русской свадьбы как обряда. · Предсвадебный период: сватовство, сговор, смотрины, рукобитье. · Канун свадьбы - обрядовое посещение бани и девичник. · День свадьбы - утро, расплетание косы, выкуп, венчание, пир («княжий стол»). · Брачная ночь, бужение молодых, пир второго дня. Последующие дни свадьбы. 4. Действующие лица свадьбы (свадебные «чины»), их взаимодействие в ходе обряда. Роли невесты, жениха, подруг, родителей, Арата, свахи, дружки и др. 5. Брачные ритуалы (поклонение печи, «калинка», ряженые, ритуальная пища, осыпание зерном и хмелем, одаривание караваем и солью, ловля «птичек») и их языческое происхождение. 6. Основные темы свадебных причитаний. 7. Жанровый состав свадебного фольклора. · Художественные особенности свадебных лирических, корильных, величальных песен, причитаний, приговоров, их приуроченность к конкретным эпизодам обряда. · Устойчивые образы, мотивы, композиционные приемы. · Поэтический язык свадебного фольклора. Задание 1. Из сборников пословиц, поговорок, загадок В.И. Даля, И.М. Снегирева, М.А. Рыбниковой, В.В. Митрофановой, Ю.Г. Круглова выберите и запишите те, что связаны с темой свадьбы. Определите их отношение к свадебному обряду. 3адание 2. По энциклопедическому словарю «Славянская мифология» (М., 1995) изучите разделы «Брак» (с. 64-66), «Венок свадебный» (с. 79), «Венчание»(с. 79-81), «Пояс» (с. 231-232). Подготовьте сообщение на тему «Символика брачного обряда». Учебная литература 1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. - М., 2001. - С. 162-203. 2. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: учебник. - М., 1998. -С. 86-112. ТЕМА 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ТИПОЛОГИЯ И ПОЭТИКА НАРОДНОЙ ЗАГАДКИ Вопросы и задания: 1. Загадка как один из древнейших малых жанров фольклора. Три сферы бытования жанра: а) в среде взрослых (исконно); б) в рамках творчества взрослых, предназначенного детям; в) в детской среде. 2. Дискуссионная проблема генезиса загадки. Первоначальный круг загадываемых предметов и явлений: человек, его место в мире, крестьянский быт и труд, мир растений и животных, природные стихии, небесные светила и др. 3. Структура загадки: иносказательная (замещающая) часть + отгадка; связь этих частей. Другие типы построения: перечисление признаков, «отстранение». Сочетание реального, будничного и условного, фантастического в загадке. Принцип преображения реальности. Логика парадокса. 4. Многообразие типов загадки, историческая динамика развития жанра. Возможная классификация: традиционные загадки; шуточные вопросы, в том числе о степенях родства, основанные на игре слов, о буквах алфавита, логические, на внимательность, абсурдные; текстографические (рисованные) загадки. Специфика каждого типа. 5. Художественные особенности загадок. Своеобразие сюжета а загадке. Метафора, метонимия, антитеза, сравнение, оксюморон, игра слов, эпитет и другие средства, их роль в создании образа. Эффект неожиданности как основа комического в загадке, eго особое место в современных смеховых разновидностях жанра (неожиданное комическое «снижение», вышучивание высокого). 6. Загадка как средство народной педагогики, развивающее воображение, остроту ума, логику, нестандартность мышления, внимательность, языковое чутье и другие качества личности. Задание 1. Покажите на примерах существование нескольких загадок с одной отгадкой и, наоборот, нескольких отгадок к одной загадке. Согласны ли вы с тем, что это не противоречит жанровой природе загадки? Аргументируйте свою точку зрения. Задание 2. Известно, что в ряде локальных традиций подблюдные песни-гадания называют загадками, слово загадка фигурирует и в их закрепке. Например: Кому эта загадка достанется, Тому сбудется, не минуется, Слава! Докажите, что данное словоупотребление не случайно. Выделите общее и различное в поэтике и функциях загадки и подблюдной песни. Задание 3. В каких произведениях фольклора и литературы встречаются загадки? Какую роль они играют? Приведите 2 - 3 примера. ТЕКСТЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА Традиционные загадки Не сажают, не поливают, Сами вырастают! (Волосы) (С. 423.)
Сперва блеск За блеском треск. За треском - плеск. (Молния, гром, дождь) (С. 425.)
Мостится мост без досок, Без топора, без клина. (Лед) (С. 425.)
Летит, как ворон; урчит, как бык. (Жук) (С. 425.)
Два вина в бочонке болтаются, А не смешиваются. (Яйцо) (С. 427.)
Новая посудина вся в дырках. (Решето) (С. 430.)
Поля стеклянные, межи деревянные. (Окна) (С. 430.)
В болоте родился, Три раза крестился, В бою не сдался, Героем остался. (Ленинград) (С. 433.)
Шуточные вопросы О степенях родства Два сына, два отца поделили три яйца. Как поделили, что ни одного не разбили? (Дед, отец, сын) (С. 433.)
Сидит маленький ребенок и плачет. Подходит к нему мужчина и спрашивает: - Из-за чего плачешь? - У меня есть папа, есть мама, а я им не сын. Кто я есть? (Дочь) (С. 434.)
Игра слов Отчего (от чего) у гуся лапки красные? (От коленок) (С. 434.)
Ну вот, слушай (с Лушей), шли мать и дочь, Нашли три яблока. Как их разделить поровну? (Луше, матери, дочери - по одному) (С. 434.) Бежало 40 волков. Сколько у них ушей и (у шеи) хвостов? (Ни одного: у шеи хвосты не растут) (С. 435.)
Логические Горели три свечи, две затушили. Сколько свечей осталось? (Три свечи, потому что их не убрали, а затушили) (С. 437.) В корзине было три яблока. Как раздать по яблоку трем девочкам и одно оставить в корзине? (Одной девочке дать яблоко в корзине) (С. 437.)
Когда звонят во все (в овсе) колокола? (Никогда) (С. 4.37.|
В какие ворота въезжал Петр I? (В открытые) (С. 438.)
Сколько яиц можно съесть на голодный желудок? (Одно: остальные уже будут не на голодный желудок) (С. 438.)
На внимательность Может ли мужчина жениться на сестре своей вдовы? (Нет, вдова - та, у которой умер муж) (С. 443.)
Какого цвета белая лошадь Александра Македонского? (Белого) (С. 443.)
Абсурдные вопросы - Летели два два крокодила: один на север, другой - налево. Сколько лет бегемоту? - Не знаю. - Три. - Почему? - Потому что раньше было два! (С. 443.)
ТЕМА 5-6. БЫЛИНЫ ОБ ИЛЬЕ МУРОМЦЕ В ЦИКЛЕ КИЕВСКИХ ЭПИЧЕСКИХ ПЕСЕН Вопросы и задания: 1. Научная полемика о киевском и владимиро-суздальском происхождении Ильи Муромца. Исторические свидетельства о богатыре. Основные этапы былинной биографии героя. 2. Позднее возникновение былин о детстве и выздоровлении Ильи Муромца. Различные версии обретения им богатырской силы. Мотивы мифа, волшебной сказки, духовного стиха в былине об исцелении героя Образ богатырского коня Бурушки. 3. Время появления былины «Илья Муромец и Соловей-pазбоник». Два подвига богатыря как отражение мифологического и исторического периода русского эпоса. Мифологический образ Соловья-разбойника и особенности его трактовки. Зооморфный и антропоморфный облик эпического врага. 4. Идейно-тематическая основа былины «Илья Муроме и Калин-царь». Социальный и нравственный характер противостояния крестьянина-богатыря и киевского князя Владимира. Калин-царь и его исторические прототипы.. Сказочное начало в сюжете. Роль чудесного коня-помощника. Плен - испытание стойкости Ильи Муромца. Победа как результат единства богатырей, защитников Руси и христианской веры. 5. Образ заставы богатырской в русской литературе и живописи. Задание 1. В литературоведческом словаре найдите определение «бродячего» сюжета и запишите. Выявите такие сюжеты в былинах об Илье Муромце. Задание 2. Сопоставьте картину В.М. Васнецова «Богатыри» и былину «Застава богатырская». Определите, какие мотивы, черты характера, особенности одежды и вооружения заимствовал художник из этой былины и былин киевского цикла при создании образов защитников Руси. Задание 3. Сравните образ Ильи Муромца в народных былинах и балладе А.К.Толстого «Илья Муромец». В чем принципиальное различие фольклорного и литературного образов? Запишите выводы.
А К.Толстой Илья Муромец 1 Под броней с простым набором, Хлеба кус жуя, В жаркий полдень едет бором Дедушка Илья. 2 Едет бором, только слышно, Как бряцает бронь, Топчет папоротник пышный Богатырский конь. 3 И ворчит Илья сердито: «Ну, Владимир, что ж? Посмотрю я, без Ильи-то Как ты проживешь? 4 Двор мне, княже, твой не диво! Не пиров держусь! Я мужик неприхотливый, Был бы хлеба кус! 5 Но обнес меня ты чарой В очередь мою – Так шагай же, мой чубарый, Уноси Илью! 6 Без меня других довольно: Сядут - полон стол! Только лакомы уж больно, Любят женский пол! 7 Все твои богатыри-то, Значит, молодежь; Вот без старого Ильи-то Как ты проживешь! 8 Тем-то я их боле стою, 1 Что забыл уж баб, А как тресну булавою, Так еще не слаб! 9 Правду молвить, для княжого Не гожусь двора; Погулять по свету снова Без того пора! 10 Не терплю богатых сеней, Мраморных тех плит; От царьградских от курений Голова болит! 11 Душно в Киеве, что в скрине, Только киснет кровь! Государыне-пустыне Поклонюся вновь! 12 Вновь изведаю я, старый, Волюшку мою – Ну же, ну, шагай, чубарый, Уноси Илью!» 13 И старик лицом суровым Просветлел опять, По нутру ему здоровым Воздухом дышать. 14 Снова веет воли дикой На него простор, И смолой и земляникой Пахнет темный бор.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 227. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |