Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Происхождение и развитие языка (2ч.)




1. Проблема происхождения языка в современной науке. Трудности решения данной проблемы.

2. Основные этапы антропогенеза и происхождение языка.

3. Мифологические, библейские гипотезы происхождения языка.

4. Научные гипотезы происхождения языка.

5. Биологическая гипотеза

6. Звукоподражательная или ономатопоэтическая гипотеза

7. Междометная и жестовая гипотеза

8. Теория социального договора

9. Трудовые гипотезы:

10. Теория инстинктивных трудовых выкриков

11. Трудовая гипотеза Ф. Энгельса

12. Причины возникновения языка.

13. Основные черты «первобытного языка».

Вопросы для коллективного обсуждения:

Насколько актуален вопрос происхождения языка в современной науке?

В чем трудности решения проблемы происхождения языка?

Какие достоинства и недостатки вы выделили в существующих научных и донаучных гипотезах?

Как Вы представляете себе «первобытный язык»?

 

Задания для самостоятельной работы:

Проработка материалов лекции.

Чтение и конспектирование соответствующих разделов учебника.

Подготовка выступления, письменного сообщения, рефератов по теме.

Подготовка выступления на научно-практическую конференцию.

Подготовка презентаций.

Тема № 8.

История письма, типы письма, алфавиты. Орфография (2ч.)

1. История возникновения письма. Предметное письмо. Узелковое письмо. Виды письма условными знаками: кипу, вампум, зарубки на бирках, т.д.

2. Пиктография. Характерные черты пиктографии Разновидности пиктограмм. Идеографическое письмо. Типы идеографии.

3. Слоговое письмо. Виды слогового письма. Египетское письмо. Шумеро-аккадское письмо. Китайское письмо. Индийское письмо.

4. Фонографическое письмо. Виды фонографического письма: консонантно-звуковое, вокализовано-звуковое, бустрофедон, вокализованное письмо.

5. Алфавит, виды алфавитов. Греческий и латинский алфавит. Коптский, готский алфавиты. Возникновение славянского алфавита. Реформы русского алфавита.

6. Транскрипция, транслитерация, письмо. Типы транскрипции. Типы письма. Виды графем.

7. Графика. Орфография. Принципы орфографии.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Каковы перспективы развития письма в будущем?

Существует ли взаимосвязь между типом письма и культурой?

 

Задания для самостоятельной работы:

Проработка материалов лекции.

Чтение и конспектирование соответствующих разделов учебника.

Подготовка выступления, письменного сообщения, рефератов по теме.

Подготовка выступления на научно-практическую конференцию.

Подготовка презентаций.

II семестр

Тема № 9 (2 ч.)

Язык как знаковая система. Внутреннее устройство языка.

1. Понятие о семиотике как науке о знаках.

2. Знак и его типы (символы, сигналы, признаки).

3. Основные свойства языкового знака. План содержания и план выражения.

4. Принцип произвольности языкового знака. Своеобразие языковых знаков.

5. Специфика языка как знаковой системы.

6.  Язык как система и структура. Понятие системы и структуры. Признаки языковой системы: динамичность, гетерогенность.

7. Понятие о языковых уровнях (ярусах).

8. Типы отношений между языковыми единицами (парадигматические, синтагматические, иерархические).

 

Вопросы для коллективного обсуждения:

В чем своеобразие языка как знаковой системы? 

Чем она отличается от других знаковых систем?

Каковы реальные проявления системности языка??

 

Задания для самостоятельной работы:

Проработка материалов лекции.

Чтение и конспектирование соответствующих разделов учебника.

Подготовка выступления, письменного сообщения, рефератов по теме.

Тема № 10.Звуковой строй языка (4 ч.)

1. Три аспекта звуков речи. Акустические свойства звуков речи. Артикуляционные параметры звуков речи.

2. Классификация звуков речи. Артикуляционная классификация согласных. Классификация гласных.

3. Слог как артикуляционно-акустическая единица. Изменения структуры слога. Зияния гласных. Стечения согласных. Паразитические звуки. Виды слогов. Функции слогов. Проблемы слогоделения.

4. Просодические явления. Ударение. Его виды. Интонация. Ее элементы и функции.

5. Взаимодействие звуков в речевом потоке. Комбинаторные и позиционные изменения звуков.

6. Фонема и звук. Содержание фонемы. Фонемные оппозиции. Типология оппозиций.

7. Понятие фонемы. Варианты (аллофоны). Функции фонемы. Интегральные и дифференциальные признаки фонем. Оппозиции фонем. Сильные и слабые позиции. Нейтрализация.

8. Основные исторические процессы изменения звукового строя языка. Понятие об орфоэпии.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Чем различаются звук и фонема?

Каковы главные причины изменения звукового строя языка?

 

Задания для самостоятельной работы:

Проработка материалов лекции.

Чтение и конспектирование соответствующих разделов учебника.

Подготовка выступления, письменного сообщения, рефератов по теме.

 

Тема № 11.Лексикология. Фразеология. Семасиология (4 ч.)

1. Слово как предмет лексикологии. Проблема определения слова. Аспекты рассмотрения слова. Внутренняя форма слова. Мотивированность слов.

2. Семасиология. Сущность лексического значения. Типы лексического значения слова. Денотативный, сигнификативный и прагматический компоненты значения. Понятие семантического треугольника. Типы ЛЗ: прямые и переносные, свободные и связанные.

3. Понятие семы, семный состав ЛЗ. Структура ЛЗ.

4. Первичная и вторичная номинация. Полисемия. Семантическая структура слова. Типы связей в семантической структуре слова.

5. Многозначность слова и омонимия.

6. Фразеология. Типы фразеологических единиц.

7. Фразеология в узком и широком объеме (Вопрос о пословицах, поговорках, крылатых выражениях).

8. Системная организация фразеологизмов. Их стилистическая дифференциация.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Почему слово считается центральной единицей языка?

В чем главная трудность решения проблемы значения слова?

 

Задания для самостоятельной работы:

Проработка материалов лекции.

Чтение и конспектирование соответствующих разделов учебника.

Подготовка выступления, письменного сообщения, рефератов по теме.

 

Семинар № 12 (2 ч).   

Лексико-семантическая система языка. Исторические изменения лексики

1. Семантическая структура словаря. Лексико-семантические, тематические группы и семантические поля/

2. Синонимия по денотату и сигнификату. Синонимические ряды. Синонимическая доминанта.

3. Антонимия. Типы антонимов.

4. Паронимия. Причины возникновения паронимов.

5. Стратификация лексического состава языка.

6. Исторические изменения лексики. Активная и пассивная лексика. Этимология. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Табу и эвфемизмы.

7. Пути обогащения словарного состава языка. Типы заимствований. Ассимиляция заимствований. Интернациональная лексика.

8. Ономастика. Топонимия и антропонимия.

9. Лексикография. Типы словарей. Основные принципы лексикографии.

 

 Вопросы для коллективного обсуждения:

Чем характеризуется активный и пассивный словарь?

Каковы главные пути пополнения словарного состава языка?

Как Вы относитесь к заимствованиям?

 

Задания для самостоятельной работы:

Проработка материалов лекции.

Чтение и конспектирование соответствующих разделов учебника.

Подготовка выступления, письменного сообщения, рефератов по теме.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 156.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...