Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Закономерности исторического развития языка.




Планы практических занятий

Тема № 1.Языкознание как наука. Его связь с другими науками

Объект и предмет языкознания. Основные проблемы языкознания.

Основные разделы и аспекты в языкознании.

Связь языкознания с другими науками. Место языкознания среди других наук.

Место языкознания среди гуманитарных наук: истории, археологии, философии, логики, литературоведения.

Языкознание и биология, психология, физиологии.

Языкознание и математика, физика, кибернетика, теория информации, теории искусственного интеллекта.

Методы исследования языка.

Новые направления в развития науки о языке.

 

Вопросы для коллективного обсуждения:

Чем занимается языкознание?

Насколько актуальны эти проблемы с позиции современной науки?

В чем заключается роль языкознания в современном обществе?

Задания для самостоятельной работы:

Проработка материалов лекции.

Чтение и конспектирование соответствующих разделов учебника.

Подготовка выступления, письменного сообщения, рефератов по теме.

 

Тема № 2.Основные этапы развития науки о языке (4 ч.)

1. Возникновение языкознания. Языкознание в Индии («Восьмикнижие» Панини), Китае. Арабское языкознание.

2. Греко-римское языкознание. Философия языка. Аристотель. Платон. Стоики. Языкознание в Древнем Риме. Грамматика Доната и Присциана.

3. Языкознание эпохи Возрождения. Составление словарей.

4. Европейское языкознание в XVII-XVIII вв (Ф Бэкон, Р. Декарт, В. Лейбниц). Логический подход к языку. Грамматика Пор-Рояля.

4. Языкознание XIX века. Сравнительно-историческое языкознание (Ф. Бопп, Я Гримм, К. Раск, А.Х. Востоков). Генеалогическая классификация А. Шлейхера. Направления 19 века:

· логико-грамматическое (К.Беккер, Ф.И. Буслаев): перенос законов логики на язык;

· натуралистическое (А. Шлейхер, А. Мюллер): попытки найти сходство в развитии языка и организма;

· психологическое (В. Гумбольдт, Р. Штейнталь, В. Вундт, Александр Афанасьевич Потебня): «язык – деятельность души»

· младограмматическое (Г. Пауль, К. Бругман):

5. Языкознание XX века.Начало 20 века – социологическое направление: Ф. де Соссюр (1837-1913); А. Мейе, Ж. Вандриес (1875-1960).

6. Возникновение и развитие структурной лингвистики. Провозвестники структурализма: Ф. де Соссюр, И.А. Бодэн-де-Куртене, Ф.Ф. Фортунатов, Р.О. Якобсон. Основные достижения структурализма. Школы структурализма: Пражская, Копенгагенская, Лондонская, американский дескриптивизм. Н. Хомский.

7. Основные отечественные школы языкознания.

 

Вопросы для коллективного обсуждения:

Каковы главные факторы зарождения и развития языкознания?

В чем заключается вклад каждого этапа в развитии науки о языке?

Каковы перспективы развития науки о языке?

 

Задания для самостоятельной работы:

Проработка материалов лекции.

Чтение и конспектирование соответствующих разделов учебника.

Подготовка выступления, письменного сообщения, рефератов по теме.

Подготовка выступления на научно-практическую конференцию.

Подготовка презентаций по следующим темам:

Ф.де Соссюр и его вклад в лингвистику.

В. Фон Гумбольдт – великий ученый.

И.А. Бодуэн-де-Куртене.

Ф.Ф. Фортунатов.

Л. Ельмслев.

Н. Хомский

Р.О. Якобсон

Другие персоналии на выбор.

Тема № 3

Сущность языка. Его функции (2ч.)

1. Основные концепции сущности языка. Язык как общественное явление. Биологическое, социальное и индивидуальное в языке.

2. Функции языка: коммуникативная, номинативная, когнитивная (мыслеобразующая), аккумулятивная (накопительная), оценочная, экспрессивная, прагматическая, строевая.

3. Иерархия функций языка: ведущее положение и единство коммуникативной и когнитивной функций.

4. Вторичные функции языка: аккумулятивная; функция воздействия (прагматическая), эмоциональная (эмотивная) функция; эстетическая функция. 

5. Отличие человеческого языка от «языка животных».

6. Невербальные средства речевой коммуникации.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Какова природа языка?

Приведите аргументы в защиту социальной природы языка?

Каково главное назначение языка?

Подтвердите на примерах взаимосвязь различных функций языка.

 

Задания для самостоятельной работы:

Проработка материалов лекции.

Чтение и конспектирование соответствующих разделов учебника.

Подготовка выступления, письменного сообщения, рефератов по теме.

Подготовка выступления на научно-практическую конференцию.

Подготовка презентаций.

 

Тема № 4

Язык и речь. Язык и мышление.

1. Проблема соотношение языка и речи. Что такое язык и что такое речь.

2. Формы существования языка: язык, речь и речевая деятельность.

3. Язык и речь в трактовке Ф.де Соссюра. Проблема «язык - речь - речевая деятельность».

4. Внешняя и внутренняя речь. «Внутренняя речь» и ее особенности.

5. Проблема «язык и мышление» в кругу философских и лингвистических проблем.

6. Типы мышления: практическое, наглядно-чувственное (образное) мышление, абстрактное (понятийно-логическое мышление человека).

7. Соотношение категорий языка и мышления. Слово и понятие; высказывание и суждение; категории грамматические и логические.

8. Гипотеза лингвистической относительности Сепира и Уорфа.

 

Вопросы для коллективного обсуждения:

В какой форме существует живой человеческий язык?

Влияет ли язык на мышление? Аргументируйте вашу точку зрения.

Что такое языковая и концептуальная картина мира?

 

Задания для самостоятельной работы:

Проработка материалов лекции.

Чтение и конспектирование соответствующих разделов учебника.

Подготовка выступления, письменного сообщения, рефератов по теме.

Подготовка выступления на научно-практическую конференцию.

Подготовка презентаций.

Тема № 5.

Взаимодействие языка и общества

1. Язык как историческое явление, связь возникновения и развития языка с возникновением и развитием человеческого общества.

2. Территориальная дифференциация языков: диалекты, наречия, говоры.

3. Социальная дифференциация языков: профессиональные языки, жаргоны, сленг, арго. Идиолект.

4. Формы существования национальных языков: устная и письменная формы языка.

5. Литературный язык. Литературно-языковая норма. Стилистическая дифференциация языка. Понятие обиходно-бытовой речи. Общенародный язык.

6. Языки межнационального общения: язык и государство, понятие о языковой политике, государственные и официальные языки.

7. Языки международного общения.

8. Естественные (мировые) языки и искусственные (эсперанто).

 

Вопросы для коллективного обсуждения:

В чем проявляется взаимодействие развития языка и общества?

Каковы проявления территориальной дифференциации языка?

Что лежит в основе социальной дифференциации языка?

Каковы перспективы развития международных языков?

Каково будущее искусственных языков общения?

 

Задания для самостоятельной работы:

Проработка материалов лекции.

Чтение и конспектирование соответствующих разделов учебника.

Подготовка выступления, письменного сообщения, рефератов по теме.

Подготовка выступления на научно-практическую конференцию.

Подготовка презентаций.

 

Тема № 6 (4 ч.)

Закономерности исторического развития языка.

1. Интеграция и дифференциация как основные процессы развития и формы взаимодействия языков.

2. Взаимодействие языков: субстрат, суперстрат, адстрат. Языковая ситуация.

3. Развитие языка на базе субстрата, суперстрата, адстрата.

4. Виды языковых контактов:

5. смешение языков (креольские языки и жаргоны),

6. двуязычие (билингвизм),

7. скрещивание языков (понятие о субстрате и суперстрате),

8. сосуществование языков (языковые союзы).

9. Внешние факторы и внутренние законы развития языка.

10. Перспективы развития языков в будущем.

 

Вопросы для коллективного обсуждения:

Какие факторы способствуют развитию языка?

Какие процессы в развитии языка доминируют в эпоху глобализации?

Как Вы видите перспективы развития языков в будущем?

Задания для самостоятельной работы:

Проработка материалов лекции.

Чтение и конспектирование соответствующих разделов учебника.

Подготовка выступления, письменного сообщения, рефератов по теме.

Подготовка выступления на научно-практическую конференцию.

Подготовка презентаций.

 

Тема № 7.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...