Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Закономерности исторического развития языка.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Планы практических занятий Тема № 1.Языкознание как наука. Его связь с другими науками Объект и предмет языкознания. Основные проблемы языкознания. Основные разделы и аспекты в языкознании. Связь языкознания с другими науками. Место языкознания среди других наук. Место языкознания среди гуманитарных наук: истории, археологии, философии, логики, литературоведения. Языкознание и биология, психология, физиологии. Языкознание и математика, физика, кибернетика, теория информации, теории искусственного интеллекта. Методы исследования языка. Новые направления в развития науки о языке.
Вопросы для коллективного обсуждения: Чем занимается языкознание? Насколько актуальны эти проблемы с позиции современной науки? В чем заключается роль языкознания в современном обществе? Задания для самостоятельной работы: Проработка материалов лекции. Чтение и конспектирование соответствующих разделов учебника. Подготовка выступления, письменного сообщения, рефератов по теме.
Тема № 2.Основные этапы развития науки о языке (4 ч.) 1. Возникновение языкознания. Языкознание в Индии («Восьмикнижие» Панини), Китае. Арабское языкознание. 2. Греко-римское языкознание. Философия языка. Аристотель. Платон. Стоики. Языкознание в Древнем Риме. Грамматика Доната и Присциана. 3. Языкознание эпохи Возрождения. Составление словарей. 4. Европейское языкознание в XVII-XVIII вв (Ф Бэкон, Р. Декарт, В. Лейбниц). Логический подход к языку. Грамматика Пор-Рояля. 4. Языкознание XIX века. Сравнительно-историческое языкознание (Ф. Бопп, Я Гримм, К. Раск, А.Х. Востоков). Генеалогическая классификация А. Шлейхера. Направления 19 века: · логико-грамматическое (К.Беккер, Ф.И. Буслаев): перенос законов логики на язык; · натуралистическое (А. Шлейхер, А. Мюллер): попытки найти сходство в развитии языка и организма; · психологическое (В. Гумбольдт, Р. Штейнталь, В. Вундт, Александр Афанасьевич Потебня): «язык – деятельность души» · младограмматическое (Г. Пауль, К. Бругман): 5. Языкознание XX века.Начало 20 века – социологическое направление: Ф. де Соссюр (1837-1913); А. Мейе, Ж. Вандриес (1875-1960). 6. Возникновение и развитие структурной лингвистики. Провозвестники структурализма: Ф. де Соссюр, И.А. Бодэн-де-Куртене, Ф.Ф. Фортунатов, Р.О. Якобсон. Основные достижения структурализма. Школы структурализма: Пражская, Копенгагенская, Лондонская, американский дескриптивизм. Н. Хомский. 7. Основные отечественные школы языкознания.
Вопросы для коллективного обсуждения: Каковы главные факторы зарождения и развития языкознания? В чем заключается вклад каждого этапа в развитии науки о языке? Каковы перспективы развития науки о языке?
Задания для самостоятельной работы: Проработка материалов лекции. Чтение и конспектирование соответствующих разделов учебника. Подготовка выступления, письменного сообщения, рефератов по теме. Подготовка выступления на научно-практическую конференцию. Подготовка презентаций по следующим темам: Ф.де Соссюр и его вклад в лингвистику. В. Фон Гумбольдт – великий ученый. И.А. Бодуэн-де-Куртене. Ф.Ф. Фортунатов. Л. Ельмслев. Н. Хомский Р.О. Якобсон Другие персоналии на выбор. Тема № 3 Сущность языка. Его функции (2ч.) 1. Основные концепции сущности языка. Язык как общественное явление. Биологическое, социальное и индивидуальное в языке. 2. Функции языка: коммуникативная, номинативная, когнитивная (мыслеобразующая), аккумулятивная (накопительная), оценочная, экспрессивная, прагматическая, строевая. 3. Иерархия функций языка: ведущее положение и единство коммуникативной и когнитивной функций. 4. Вторичные функции языка: аккумулятивная; функция воздействия (прагматическая), эмоциональная (эмотивная) функция; эстетическая функция. 5. Отличие человеческого языка от «языка животных». 6. Невербальные средства речевой коммуникации. Вопросы для коллективного обсуждения: Какова природа языка? Приведите аргументы в защиту социальной природы языка? Каково главное назначение языка? Подтвердите на примерах взаимосвязь различных функций языка.
Задания для самостоятельной работы: Проработка материалов лекции. Чтение и конспектирование соответствующих разделов учебника. Подготовка выступления, письменного сообщения, рефератов по теме. Подготовка выступления на научно-практическую конференцию. Подготовка презентаций.
Тема № 4 Язык и речь. Язык и мышление. 1. Проблема соотношение языка и речи. Что такое язык и что такое речь. 2. Формы существования языка: язык, речь и речевая деятельность. 3. Язык и речь в трактовке Ф.де Соссюра. Проблема «язык - речь - речевая деятельность». 4. Внешняя и внутренняя речь. «Внутренняя речь» и ее особенности. 5. Проблема «язык и мышление» в кругу философских и лингвистических проблем. 6. Типы мышления: практическое, наглядно-чувственное (образное) мышление, абстрактное (понятийно-логическое мышление человека). 7. Соотношение категорий языка и мышления. Слово и понятие; высказывание и суждение; категории грамматические и логические. 8. Гипотеза лингвистической относительности Сепира и Уорфа.
Вопросы для коллективного обсуждения: В какой форме существует живой человеческий язык? Влияет ли язык на мышление? Аргументируйте вашу точку зрения. Что такое языковая и концептуальная картина мира?
Задания для самостоятельной работы: Проработка материалов лекции. Чтение и конспектирование соответствующих разделов учебника. Подготовка выступления, письменного сообщения, рефератов по теме. Подготовка выступления на научно-практическую конференцию. Подготовка презентаций. Тема № 5. Взаимодействие языка и общества 1. Язык как историческое явление, связь возникновения и развития языка с возникновением и развитием человеческого общества. 2. Территориальная дифференциация языков: диалекты, наречия, говоры. 3. Социальная дифференциация языков: профессиональные языки, жаргоны, сленг, арго. Идиолект. 4. Формы существования национальных языков: устная и письменная формы языка. 5. Литературный язык. Литературно-языковая норма. Стилистическая дифференциация языка. Понятие обиходно-бытовой речи. Общенародный язык. 6. Языки межнационального общения: язык и государство, понятие о языковой политике, государственные и официальные языки. 7. Языки международного общения. 8. Естественные (мировые) языки и искусственные (эсперанто).
Вопросы для коллективного обсуждения: В чем проявляется взаимодействие развития языка и общества? Каковы проявления территориальной дифференциации языка? Что лежит в основе социальной дифференциации языка? Каковы перспективы развития международных языков? Каково будущее искусственных языков общения?
Задания для самостоятельной работы: Проработка материалов лекции. Чтение и конспектирование соответствующих разделов учебника. Подготовка выступления, письменного сообщения, рефератов по теме. Подготовка выступления на научно-практическую конференцию. Подготовка презентаций.
Тема № 6 (4 ч.) Закономерности исторического развития языка. 1. Интеграция и дифференциация как основные процессы развития и формы взаимодействия языков. 2. Взаимодействие языков: субстрат, суперстрат, адстрат. Языковая ситуация. 3. Развитие языка на базе субстрата, суперстрата, адстрата. 4. Виды языковых контактов: 5. смешение языков (креольские языки и жаргоны), 6. двуязычие (билингвизм), 7. скрещивание языков (понятие о субстрате и суперстрате), 8. сосуществование языков (языковые союзы). 9. Внешние факторы и внутренние законы развития языка. 10. Перспективы развития языков в будущем.
Вопросы для коллективного обсуждения: Какие факторы способствуют развитию языка? Какие процессы в развитии языка доминируют в эпоху глобализации? Как Вы видите перспективы развития языков в будущем? Задания для самостоятельной работы: Проработка материалов лекции. Чтение и конспектирование соответствующих разделов учебника. Подготовка выступления, письменного сообщения, рефератов по теме. Подготовка выступления на научно-практическую конференцию. Подготовка презентаций.
Тема № 7. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 221. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |