Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Список сокращений, используемых в литературе⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
ВСЯ — Вопросы славянского языкознания. М. ЕЗб. — Етнографiчний збiрник. Львiв. ЖС — Живая старина. СПб. Изв. ЕИМ — Известия на Етнографски институт и музей. София. ИРГО (РГО) — (имп.) Русское Географическое общество. СПб. ИОРЯС — Известия Отделения русского языка и словесности (имп.) Академии наук. СПб. ОЛЯ — Отделение литературы и языка (сборники ОЛЯ). М. ООФ — Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982. ПА — Полесский Архив. Мат-лы экспедиций 1974-1983 гг. (Институт славяноведения РАН. Москва.) ПЭС — Полесский этнографический сборник. Материалы и исследования. М., 1983. ПЭС ТК — Полесье и этногенез славян: Предварительные материалы и тезисы конференции. М., 1983. РФВ — Русский филологический вестник. Варшава. СбНУ — Сборник за народни умотворения. София. СБФ — Славянский и балканский фольклор. М. СБЯ — Славянское и балканское языкознание. СЕ3б — Српски етнографски зборник. Београд. ФЭ ООФ — Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. Л., 1974. ФЭ СФ — Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. М., 1977. ЧОИДР — Чтения в Обществе истории и древностей российских при имп. Московском университете. М. ЭО — Этнографическое обозрение. М. ЭСб — Этнографический сборник, М. CL — Cesky lid. Praha. CMSS — Casopis Muzealnej slovenskej spolocnosti. SFP — Slownik folkloru polskiego/Pod. red. J. Krzyzanowskiego. Warszawa, 1965. SN — Slovensky narodopis. Bratislava. РАЕ — Polski atlas etnograficzny. Warszawa, 1964. T. 1-Х.
Абрамов 1905 — Абрамов И. Черниговские малороссы. Быт и песни населения Глуховского у. Черниговской г. // СПб., 1905. Абрамов 1907 — Абрамов И. Как перестали убивать стариков в Малороссии // ЖС. 1907. Вып. 4. С. 41-42 Аверинцев 2000 — Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. Киев: «Дух и литера», 2000. Агренева-Славянская 1887 — Агренева-Славянская О.X. Описание русской крестьянской свадьбы с текстом и песнями... в трех частях. Ч. III. Плачи и причитания по умершим. М., 1887. Азадовский 1922 — Азадовский М.К. Ленские причитания. Чита, 1922. Азадовский 1940—Азадовский М.К. Русские плачи Карелии. Петрозаводск, 1940. Азимов 1983 — Азимов Э.Г. Из полесской народной метеорологии. Слепой дождь // ПЭС. С. 212-217. Алмазов 1894 — Алмазов А.И. Тайная исповедь в православной Восточной церкви. Одесса, 1894. Т. I — III. Андреев 1929 — Андреев Н.П. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне. Л., 1929. Анимелле и др. 1854 (Ан.)[§§§§§§§§§] — Анимелле Н. и др. Быт белорусских крестьян // ЭСб. СПб., 1854. Вып. 2. С. 201-240. Аничков 1914 — Аничков Е.В. Язычество и древняя Русь. СПб., 1914. Анучин 1890 — Анучин Д.Н. Сани, ладья и кони как принадлежность погребального обряда. Археологически-этнографический этюд// Древности. М., 1890. Т. XIV. Арнаудов 1969 — Арнаудов М. Очерци на българския фолклор. София, 1969. Т. I — II. Арнаудов 1971 — Арнаудов М. Студии връху българските обреди и легенди. София, 1971-1972. Т. I, II. Архангельский 1854 — Архангельский А. Село Давшино Ярославской губернии Пошехонского уезда // ЭСб. Изд. РГО. СПб., 1854. Вып. 2. С. 20-25. Атлас (Атл.) — Гура А.В., Терновская О.А., Толстая С.М. Материалы к полесскому этнолингвистическому атласу; Программа полесского этнолингвистического атласа // ПЭС. С. 21-47,49-153. Афанасьев 1850 — Афанасьев А.Н. Дедушка-домовой // Архив Калачова. М., 1850. Кн. 1. Афанасьев 1861 — Афанасьев А.Н. Заметки о загробной жизни по славянским преданиям // Архив исторических и практических сведений, относящихся до России, изд. Н. Калачовым. М., 1861. Кн. 3. Афанасьев 1865 — Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1865-1869. Т. I — III. Афанасьев 1982 — Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избранные статьи. М, 1982. АЦР — Архив Цветаны Романовой (Софийский университет. Болгария). Бадаланова 1983 — Бадаланова Ф.К. «Орехова маланка» (К интерпретации поверий, связанных с орехом и молнией) // ПЭС ТК. М., 1983. С. 86-87. Базанов 1962 — Причитания Севера в записях В.Г. Базанова и А.П. Разумовой // Русская народно-бытовая лирика. М.; Л., 1962. Базилевич 1853 — Базилевич Г. Местечко Александровка Черниговской губернии Сосницкого уезда // ЭСб. СПб., 1853. Вып. I. С. 325-371. Байбурин 1983 — Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983. Байбурин, Левинтон 1978 — Байбурин А.К., Левинтон Г.А. К описанию пространства в восточнославянской свадьбе // Русский народный свадебный обряд. Исследования и материалы / Под ред. К. В. Чистова и Т. А. Бернштам. Л., 1978. С. 89-106. Балов 1891 — Балов А. Сон и сновидения в народных верованиях. Из этнографических наблюдений, собранных в Ярославской губернии // ЖС. 1891. Вып. 4. С. 208-213. Балов и др. 1897-1899 (Бал.) — Балов А., Дерунов С.Я., Ильинский Я. Очерки Пошехонья // ЭО. 1897. № 7. С. 1-20; 1898. № 4. С. 40-41; 1899. № 1-2. С.193-224. Бараг 1979 — Бараг и др. Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка. Л., 1979. Барсов 1872 (Бар) — Причитания Северного края, собранные Е.В. Барсовым, изд. при содействии ОЛРС. Ч. 1. Плачи похоронные, надгробные и надмогильные. М., 1872. Бенвенист 1974 — Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974. Беновска 1981 — Беновска М. Същност и естетически измерения на обреда Герман // Обреди и обреден фолклор. София, 1981. С. 235-255. Бессонов 1871 — Бессонов П.А. Белорусские песни с подробными объяснениями их творчества и языка: с очерками народного обряда, обычая и всего быта. М., 1871. Т. I. Билецкий-Носенко 1966 — Бiлецький-Носенко П. Словник украiнськой мови. Пидг. В. В. Шiмчук. Киiв, 1966. Богатырев 1919 — Богатырев П. Верования великоруссов Шенкурского уезда (Архангельской губернии) // ЭО. 1919. № 3-4. С. 42-80. Богатырев 1971 (Бог.) — Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. Богданов 1918 — Богданов В.В. Древние и современные обряды погребения животных в России // ЭО. 1918. № 3-4. С. 82-123. Богданов 1918а (Богд.) — Богданов В.В. Рецензия на «Очерки русской мифологии» Д. К. Зеленина// ЭО. 1918. № 3-4. С. 171-179. Брагинская 1983 — Брагинская Н.Б. Эпитафия как письменный фольклор // Текст, семантика и структура. М., 1983. Богданович 1895 — Пережитки древнего миросозерцания у белоруссов. Этнографический очерк А. Е. Богдановича. Гродна, 1895. Булашев 1909 — Булашев Г.О. Украинский народ в своих легендах и религиозных воззрениях и верованиях. Киев, 1909. Вып. I. Булгаковский 1890 (Булг.) — Пинчуки. Песни, загадки, собранные в Пинском уезде Минской губернии Д.Г. Булгаковским // ЭСб. Зап. ИРГО. СПб., 1890. XIII. Вып. 3. Бурцев 1902 (Бур.) — Бурцев А.Е. Обзор русского народного быта Северного края. Т. I. СПб., 1902; Тт. П-Ш. СПб., 1910. Бурцев 1911 — Бурцев А.Е. Полное собрание этнографических трудов. СПб, 1911. Т. X. Буслаев 1910 — Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства // Сочинения Ф. И. Буслаева. Т. 2. СПб., 1910. Бялькевич 1970 — Бялькевiч I.К. Краёвы слоуник усходняй Магiлёушчыны. Miнск, 1970. В. Щ. 1898 — В.Щ. Пища и питье крестьян-малороссов с некоторыми относящимися сюда обычаями, поверьями и приметами // ЭО. 1898. Вып. 1-2. С. 310-323. Вакарелски 1938 — Вакарелски Хр. Старинните елементи в българските пародии обичаи // През вековете. София, 1938. С. 246-281. Вакарелски 1948 — Вакарелски Хр. Смъртта като фактор // Годишник на библиограцЪски институт в София. 1948. Кн. I. С. 97-105. Вакарелски 1977 — Вакарелски Хр. Етнография на България. София, 1977. Велецкая 1968 — Велецкая Н.Н. О некоторых ритуальных явлениях языческой погребальной обрядности // История, искусство и фольклор славянских народов. V Международный съезд славистов. М., 1968. С. 192-213. Велецкая 1969 — Велецкая Н.Н. Языческие представления о загробной жизни и рудименты их в славянской народной традиции // Македонски Фолклор. 1969. № 3-4. С. 317-326. Велецкая 1978 — Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978. Вешторт 1983 — Вешторт Г.Ф. Связь полесской лексики с инославянской (на материале названий пищи) // ПЭС ТК. С. 62-64. Виноградов 1954 — Виноградов В.В. Из истории русской лексики и фразеологии // Докл. и сообщ. ИЯ АН СССР. М., 1954. Вып. 6. С. 3-23. Виноградов Г. 1923 — Виноградов Г.С. Смерть и загробная жизнь в воззрениях русского старожильческого населения Сибири // Сб. трудов профессоров и преподавателей Гос. Иркутского Университета. Иркутск, 1923. Вып. 5. Виноградова 1982 — Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. Генезис и типология колядования. М., 1982. Владимирская 1983 — Владимирская И.Г. Материалы к описанию полесских народных представлений, связанных с ткачеством // ПЭС. С. 225-246. Вовк б. г. — Вовк X. Студii з украiнськоi етнографii та антропологii. Прага, б. г. Ворон, сб. — Воронежский юбилейный сборник в память 300-летня г.Воронежа. Воронеж, 1886. Вып. I — II. Всеволожская 1895 (Всев.) — Всеволожская Е. Очерки крестьянского быта Самарского у. // ЭО. 1895. Мэ 1. С. 1-35. Гавлова 1967 — Гавлова Е. Славянские термины «возраст», «век» на фоне семантического развития этих названий в индоевропейских языках // Этимология. 1967. М., 1969. С. 36-39. Гальковский 1913,1916 (Гальк.) — Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. Харьков, 1913. Т. 1.1913; Т. 2.191 Гаркави 1870 — Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. с первой половины VII до конца X века по P. X. СПб., 1870. Генерозов 1883 — Генерозов Я.К. Русские народные представления о загробной жизни на основе заплачек, причитаний, духовных стихов и т. п. Саратов, 1883. Генчев 1968 — Генчев Ст. Към проучването на различията между обичаите при погребението от двете стран и на ятовата говорна граница в Сев. България // Изв. НИМ. София, 1968. Кн. XI. С. 169-200. Генчев 1971 — Генчев Ст. Етнографско единство и регионални различия в обичаите при погребения у българите // Етногенезис и културно наследство на българския народ. София, 1971. С. 45-78. Генчев 1972 — Генчев Ст. Оплакването в четири села от Смолянско // Изв. ЕИМ. София, 1972. Кн. XIV. С. 32-64. Герасимов 1895,1900 (Гер.) — Герасимов Н.К. Некоторые обычаи и верования крестьян Череповецкого уезда Новгородской губ. // ЭО. 1895. № 4. С. 122-126; ЭО. 1900. № 3. С. 133-137. Геров 1975 — Геров Н. Речник на българския език с тьлкуване речите на български и на руски. София, 1975-1978. Т. 1—6. Гнатюк 1912 (Гн.) — Похоронi звичаi и обряди / Зибр. В. Гнатюк // ЕЗб. Львiв, 1912. XXXI-XXXII. С. 203-426. Голубинский 1904 — Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т. I // ЧО И ДР. М., 1904. Гольдин 1970 — Гольдин В.Е. Об одном аспекте изучения семантических групп слов // Язык и общество. 1970. Вып. 2. С. 163-175. Городцов — Городцов П.А., Вроневский Г.П. Этнографические заметки I. Обычаи при погребении во время эпидемий. Опахивание деревни во время эпидемий// ЭО. 1897. № 3. С. 185-189. Гринченко 1895, 1897, 1899 — Гринченко Б.Д. Этнографические материалы, собранные в Черниговской и соседних с ней областях. Чернигов, 1895. Вып. I; 1897. Вып. II; 1899. Вып. III. Гринченко 1925 (Грив.) — Гринченко Б.Д. Словарь украинского языка. Харьков, 1925. Грузинский 1898 — Сборник народных детских песен, игр и загадок / Сост. А.В. Грузинский по мат-лам П. В. Шейна. М., 1898. Гура 1974 — Гура А.В. Поэтическая терминология северно-русского свадебного обряда // ФЭ/ООФ. С. 171-181. Гура 1977—Гура А.В. Из севернорусской свадебной терминологии (хлеб и пряники - словарь) // СБЯ. М., 1977. С. 131-181. Гусев 1974 — Гусев В.Е. От обряда к народному театру (эволюция святочных игр в покойника) // ФЭ ООФ. С. 49-60. Даль — Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. I — IV. Данилов 1909 — Данилов В. Красный траур в малорусском погребальном обряде // ЖС. 1909. Вып.4. С. 31-38. Даскалова 1965 — Даскалова Р. Духовна култура и фолклор на с. Яревична, Варненско // АЦР. София, 1965. С. 59. Демидович 1896 (Дем.) — Демидович П.П. Из области верований и сказаний белоруссов // ЭО. 1896. № 1. С. 91-121; № 2. С. 107-146. Динеков 1959 — Динеков П. Български фолклор. София, 1959. Ч. 1. Дмитриев 1869 — Дмитриев М.А. Собрание песен, сказок, обрядов и обычаев крестьян Северно-Западного края. Вильна, 1869. Добровольский 1894 (Добр.) — Добровольский В.И. Смоленский этнографический сборник. Ч. II / Зап. РГО по отд. этнографии. СПб.; М., 1894. Т. XX. Доброзраков 1853 (Д.) — Доброзраков М.С. Ульяновка Нижегородской губ. Лукоянского у. // ЭСб. СПб., 1853. Вып. I. С. 51-105. Добруджа 1974 — Добруджа. Етнографски, фолклорни и езикови проучвания. София, 1974. Драгоманов 1876 — Драгоманов М.П. Малорусские народные предания и рассказы // Ю.-зап. отд. ИРГО. Киев, 1876. Вып. XXVI. Дудић 1995 — Дудић Н. Стара гробла и надгробии белези у Србиjи. Београд: «Просвета», 1995. Ђорђевић — Ђорђевић Т.Р. Природа у верованьу и предану нашега народа. Београд, 1958. Кн.. 1,2. Елеонская 1913 — Елеонская Е.Я. Представление «того света» в русской народной сказке // ЭО. 1913. № 3-4. С. 50-59. Ефименко 1877-1878 (Еф.) — Ефименко П.С. Материалы по этнографии населения Архангельской губ. // ИОЛЕА при МУ.Ч. 1-2. Кн. 5. Вып. 1-2. 1877-1878. Ефименкова 1980 (Ефим.) — Ефименкова Б.Б. Севернорусская причеть. Междуречье Сухоны и Юга и верховья Кокшеньги (Вологодская обл.). М., 1980. Жаткович 1896 — Жаткович Ю. Замiтки етнографiчни з угорскоi Руси // Е36. 1896. Т. U.C. 1-38. Железкова 1962 — Железкова Ю. Етнографско проучване на с. Одърне, Плевенско // АЦР. София, 1962. С. 52. Журавлев 1982 — Журавлев А.Ф. Восточнославянская обрядовая скотоводческая лексика и фразеология в этнографическом аспекте. Автореферат канд. дисс. М., 1982. Забылин 1880 — Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия и поэзия. М., 1880. В 4-х ч. Ч. III. Завойко 1914 (Зав.) — Завойко Г.К. Верования, обряды и обычаи великороссов Владимирской губ. // ЭО. 1914. Nb 3-4. С. 81-179 Завойко 1917 — Завойко Г.К. В Костромских лесах по Ветлуге-реке // ЭСб, Труды Костр. НО по изучению местного края. Кострома, 1917. Вып. VII. С. 3-41. Зеленин 1905 — Зеленин Д.К. Из быта и поэзии крестьян Новгородской губ. // ЖС. СПб., 1905. XIX. Вып. 1-2. С. 1-57. Зеленин 1909 — Зеленин Д.К. Народный обычай «греть покойников» // Сб. Харьковского ист.-фил. о-ва. Харьков, 1909. Т. 18. № 16. Зеленин 1912 — Зеленин Д.К. К вопросу о русалках (Культ покойников, умерших неестественной смертью, у русских и финнов). СПб., 1912. Зеленин 1914-1916 (Архив) — Зеленин Д.К. Описание рукописей Ученого Архива имп. РГО. 1914-1916. Вып. I-IV. Пг. Зеленин 1916 — Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. Вып. 1-4. Умершие неестественной смертью и русалки. Пг., 1916т Зеленин 1917 — Зеленин Д.К. Древнерусский языческий культ «заложных» покойников // Изв. АН. Пг., 1917. № 7. Зеленин 1918 — Зеленин Д.К. Этнографические работы воспитанников Петроградского Учительского Института // ЭО. 1918. № 3-4. С. 156-161. Зеленин 1930 — Зеленин Д.К. Табу слов у народов Восточной Европы и Северной Азии // Сб. МАЭ. Л., 1930. Т. 9. Ч. I, П. Зечевић 1966 — Зечевић С. Игре нашег посмртног ритуала // Рад XI. Конгреса Савеза фольклориста тугослави)е. Загреб, 1966. С. 375-384. Зобнин 1898 — Зобнин Р. Усть-Ницынская слобода Тюменскогоу. Тобольской губ.// ЭСб. 1898. Вып. II. С. 125-157. Иваница 1853 (Ив.) — Иваница А. Домашний быт малоросса Полтавской губ. // ЭСб. 1853. Вып. I. С 371-402. Иваницкий 1898 — Иваницкий Н.А. Сольвычегодский крестьянин, его жизнь и деятельность // ЭО. 1898. Вып. 1. С. 2-74. Иваницкий 1960 — Песни, сказки, пословицы, поговорки и загадки, собранные Н.А. Иваницким в Вологодской губ. Вологда, 1960. Иванов 1900 — Иванов А.И. Верования крестьян Орловской губ. // ЭО. 1900. №4. С. 68-119. Иванов 1971 — Иванов Вяч.Вс. Об одной параллели к гоголевскому «Вию». Труды по знаковым системам. V. Тарту, 1973. С. 133-142. Иванов 1973 — Иванов Вяч.Вс. Категория «видимого» и «невидимого» в тексте: ещё раз о восточнославянских фольклорных параллелях к гоголевскому «Вию» // Structure of Texts and Semiotics of Culture. The Hague; Paris, 1973. P. 37-52. Иванов 1983 — Иванов Вяч.Be. Отражение в обычаях Полесья индоевропейских обрядов почитания и ритуального сожжения коня (и его головы) и колеса // ПЭС ТК. С. 93-96. Иванов П. 1898 (ПИ) — Иванов П. Очерк воззрений крестьянского населения Купянского у. надушу и загробную жизнь // ЭО. 1898. № 4. С. 108-118. Иванов, Топоров 1965 — Иванов Вяч.Вс, Топоров В.Н. Славянские моделирующие языковые семиотические системы (Древний период). М., 1965. Иванов, Топоров 1974 — Иванов Вяч.Вс., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М., 1974. Иванов, Топоров 1975 — Иванов Вяч.Вс, Топоров В.Н. Инвариант и трансформации в мною логических и фольклорных текстах // Типологические исследования по фольклору. Сб. статей памяти В.Я. Проппа (1895-1970). ДО., 1975. С. 44-76. Илчев и др. 1974 — Илчев Cт. и др. Речник на редки, остарели и диалектни думи в литературата ни от XIX и XX в. София, 1974. Кавтаськин 1977 — Кавтасъкин Д.С. Пережитки обрядов, причитаний и песен, связанных с древним мордовским обычаем имитации свадьбы при похоронах умершей девушки // ФЭ СФ. С. 267—273. Кагаров 1918 — Кагаров Е.Г. Религия древних славян. М., 1918 // Культурно-бытовые очерки по мировой истории. Сер. А. Русская история. № 4. Кагаров 1928 — Кагаров Е.Г. К вопросу о классификации народных обрядов // Доклады АН СССР. 1928. С. 247-254. Кайсаров 1810 — Кайсаров А.С. Славянская и российская мифология. М., 1810. Календарь 1894-1895 (Кал.) — Народный календарь примет, обычаев и поверий на святой Руси. На 1894-1895 г. М, 1894. Kapaђић 1957 — Kapaђић В.С. Живот и обичаде народа ерлскога. Београд, 1957. Карский 1916 (Кар.) — Карский Е.Ф. Белоруссы. Очерки словесности белорусского племени. Варшава, 1916. Т. III. Касторский 1841 — Касторский К.Д. Начертание славянской миофологии, составленное... М. Касторским. СПб., 1841. Кауфман 1978 — Кауфман К.Д. Оплаквания на покойници в България // 06редии обреден фолклор. София, 1978. С. 257-281. Кепов 1936 — Кепов Ив. Народописни и езикови материали от с. Бобошево, Дупнишко // СБНУ. XLII. 1936. С. 108-111. Климчук-1983 — Климчук Ф.Д. Этнографические представления полещуков (Зап. Полесье до 1939 г.) // ПЭС ТК. С. 39-41. Колева 1966 — Колева Г. Духовна култура и фолклор на с. Гостилица, Габров-ско // АЦР. София, 1966. С. 81. Колесса 1898 — Колесса Ф. Людовi вiруваня на Шдпрю в с. Ходовичах Стрийского пов. Списав Фыярет Колесса// £36. Львiв, 1898. Т. 5. С. 76-98, 160-218. Косич 1901 (Кос.) — Косич М.Н. Литвино-белоруссы Черниговской губернии, их быт и песни // ЖС. СПб., 1901. Вып. 1-4. С. 37-38. Костолевский 1901 — Костолевский И.В. Некоторые обряды, приметы и поверия крестьян Еремейцевской волости Рыбинскогоу. Ярославской губ. // ЭО. 1901. Кн. 50. № 3. С. 135-138. Костолевский 1906 — Костолевский И.В. Из поверий Ярославской губернии // ЭО. 1906. № 3-4. С. 70-71. Костолевский 1913 — Костолевский И.В. Из поверий Ярославского края // ЭО. 1913. Кн. 96-97. № 1-2. С. 248-252. Костомаров 1860 — Костомаров И.Н. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. СПб., 1860. Т. 80. С. 293-350; Т. 83. С. 67-102,503-564. Котляревский 1891 — Котляревский А.А. О погребальных обычаях языческих славян. Книга о древностях и истории поморских славян в XII в. // Сочинения А.А. Котляревского. Т. III. СПб., 1891. Кочин 1937 — Кочин Г.Е. Материалы для терминологического словаря Древней России. М; Л., 1937. Крачковский 1873 (Крач.) — Крачковский Ю.Ф. Быт западно-русского селянина // ЧОИДР. 1873. Кн. 4. Кузеля 1912 (Куз.) — Кузеля 3. Укражськи похоронш звичаi i обряди в етнографiчнiй литературi // ЕЗб. Львiв, 1912. Т. ХХХ1-ХХХИ.С. 133-202. Кузеля 1914 — Кузеля 3. Посижше i забави при мерци в украшсыим похоронном о6рядi // Зап. Наук. тов. im. Шевченка. Львiв, 1914. Т. CXXI. С. 151-196. Куликовский 1890 (Кул.) — Куликовский Г.К. Похоронные обычаи Обонежского края // ЭО. 1890. Вып. 1. С. 44-60. Куликовский 1898 — Куликовский Г.К. Словарь областного обонежского наречия в его бытовом и этнографическом применении // ОРЯС. СПб., 1898. Кулишић 1970 — Кулишић Ш. и др. Српски митолошки речник. Београд, 1970. Лебедев 1853 (Леб.) — Лебедев А. Быт крестьян Тверской губернии Тверского у. // ЭСб. 1853.1. С. 192-215. Левинтон 1974 — Левинтон Г.А. К вопросу о функциях словесных компонентов обряда // ФЭ ООФ. С. 162-171. Левинтон 1975 — Левинтон Г.А. К описанию, интерпретации и реконструкции славянского текста со специализированной прагматикой. Автореферат канд. дисс. Л., 1975. Леже 1908 — Леже Д.П. Славянская мифология. Воронеж, 1908. Леон-Портилья 1961 — Леон-Портилья М. Философия нагуа. Исследование источников. М., 1961. Литвинова — Литвинова П. Как сажали в старину людей старых на лубок // Киевская старина. 1885. Июнь. С. 354-356. Лотман, Успенский 1977 — Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII в.) // Труды по русской и славянской филологии. Уч. зап. ТГУ. Т. 28. Вып. 414. Тарту. 1977. СЗ-37. Ляцкий 1892 — Ляцкий Е. Болезнь и смерть по представлениям белоруссов // ЭО. 1892. № 2-3. С. $3-42. Максимов 1903 — Максимов С.В. Нечистая сила, неведомая сила // Собр. соч. Т. 18. СПб., 1903. Малинка 1898 (Малин.) — Малинка А.Н. Малорусские обряды, поверья и заплачки при похоронах // ЭО. 1898. № 3. С. 96-107. Малиновский 1898 — Малиновский А. Причитания или заплачки при похоронении // ЭО. 1898. Вып. 3. С. 43-45. Малиновский 1909 — Малиновский А. Причеты похоронные в Пермской волости Устюженского у. Новгородской губ. // ЖС. 1909. № 4. С. 70-80. Малыхин 1853 (Мал.) — Малыхин П. Быт крестьян Воронежской губ. // ЭСб. РГО. СПб., 1853. С. 215-225. Маринов 1981 — Маринов Д. Народна вяра и религиозни народни обичаи // Избрани произведения. София, 1981. Т. 1. Марков 1895 — Марков Хр. Погребални обреди от Самоковско // С6НУ. София, 1895. Кв. XII. С. 264-269 Материалы 1896 (Мат-лы) — Материалы по народным верованиям великороссов Д. Н. Ушакова // ЭО. 1896. Вып. 2-3. С. 146-205. Мелетинский 1976 — Мелетинский Е.М. Поэтика мифа, М, 1976. Мельников 1899 — Мельников А.П. Этнографический очерк Нижегородского края, Н.-Новгород, 1899. Мельниченко 1961 — Мельниченко Г.Г. Краткий ярославский областной словарь, объединяющий материал ранее составленных словарей (1820-1956 гг.). Ярославль, 1961. Т. I. Минх 1890 (М.) — Народные обычаи, обряды, суеверия и предрассудки крестьян Саратовской губ., собранные в 1861-1888 гг. А.Н. Минхом // ЗГО по отд. этнографии XIX в. СПб., 1890. Т. 2. Митрофанова 1968 — Загадки / Издание подг. В. В. Митрофанова. Л, 1968. МНМ — Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1980. Т. L1982. Т. Ц Мрачевич 1853 — Мрачевич И. Село Кобылья Волынской губ;// ЭСб. 1853.1. С. 325-371. Невская 1979 — Невская Л.Г. Дом в погребальном фольклоре (балто-балканские параллели) // Balcano-Balto-Slavica. М., 1979. С. 92-95. Невская 1980 — Невская Л.Г. Погребальный обряд в Пелясе (структура и терминология) // Балто-славянские этноязыковые контакты. М., 1980. С. 245-254. Невская 1980а — Невская Л.Г. Семантика «дороги» и смежных представлений в погребальном обряде // Структура текста. М., 1980. Неуступов 1902 — Неуступов А.Д. Верования крестьян Кадниковского у. (Вологодской губ.) // ЭО. 1902. № 4.6.118-120. Нидерле 1956 — Нидерле Л. Славянские древности. М., 1956. Никифоровский 1897 (Ник.) — Никифоровский Н.Я. Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи... в Витебской Белоруссии. Витебск, 1897. Никифоровский 1907 — Никифоровский Н.Я. Нечистики. Свод простонародных в Витебской Белоруссии сказаний о нечистой силе. Вильна, 1907. Никольский 1929 — Никольский Н.М. Дохристианские верования и культы днепровских славян. М., 1929. Нирви 1970 — Нирви Р.Э. О семантическом членении в поле обозначений смерти // Congressus internationalis finno-ugristarum 3. (Acta) 17-23.VIII.1970. Tallin, 1970. С. 43-47. Носова 1975 — Носова Г.Л. Язычество в православии. М., 1975. Носович 1870 — Носович И.И. Словарь белорусского наречия // ОРЯС. СП6. 1870. Опыт — Опыт областного великорусского словаря. СПб., 1852. Павловић 1921 — Павловић J. Живот и обичаи народни у Kpaгyjeвaчкоj Jaceници у Шумадиjи // СЕ36. Београд, 1921. Кн. 22. Парашкевов 1907 — Парашкевов П. Погребални обичаи у българите // Известия на семинара по славянска филология. София, 1907. П. С. 371-410. ПВЛ — Повесть временных лет / Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. Подг. текста Д.С. Лихачева, пер. Д.С. Лихачева и Б.А. Романова. М.; Л., 1950.Ч.1-П. Петров 1962 — Петров П. Към проучването на обичая «помана» в североза-падна България // Изв. ЕИМ. София, 1962. Кн. V. С. 277- 296. Петров 1966 — Петров П.А. Етнографски елементи на славяно-балтогерманска общност. София, 1966. Пирински край — Пирински край. Етнографски, фолклорни и езикови проучвания. София, 1980. Подвысоцкий 1885 — Подвысоцкий А.О. Словарь областного архангельского наречия в его бытовом и этнографическом применении. СПб., 1885. Померанцева 1975 — Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975. Потебня 1865 — Потебня А.А. О доле и сродных с нею существах. М., 1865. Потебня 1865а — Потебня А.А. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. М., 1865. Потебня 1867-1868 — Потебня А.А. Переправа через воду как представление брака // Моск. археол. вестник. 1867-1868. Т. I. С. 254-266. Потебня 1883 — Потебня А.А. Объяснение малорусских и сродных народных песен. Варшава, 1883-1887. Т. 1.2. Поэзия — Поэзия крестьянских праздников. Л., 1970. Преображенский — Преображенский А. Приход Станиловский на Сити Ярославской губ. Моложенского у.; Волость Покровско-Ситская Ярославской губ. Моложенского у. // ЭСб. 1853.1. С. 105-192. Пропп 1946 — Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946. Пропп 1963 — Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963. Пропп 1976 — Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М., 1976. Пулькин 1973 — Пулькин В.И. Кижские рассказы. М, 1973. Пыпин 1890-1892 — Пыпин А.Н. История русской этнографии. СПб., 1890-1892.TI-IV. Разумихин 1853 — Разумихин С.С. Бобровка и окружный его околоток Тверской губ. Ржевского у. // ЭСб. 1853.1. С. 225-290. Ребошапка 1975 — Ребошапка J. Народження символу: Аспекты взаемодц обряду та обрядовой поезц. Бухарест, 1975. Ровинский 1905 — Ровинский П. Черногория в ее прошлом и настоящем // Сб. ОРЯС. СПб., 1905. М. Ч. 3. Романов 1912 — Романов Е.Р. Белорусский сборник. Вып. 8 и 9. Быт белорусса. Вильна, 191Z Рущинский 1871 — Рущинский А.П. Религиозный быт русских у иностранцев XVI и XVII веков // ЧОИДР. 1871. Кн. 3. Рыбаков 1970 — Рыбаков Б.А. Нестор о славянских обычаях // Древние славяне и их соседи. 1981. С. 40-94/ Рыбаков 1981 — Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981. Ряэановский 1915 — Рязановский Ф.А. Демонология в древнерусской литературе. М., 1915. № записок 37-го т. имп. Моск. археол. ин-та. Савушкина 1976 — Савушкина Н.И. Русский народный театр. М., 1976. Садовников 1884 — Садовников Д.Н. Сказки и предания Самарского края СПб., 1884. Садовников 1959 — Садовников Д.Н. Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач / Составил Д.Н. Садовников. М., 1959. Сахаров 1841-1849 — Сахаров И.П. Сказания русского народа. Изд. 3-е. СПб., 1841 - Т. 1; 1849-Т. 2. Свенцiцький 1912 (Св.) — Свенцiцький Ил. Похороннi голосiня // ЕЗб. Львiв, 1912. Т. XXXI-XXXII. С. 1-33. Седакова 1979 — Седакова О.А. Содержательность вариаций обрядового текста (восточнославянский погребальный обряд) // Balcano-Balto-Slavica. Симпозиум по структуре текста. Предв. мат-лы и тезисы. 1979. С.85-87. Седакова 1982 — Седакова О.А. «В твоей руке горит барвинок». Этнографический комментарий к строфе Велимира Хлебникова // Структура текста-82. Тезисы симпозиума. Институт славяноведения и балканистики АН СССР. Ml, 1982. Седакова 1983 (Сед.) — Седакова О.А. Материалы к описанию полесского погребального обряда // ПЭС. С. 246-262. Седакова И. 1983 — Седакова И.А. Лексика и символика болгарских святочно-новогодних обрядов. Канд. дисс. М , 1983 (рукопись). Семенов 1898 (Сем.) — Семенов Д.П. Смерть и душа в поверьях и рассказах крестьян и мещан Рязанского, Рапеибургского и Даиковского у. Рязанской губ. // ЭО. 1898. Вып. 2. С. 228-234. Сербов 1915 — Сербов И.А. Белоруссы-сакуиы. Краткий этнографический очерк. Пг., 1915. Серебренников 1918 — Серебренников В. Похоронные обычаи и причитания по умершим у крестьян Стряпушинской вол. Охаиского у. см. Пермской губ. Пермь, 1918. Ссржпутовский 1930 — Сержпутоўски А. Прымхi i зибабоны бсларусау-паляшукоу. Менск, 1930. Сммина 1981 — Симина Г.Я. Народные приметы и поверья Пинсжья // Русский фольклор. Т. XXI. Поэтика русского фольклора. Л., 1981. С. 97-114. Смирнов 1920 (См.) — Смирнов Вас. Народные похороны и причитания в Костромском крае // ЭСб Костромского научного общества по изучению родного края. Вып. XV. Кострома, 1920. Снегирев — Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып. III. М., 1838, Соболев 1913 — Соболев А.Н. Загробный мир по древнерусским представлениям. Сергиев-Посад, 1913. Соколова 1977 — Соколова В.К. Об историко-этнографическом значении народной поэтической образности (образ свадьбы-смерти в славянском фольклоре) // ФЭ СФ. С. 188-196. Соколова 1979 — Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов (XIX — начало XX века). М., 1979. Соловьев 1856 — Соловьев С.М. Очерк нравов, обычаев, религии славян, преимущественно восточных, во времена язычества // Архив Н. Калачова. М., 1856. Кн. 1. Срезневский 1893-1903 — Срезневский И.И. Материалы для Словаря древнерусского языка. СПб., 1893-1903. Т. I — III. СРНГ — Словарь русских народных говоров. М.; Л., 1965-. Вып. I-. Стоглав — Царьския вопросы и соборныя ответы о многоразличных церковных чинех(Стоглав). М., 1890, Стоилов 1900 — Стоилов А.П. Пари за превоз. Погребален обичай// Българска сбирка. 1900. VII. С. 452-455. Страхов 1983 — Страхов А.Б. Ритуально-6ытовое обращение с хлебом и печью и его связь с представлениями о доле и загробном мире // ПЭС ТК. С. 99-100. Страхов 1983а — Страхов А.Б. Полесское «буськовы лапы», «галепа» // ПЭС. C.205-212 Строев 1815 — Строев П. Краткое обозрение мифологии славян российских №,1815. Сумцов 1881 — Сумцов Н.Ф. Хлеб в обрядах и песнях. Харьков, 1881. Сумцов 1S90 (Сум.) — Сумцов Н.Ф. Культурные переживания. Киев. 1890. Тановић 1927 — Тановић С. Српски народни обичай у ђевђелиjскоi казн // Живот и обичаjи народни. Београд, 1927. Кн. 16. Ташев 1966 — Ташев Г. Село Петково. АЦР. София, 1966. Терещенко 1846 (Тер.) — Терещенко А. Быт русского народа. СПб., 1846. Ч. IIL Тернер 1977 — Тернер В.У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах (на материале ндембу) // Семиотика и искусствометрия. 1977. С. 50-82. Терновская 1974 — Терновская О.А. Словесные формулы в урожайной обрядности славян // ФЭ ООФ. С. 136-147. Терновская 1977 — Терновская О.А. Лексика, связанная с обрядами жатвенного цикла (материалы к словарю) // СБЯ. С. 77—131. Токарев 1957 — Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX — нач. XX в. М.; Л., 1957. Толстая 1983 — Толстая С.М. К ареальной характеристике полесского традиционного словаря // ПЭС ТК. С. 81-82. Толстая 1994— Толстая С.М. Зеркало в традиционных славянских верованиях и обрядах // СБФ. М., 1994. С. 232-240. Толстой 1973 — Толстой Н.И. Об одной карпатско-южнославянской изопрагме // Симпозиум по проблемам карпатского языкознания. Тезисы докладов и сообщений. М., 1973. Толстой 1985— Толстой Н.И. Глаза и зрение покойников в славянских народных представлениях // Погребальный обряд: Конференция «Балто-славянские этнокультурные археологические древности». Тез. докладов. М., 1985. С. 83-86. Толстые 1979 — Толстые Н.И. и С.М. К семантике и структуре сербских заклинаний градовой тучи // Balcano-Balto-Slavica. С. 70-75. Толстые 1981 — Толстые Н.И. и С.М. Заметки по славянскому язычеству: 1. Вызывание дождя у колодца // Русский фольклор. XXI. Л., 1981 С. 87-99; 2. Вызывание дождя в Полесье // Славянский и балканский фольклор. Генезис, архаика, традиции. М., 1978. С. 95-130; 3. Первый гром в Полесье; 4. Защита от града в Полесье // ООФ. С. 49-83; 5. Защита от града в Драгачеве и других сербских зонах// Славянский и балканский фольклор. Обряд, текст. М., 1981. С. 44-121. Толстые 1983 — Толстые Н.И. и С.М. О задачах этнолингвистического изучения Полесья // ПЭС. 1983. С. 3-21. Топоров 1979— Топоров В.Н. Др.-греч. μακαρ, μακαριος, и под. (marginalia к статьям о маке и вызывании дождя) // Balcano-Balto-Slavica... С. 39-46. Топоров 1969— Топоров В.Н. Из наблюдений над этимологией слов мифологического характера // Этимология-1967. М., 1969. Топоров 1979 — Топоров В.Н. К семантике троичности (слав, и др.) // Этимология-1977. Мм 1979. С. 3-21. Троицкий 1854 (Тр) — Троицкий П.С. Липицы Тульской губ. Каширского у. // ЭСб. М, 1854. II. С. 80-94. Трубачев 1959— Трубачев О.Н. Следы язычества в славянской лексике. 1) Trizna; 2) Peti; 3) КоЬь // ВСЯ. М., 1959. Вып. 4. С. 17-23. Трубачев 1966— Трубачев О.Н. Ремесленная терминология в славянских языках (Этимология и опыт групповой реконструкции). М., 1966. Трунов 1869 — Трунов А.К. Понятия крестьян Орловской губернии о природе физической и духовной // ЗРГО по отд. этнографии. СПб., 1869. Т. 2. С. 14-41. Успенский 1982 — Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей (реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). М., 1982. Успенский Д. — Похоронные причитания Д.И. Успенского // ЭО. 1892. №2-3. С. 98-112. Ушаков 1896 (Уш.) — Ушаков Д. Представления о смерти и загробной жизни крестьян Калужской губ. Медынского у. // ЭО. 1896. Вып. 2-3. С. 146-205. Фаминцин 1895 — Фаминцин А. Древне-арийские и древне-семитские элементы в обычаях, верованиях и культах славян // ЭО. 1895. Вып 3. С. 1-49. Фасмер — Фасмер М. Этимологический словарь русского языка / Пер. О. Н. Трубачева. Под ред. Б.А. Ларина. М., 1964-1973. В 4-х т. Флоринский 1907 — Флоринский Г.Д. Славянское племя. Статистический этнографический обзор современного славянства. Киев, 1907. Франко 1898 — Франко I. Людовi Вiруваня на Пiдгiрю / 3i6p. Др. Франко // ЕЗб. Львiв, 1898. Т. V. С. 44-80. Фрейд 1923 — Фрейд 3. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. М.; Пг., 1923. Психологическая и психо-аналитическая б-ка. Вып. VI Фрейденберг 1978 — Фрейденберг О.М. Миф и литература древности / Сост., подготовка текста, комм. Д. В. Брагинской. М., 1978. Харузин 1905 — Харузин Н.И. Этнография. Лекции, читанные в МУ. IV. Верования. СПб., 1905. Хрущев 1869 (Хр) — Хрущев Ив. Заметки о русских жителях берегов р. Ояти (из ЗРГО. Т. 2.1868). СПб., 1869. Худяков 1861 — Худяков И.А. Великорусские загадки с предисловием И.А.Худякова. М., 1861. Чajкaновић 1973 — Чаjкановић В. Мит и религиjа у Срба. Иэабране студите. Београд, 1973. Червяк 1927 (Чер.) — Червяк К. Дослiдження похоронного обряду. Ю6iлейний збiрник на пошану акад. Д. Н. Багалш // Етнограф. вюник. 1927. Кн. 5. С. 143-178. Чистов 1960 — Чистов К.В. Русская причеть // Причитания. Л., 1960. С. 429-430. Чистов 1974 — Чистов К.В. Актуальные проблемы изучения обрядов русского Севера // ФЭ ООФ. С. 9-19. Чистов 1982 — Чистов К.В. Причитания у славянских и финно-угорских народов (некоторые итоги и проблемы) // ООФ. С. 104-114. Чистяков 1974 — Чистяков В.А. Представление о дороге в загробный мир в русских похоронных причитаниях XIX-XX вв. // ФЭ ОО Ф. С. 114-127. Чичеров 1957 — Чичеров В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI-XIX вв. // Труды Ин-та этнографии. Новая серия. М. 1957. Т. 40. Чубинский 1877 (Ч.) — Чубинский П.Л. Труды этнографически-статистической экспедиции в Западно-русский край, снаряженной ИРГО. Юго-западный отдел. Материалы и исследования, собранные П. JL Чубинским. СПб., 1877. Т. IV. Чулков 1786 — Чулков М. Абевега русских суеверий, идолопоклоннических приношений и свадебных простонародных обрядов. М., 1786. Шапкарев 1968 — Шапкарев К. Сборник от български народни умотворения. София, 1968. Ч. I Шаулич и др. 1959 — Зайцев В.К. Щаулич Е., Шаулич Н. Сербские плачи // Русский фольклор. М., 1959. Т. IV. С. 375-407. Шафарик 1837-1848 — Шафарик Я.Я. Славянские древности. М., 1837-1848. Т. 1-2. Шейковский 1859-1860 — Шейковский К. Быт подолян. Киев, 1859-1860. Т. 1-3. Шейн 1890 (Ш.) — Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северно-Западного края. СПб., 1890. Т. 1. Ч. 2. Шейн 1898-1900 — Шейн П.В. Великорус в его песнях, обрядах, обычаях, верованиях, легендах... СПб. Т. 1. Вып. 1.1898. СПб. Вып. 2.1900. Шишков 1894 — Народни клетви из Ахъ-Челебийско / Зап. Ст.Н.Шишков. Славиеви гори, П. София; Пловдив, 1894. С. 430-456. Шухевич 1902-1904 — Шухевич В. Гуцульщина. Львов, 1902-1904. Т. 3-4. Эремич 1868 — Эремич И. Очерки белорусского Полесья. Вильна, 1868. ЭССЯ — Этимологический словарь славянских языков. Праславянекий лексический фонд / Под ред. чл.-корр. РАН О. Н. Трубачева. M., 1974-. Юркевич 1853 (Юр.) — Юркевич И. Остринский приход Виленской губ. Лид-ского у. // ЭСб. 1853.1. С. 290-306. Юшин 1901 — Юшин П. Верования русских крестьян в Ливенском у. Орловской губ. // ЭО. 1901. Кн. 48. № I. С. 164-166. Якобсон 1964 — Якобсон Р.О. Роль лингвистических показаний в сравнительной мифологии. (Доклад на VII Конгрессе антропологических и этнографических наук). Август 1964, Москва. Якобссон 1965 — Якобссон Г. Этимология и семантика на примере нескольких древнерусских слов (погрбнутн, р*Ьз*ь, дъртъ) // Этимология-1964. М., 1965. С. 57-64. Ящуржинский 1898 (Ящ.) — Ящуржинский Хр. Остатки язычества в погребальных обрядах Малороссии // ЭО. 1898. № 3. С.93-96.
Banateanu 1962 — Banateanu Т. Hádzanie kameňov a vetu na hroby // SN. 1962. X. S. 438-449. Bednárik 1930 — Bednárik R. Pohreb v Skacanoch. ČMSS. 1930. XXII. S. 38-40. Bednárik 1931 — Bednárik R. Smútočný kroj a prevládajúca farba v iíom. ČMSS. 1931. XXIII. S. 16-21. Bednárik 1939 — Bednárik R. Príspevok k pohrebným zvykom slovenského Tudu // Národopisný zbornik. 1939. S. 54-98. Bendann 1907 — Bendann E. Death customs. An analitical study of burial rites. London; New York, 1907. XIII | Bien-Bielska 1959 — Bieň-Bielska H. Slownictwo Warmii i Mazur. Wierzenia i obrzedy. Wroclaw, 1959. Bešlagič* 1971 — Bešlagić Š. Stećci. Kataloško-topograf ski pregled. Sarajevo, 1971. Brandon 1967 — Brandon S.J. L. The judgement of the dead. A historical and comparative study of the idea of a post-mortem judgment in the major religions. London, 1967. Bruckner 1918 — Bruckner A. Mitologia slowiaňska i polska. Krakow, 1918. Bruckner 1979 — Bruckner A. Starožytna Litwa. Szkice historyczne. Olsztyn, 1979. XVI. Chantraine 1968 — Chantraine P. Dictionnaire étymologique de la langue grecque. Histoire de mots. 1968. Chorváthová 1981 — Chorváthová Ľ. Spomienkové slávnosti mŕtvych a výskum ich životnosti (návrh metodologického postupu) // Národopisné aktuality. Roč. XVIII. 1981. Č. 4. S. 273-279. Čajanková 1956 — Čajanková E. Pohrebné zvykoslovie Horehronié // SN. IV. 1956. S. 290-303. Čižmár 1897 — Čizmár J. Nevolaj z grobu mŕtveho // ČL VI. 1897. S. 382. Drobnjakovič* 1960 — Drobnjaković B. Etnológia naroda Jugoslavije. Beograd, 1960. Federowski 1981 — Federowski M. Lud Bialoruski na Rusi Litewskiej. Materiály do etnografii slowiaňskiej zgromadzone w 1877-1891. Kraków; Warszawa, 1897-1981. Fischer 1921 — Fischer A. Lud polski. Podreznik etnografii polskiej. Lwów; Warszawa; Kraków, 1921. Frazer 1933 — Frazer J. The fear of the dead in the primitive religion. V. 1-Я London, 1933-1936. Gašpariková 1967 — Gašpariková E. Folklorne prejavy pri strdzene mŕtveho na Vych. Slovensku // Sb. Filozof, rak. Univ. Komenského. XVIII (VIII). 1967. S. 162-171. Gasparini 1958 — Gašparmi E. II rito protoslavo delia <seconda sepol tura*. Roma / Ed. di Ricerche Slavistične, 1958. Gasparini 1973 — Gasparini £. II matriarcato Slavo. Antropológia culturaJe dei protoslavi. Firenze, 1973. Gottschalk 1973 — Gottschalk H. Lexikón der Mythologie der europäischen Vô- ] Iker. Berlin, 1973. Haase 1939 — Haase F. Volksglaube und Brauchtum des Ostslaven. Breslaw, 1939. IX, 4285. Horváth 1894-1895 — Horvát H. Smrť, pohreb a mŕtvi v tradícii a zvykoch ľudových //Slovenské pohľady. 1894. XIV. S. 711-725. 1895. XV. S. 16-33,89-92. Horváthova 1982 — Horváthova E. Návod na výskum rodinných zvykov // Národopisné informácie. Bratislava, 1982. S. 96-135. Horfiácko 1966 — Horňacko. Žyvot a kultúra lidu na Moravsko-slovenském pomezí v oblasti Bílých Karpát. Brno, 1966. Jackobson 1950 — Jackobson R. Slavic Mythology // Funk and Wagnalls Dictionary of Folklore, Mythologie and Legend. 1950. V. 1. P. 3-120. Jakubiková 1980 — Jakubiková K. Teoretické východiská ku štúdiu obyčajov// SN. 1980.28. S. 612-621. Kérényi 1961 — Kérényi K. Umgang mit Góttlichem. Ueber Mythologie und Reli-giongeschichte. Gotingen, 1961. Kolberg 1962 — Kolberg O. Dziela wszystkie. T. 26. Woryn. Obrzedy, melodje, piešnie. Wroclaw; Poznaň, 1962. Kolberg 1964 — Kolberg O. Dziela wszystkie. T, 29. Pokucie. Wroclaw; Poznan, 1964. Cz. 1. Kolberg 1968 — Kolberg O. Dziela wszystkie. T. 52. Bialoruš-Polesie. Wroclaw; Poznaň, 1968. Kolberg 1970 — Kolberg O. Dziela wszystkie. T. 54. Ruš Karpacka. Wroclaw; Poznaň, 1970. Cz. 1. Kotula 1969 — Kotula Fr. Folklor slowny osobliwy Lasowiaków, Rzeszowiaków i Podgórzan. Lublin, 1969. Kulišić 1979 — Kulišić Š. Stara slovenska religia u svjetli novijich istraživanja posebno balkanoloških. Sarajevo, 1979. Lehr-Splawinski 1954 — Lehr-Splawinski T. Rozprawy i szkice z dziejów kultúry Slowan. Warszawa, 1954. Levi-Strauss 1955 — Levi-Strauss C. The structural study of myth // Journal of American Folklore. V. 68. Ns 270. P. 428-445. Lewicki 1955 — Lewicki T. Obrzedy pogrzebowe poganskich Slowian w opisach podróžników i pisarzy arabskich // Archeológia. 1955. Т. 5. S. 122-154. Lowmiaňski 1979 — Lowmiaríski Я. Religia Slowian i jej upadek. Wíek VI-XII. Warszawa, 1979. Mansikka 1922 — Mansikka V.J. Die Religion der Ostslaven. I. QueJlen. Helsinki, 1922. Melicherčík 1959 — Melicherak A. Slovenský folklór. Bratislava, 1959. Merigi 1959 — Merigi В. Il concetto del Dio nette religioni dei popoli slavi. Roma, 1959. Meyer 1931 — Meyer K.H. Fontes historiae religionis slavicae. Berlin, 1931. Moszyríski 1967 — Moszyňski K. Kultura ludowa Slowian. Cz. 2. Kultura duchom. Warszawa, 1967. Z. 1-2. Moszynski 1929 — Moszyňski K. Polesie Wschodnie. Materiály etnograficzne z wschodniej czesci b. pow. mozyrskiego oraz z pow. rzeczyckiego. Warszawa, 1929. Murko 1947 — Murko M. Stolovaní na hrobech. Das Grab als der Tisch // Rozpravy z oboru Slovanského národopisu / Usp. J. Horák. Praha, 1947. Naumov 1976 — Naumov A. E. Apokryfy w systemie literatúry cierkiewnoslowian-skiej. Wroclaw; Warszawa; Gdansk, 1976. Otto 1956 — Otto W. F. Theophania. Der Geist der Altgriecheschen Religion. Hamburg, 1956. Pietkiewicz 1938 — Pietkiewicz C. Kultura duchowa Polesia Rzeczyckiego. Warszawa, 1938. Puhvel 1969 — Puhvel J. Meadow of the Otherworld in Indo-European tradition // Zeitschrift fur vergleichende Sprachforschung auf dem Gebiete der indogermanische Sprachen. 1969. Bd. 83. № 1. S. 47-78. Schneeweis 1961 — Sckneeweis B. Serbokroatische Volkskunde. Berlin, 1961. T. 1. VIL Tajovski 1900 — Tajovski B. Aký je ten druhý svet (crta z tajovskich povier) // ČMSS. III. 1900. S. 7-8. Tillich 1973 — Tiäieh P. Systematic Theology. 1973. Vol. I. Unbegaunn 1948 — Unbegaunn В. O. La religion des ancients slaves // «Мала». Indroduction a ľhistorie des religions. III. Paris, 1948. Vansová 1898 — Vansová T. Čo si Pilania o smrti rozprávajú // Č. XIII. 1898. S. 39-42. Wenzel 1965 — Wenzel M. Ukrasni motivi na strećcima. Ornamental Motifs on Tombstones from Medieval Bosnia and Surrounding Regions. Sarajevo, 1965. Zelenin 1927 — Zelenin D. Russische (Ostslavische) Volkskunde. Berlin; Leipzig, 1927.
Географические сокращения алекс. — Александровский у. Владимирской г. арханг. — Архангельская г., о. астрах. — Астраханская г., о.
берез. — Березовский р. Брестской о. бойк. — Бойковскийр. бреет. — Брестская о. буков. — Буковина бухтарм. — Бухтарминский у.
варн. — Варненско, Болгария вилен. — Виленская г. витеб. — Витебская г., о. влад. — Владимирская г., о. влклц. — Великолуцкий у. Псковской г. волог. — Вологодская г., о. волын. — Волынская г., о. ворон. — Воронежская г, о. в.-уст. — Великоустюжский у. Вологодской г. вязн. — Вязниковский у. Владимирской г. вятск. — Вятская г.
габр. — Габровско, Болгария галич. — Галичский у. Костромской г. горл. — Горлицкий у. Харьковской г. гом. — Гомельская о. гродн. — Гродненская г. Гуцул. — Гуцульщина гюмюрдж. — Гюмюрджинско, Греция
добрудж. — Добруджа, Болгария донск. — Войска Донского область драм. — Драмско, Греция дрогоб. — Дрогобычская о. дубр. — Дубровицкий р. Ровенской о.
жиздр. — Жиздринский у. Калужской г. жит. — Житомирская о.
закарп. — Закарпатская о. заонеж. — Заонежский у. Архангельской г. зарайск. — Зарайский у. Рязанской г. заставн. — Заставнецкий пов. Черновицкой о.
казан. — Казанская г., о. калуж. — Калужская г., о. каргоп. — Каргопольский р. Архангельской о. карп. — карпатский киев. — Киевская г., о. косов. — Косовский пов. Станиславской о. колом. — Коломийский пов. Станиславской о. комр. — Комратский р., Молдавия костр. — Костромская г. купян. — Купянский у. Харьковской г. курск. — Курская г., о.
лельч. — Лельчицкий р. Гомельской о. липец. — Липецкий у. Тамбовской г. львов. — Львовская о. минск. — Минская г., о. могил. — Могилевская г., о. мозыр. — Мозырский р. Гомельской о. моек. — Московская г., о. мцен. — Мценский у. Орловской г.
надв. — Надвирнянский пов. Станиславской о. нижегор. — Нижегородская г. новг. — Новгородская г., о.
обонеж. — Обонежский у. Архангельской г. одес. — Одесская г., о. онеж. — Онежский у. Архангельской г. олон. — Олонецкая г. оренб. — Оренбургская г., о. орл. — Орловская г., о. оять. — окрестности реки Оять
пенз. — Пензенская г., о. перм. — Пермская г., о. пинск. — Пинский р. Брестской о. пирин. — Пиринско, Болгария пловд. — Пловдивско, Болгария подол. — Подольская г. подлее. — Подлесье покут. — Покутье полес. — Полесье полт. — Полтавская г., о. пошех. — Пошехонский у. Ярославской г. пек. — Псковская г., о. птрб. — Петербургская г. пудож. — Пудожский у. Олонецкой г.
родоп. — Родопы, Болгария ров. — Ровенская о. ряз. — Рязанская г.
самар. — Самарская г. сарат. — Саратовская о., г. свияж. — Свияжский у. Казанской г. скил. — Скильский пов. Дрогобычской О. слон. — Слонимской у. Гродненской г. смол. — Смоленская г., о. снят. — Снятинский пов Дрогобычской о. сольвыч. — Сольвычегодский у. Архангельской г. станис. — Станиславская о. старосимб — Старосимбирский пов. Дрогобычской о стрий. — Стрийский пов. Дрогобычской о. судог. — Судогодский у. Владимирской г. сузд. — Суздальский у. Владимирской г. сумск. — Сумской у. Харьковской г.
тамб. — Тамбовская г. твер. — Тверская г. тереб. — Теребовельский пов. Тернопольской о. терн. — Тернопольская о. тобол. — Тобольская г. тотем. — Тотемский у. Вологодской о. тул. — Тульская г., о. турч. — Турчанский пов. Дрогобычской о.
уфимск. — Уфимская г., о.
харьк. — Харьковская г., о. херс, — Херсонская г., о. холмщ. — Холмщина холмог. — Холмогорский у. Архангельской о.
череп. — Череповецкий у. Новгородской г. черк. — Черкасский у. Киевской г. черниг. — Черниговская г., о. чернов. — Черновицкий пов. Черновицкой о.
шенк. — Шенкурский у. Архангельской г. щигр. — Щигровский у. Рязанской г.
явор. — Яворовский пов. Львовской о. яросл. — Ярославская г., о. ясел. — Ясельский пов. Закарпатской о.
Пометы общего характера
блг. — болгарский в.-сл. — восточнославянский в.-блг. — восточноболгарский блр. — белорусский греч. — греческий гул. — гуцульский Др.-рус — древнерусский др.-греч. — древнегреческий закарп. — закарпатский з.-блг. — западноболгарский з.-рус. — западнорусский з.-укр. — западноукраинский и.-е. — индоевропейский ист. — исторический карп. — карпатский лит. — литературный лужиц. — лужицкий полес. — полесский пол. — польский русин. — русинский рус — русский рус.диал. — русский диалектный с.-рус — севернорусский сев. — северный серб. — сербский слов. — словацкий словен. — словенский с.-х. — сербохорватский ст.-сл. — старославянский укр. — украинский ц.-сл. — церковнославянский чеш. — чешский ю.-загь-рус — югозападнорусский го.-рус. — южнорусский ю.-сл. — южнославянский з.-укр. — западноукраинский
[1] Этому, сохранившемуся до позднейшего времени, славянскому отождествлению умерших с природой — отождествлению полному, до неразличимости — мы не найдем параллелей среди европейских традиции. Но они удивительным образом перекликаются с афиканскими верованиями! [2] У нас нет удовлетворительного обозначения для непонятийных обобщений, точнее, порождающих смысловых единиц такого рода: они нигде не даны «в чистом виде», а извлекаются исследователем из варьирующих их конкретизации. [3] В частности, тема доли (среди других) отличает «народное христианство» от ортодоксального, строя картину абсолютной и однозначной предопределенности -не только событий жизни {на роду написано), но и душевного облика (такой уродился). В силу ее абсолютной неизменности долю человека можно узнать уже при рождении (ср. мифических болгарских Орисниц и русские сказки о рождении Доли вместе с человеком) или в другое время, магическим путем. В силу того же свойства не только попытка изменить долю, уйти от своей доли, но несогласие с ней представляются не только безнадежными, но и нечестивыми. Славянская доля в незначительной мере «наследственна»: мотив родового рока здесь развивается сравнительно мало. Кроме доли — двойника человека, в славянских поверьях действует «ничья» или «чья угодно» доля, прикрепленная к пространству (урочное место) или времени {урочный час). [4] «Ты талань моя, таланюшка таланистая, / Талань участь, горя горькая. / На роду талань уписана, / В жеребью ли талань выпала, / Со делу ли доставалася, / Со младости до старости,/ До седата бела волоса!»// Русские народные баллады. М.: «Современник», 1983. С. 263. [5] Ср. «смотрины» покойного [курск., Гнатюк 1912, с. 418]. [6] Ребенку в гроб кладут мерку отца как предел продолжения роста за гробом [обонеж., Куликовский 1890, с. 55]; смерок кладут в могилу [сев., Бурцев 1911, с. 181]; мерку, снятую шнуром, хранят «чтобы привязать счастье» [черное., Гнатюк 1912, с. 349], чтобы пчелы не уходили [костр., Смирнов 1920, с. 9]; меркой-ниткой перевязывают ноги корове; деревянной меркой бьют коров [терн., Гнатюк 1912, с. 376]; мерку-подошок ставят в изголовье детской могилы, «чтобы дети жили» [влад., Завойко 1914, с. 96]; сточок — свечку в рост покойного — ставят ему на грудь, после похорон — на его место; сжигают в 40-й день {черное., Гнатюк 1912, с. 340, 349] и др. [7] Представление о «не-своей» смерти не является исключительно или оригинально славянским. Прибалтийско-финские языки свидетельствуют о существовании того же разделения: семантическое поле глаголов «смертного исхода» различает группы обозначений «своей» и «не-своей» смерти, причем, как и у славян, «смерть до срока» находится в сложном соотношении со «святой смертью» [Нирви 1970, с. 43-47]. Такое сходство может интерпретироваться как следствие славяно-балто-финских контактов; но, скорее всего, здесь, как и в других актах и символах погребального обряда, мы имеем дело с универсалиями человеческой культуры: ср. в такой этнически далекой культуре, как нагуа, разряды умерших, почти совпадающие со славянским «Мертвенным Каноном» [Леон-Портилья 1961, с. 226-227]. [8] Ср. сходную картину судьбы-доли в греческой традиции: «Для греческой архаики и ранней классики (8-5 вв. до н. э.) бытие человека извне и изнутри органически определено его „долей" — местом в полисном укладе, которое он наследует при рождении так же непосредственно, как и свои природные задатки (судьба как „доля" таково значение терминов μοīρα, αǐσα и ειμαρμένη [Аверинцев 2000, 166]. Важное различие, однако, заключается в том, что славянская «доля», в отличие от греческой, не развивается в «этос», определяющий судьбу человека изнутри. Славянская «участь» дается извне, тогда как греческая, словами С. С. Аверинцева «не сваливается на человека извне, а разворачивается из него, как его этос» [там же, 167]. О связи μοīρα со смертью см. ниже. [9] О связи представления судьбы с частью общего хлеба, выраженной в ритуале деления хлеба при гадании и в других обрядах Полесья, см.: [Страхов 1983, с. 99]. В погребальном обряде деление хлеба совершается на другой день по погребении (розкуштовують колачь) в знак того, что доли умершего в доме уже нет [дрогоб., Гнатюк 1912, с. 314]. Ср. также поверье о том, что крошки, оброненные со стола, едят некрещеные дети [костр., Смирнов 1920, с. 28]. Доля некрещеных детей (стратчат, потерчат) уподоблена этим крошкам. Хлеб вообще синонимичен «жизни», «душе» (ср. до 40-го дня не месят хлеб, так как верят: как расширяется тесто, така се разпьвала душа на умрялото — блг. [Вакарелски 1977, с. 497] — и наоборот: «печением хлеба начинается обряд, иногда даже до кончины — хлеб месят в ногах умирающего, чтоб с горячим паром „душа вышла"» [там же, с.491]), «доле» (ср.традиционные родопские проклятия типа. Да ти хване хлябът очите [Геров 1975,5, с. 502), Да ме убие хлябьт, Дано те ослепи леба [Ташев 1966, с. 98] и под.). Сопоставленный со смертью, миром умерших, хлеб может быть и противопоставлен ей: ср. славянский обычай раздавать зерно из гроба, заготовленного при жизни (костр. [Смирнов 1920, с. И]; укр. [Чубинский 1977, с. 707]). Символика хлеба распространяется на утварь, используемую в хлебопечении (квашня и крышка квашни), на место хранения зерна (ср. обычай ставить гроб на ночь в амбар [витеб., Шейн 1890, с. 530], легендарный обычай свозить убитых стариков в хлебную яму [Велецкая 1978, с. 51]), на место обмолота, в ригу — ср. поверье о ригачнике, охраняющем от умранов [олон., Хрущев 1869, с. 19]. Славянские иллюстрации к общеархаической «загробной» семантике хлеба [Фрейденберг 1978, с. 39] неисчислимы. Интересно, что в славянских поверьях хлеб превращается в строительный материал загробья: На небяске церковь с пирогов срублена, присноками выложена, лодками (оладьями) подшита [смол., Добровольский 1894, с. 310] — ср. сказочный мотив «пряничного домика» и такие поминальные хлебные изделия, как лесенки, по которым «душа восходит на небо». [10] Магические акты сводятся к перераспределению силы; видьмарь «отбирает» нечто в одном месте и «передает», «насылает» в другое. Действие такого рода противоположно чудотворству, «творению из ничего». |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 217. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |