Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Погребальные кушанья и напитки




Седакова О.А.

Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. – М.: «Индрик», 2004. – 320 с.

 

 

Часть II 2

Предметные словари 2

Пояснения 2

Обрядовые акты и их исполнители 3

Животные в обряде 19

Погребальные кушанья и напитки 21

Некоторые части жилища и утварь в обряде 35

Гроб, могила и погост в обряде 40

Лексика и фразеология, связанная с погребальным обрядом 46

Приложения 63

Материалы к описанию полесского погребального обряда 63

Поминальные дни и статья Д. К. Зеленина «Древнерусский языческий культ "заложных" покойников» 77

Тема доли в погребальном обряде (восточно- и южнославянский материал) 83

Вечная память. Литургическое богословие смерти 90

Принятые сокращения 99

Список сокращений, используемых в литературе 99

Географические сокращения 117

Пометы общего характера 120



Часть II

Предметные словари

Пояснения

В этой части собраны и расположены в алфавитном порядке материалы, относящиеся к погребальной и поминальной обрядности, преимущественно восточнославянского ареала. Эти материалы не претендуют на полноту; их назначение в том, чтобы расширить круг фактов, которые мы рассматриваем в пяти главах нашего исследования.

Главу 3 дополняют два предметных словаря: «Обрядовые акты и их исполнители»и «Животные в обряде».

Главу 4 дополняют три предметных словаря: «Погребальные кушаньяи напитки», «Некоторые части жилища и утварь в обряде», «Гроб, могила и погост в обряде».

Главу 5 дополняет словарь: «Лексика и фразеология, связанная с погребальным обрядом» (в этот словарь включена восточно- и южнославянскаялексика).

В каждой статье предметного словаря (например, Стрешник) данные обряда расположены в хронологическом порядке и снабжены географической пометой и указанием на источник.

Под буквами а), б), в) и т. д. даются варианты одного обрядового акта.



Обрядовые акты и их исполнители

бабушка-умывальница (влад., Зав., 90) — старуха, обмывающая покойного. См. дедушка-умывальник, умывальник

 

брать за голову (закарп., Бог., 265) — перекладывать умершего в гроб

Мужчину-покойника перекладывает мужчина, женщину — женщина. Мужчина получает за это барана; женщина — курицу.

 

вдовец (купян., П. И.) — персонаж на похоронах девушки, имитирующих свадьбу

Вдовцом может быть жених покойной или любой юноша. Вдовец принимает венок с головы умершей девушки, обменивается с ней восковыми перстнями.

 

вестовые (старосимб., Гн., 212), вестовые пешеходы (сев., Бар., 302) —приглашающие на похороны

О смерти не уведомляют никого; знак — открытые настежь ворота (заст., Гн., 364). Дети зовут соседей (тереб., Гн.,373; колом., Гн., 300). Молодежь зовет соседей (черное., Гн., 339). Старший в доме (косов., Гн., 291). Женщина из родных (курск., Гн., 4-18). Мужчина из родных (явор., Гн., 382).

Зовут прощаться тотчас по смерти — так будут святые звать в царствие небесное (мин., Бул., 173). Зовут соседей на купане (черное., Гн., 339). Оповещают соседей по дороге за светом — за свечами, попом, снаряжением (явор., косов., Гн., 288, 382).

Оповещают скотину о смерти хозяина или хозяйки (чсрнов.. Гн.. 349).

Подпаляют окно или сволок в знак смерти в доме (Чернов,, Гн., 349).

При приглашении на похороны разносят пампушки (курск., Гнп 418) или же хлеб и палюнки разносят приглашенным только на похоронах стариков (горл., Гн., 207).

 

воздух вздымать, воздух снимать (полее) — справлять поминки 40-го дня или годовые (Атл., 25). См. заздаровно, запечатывать

 

вочи заслип´иць

Если у покойного открыты глаза, цягнуть за пальцы, штоб заслшшлиса вочи (гон., Сед. 255).

 

вочи промываць (полес) — стирать вещи покойного на 3-й день после погребения

«Одежду и постель покойного выносят во двор. На третий день все это вместе с полотном, на котором опускали гроб, перемывают; мертвому вочи промывають (гом., Сед., 255).

На третий день мертвому вочи промываютъ: стирают его вещи, постель, холст, на котором опускали: штоб душэ було лехчэ, штоб ўсо черэз воду прошло (гом., Сед., 255).

 

встречник(влад., Архив, 157). См. стрешник

 

вупурiд´ити(явор., Гн., 382). См. рядильник

 

выкупать место (влад., Зав., 97); плотиць за место (гом., Сед. 257); куплять мисце (брест., Сед. 251) — бросать в могилу до опущения гроба деньги или какие-либо предметы

а) Родня кидает деньги — медные монеты (повсеместно) «Родные купляютъ место»: кидают в могилу монеты. Если этого не сделать, покойник будет сниться, пока не закопают денег в песок, бо його там гонять (брест.). До того как опускают гроб, кидають грошы: плотяць за место (гом.)

б) родня кидает в могилу по крейцеру (за грунт), чужие — глину или траву (чернов., Гн., 344), все присутствующие бросают монеты (могил., Ш., 564)

в) близкие и родные кидают в могилу слезные платки (пермск. Архив, 12), «чтоб не бояться» (волог., Бур., 179), «чтоб слезы не нести домой» (арх., зап. авт.); все присутствующие кидают в могилу платки, шарфы, пояса (могил., Ш., 564); женщины и девушки — косынки в слезах (влад., Зав., 97)

г) домашние бросают замок в могилу: «чтоб не умирали» (мин., Булг., 186).

 

Вынос гроба

Во время выноса:

а) Все выходят, двери отворяют (влад., Зав., 94; тульск., Тр., 91) 6) домашних запирают в доме (пермск., Архив, 995; Чернов., Гн., 343).

а) Родня покойного глядит в окно на лес (сирое дерево) (закарп., Бог., 263), аби скорше забути (чернит., Гн., 343); чтобы быть здоровыми (закарп., Бог., 274) б) напротив, родня не глядит в окно (чернит., Гн., 351).

а) Всю семью 3 раза кропят водой (закарп., Бог., 274) б) женщина брызгает водой с веника до порога (олон., Ш., 778) в) всем присутствующим раздают при выносе по кружке воды, перевязанной красным, калачику и свечке. Присутствующие пьют воду, гасят свечи (косов., Гн., 283).

а) Родные топят печь можжевельником (обонеж., Кул., 44) б) родные смотрят в печь (костр., См., 12) в) женщины, дети, девицы глядят в печь (нижегор., Архив., 722) г) родные заглядывают в печь, в подполье со словами: Ух, нету! (новгор., Ш., 779) д) жена 3 раза выкрикивает имя покойного в печную трубу (чтоб не встал) (закарп., Бог., 270).

а) Хозяин уносит спора (закарп., Бог., 265) б) хозяйка ходит, скобля хлеб медным грошом (минск., Ш., 535) в) одна из женщин посыпает жито по лавке и избе (минск., Булг., 186) г) хозяйка осыпает гроб овсом, три раза обходя его по солнцу (старосимб., Гн., 215) д) вдова (вдовец) дотрагивается до хлеба и окна е) родные шевелят зерно. Три раза шевелят и три раза подбрасывают (закарп., Бог., 269) ж) две бабы передают в дверях над гробом каравай, посыпанный хмелем (минск., Архив., 699).

а) Старший родственник обходит гроб с топором вверх лезвием. Ударяет обухом по гробу (сев., Бур., 185) б) хозяйка обходит гроб с камнем и кладет его под образа (сев., Бар., 305).

а) На стол кладут хлеб, под стол — зубец бороны: чтоб люди не мерли (гор., Гн., 207) б) баба падает на стол (костр., См,, 12).

а) Хозяйка садится на место покойного, ей передают хлеб (снят., Гн., 312; Пош., Бал.). Як ўжэ уносять мертвяка, посадять родзицелеў на лаўку: штоб не стоял у вочах, штоб ўжэ не пришоў исти. Лавку и гроб обсыпают житом: штоб живы были (гом., Сед., 256) б) старуха ударяет место покойного косырем или топором — рубит смерть (пена, Архив, 975) в) старший берет хлеб под правое плечо и садится на место покойного (кос, Гн., 281).

а) Домашние выливают всю воду на двор и опрокидывают сосуды (минск., Булг., 190). Лавку кропят свéчоной водой. Лавка должна стоять пустая 12 дней (гом., Сед., 255) б) два родственника с горшком и ветошкой выходят на двор, сажают горшок на кол изгороди (калуж., Архив, 605) в) хозяйка разбивает сосуд об угол хаты (минск., Ш., 534) г) хозяйка выносит изголовный камень (обонеж., Кул., 45).

Носильщики стучат гробом о порог 3 раза (блр., много источников; укр., Ч..708).

 

вытрясать душу (смол., Добр., 807) — сильно встряхивать гроб на пороге дома, в сенях, в воротах, в поле, при вносе в храм и выносе из него

 

гробарь (надв., Гн., 235), гробар (косой., тереб., Гн., 283, 376), грабар — могильщик. Рыть могилу должен:

а) чужой человек (не родной) (черное., Гн., 351); чужие (бреет., Сед., 251), штоб не до пары:3,5 або 7. Те, кого просят, не имеют права отказаться (гом., Сед.,257); отец и сын не закапывают: грех (ворон., Архив, 311)

б) кто-нибудь из бедных (колом., Гн., 300); трое беднейших (старо симб., Гн., 215)

в) все сельчане по очереди (староеимб., Гн., 215)

г) соседи (подлее., Гн., 385)

д) профессиональный могильщик: грамадьский грабар (тереб., Гн., 376); сторож кладбища (холм., Гн., 385); пономарь: грабарь е таки самый паламаръ (кон., Гн., 264).

За грабарем посылают. Просят, чтоб он копал на сухом месте, не ў млацi (надв., Гн., 235).

Гробарам перед работой дают горилку и хлеб, чтоб не копали голодные (черное., Гн., 344): Як идуть копаць, пьють по чарце. Несут с собой горилку, сало, хлеб. Зимой разводят костер на кладбище и едят. Яму на ночь не кидають (т. е. роют непосредственно перед погребением, непременно в тот же день). Если края ямы осыпятся, умрет тот, кто копал (гом., Сед., 257).

Грiб копают рано утром (горл., Гн., 207).

С гробарем переговариваются: — Аминь вашей работе! — Благодарим, чтоб не умирали больше! (смол., Добр., 315).

Гробарям через могилу передают по курице (чернов., Гн., 351).

Гробар берет за работу покрывало с гроба, карбованец с крышки (косов., холм., Гн., 283, 385). Другие виды платы гробарю за работу: приглашение на почетное место на поминках (смол., Добр., 315; подл., Гн., 385), хлеб и платье (киев., Гн., 390), горилка и хлiбиня (скил., Гн., 390), 2 буханки хлеба, обед и белье (тереб., Гн., 198).

 

дать на позвунное (блр., Крач., 198) — оповестить о смерти

Родные после кончины посылают деньги на колокольный звон. См. вестовые

дедушка-умывальник (влад., Зав., 95) — старик, профессиональный обмывальщик. Обмывает покойников мужского пола

 

дрýжби — девушки на похоронах парубка, одетые по-свадебному

Несут венчальное деревце за гробом и втыкают его в могилу (косов., Гн., 263).

 

дружки — юноши на похоронах девушек, одетые по-свадебному (перевязанные полотенцами)

Несут гроб умершей и опускают в могилу (косов., Гн., 263).

 

Душу вести

В 40-й день приглашать душу умершего с кладбища на домашние поминки (сев., волог., Ефим., 21).

 

Душу водить (вадить)

После погребения и поминок в доме, где жил умерший, продолжение угощений в доме его ближайших родственников (сначала — дочери, затем других): Це ж ужэ ось ис аднэй хаты да у другу — о це ж такее название: душу вадить (чернит., Атл., 67).

 

душу вытрясать (смол.). См. вытрясать душу

 

душу провожать (сарат.). См. провожать душу

жалóба (блр., Ник., 294; горл., Гн., 207) — траур

 

жалóбу чинити (бреет., Сед., 250) — исполнять предписания траура

а) Жалобу носит вся семья покойного (повсеместно). Родные покойного год у жалоби. По законугод после смерти в доме никому нельзя жениться и выходить замуж (теперь этого не соблюдают). Нельзя носить красное (гом., Сед., 258)

б) траур носят все участвующие в похоронах

в) только мужчины, участвующие в похоронах (чернов., Гн., 341). Срок траура различен: женщины носят его год, мужчины—40 дней.

Называется это — жалобу чинити, смутковáть. В траурной одежде не должен присутствовать красный цвет — так, смутнэнька. Черной одежды не носят. Все цвета, кроме красного, разрешены. Близким родственникам на время жалобы запрещено петь песни любого рода, плясать (бреет., Сед., 252).

Выражения траура с момента смерти до погребения:

а) дочери распускают косы на похоронах отца (снят., Гн., 321)

б) подруги девушек распускают косы (моек., Архив, 716).

в) женщины и девушки покрывают белые платки (яросл., Пр., 192)

г) женщины покрывают черный плат на кромочку (костр., См., 103)

д)подруги умершей идут в белом с розовыми лентами (моек., Архив, 716).

Мужчины непокрытые (закарп., Бог., 265).

Пока покойный в доме, убирать домашним нельзя, нельзя делать и других работ: покы ны занэсуть на моглыцы, ниц ны роблять. Соседи же могут работать и даже праздновать (бреет. Сед., 250). Пока в доме покойник, нельзя работать, нельзя убирать дом. Родным до погребения запрещено здороваться с посторонними. Молодых женщин из дома уводят (гом., Сед., 255).

Годовые предписания траура:

запрет ходить в баню 6 недель после смерти жены — для вдовца (арханг., Еф., 136);

запрет выходить замуж и жениться:

а) вдове и вдовцу (повсеместно)

б) детям после смерти родителей (арханг., Еф., 136; староеимб., Гн., 218);

запрет пить, петь, ходить на гуляние в течение года (повсеместно);

нельзя белить дом; если все же белят, то часть потолка нужно оставить небеленой (душа ходит по потолку) (закарп., Бог,, 273; старо-ашб.,Ги.,218).

Ограничения в праздничные дни: на дверях не пишут мелом, а царапают кресты в Крещение; не употребляют крашеных яиц на Пасху; не ставят мая; не обжигают грамничной свечой дом на святках (витеб., Ник, 294; горл., Гн., 205). В хате нельзя колядовать и справлять вечери. Свадьбу справляют в другом доме (гом., Сед., 258).

На святках не колядуют, а христосуют (старосимб., Гн., 218; гом., Сед., 258).

 

забави — игры при покойном. См. ночевать

 

заводить (стрий., Св., 24) — причитать, плакать по умершем

тóта жóна що заводила — плачея

 

заздаровно, заздаровно поднимать — справлять поминки сорокового дня на могиле. См. запечатывать

За здароўна поднимаюцъ у сорок дней — сарачыны. Старога (т.е. старика) за здароўна поднимаюцъ и да сараха дней, а маладога — тольки у сорок, бо, ка, маладый хочэ хадзить, а старое на месьце. За здароўна як поднимуць, док ужэ не ходзиць никуды.

У сорок дней бяруць пясок из магилы и ў церкоў несуць; раскладае бацюшка ў платочку, молитву чытае, и эты пясок идуць на кладбишче и той пясок на гроб кресьцикам пасыплюцъ. 3а здароўна падымаць ў сорок дней. Из дому беруць хлеб, палатно (ў цэркви астаецца), меду стакан, идуць на кладбишче, беруць пясок (гом., хойн., ПА).

 

заливать след (олон.; Архив, 910) — лить воду вслед погребальному шествию

Заливает след хозяйка дома.

 

запечатывать. См. заздаровно

В 40-й день запечатывають. Три раза берут накрест песка с могилы, меду немного, хлеб, соль. Батюшка служит над этим песком в церкви.

После службы его относят назад, откуда брали. Из меда варят сыту: штоб душа больш ни ходзила (гом., лельч., Сед., 257).

 

заховаць смерть (витеб., Ник., 286) — поставить хлеб станьком в красный угол после выноса гроба

 

збор(снят., Гн., 309) — омовение и снаряжение покойного. См. умывальник, рядильник, умывание и обряжение

 

здóбить (новг., Гер., 124) — собрать тело. См. умывальник, рядильник

 

iти з свiчкоў— участвовать в поминках до выноса гроба После кончины до выноса собираются:

а) соседи, родные. Если умер парень или девушка — молодежь (бреет., Сед., 250)

б) только женатые (подол., Гн., 388); молодежь и девки приходят только на похороны холостых (снят., Гн., 311; колом., Гн., 310)

в) беременные из дома уходят (волын., Архив, 311)

г) доступ к телу открытый; чем больше приходит людей, тем лучше (блр., Анд, 210)

д) в первый день приходят все; на второй — званые гости (Чернов., Гн., 345).

Входят в дом покойного без шапок (заст., Гн., 364).

Входят в дом с противоположной стороны, осыпая стены житом (волын., Архив, 311).

Приходящие становятся на колени (блр., Крач., 199).

Приносят по свечке или денет на свечу (яросл., Кос, 220).

Приносят муку (зерно) (закарп., Гн., 291; нижегор., Архив., 740; пошех., Бал.; косов. Гн„ 291; снят., Гн., 231).

Родные приносят слýжбу (косов., Гн., 263); кукýцы и кокóры (блр., Анд., 210). Як нарадятъ, придуть родзицели. Перед домом покойного мужчины снимают шапку и крестятся. Каждый приходящий ест сыту, которая в это время стоит на столе, и говорит: «Помяни, Господи, душу его. Царствие небесное» (гом., Сед., 256).

 

караулить душу — следить за движением воды в чашке, которая стоит в изголовье умирающего

Обыкновенно караулит душу старуха (олон., Архив, 909).

 

кидать горсть земли (кидаць — бреет.)

а) кидают горсть земли в могилу только родные: Тулько родня кидае по трошку песок три разы: штоб не тосковаць, штоб у сне не предаваўса, штоб ў глазах мертвяк не стоял. А говоря иные, што не треба кидываць (гом., Сед. 257)

6) кидают все, при этом поп — заступом, люди — руками (чернит., Гн., 396); каждый кидает горсть земли по 3 раза (горл., Гн., 206). Берут с собой горсть земли с могилы:

а) старшие за пазуху (минск. Бул., 186); старушка за пазуху (арханг., Еф., 137)

б) родственники в карман (арханг., Еф., 136)

в) женщины — тайком за пазуху (влад., Зав., 97)

г) плачея — за пазуху (арханг., Еф., 137).

 

копáтельворон., копач — могильщик

Получает за свою работу обмахальцы с углов гроба (ворон., Архив, 387). Нередко копач — ближний сосед.

Перевязывают копача платком; перед началом работы подносят чарку (курск., Гн., 412).

 

купанье(чернов., Гн., 339) — обмывание покойного. См. умывальник

Кухарка

а) Профессиональная кухарка на всех обрядах (кос., Гн., 263)

б) одна или две чужие женщины (кос., Гн., 288)

в) соседи (чернит., Гн., 396)

г) сами гости на 40-й день. Хозяева в это время ходят по углам с причитанием (олон., Тер., 123)

д) готовит хозяйка, но не дома, а в соседской печи (курск., Гн., 418)

е) поминальную еду готовят свои, чужие помогают. Як умрэ, свуй хлиб пэчуть: малэнъки огнитки коб ны пара: 7 или 9 штук. Варят буб, ставят еще при покойном миску с бобом на стол с его ложкой (бреет., Сед., 251)

ж) одни говорят, что угощение готовят чужие, другие — что свои: Як умре, родзицели пораюцца, коржы строятъ, сыту. Коржэц пекутъ на воде с ведра, пресный, неўкусный. То йего, смерцяка, коровай щитаицца. Пекут три коржа размером в ладонь. Их нужно поделить на обеде, всем по куску (гом., Сед., 257).

Тесто месят на лавке в ногах покойника (надв., Гн,, 247)

 

лазня— баня, мытье стен и пола (блр., Ш., 597) В день общих поминок или накануне их баня:

а) парятся «родители»: приготовляют баню и уходят

б) моются члены семьи

в) гадают на золе о присутствии дзядов.

Накануне сорокового дня топят баню, приносят полотенце и специально сшитую одежду. «Если есть разрешение — иди мойся». Мочат березовый веник: «Парься!» (волог., Еф., 22, Ш. II, в. 1, 780).

лубок(чернов., Гн., 350); бьют лубка (подол., Ч., 705) - ночь при покойном с играми

 

мастер деревища (косов., Гн., 263) — гробовщик

Гроб — трунý изготавливают:

а) не родные — соседи, плотники, мастера що роблятъ труну (бреет, Сед., 251; гж., гом., Сед., 256)

б) соседи или родичи (скил., Гн., 226).

За мастером посылают (кос., Гн., 263).

Чужого просят ўзети мiру для гробара (надв., Гн., 234).

Мастера перевязывают рушником через плечо, как дружку (курск., Гн.,411).

Стругают гроб от себя; инструменты не точат; кладут инструменты в гроб (полог., Архив, 159).

Мастера едят на крышке гроба (Чернов., Гн., 342).

Гроб вносят в горницу в отсутствие живых (калуж., Архив, 602).

 

мóвити пáцiр (явор., Гн., 383) — проводить

 

могильные мухи (арханг., Еф., 136) — старые женщины, читающие над усопшим

 

наредуване (снят.:, Гн., 309). См. рядильник

наряжальник (влад., Зав., 93). См. рядильник

 

Носильщик

Несут:

а) мужчину, женщину — женатые мужчины, девушку, парня — парубки; детей — хлопцы (заст., Гн., 364; тереб., Гн., 375)

б) женатых — «чужие люди», девушек и парней — парни, детей ныдорослых (до 10 лет) несут 6 девушек. Гробы везут, но чаще несут: кульки нэсуть, то гонорний. Женатых несут на плечах, холостых на полотне, детей на рушниках (бреет., Сед., 251)

в) хлопца — дивчата (черное., Гн., 375)

г) маленьких детей — отец или гробарь (тереб., Гн., 375)

д) «дивки — дивку, хлопца — хлопцы, дзиця — старики» (гом., Сед., 256)

е) девку — парубки, хлопця — дiвчата; се дружки и дружбы (горл., явор., подол., Гн., 205, 384, 388). В гроб кладут чужие: своя родня не строить (ничего) на поминки. Кажуть вут: як умре жинка, то штоб не клали молодые мушчыны, ў гроб ложать старики (гом., Сед., 256)

ж) девицу — 5 девушек с распущенными волосами (самар., Всев., 33), девицы в розовых платках (курск., Архив, 6?)

з) девицу несут свадебные бояре (дон., Тер., 93)

и) гроб несут копачи (могильщики), крышку гроба у незамужних - друзья, подруги (курск., Гн., 413)

к) стариков «на холстах народом несут» (влад., Зав., 95)

л) некрещеных детей — повивальня (колом., Гн., 300).

Носильщиков родные покойного осыпают зерном (волын., Архив, 311).

Сестра умершего подает носильщикам кукýци (кос., Гн., 299).

На похоронах неженатых носильщикам раздают ленты, платки, пояса (укр., Чер., 148).

 

носить снедáть (пол ее., Атл. 25)—2-й день до погребения. См. побужать

 

ночевать(брест., Сед., 251) — проводить ночь или две в доме умершего до погребения

Участниками поминального бдения могут быть:

а) только женщины не младше 50-60 лет; 15 баб (укр., Ч.,705); старые бабы (киев., Гн., 390; полт., Ив., 371)

б) только чужие (и старики и молодежь) (чернов., Гн., 350)

в) первую ночь сидят чужие старики и старухи; вторую — кровные (явор., Гн., 383). «Хату с покойником саму не кúдаютъ. Меняются днем и ночью при покойном старики и старухи» (гом., Сед., 256)

г) только родные (чернит., Гн., 395; старосимб., Гн., 215). До погребения ночи при покойном проводят свои — ночують (бреет., Сед., 251)

д) старики и молодежь (горл., Гн., 205)

е) только молодежь (надв., Гн., 237); старшие при этом уходят к соседям (косов., Гн., 265)

ж) детям в эти ночи нельзя спать (волын., Архив, 311).

Проводящие ночь при покойном гадают о его посмертной судьбе — стерегут душу (ю.-зап., Ч., 705); караулят душу (полт., Ив., 371):

а) глядят на разведенный водой мед: душа прилетит мухой и станет пить (полт., Ив., 371)

б) рассыпают муку на столе — узнать, была ли здесь душа (скил., Гн.,229)

в) ищут следов по золе, рассыпанной на полу и окнах. Если следов нет — покойный был праведный (горл., Гн., 207).

 

поминать— участвовать в поминальной трапезе На поминки приглашаются:

а) соседи, родные, нищие (тульск., Тр., 92)

б) процессия, старики и грабар (тереб., Гн., 376)

в) только женатые (колом., Гн., 300)

г) старухи, старики, дети до 10 лет, несшие гроб и самые близкие; для других ходить на поминки предосудительно (самар., Всев., 32)

д) никого не приглашают (чернит., Гн., 396); поминки родных перешли в пир нищих (обон., Кул., 45)

е) сначала поминают чужие, Потом — фамилия (заст., Гн., 367)

ж) в своей хате поминают старики, духовные; чужие — в соседней (курск., Гн., 420)

з)Ранъшэ тулько родзицели (т.е. родные) собиралис. Зарэ як на свадьбу, так и на поминки, и на другий день придуть, и на трэтий (бреет., Сед., 251).

Гости приходят на поминки со своими ломтями хлеба (смол., Добр., 316).

а) Гости стоят у стола, пока не сгорит сточóк (застав., Гн., 367)

б) перед киселем встают и поют стоя (новг., Ш., 780). В начале обеда едят по три ложки сыты, говорят: «Помяни, Боже, душу его». С первой ложки капают на стол. Сыту передают за солнцэм по кругу (гом, Сед., 257)

в) прежде чем сесть, стоят у стола минут пять, давая поесть умершим (арханг., Архив, 51).

Сидят на поминках неподвижно, не тесно, чтоб не вытиснуть родителей (смол., Добр., 315).

а) Едят из одной миски, приговаривая: «что страўка, то и попраўка» (могил., Ш., 566); из одной миски одной ложкой вокруг (чернов., Гн., 345)

б) едят каждый из своей чашки: кутьця разлита по чашкам, к чашкам прилеплены свечи (смол., Добр., 315)

в) едят мясо руками, чавкают (курск., Гн., 420).

В 40-й день хозяин и хозяйка за стол не садятся (оять, Хр., 16).

Хозяин обходит гостей, прося: — Помянайте! — Нехай Господь помяне душечку покойного! (волын., Юр., 306).

Хозяйка раздает гостям подáўник (снят., Гн., 314).

Раньше сидели на обиди тихо, песен не пели. Зараз напъюцця, писни спивають, як на Украины. Перед обедом молятся: По тры разы одливають кануны на стул ў начали, пусля ўсего — по тры разы. Для покойного ставится стограммовка и прибор (бреет., Сед., 251-252).

Хозяева потчуют, обращаясь к пустому месту справа от священника: Кушай-тко, родоименькой (оять., Хр., 16).

За столом сидят тихо, долго не встают, потому что тот, кто первым выйдет из-за стола на поминках, первым умрет.

Для покойного от каждого блюда отливают ложку под стол. «Наберем ложку каны или кружку воды и льем пуд стул адзин разь.

Остатки поминального обеда выливают на двор к покути (гом., Сед, 257).

Дьячок похищает еду, отложенную для покойного (обонеж., Кул.,45).

Причт, войдя во двор, съедает в воротах лесенку в 24 ступени (калуж., Архив, 602). .

Родственница женского пола чукáет родителев (смол., Добр., 316).

Обедающие рассуждают об умершем, о том свете (блр., Крач., 199).

Все гости молятся в открытую дверь на поминках (казанск., Архив, 548).

Хозяин перед киселем спускает в окно холст и провожает «родных» с печи: — Теперь вам пора домой, да ножки устали... Вот тут помягче, ступайте с Богом (олон., Тер., 123).

После поминок выпивают еще ведро пива в овраге (казанск, Архив, 548).

 

обпроважувáне (снят., Гн., 313) — порядок: гроб, за ним домашние, затем родственники, затем все остальные. См. провожающие

обряжать (костр., См., 8). См. рядильник

 

опахивать могилу (олон., Архив, 924), парить родителей — совершать особый обряд на могиле в весенне-летние годовые поминки

Все родные (олон., Архив, 924) или старший из родичей (витеб., Архив, 137) или старшая в семье женщина (блр., Анд., 211) связывают особый веник (число прутьев равно числу членов семьи) и обметают им могилу (витеб., Архив, 137).

Могилу обметают березовым веником: Розог з берёзы наберуть да метуть (гом., Сед., 259).

«Пашут» прутьями по могиле. Если этого не исполнишь — весь год ломит кости.

 

опускать(гроб в могилу)

Прежде опускания гроба льют в могилу свéчоную воду.

Девушку опускают на рушниках, рушники эти и ленты дарят подругам.

Опускают гроб только старики, а не те, кто нес (гом., Сед., 257).

Гроб опускают не на веревках: на веревках вешаются. Взрослых — на полотне, детей — на рушниках.

Рушники, на которых опускали детей, отдают тем, кто нес; полотно же додому ны ворочаицця (его оставляют на кладбище или отдают кому-нибудь (брест., Сед., 251).

 

отпускать душонку (влад., Зав., 89) — служить панихиду в 40-й день

 

отпустить покойника (олон., Ш., 779) — справить поминки 40-го дня

 

парить родителей (новг., Архив, 869). См. опахивать могилу

 

первая встреча (влад., Зав., 94; новг., Ш., 794) — жертва во время похоронной процессии. См. Стрешник

 

Перевязывать

Всем умершим перевязывают руки и ноги:

а) красной ленточкой, которую заготавливают еще при жизни (брест., Сед.. 250)

б) белыми шмáточками с перкал´я. Развязывают их, когда перекладывают в гроб (гом., Сед., 255).

Шматочки, какими завязывали руки и ноги, прячут: коли што болить — спина, руки, надо их завязать по голому телу и носить полгода. Их зашивают мужику в штаны, в рубаху, чтоб жену не бил: Вони нападения отпадаютъ, прэступлення. Хлопцы беруть йих ў вармию, на суд. На похоронах кожны йих рветь собе да хопаеть. Бабы сваряцца: на што тобе? у тебя дитей нема (гом., Сед., 256).

 

Печатать гроб

После церковного отпевания священник посыпает углы гроба землей (блр., Ш., 573), посыпает грудь покойного Господней землей (киев., Архив, 614).

 

побужаць нябощика (минск., Ш., 541),побужати могылу — приносить угощение на могилу на 2-й день по погребении и причитать там

Утром по погребении родные причитают на могиле. На могилу еду приносят только на второй день, когда побужаютъ. Идут на кладбище: побужати могьшу; плачут, закусывают. Водку и закуску оставляют на могиле (бреет., Сед., 252).

 

пórpiб 1 (косов., Гн., 279). См. погребение

 

пórpiб2 (явор., Гн., 213) — панихида во дворе после выноса гроба

 

погрiбавники (косов., Гн., 285). См. провожающие

 

подавать через гроби (влад., Зав., 95) — раздавать милостыню во время погребальной процессии.

Родные (влад., Зав., 95) или сестра (косов., Гн., 299) или хозяйка (черное., Гн., 343) подают носильщикам и провожающим свечу и калач (черное.); кукуц (косов.,); полотно, деньги (влад.).

 

подорóжна (влад., Зав., 94). См. стрешник

Покрывать грех

Убогая жинка (косов., Гн., 283) стоит у гроба. Под ноги ей стелют конец полотна и по-через голов пид пети и там рубают. Всю ее покрывают полотном — она покрыла грех умершего.

 

Положить, вложить

Полагают умершего в гроб:

а) чужие: женщину — женщина; мужчину — мужчина (чернов. Гн., 351). В гроб кладет кто-нибудь чужой, не родной. Однажды сын сам положил мать в гроб. Она ему приснилась: Смиялась я, як ты вложы ў! Чужыи кладуть ў труну (бреет., Сед., 251)

б) свои (староеимб., Гн., 215)

в) все равно кто (горл., Гн., 206)

г) тот, кто умывал (тереб., Гн., 373)

д) тот, кто делал домовище (труну) (холмщ., Гн., 385; волог., Архив, 217)

е) копач (курск., Гн,, 412) \

ж) крестная мать кладет в гроб ребенку яйцо (закарп., Бог., 263).

Те. кто клали в гроб, затем греют руки над огнем из щепок гроба:чтоб руки не боялись мороза (сев., Бур., 196).

помин, давать на помин. См. тайная милостынька, стрешник, перва встреча

Исподнее покойного раздается:

а) убогим (блр., Дем. 137; тереб., Гн., 376; снят., Гн., 332)

б) гробару (косов., Гн., 283).

Приданое умершей девушки раздается девушкам (дон., Тер., 93). Если умерла девушка, оддають рушника ўсем людзям: то йиё веселле (свадьба). Приданое раздают подругам (гом., Сед., 257).

40 крестов с гайтанком раздают ребятишкам на похоронах некрещеного ребенка (влад., Зав., 98).

Вода и калач с места покойного отдается его ровеснику (ровеснице) (снят., Гн., 314).

Миску и покров с деревища забирает священник (косов., Гн., 289). Хлеб с гроба забирает священник (влад., Зав., 39).

Полотенце, висевшее 6 недель на стене, отдается нищему (твер., Раз., 225).

 

посвiтíни (надв., Гн., 248), посiжíнэ (косов., Гн., 279) — ночь при покойном. См. ночевать

 

последнее целование (ц.-слав.)

а) Покойного не целуют (олон., Архив, 902)

б) покойному целуют руки и ноги (старосимб., Гн., 215)

в) после положения в гроб родные и знакомые подходят целовать: ў морду, попом ў руки. В это время тот, у кого есть червоные пятна (родимые), должен взять мизинец покойного и обвести их — так згине (гом., Сед., 256)

г) целуются друг с другом все присутствующие до выноса гроба: мужчина с мужчиной, женщина с женщиной (снят., Гн., 331)

д) прощаясь, берут покойного за руку (холмщ., Гн., 385)

е) щупают пятки (сев., Бур., 196); ухватывают за ноги («чтоб не бояться») (влад., Зав., 97)

ж) касаются, прощаясь, только левой рукой (иначе зерно не родится) (горл., Гн., 207).

 

послiднi бояри (снят., Гн., 312) — провожающие гроб на похоронах девушки

 

последний вирiд (снят., Гн., 309) — сборы тела. См. рядильник

 

потаéнная милостынька (самар., Всев., 33),тайная милостынька— поминальная жертва

40 ночей хозяйка раздает по 3 потаенных милостыньки (хлебец и свечка) бедным бобылкам (самар., Всев^ЗЗ)

40 дней родные покойного раздают тайную милостыньку (спички) беднейшим в часовенках (влад., Зав., 97).

 

похiд (надв., Гн., 237) — похоронная процессия. См. провожающие

 

править (надв., Гн., 237)—служить панихиду во дворе после выноса гроба

 

править стол (блр., Ник., 514) — поминать умершего трапезой. См. поминати

 

привидi (надв., Гн., 247) — ночь при покойном. См. ночевать, свититься

 

приказывать (гуцул., Св., 26), плакать — причитать по умершем см. причётница

 

причётница (олон., рус, сев.), плачея, плакальщица, вопленница, «тота жонка що заводила» — исполнительница погребальных плачей

Учитывают, голосят только свои, наемных плакальщиц никогда не было (холмщ., подлее., Св., 28; стрий., Св., 24; курск., Св., 30; костр., См., 44). Раньше мацери по дзецях нельзя было плакать: не то ребенок будзе ў воде лепяць. Когда же дети по матери плачут — соловьи щебечут. Мужчины не голосяць, воны церплятъ.

Нельзя, чтобы слеза упала на тело покойного: штоб слюз не пускай, штоб на его не капали.

Если сильно плакать, покойный будет сниться, обижаться: ему там хуже. От сильного плача он может стать ходячим мертвецом, пужайлом.

Плакать и учитывать начинают сразу после кончины, после захоронения плач прекращается (гом., Сед., 257). Нихто ны наймае плакаты. Сыны ны плачуть. Нима дочки — плакаты нима кому.

а) Нанимать чужих — позор: значит, мало жалели покойного (бреет., Сед., 250)

б) только родные женщины. Раньше нанимали за шерсть, пшено; одежду, муку (снят., Св., 25)

в) плачет родня. Если некому плакать, тогда нанимают (блр., Крач., 198)

г) есть женщины (наемные), которые голосят за харчи (гуцул., Св., 26)

д) наемные голосят, если покойный был страшенный пянiця и бив жiнку. Плата — полбутылки, платок, место на поминках

е) мать не голосит по первому ребенку (повсеместно)

ж) за старым можно плакать, за малым грех (надв., Гн., 246)

з) не голосят: по злым; бедным; малым детям (гуцул., Св., 26-27)

и) плачей вообще нет (горл., яс, Гн., 207, 210).

Порядок (чин) плачей:

а) сначала причитают замужние, потом девушки (снят., Св., 25)

б) сначала мать, затем сестра (костр., См., 44)

в) по степени родства (стрий., Св., 24)

г) без всякого чина (холмщ., подлее., Св., 28).

Две причётницы встречают священника. Во время их причети он надевает епитрахиль (Олон. губ. вед. 1867, № 31).

Плач усиливается при положении в трумнý и погребении: «плачем смывают грехи» (холмщ., Св., 28); плачем показывают, що покойник був дорогий человiк (курск., Св., 31); «чем дольше плачут — тем короче посмертные муки» (снят., Св., 25) б) плач по детям топи в слезах (гуцул., Св., 27); «дети уходят глубже под землю» (сев., Бур., 171).

Плач переходит в смех, в срамные голосíня (пародийные плачи эротического характера) (гуцул., Св., 27).

В церкви родные женщины ложатся головами на бока гроба и вопят (твер., Леб., 192).

После погребения плач прекращается (повсеместно); не завершай плач до дому (снят., Св., 25).

Плачея кладет за пазуху горсть могильной земли (арханг., Еф., 137).

 

провожать душу (сарат., М., 131) — особый обряд после поминок 40-го дня

Участники поминального обеда, обутые в новые лапти, выходят на двор, кланяются в сторону кладбища.

 

провожающие (витеб., Архив, 133) - участники погребальной процессии

Порядок шествия:

а) крестница с иконой; дальние родственники; гроб; родные (арханг., зап.авт.); икону несет мальчик на новине(яросл., Кос. 220)

б) крест с рушником; близкий с крышкой гроба на голове; духовенство, родные, знакомые (костр., См., 14)

в) попна коне, гроб; женщина с миской; родня; музыканты (косов., Гн.,, 283)

г) (похороны девушки): жених справа от гроба с двумя сватами: попарно подруги с зелеными свечами; свитúлка с мечом; сваха; дружки (дон., Тер., 93). Мацерь не идуть на моглицы (к детям) - грех.

Порядок произвольный. Раньше перед трунóю шел батюшка (гом., Сед., 256).

Всем провожающим раздают по свече и калачу (снят, Гн, 312). Все идут провожать со свечками-проводничками (укр. 707). На провожающих не должно быть ничего красного (гом., Сед_ 256).

На похоронах девушки раздают идущим в процессии пояса (витеб.. Архив, 133) или фýсточки (платочки) (снят., Гн, 312).

Каждый провожает гроб до своего паю (влад. Зав., 95).

Вывоз должен происходить без остановок — иначе будет новый покойник (костр., См.).

Процессия движется медленно, в это время во всех домах бросают работу.

Нельзя переходить дорогу погребальной процессии и обгонять провожающих: умрешь (гом., Сед., 256). Похоронная процессия движется медленно, без остановок, окольным путем на кладбище (брест.. Сед., 251).

На околице или перекрестке женщина, взяв косырь, несколько раз ударяет по дороге (нижегор., 51). На околице родные подают милостыню провожающим. Дедушка-умывальник (см.) бросает на околице села обмывальный горшок (влад., Зав., 95).

Фiрман (кучер) садится на домовину (надв., Гн., 247).

Старуха (родная) несет под полой курицу которую потом отдает бедному семейству (сарат., М., 131).

Идут за гробом, говорят обыденщину. Гроб отъезжает вперед (скид., Гн.,210).

По зарытии всем провожающим раздают по куску пирога или хлеба (влад., Зав., 96).

С кладбища уходят задом и задом выводят лошадь (влад., Зав., 96). Кто первый или последний выйдет с кладбища (особенно кому придется закрывать ворота), скоро умрет. Так что перед выходом с кладбища все мешкают (гом., Сед., 257). С кладбища возвращаются другой дорогой, напрамки (бреет,, Сед., 251).

На дворе дома покойного воз переворачивают: Щобы на обiистю вiдвернулося зле, а привернулося добре (горл., Гн., 207).

Погрiбавники чíстют ци: возвратившись с похорон,

а) не раздеваясь, открывают печной заслон, руки греют; глядят на чело и кирпичи; идут задом к печи, открывают заслон и смотрят в печь (влад., Зав., 96; сев., Бур., 172)

б) очищаются на печке со словами: «Смерть, бери тараканов, а не людей» (минск., витеб., Ш., 532,521)

в) прикасаются к хлебу-соли, затем — к печи (калуж., Архив, 602)

г) касаются камня, горшка, печи (витеб., Ник., 289)

д) моют руки: «чтоб у покойного была чистая душа» (минск., Булг., 186)

е) моют руки водой, разведенной могильной землей (сев., Бур., 177)

ж) руки моют только те, кто копал могилу (бреет., Сед., 251).

 

проговорить зóрю (калуж., Архив, 605) — обряд на могиле

В течение трех дней по захоронении родные голосят на могиле утром и вечером.

 

птичье поминовение, побужати могылу (новг., Архив, 869) — кормление птиц на могиле после погребения

Родные кидают тулько крошки, скорлупки (от яиц), штоб птицы клевали (бреет., гом., Сед., 253,259).

 

пэрэдати (полес.) — исправить упущение при похоронах

Если родные покойного не исполнят его воли относительно какого-либо предмета, полагаемого в гроб, или смертной одэжды, если не кинут денег в могилу, покойный будет сниться и просить об этой вещи, жалицца. Исправить упущение:

а) можно, закопав в могилу монеты, или пэрэдати: вложить вещь, о которой просил покойный, в гроб другого умершего на следующих похоронах (бреет., Сед., 252)

б) нельзя, только доставишь беспокойство умершему. Вот мать зарыла в могилу кольцо, которое забыла надеть дочери. Дочь приснилась ей и плачет: зачем ты это принесла? Только хлопот наделала (гом., Сед., 258).

 

рядильник (рядильница) (чернит., Гн., 393), наряжальник (влад.) — человек, обряжающий покойника Рядить умершего могут:

а) только чужие (арханг., Еф., 135; гродн., Щ., 543)

б) только женщины (колом., снят., заставн., холмщ., черниг., Гн., 299, 309,363,385,393)

в) только старики и старухи: Нарядюютъ из старийшых; чоловика — чоловик, жучку — бабы. Если не найдут старика, то бабы радять чоловика, з жонок старийшых. За обряжение не платят (бреет., Сед., 250)

г) профессиональные, обслуживающие 2-3 деревни, дедушка-наряжальник — обряжает мужчин; бабушка-наряжальница  — женщин (влад., Зав., 93)

д) сам покойный помогает убирать себя и глядится в зеркало: Добре зибраний (косов., Гн., 255).

Наряжальник получает белье и носильное платье: «чтоб покойный не зяб» (влад., Зав., 93).

 

свитицца (гам. Сед., 251) — сидеть со светом при покойном. См. ночевать

«Ночью свитяцца: зажигают свечку от свечки, электричество тоже горит. В эти ночи на столе оставляют сыту, потапуў тудой накрышать. Горилка штоб у чарци стояла и пляшка (гом., Сед., 256).

Все сидят на полу, на соломе (чернит., Гн., 395).

Греют руки над ватрой (огнем) (косов., Гн., 265).

Будят друг друга, спрыскивая водой изо рта (киев., Гн., 390).

Едят канун, обедают в полночь (курск., Гн., 4-23; чернит., Гн., 395).

Беседуют о покойном (тереб., Гн.,373; колом., Гн., 300; арханг., Еф., 136).

В ночь при покойном:

а) нужно петь обычные светские песни (особенно колядки), чтоб не цвося (не мерещилось что-нибудь страшное) (горл., Гн., 205)

о) дьяк поет особые, «духовные» песни про смерть (надв., Гн., 237)

в) петь совершенно запрещено (чернов., Гн., 341,350).

Старики, ночующие при покойном, ругаются, дерутся (явор., Гн., 383).

Старые рассказывают сказки, потешки, загадывают загадки (чернов., Гн.,350).

Молодежь играет (лубок) в хате или в сенях (закарп., Гн., 237; Бог., 274; подол., Ч., 705).

Молодежь робит смишки за плечма: щиплются, мажутся сажей (надв., Гн.,237).

Старики играют в карты (горл., Гн., 205; тереб., Гн., 374).

Молодежь жартует з трупом на глазах родни (Яс, Гн., 210).

Духовное чтение. Псалтырь над гробом читают:

а) дьяк (обыкновенно)

б) старухи (арханг., Еф., 136)

в) парень и девушка (явор., Гн., 384).

Чтец Псалтыри берет себе холст, на котором лежал покойник (ви-те6.,Ш.,785).

 

скутальник (влад., Зав., 93). См. рядильник

смутковати. См. жалобу чинити

сокотити душу (снят., Гн., 314) — гадать о присутствии души в доме. См. ночевать

 

спрáвить покойника (блр., Ш., 508). См. рядильник

 

срядить (костр., См., 8). См. рядильник

 

стелить дорогу (чернов., Гн., 343) — обряд во время выноса гроба Женщина из родных кладет в воротах поману (см.).

 

сторожить дом — оставаться в доме на время погребения и убирать дом. В доме может оставаться:

а) старуха (снят., Гн., 332,344)

б) дальний родственник остается в доме на время процессии (иначе в семье умрут) (пинск., Булг., 186)

в) чужой (снят., Гн., 313). В доме остаются чужие старухи, выметают избу особым веником, чтоб не возвращался (гом., Сед., 2S7J

г) нищенка (закарп., Бог., 270). Заметает хату после выноса гроба.

Получает за это: помáнку (чернов., Гн., 344), кукурузный, овсяный, ржаной ощипок, чтоб не умерла (закарп., Бог.).

Сор, который выметают после выноса, прячут в углу: выносить его нельзя, потому что душа еще 12 дней остается в хате. На двенадцатый день сор закапывают на дворе у покути. Березовые веники, которыми выметают дом после выноса, прячут: биць худобину штоб домовик не гнаў. Другого средства от домовика нет (гом., Сед., 256).

 

стрéшник (костр., См., 13) —первый встречный на пути погребальной процессии Ему подают:

а) кусок новины, хлеб, нитки: принявшего это встретит покойник на том свете (костр., См., 13; влад., Зав., 94)

б) аршин холста и середку сгибня (казан., Архив, 540)

в) новину (яросл., Кост., 220).

Принявший перву встречу может передать ее затем бедным (влад., Зав., 94).

 

тримбiтáне (косов., Гн., 263,265) — музыканты. За музыкантами посылают прежде всего. По детям музыку не играют.

 

тужить (курск., Св., 30) — причитать. См. причётница

 

умывальник (влад., Зав., 93) — обмывающий покойного Им может быть:

а) хтось — чужий (горл., курск., Чернов., Гн., 264,348,410); если обмоют родные — не увидятся на том свете (снят., Гн., 309)

б) посторонние того же пола, что покойный (колом, Гн., 299; эаставн., Гнч 363; калуж., Уш., 204; витеб., минск., III., 533). Исключение — мать (витеб., Ник, 285), которой позволено обмывать сына

в) старухи, которые обмывают и лиц мужского пола (ясел., тереб,, Ik, 210,372). Необходимо, чтобы число обмывальщиц было четным — иначе покойный станет русалкой (пинас, Булг., 185)

г) вдовы (сев., Бур., 185; вят., Архив, 411; костр., См., 8)

д) старая дева. Про «засидевшихся» говорят: «собирается обмывать покойников» (пошех., Бал.)

е) профессиональные обмывалъщики-старики: дедушка-умывальник, бабушка-умывальница (влад., Зав., 93; явор., Гн., 382)

ж)обьгчно обмывают домашние; старших — чужие (старосимб., Гн., 212)

з) не купают умершего ни до, ни после смерти (косов., Гн., 255).

Умершего — мертвяка, смерцяка, родзицеля — обмывают после того, как запалят свечи. Но если кто предчувствует свою смерть, то просит обмыть его до кончины. Снимая с покойника одежду, раздирают ее (курск., ГМ10; полес. Сед,, 255; гродн., Ш., 552).

Обмывалыцик перед работой пьет водку (гродн., Ш. 552).

Обмывают 3 раза, на полу, на соломе (влад., Зав., 90; курск., Гн., 410) ногами к печи (костр., См., 8).

Обмывают из нового горшка. «Озорного» мужика — в молостве (влад., Зав., 90).

Вдова не должна касаться этих помоев — дети перемрут (витеб., Зав., 285).

Обмывалыцики получают: мыло «от ломоты костей» (яросл., Кос., 219), какую-нибудь вещь на помин: иначе покойный на том свете мокрый ходить будет (костр., См., 8).

Воду, горшок, мыло после обмывания обмывающий относит до рубежа и разбивает (яросл., Кос, 219; влад., Зав., 95), относят туда, где не ходят (горл., Гн., 264), кидают в реку, исток, овраг, болото. Весной на весну бросают — на полую воду (влад., зареч,, Зав., 91), под гору бросают (сузд., Зав., 91), об ограду разбивают — о кладбищенские деревья (влад., Зав., 91), зарывают у дома (если умер старший): в подмостье, в подполье, под передний угол — чтоб домовой не переводился (влад., судог., Зав., 91), горшки ма­лолетних зарываются на дворе или под нашести под курячи (глади Зав., 92).

 

хрестáрь — участник похоронной процессии — похíда, несущий хоругви. Хрестарей должно быть 5, 7 (нечетное число) чтоб покойный никого с собой не увел (надв., Гн., 237).

 

хрястáться, хлестáться (с.-рус.) — при причети падать на пол, на стол на полусогнутые руки. Также зозняться и тóрнуться — упасть на землю (Еф., 84,386).

Женщина, плача, припадает к телу так, что ее трудно оторвать; Можэ порватися жунка як плачэ (бреет., Сед., 251).

 

шить на покойника — шить саван и другое снаряжение

Шить саван должны чужие люди (арханг., Еф., 135). При покойном шьют только белую подушечку в гроб, набитую сеном. Шьют чужие женщины (гом., Сед., 255).

Шьют вперед иголкой (широко распространено).

Шьют на живую нитку, узлов не завязывают.

Ср.: ўшити як на мéрця — шить плохо, впопыхах, небрежно (тереб., Гн„ 373).

 

щаслива рука (чернов., Гн., 339; гом., Сед., 255) — человек, облегчающий кончину

Им может быть:

а) свой или чужой (чернов., Гн., 353)

б) домашние (пинас, Булг., 173)

в) старуха (жунка стара) (гом.).

Щаслива рука зажигает свечу, вкладывает ее в руку умирающему - для облегчения кончины (чернов., Гн., 339), зажигает Богоявленскую свечу; ставит ее в головах умирающего (пинск., Бул., 273) зажигает во время агонии четверговую свечу — свечу, с которой стояли на службе Великого четверга и потом берегли на смертный час (рус): Як сконаў, жунка старая дае смерцяку ў руку свечку с пчелиного воску. Если человек умирает в больнице, сразу после кончины зажигают спичку (гом., Сед., 255).

Тот, кто зажигал свечу, получает булочку (чернов., Гн., 352). Другие способы облегчить кончину:

Сын может доканáцъ отца — колдуна в подпечье (это не осуждается) (витеб., Ник, 283).

Пьяную бабу (распутницу) вталкивают к умирающему, чтоб скорее умер (обонеж., Кул., 44).

Свички палятъ над мирцом. Як страшно страдав, накрыють скатертью, на которой святили пасху (бреет., Сед., 250).

Як умирав чоловик, так треба убраць подушку и убок кинуць, бо там куриные перья, они мешают умирать.

У столи (в потолке) дырки крутять, так хутко кончициа.

Если умирает колдун, прокрутят потолок. Пока этого не сделают, он не кончается и бура поднимается.

Бабка-знахорка просила перед смертью принести осинку-однолетку, чтоб легче умереть (гом., Сед., 255).



Животные в обряде

Баран

жертва мужчине, который перекладывал покойного в гроб (закарп., Бог., 263)

 

Волы

а) Только волы перевозят гроб, конями не вольно (чернов., Гн., 351; скил., Гн.,226; заставн., Гн., 364): т. к. вол идет медленно; т. к. покойный был русин (евреев возят на лошади); т. к. вол лучше (старее) лошади; т.к. лошадь — не чистое животное, не мае дыхане, не вит в бога; т.к. вола нельзя запрячь в телегу (закарп., Бог., 266)

б) только старых возят волами и все саньми (летом — 4 вола). «Такой старый обычай, чтоб старых возить санями» (чернов., Гн., 34-3).

Волов кропят водой; ярмо обвязывают лентами (чернов., Гн., 351). Говорят по-разному:

а) раньше возили и волами, и лошадьми

б) только волами, лошадьми нельзя было, бо волы — божа худоба (том., Сед., 256; волын., Архив, 321; витеб., Ник., 192). О предпочтении волов лошадям см. тж.: Бог., 265; Анучин 136,186; Нидерле 211; Афанасьев I, 782; Крачковский 166; Драгоманов 109; Чубинский 1,49.

 

Домашний скот

Оповещают домашний скот о смерти хозяина или хозяйки сразу же после кончины (черной., Гн.( 349).

Во время выноса весь скот поднимают: которая скотина в это время лежит — умрет (костр., См., 12).

 

Корова

Корова может умереть в один час с хозяйкой или перестать доиться. Тогда вымя ей натирают землей с могилы хозяйки (полес., том., Сед., 261).

Раньше корову с позолоченными рогами на могиле отдавали церковному причту «за головку» (кос. Гн., 281).

 

«коровка покойнику» (обонеж., Кул., 54) — родные на похоронах отдают корову нищему.

 

Кот, кошка

Кидают кошку на грудь — для облегчения кончины умирающего (обонеж., Кул., 44); до выноса гроба отдают кошку соседям. Если она перескочит через мерца — тот будет опир (скил., Гн., 226); при выносе гроба ховають кота, запираютъ у кочку (том., Сед., 260).

 

Курица

Курица, поющая петухом, голову поет, т. е. предвещает смерть хозяину (или только пестрая и белая курица, желтая — на пожар (влад., зап. авт.)). Курицу дают в вознаграждение гробарям через могилу (гуцул., Куз., 151).

 

лошадь (витеб., Ник., 289)

а) взрослого («возрастного») покойника положено не нести, а везти при любом расстоянии от дома до кладбища: смерть не переносит лошадиного запаха и не вернется (витеб., Ник., 292)

б) на лошади везут только безродных. Уважаемых — несут на новине (костр., См., 14 )

в) конем возят «не дай Боже, колеру», в обычном случае везут волами (чернов., Гн., 343)

г) на лошади везут только до церкви, дальше — несут (косов., Гн., 284)

д) лошадь и другую скотину не используют при перевозке гроба: покойный будет вечно ее пасти (снят., Гн., 313)

е) хозяину запрягают любимого коня или того, на котором он последний раз ехал; нябощице ~ кобылу (витеб., Ник., 289)

ж) на кобылах возить покойников нельзя — будут неплодны (тереб., Гн., 375).

Угождают лошади: кланяются ей; ведут на поводке — полотенце; целуют копыта (витеб., Ш., 522; могил., 558; витеб., Ник., 289). Если лошадь бодра — покойный доволен; если испражнится до ворот - везет разгневанного покойника (витеб., Ник., 289).

Хозяин при выносе смотрит на копыта лошадей: чтоб не тосковать (костр.. См., 12).

Лошадь, везущую гроб, с угольков спрыскивают — изо рта, вода не балканная (влад., Зав., 97).

У церкви лошадь выпрягают, обводят кругом саней по солнышку, опять впрягают («легче будет») (влад., Зав., 95).

Лошадь идет от нябощика порожняком, только на двор к старикам, не к другим лошадям (витеб., Ш., 90).

Лошадь эту кормят во время поминок (витеб., Ш., 5/5).

Лошадь, везшая покойника, 3 дня после этого не работает и отводится на гумно, чтобы не томиць души нябощика, которая припадаиць в лошадь (витеб., Ник., 292).

Лошадь, везшая покойника, должна после этого участвовать в свадебном поезде, а то падет (яросл., Кос, 221).

Лошадь после покойника несет более унизительные и тяжкие работы. Если на ней везут улей — пчелы гибнут (витеб., Ник., 145).

 

Птицы

Стук птицы в окно (вар.: в покутное окно) предвещает смерть в доме (повсеместно).

Птиц кормят на могиле в поминальные дни — «птичье поминовение» (бреет., гом.).

Птицей обращается душа умершего (вар.: душа грешного) [Mos-zynsky 1929].

Птичьи следы на рассыпанной золе (муке) оставляют «души», для которых устраивают поминальную баню и угощение.



Погребальные кушанья и напитки

Баранина

Везут баранину на погост в семейный канун (полагающийся для каждой семьи день поминовения) (шенк., Бур., 80).

 

безрóга(безрогая скотина, бык, корова)

Безрогу режут сразу после смерти и подают на поминальный обед до выноса гроба (снят., Гн., 331).

 

блины (с медом, пшеничные или гречневые)

а) обязательное блюдо на поминках (костр., См., 20)

б) обязательное блюдо только на второй трапезе (блр.,Ш.,514)

в) употребляются на поминках в 3-й, 9-й, 20-й, 40-й день, годичных (влад., Зав., 98)

г) блины едят весь день похорон и на годичных поминках (арханг., Еф., 137)

д) на третий день (смол., Добр., 315)

е) в 40-й день (ворон., ЭСб I, 225)

ж) на Фоминой неделе (ряз., смол, и др.).

Блины пекут сразу по смерти, первый блин кладут под божницу или в изголовье умершего (ворон., Архив, 355).

Хозяйка, когда печет блины до выноса гроба, держит блин подольше на сковородке. В блинном паре душа парится (чернит., Грин., 22).

Блин кладут на грудь покойного. Оттуда переносят его на окно (на образа), где он лежит до выноса гроба (пенз., Архив, 984). Блин и вода оставляются у гроба (ряз., Архив, 1163).

Начинают и заканчивают поминальный обед (самар., Всев., 32). Ср.: Житье блинам на поминках, где они подаются вначале, а на свадьбе - после всего (Даль).

Блин, вода и кисель стоят на окне 6 недель после погребения (калуж., Архив, 589).

В сороковой день (сорочины):

а) пекут блины и блин с медом кладут на окно (калуж., Архив, 602)

б) два блина с медом кладут на окно (ряз., Архив, 1180)

в) блины несут на могилу (ворон., ЭСб 1,25).

Весенние поминки на Фоминой неделе: блины несут на могилы (ряз., смол.).

Осенние домашние поминки: хозяин оборачивает блином свечу и обходит стол, призывая дедов (блр., Ш., 597).

Первый блин рвут по числу окон, оттуда приносят на могилу (блр., IIL, 605). Первый блин ломает на части хозяйка (смол., Добр., 318).

Во время церковного поминовения блины разложены на полу кругом аналоя. После службы отдаются причту и нищим (сарат., М, 131). Ср.: блинохват — «попович»; «Через 70 могил хватил один блин» (драз­нят кутейников) (Даль).

 

Бобы

Кладутся в гроб (косов., Гн., 281).

Сладкая бобовая каша — кануна (см.) открывает поминальный обед (бреет. Сед., 251).

 

Брага

В Семик на могиле брагу льют в ямку «против рта» (перм., Ар­хив, 1043).

 

буб(бобовая каша)

Варят бобы еще при покойном; ставят миску с бобами на стол с его ложкой (бреет., Сед., 251).

 

Бублик

Кладут бублик в гроб ребенку (чернит., Грин., 22).

 

Булка

Булку оставляют на столе в первую ночь по кончине (минск, Булг, 187). Булочкой накрывают жбан воды и ставят на место покойного, затем отдают ее тому, кто зажигал свечу при кончине (черное., Гн., 352). В третины (3-й день от похорон) поминают пятью булками и медом (надв., Гн., 235),

В сороковины пекут 40 пшеничных булочек. Раздают их присутствующим на поминках и кому придется (укр., В. Щ., 322).

 

варёна (узвáр)

Отвар из груш, меда, перца. Заключает поминки (укр., В. Щ., 319).

 

Варёное

На осенних поминках ничего готовить нельзя: «Грех варить в неделю дедову»(гродн., Ш., 614). См. горячее.

 

Вино (водка, горилка)

На годовых и календарных поминках обязательно обилие хмельного (повсеместно): пьют до совершенного опьянения (арханг., Еф., 136); пьют допьяна, чтоб слеза пошла(костр., галич., См., 21).

Однако известна другая, противоположная традиция:

а) не полагается пить на поминках (нижегор., Архив, 746; влал, Зав., 98); нельзя пить 40 дней (костр., См., 21); водку










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...