Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ (4 часа) ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
1. Зигмунд Фрейд как основоположник психологического подхода в культурологической мысли ХХ века. 2. Эволюция творчества З.Фрейда: от психоанализа личности к психологической концепции культуры. 3. Основные идеи психоанализа З.Фрейда: а) динамическая структура личности; б) Эдипов комплекс как условие становления человеческой личности; в) теория сублимации. 4. Культурологическая концепция З.Фрейда: а) сублимация как условие культурного творчества; б) теория культурогенеза; в) фрейдистская критика религии. 5. Психоаналитические и культурологические идеи З.Фрейда в работе «Человек Моисей и монотеистическая религия» («псевдоистория» Исхода из Египта, интерпретация первобытной истории человечества, возникновение монотеизма как результат отцеубийства, чувство вины как основа религии).
6. Творчество К.Г.Юнга в контексте культурологических исследований первой половины XX века (доклад). 7. Специфика юнгианского бессознательного и его отношение к культуре: а) коллективный характер бессознательного; понятие архетипа в учении Юнга, примеры архетипов; б) общекультурное и индивидуальное проявление архетипов (архетипические образы и символы в мифологии, фольклоре, религии, искусстве, сновидениях); в) роль религии и «тайных» учений в духовной жизни человечества; состояние современной западной культуры и его причины; г) творческий процесс как работа бессознательного.
9. Франкфуртская школа в истории гуманитарной мысли XX века: основные представители течения, влияние идей К.Маркса и З.Фрейда на культурологические идеи школы. 10. «Бегство от свободы» как исследование проблемы отчуждения в современной культуре: а) сущность свободы; свобода в средние века, в эпоху Реформации и в современном обществе; б) отчуждение как следствие «негативной» свободы в истории культуры Нового времени; в) «механизмы» бегства от свободы; г) понятие любви в учении Э.Фромма, любовь как основа здорового общества. 4. Проблема отчуждения и путей его преодоления в других сочинениях Э.Фромма.
Литература 1. Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур: Учебное пособие. М., 1998. С. 185-193. 2. Белик А.А. Психология религии Э.Фромма и А.Маслоу // Религии мира. М, 1989. 3. Верченов Л.Н. Социальная теория Эриха Фромма. М., 1980. 4. Гуревич П.С. Антропологизм Эриха Фромма как эстетическая проблема // Художественное произведение и личность. М., 1979. 5. Кузнецова С.В. Концепция «социального характера» Э.Фромма // Проблема человека в современной религиозной литературе. М., 1988. 6. Любутин К.Н., Грибакин А.В. Западная философская антропология: от Фейербаха к Фромму. Екатеринбург, 1994. 7. Никольский В.С. Концепция религии Эриха Фромма // Актуальные проблемы гуманитарных, социальных и экономических наук. М., 2002. Вып. 1. С. 212-219. 8. Гуревич П.С. Загадки архаической культуры //Фрейд З. Тотем и табу. М., 1998. С. 5-20. 9. Руткевич А.М. Философия культуры З.Фрейда //Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1991. 10. Дикманн Х. Юнгианский анализ волшебных сказок. СПб., 2000. 11. Калина Н.Ф., Тимошук И.Г. Основы юнгианского анализа сновидений. М. – Киев, 1997. 12. Культурология. XX век. Энциклопедия: В 2 т. Под ред. С.Я.Левита. Т.2. СПб., 1998. С.420-422. 13. Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К.Юнга. М., 1994. 14. Юнг К.Г., Нейман Э. Психоанализ и искусство. М. – Киев, 1996.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 191. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |