Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семинар № 6 на тему: «Культура постмодернизма»




Семинар № 1 на тему: «Первобытная культура как культурно-исторический тип»

Цель:познакомить с историческими условиями развития первобытной культуры, рассмотреть специфику культурного сознания первобытного человека, определить специфику первобытной культуры.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Исторические условия развития первобытной культуры.

2. Ментальность первобытного человека.

3. Ранние формы религии: анимизм, фетишизм, тотемизм.

4. Миф как исторически первая форма осмысления мира.

5. Синкретическое единство первобытной культуры.

 

Темы для докладов:

1. Мифология как санкция действительности.

2. Мифологическое пространство и мифологическое время.

3. Образ человека в первобытной культуре.

 

Литература:

Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982.

Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985.

Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1995.

Шкуратов В.А. Историческая психология. М., 1997.

http://www.pervobyt.ru/

http://macroevolution.narod.ru/

 

Семинар № 2 на тему: «Античная Греция и античный Рим»

Цель:Ознакомить с существенными характеристикамикультуры Древней Греции и Древнего Рима, произвести сравнительный анализ греческого и римского варианта античной культуры.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Полис – основа античной цивилизации:

а) основные черты полисного существования человека;

б) полисные ценности: высокая ценность свободы и гражданское сознание;

в) историческое развитие античной политической системы.

2. Специфика мифологического и религиозного сознания греков и римлян:

а) отражение божественного бытия в мифологическом сознании и религиозная свобода греков;

б) неразвитость тео- и космогонической картины мира в римской мифологии;

в) магический характер религиозного культа и жесткая регламентация религией социального и культурного порядка в Риме.

3. Запаздывание художественного развития древнеримской культуры:

а) утилитарное восприятие искусства у древних римлян;

б) практический характер римской архитектуры республиканского периода;

в) религиозный характер римского скульптурного портрета республиканского периода.

4. Рецепция греческой культуры в Риме с I в. до н.э.:

а) эллинизация римской культуры;

б) памятники искусства римской классики.

 

Темы для рефератов:

1. «Полис – общность людей, сошедшихся ради справедливой жизни» (Аристотель).

2. Греческая и римская классика: опыт сопоставления.

3. «Римский миф» и его реализация в античной культуре.

 

Литература:

 

Арган Дж.К. История итальянского искусства. М., 2000.

Кнабе Г.С., Протопопова И.А. Культура античности // История мировой культуры. Классическое наследие Запада. М., 1998. с. 89-208.

Культура Древнего Рима. В 2 т. М., 1985.

Лосев А.Ф. Эллинистическая римская эстетика. М., 1979.

Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. М., 1970.

http://ancientrome.ru/

 

Семинар № 3 на тему: «Цивилизация средневекового Запада – историческое пространство европейской культуры средних веков»

Цель:ознакомить с условиями развития западноевропейской средневековой культуры, выявить существенные черты средневековых культурных феноменов.

Вопросы для обсуждения:

1. «Великий синтез» начала средневековой культуры (Ж. Ле Гофф): позднеимперская античная культура, христианство, культура варварских народов.

2. Римская католическая церковь и Священная Римская империя («Священство и Власть») как два полюса политической жизни в средние века.

3. Социальная жизнь средневековья: триединое «тело» христианского общества (священники и монахи, воины, крестьяне).

4. Восприятие женщины и ребенка в средневековом культурном сознании.

5. Культурные институты средневековья.

6. Особенности мировосприятия средневекового человека: символизм, иерархизм, универсализм.

 

Темы для рефератов:

1. Монастырь – центр культуры раннего средневековья.

2. Собор – центр средневекового города.

3. Средневековый европейский университет.

 

Литература:

Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976. с. 17-64.

Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, 1994.

Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья. М., 1989.

Семинар № 4 на тему: «Европейская культура Возрождения»

Цель:исследовать культурно-исторический феномен Возрождения, ознакомить с важнейшими принципами ренессансного культурного мышления.

Вопросы для обсуждения:

 

1. Цивилизационные изменения в Европе эпохи Возрождения.

2. Ренессансный антропоцентризм и гуманизм.

3. Возрождение как переходная эпоха от средневековья к Новому времени.

Темы для рефератов:

1. «Открытие мира и человека» (Я.Буркхардт) в эпоху Возрождения.

2. «Studia humanitatis».

3. Искусство как познание мира в эпоху Ренессанса.

 

Литература:

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., 1995.

Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности творческого ренессансного мышления. М., 1990.

Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 1996.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения. – М., 1998.

 

Семинар № 5 на тему: «Культура Нового времени»

Цель:Провести культурологический анализ феномена новоевропейской культуры.

Вопросы для обсуждения:

1. Становление буржуазного общества в Европе.

2. Рационализация культурного сознания эпохи.

3. Культурологические трактовки генезиса новоевропейской культуры.

4. Формирование и развитие национальных культур в эпоху Нового времени.

 

Темы для рефератов:

1. Картина мира человека Нового времени.

2. Роль научного знания в культуре Нового времени.

3. Классическая эпистема: новые парадигмы культурного мышления.

 

Литература:

Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М., 1987.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Величие здравого смысла. Человек эпохи Просвещения. М., 1992.

Гвардини Р. Конец Нового времени // Феномен человека. Антология. М., 1993

Зомбарт Д. Буржуа. М., 1994.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1994.

 

Семинар № 6 на тему: «Культура постмодернизма»

Цель:провести культурологический анализ проблем постмодернистской культуры, познакомить с феноменом неклассического культурного и художественного мышления.

Вопросы для обсуждения:

1. Социокультурная характеристика постиндустриального общества.

2. Основные трактовки понятия постмодернизма и их сопоставление.

3. Постмодернизм как способ философствования.

4. Художественная практика в постмодернизме.

Литература:

Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. М., 1998.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998.

Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб, 2000.

Усовская Э.А. Постмодернизм в культуре ХХ в. Минск, 2003.

 

Семинар № 7 РАБОТА ФРИДРИХА НИЦШЕ «ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА»

 И ЕГО КОНЦЕПЦИЯ КРИЗИСА ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Философия жизни рубежа XIX-XX века как философия культуры.

2. Творческий путь Фридриха Ницше, тематика и проблематика его основных произведений.

3. Культурологическая концепция Ф.Ницше в его работе «Так говорил Заратустра»:

    а) «переоценка всех ценностей» как метод анализа европейской культуры;

    б) ницшеанская критика морали, религии, науки, искусства;

    в) идея сверхчеловека как нового субъекта культуры;

    г) идеал созидания новой культуры (творчество, свобода и ответственность, элитарность).

4. Художественные особенности философского стиля у Ф.Ницше (образность философского мышления, эссеистичность, символизм и метафоризм, афористичность, притчевый характер изложения). Связь творчества Ф.Ницше с романтической традицией в литературе и искусстве.

5. Влияние идей Ф.Ницше на культурное сознание ХХ века.

Литература

1. Бланшо М. Ницше и фрагментарное письмо //Новое литературное обозрение. М., 2003. № 61. С. 12-29.

2. Зиммель Г. Фридрих Ницше. Этико-философский силуэт //Зиммель Г. Избранное: В 2 т., М., 1996. Т. 1.

3. Подорога В.А. На высоте Энгадина //Подорога В.А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии. М.: Ad Marginem. 1995.

4. Свасьян К.А. Фридрих Ницше: мученик познания //Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т.1, с. 5-46. М.: Мысль, 1997.

5. Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994.

 

Семинар № 8. РАБОТА ОСВАЛЬДА ШПЕНГЛЕРА               «ЗАКАТ ЕВРОПЫ»

1. Концепция локальных цивилизаций в философии культуры XVIII-XIX веков.

2. Основная проблематика «Заката Европы» О.Шпенглера:

        а) разработка новой методологии исследования культуры (понятия аналогии и гомологии; интуитивизм; поиск прафеноменов культуры) и утверждение цикличного характера существования культур;

        б) противопоставление культуры и цивилизации;

        в) интерпретация аполлонического и фаустовского прафеноменов в истории и культуре античности и Западной Европы;

        г) анализ кризисных явлений в европейской культуре.

3. Особенности стиля работы Шпенглера (образно-метафорический язык, масштабность сопоставлений, полемичность).

4. Оригинальность концепции Шпенглера и его интерпретация культурфилософских идей XIX века (доклад).

Литература

1. Аверинцев С.С. «Морфология культуры» Освальда Шпенглера // Вопросы литературы, 1968, № 1.

2. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века: Учебное пособие. Тверь, 1997. С. 26-42.

3. Игошева М.А. Механизм историко-культурного процесса в концепциях О.Шпенглера и Л.Н.Гумилева // Человек и Вселенная. СПб., 2004. № 2. С. 18-25.

4. Тавризян Г.М. О.Шпенглер, Й.Хейзинга: две концепции кризиса культуры. М., 1988.

 

Семинар № 9.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...