Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 5. Специфика психологического влияния в управленческой деятельности.




Тема 1. Личность в управленческих взаимодействиях.

 

1. Личность как объект управления. Личность и социальная роль.

2. Структура личности. Влияние особенностей личности на эффективность ее профессиональной деятельности.

3. Методики изучения психологических характеристик личности в практике управления. Проведение тестирования индивидуальных качеств личности.

 

Контрольные задания.

 

· Приведите обоснования различия понятий «личность» и «социальная роль».

· Опишите содержание социальных ролей «руководитель» и «подчиненный».

· Обоснуйте, почему подчиненные по-разному могут выполнять свою роль во взаимодействии с руководителем.

· Объясните, как особенности темперамента и характера влияют на эффективность профессиональной деятельности.

· Можно ли повысить самооценку у сотрудника? Как это можно сделать?

· Постройте профессиограмму и психограмму для конкретной профессиональной деятельности (адвокат, прокурор, менеджер, инженер…)

Литература

1. Кабатченко Т.С.Психология управления. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

2. Розанова В.А. Психология управления: Учебное пособие - М.: Альфа-Пресс, 2008.

3. Столяренко Х.Д.Психология управления. - Ростов на Дону.: Феникс, 2006.

4. Практическая психология для экономистов и менеджеров (Под ред. М.К.Тутушкиной). - СПб., 2002.

5. Столяренко А.Д.Основы психологии.- Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

6. Егидес А.П.Как разбираться в людях, или психологический рисунок личности.- М.: АСТ-Пресс-Книга, 2002.

7. Немов Р.С.Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений.- М.: Просвещение-Владос, 1994.

8. Юнг К.Г. Психологические типы.- М.: АСТ-Пресс-Книга, 1998.

 

Тема 2. Психология управление поведением личности в организации.Современные представления об управлении по ценностям.

1. Особенности поведения личности в организации.

2. Потребности и мотивы личности.

3. Влияние социальных установок личности на ее поведение в организации.

4. Способы изменения социальных установок.

5. Современные представления об управлении по ценностям.

 

Контрольные задания.

 

· Докажите влияние отдельных факторов на поведение человека в организации.

· Обоснуйте, какие теории мотивации, по Вашему мнению, наиболее эффективно могут объяснить поведение современных российских работников? Почему?

· Объясните роль установок и стереотипов в поведении человека. Дайте перечень установок и стереотипов подчиненных, определяющих их отношение к руководителю и к профессиональной деятельности.

· Приведите примеры взаимовлияния социальных установок и поведения человека в организации.

· Опишите способы изменения социальных установок индивида.

· Какие ценностные ориентации, по Вашему мнению, наиболее типичны для современных российских работников?

Литература

1. Кабатченко Т.С.Психология управления. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

2. Розанова В.А. Психология управления: Учебное пособие - М.: Альфа-Пресс, 2008.

3. Столяренко Х.Д.Психология управления. - Ростов на Дону.: Феникс, 2006.

4. Практическая психология для экономистов и менеджеров (Под ред. М.К.Тутушкиной). - СПб., 2002.

5. Кочеткова А.И.Психологические основы современного управления персоналом.- М.: Зерцало, 1999.

6. Санталайнен Т., Воутилайнен Э., Поренне П.Управление по результатам. М.: Прогресс-Универс, 1993.

7. Карпов А.В.Психология групповых решений.- М.: Институт психологии РАН, 2000.

8. Глумаков В.Н. Организационное поведение. – М., 2002.

9. Бланшар К., О. Коннор М. Ценностное управление. Минск., 2003.

10.  Ньюстром Дж. В.Организационное поведение: Поведение человека на рабочем месте. – СПб., 2000.

11. Ньюстром Дж. В.Организационное поведение: Поведение человека на рабочем месте. – СПб., 2000.

 

 

Тема 3. Психология управления групповыми явлениями и процессами.

 

1. Понятие группы, виды групп. Организация как социальная группа.

2. Понятие коллектива и команды.

3. Структура группы: социометрическая, коммуникативная, социальной власти.

4. Социально-психологический климат коллектива.

5. Методики изучения социально-психологических характеристик группы. Проведение измерения внутригрупповых отношений методом социометрии.

 

Контрольные задания

 

· Объясните понятие групповой сплоченности. Каким образом сплоченность влияет на производительность труда членов группы?

· Обоснуйте, какие виды межличностной психологической совместимости необходимы для обеспечения эффективности деятельности: конвейерного производства, творческого коллектива, подразделения правоохранительных органов?

· Опишите влияние отдельных факторов на формирование социально-психологического климата в коллективе. Назовите конкретные показатели, которые характеризуют его состояние. Приведите примеры.

· Раскройте содержание понятия конформизма. Как вы оцениваете его влияние на личность работника в организации?

· Приведите доказательства положительного или отрицательного влияния группы на личность.

· Коллектив в организации, которой Вы руководите, еще не сложился. Составьте план мероприятий по сплочению коллектива.

· Объясните на примере Вашей студенческой группы проявление эффектов социальной фасилитации, социальной ингибиции и социального расслабления? Какие факторы обуславливают их появление в конкретной ситуации?

Литература

1. Кабатченко Т.С.Психология управления. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

2. Розанова В.А. Психология управления: Учебное пособие - М.: Альфа-Пресс, 2008.

3. Столяренко Х.Д.Психология управления. - Ростов на Дону.: Феникс, 2006.

4. Практическая психология для экономистов и менеджеров (Под ред. М.К.Тутушкиной). - СПб., 2002.

5. Тидор С.Н.Психология управления: от личности к команде.- Петрозаводск, 1997.

6. Холл Р.Х. Организация: структура, процессы, результаты.- СПб.: Питер, 2001.

7. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. – М., 1981.

 

 

Тема 4. Психологические особенности личности руководителя. Психология индивидуального стиля управления.

1. Взаимосвязь функций руководителя и его личностных качеств.

2. Профессиограмма руководителя, ее содержание.

3. Влияние индивидуальных психологических особенностей на стиль управления.

4. Личностные факторы руководителя, снижающие эффективности управленческой деятельности.

5. Практическая диагностика студентов по тестовой методике «Способны ли вы стать руководителем?».

 

Контрольные задания.

 

· Приведите доказательства того, может ли любой человек при желании стать эффективным руководителем.

· Объясните, в чем состоит сходство и специфика руководства и лидерства.

· Опишите особенности управленческой деятельности.

· Обоснуйте свое мнение о том, какие основные функции с психологической точки зрения должен выполнять руководитель.

· Объясните, как влияют биографические особенности личности руководителя на эффективность его деятельности. Какие способности необходимы руководителю?

· Составьте свой рейтинг наиболее значимых личностных качеств руководителя (минимум 5-7 позиций).

· В чем заключается коммуникативная компетентность руководителя?

· Определите условия эффективного взаимодействия руководителя с группой.

· Опишите содержание ролей руководителя в коллективе.

· С каким руководителем Вы лично предпочли бы иметь дело и почему? Дайте его развернутую психологическую характеристику.

· Аргументируйте свое мнение о том, от чего зависит социально-психологическое самочувствие руководителя в группе.

Литература

1. Кабатченко Т.С.Психология управления. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

2. Розанова В.А. Психология управления: Учебное пособие - М.: Альфа-Пресс, 2008.

3. Столяренко Х.Д.Психология управления. - Ростов на Дону.: Феникс, 2006.

4. Практическая психология для экономистов и менеджеров (Под ред. М.К.Тутушкиной). - СПб., 2002.

5. Огнев А.Организационное консультирование в стиле коучинг. - СПб.: Речь, 2003.

6. Рогов Е.И., Психология группы, М., «Владос», 2005 г.

7. Шикун А.Ф., Филинова И.М. Управленческая психология. Уч.пос. – М., 2003.

 

 

Тема 5. Специфика психологического влияния в управленческой деятельности.

 

1. Административное и психологическое влияние в управленческой деятельности, их различие и взаимосвязь.

2. Способы психологического влияния. Конструктивное и деструктивное влияние на подчиненных.

3. Манипулирование в управленческой деятельности: польза и вред.

 

Контрольные задания.

· Объясните, каким образом соотносятся между собой понятия психологического воздействия, власти и влияния.

· Раскройте понятие психологического влияния. Опишите основные способы влияния.

· Объясните, каким образом можно применять метод заражения в управленческой практике.

· Определите факторы, от которых зависит эффективность убеждения.

· Приведите примеры использования внушения руководителем при взаимодействии с подчиненными.

· Объясните, в чем заключается специфика НЛП как метода психологического влияния в управленческом процессе.

· Какие личные качества руководителя могут вызвать подражание у подчиненных? Обоснуйте свой ответ.

· Объясните специфику приказа как метода воздействия. Приведите способы повышения эффективности приказа.

· Приведите доказательства положительного и отрицательного значения манипулирования в управленческой деятельности.

Литература

1. Кабатченко Т.С.Психология управления. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

2. Розанова В.А. Психология управления: Учебное пособие - М.: Альфа-Пресс, 2008.

3. Столяренко Х.Д.Психология управления. - Ростов на Дону.: Феникс, 2006.

4. Практическая психология для экономистов и менеджеров (Под ред. М.К.Тутушкиной). - СПб., 2002.

5. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., БреусЕ.Д. Психология затрудненного общения.- М.: Академия, 2001.

6. Семечкин Н.И. Психология социального влияния. – СПб., 2004.

7. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). – Мн., 2000.

8. Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. – М., 1994.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 323.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...