Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Работа менеджера над собой (продолжение)
План: I. Саморазвитие и самосовершенствование менеджера. II. Стереотипы сознания и их преодоление. III. Принципы творческого отношения к профессии.
I. В прошлой лекции мы размышляли о том, каким должен и каким не должен быть руководитель, каких ошибок он должен избегать и к чему ему следует стремиться. Сам характер управленческой деятельности требует постоянного и ежедневного труда по самосовершенствованию и саморазвитию. Без этого стать и оставаться эффективным менеджером невозможно. Ведь управление, напомню, есть такое руководство людьми, которое приводит их к успеху в выполнении задачи и к самореализации. Развитие людей и своей организации, фирмы, предприятия невозможно, если менеджер не совершенствует себя. Программа саморазвития и ее выполнение — одна из важнейших личных и профессиональных целей менеджера. Из каких основных направлений, компонентов может состоять такая программа? Психологи рекомендуют включить в нее следующие пункты: 1) развитие личностных качеств, способствующих эффективному менеджменту; 2)развитие профессиональных умений, совершенствование управленческих действий; 3)развитие коммуникативных умений и навыков. Говоря о развитии собственных личностных качеств я имею в виду следующее. Люди не идеальны, у каждого есть какие-либо недостатки. Правда, далеко не все это осознают, а потому пытаются искать причины своих неудач в других людях, в обстоятельствах или астрологических прогнозах. Но не таковы профессиональные менеджеры, эффективные управленцы. Они в полной мере осознают свои личностные достоинства и недостатки. Это помогает им максимально использовать свои достоинства и свести к минимуму последствия своих недостатков. Самовоспитание, то есть вырабатывание в себе соответствующих личностных качеств как раз и начинается с осознания своих недостатков, стереотипов сознания, заблуждений, внутренних барьеров и преград. (Затем следует и преодоление их). Ведь, прежде чем бороться, требуется сначала обнаружить противника либо врага. Это нелегко. А еще труднее, если этот противник находится в вас. Поэтому есть смысл более подробно остановиться на анализе помех и субъективных преград на пути личностного роста.
II. Психолог Альберт Эллис выявил 11 представлений, существующих в сознании людей, весьма широко распространенных в умах и тем не менее совершенно нелепых. Человек, ориентирующий свое сознание и деятельность на эти представления, не только блокирует возможности для саморазвития, но и очень часто изводит себя ненужными, бесполезными переживаниями. Прежде чем перейду к анализу распространенных заблуждений, которые можно назвать «блокирующими установками сознания» остановлюсь на одном важном обстоятельстве, а имение на том, как, каким образом можно от них избавиться Есть один универсальный совет: принимая какое-либо управленческое решение, проанализируйте, не стало ли оно результатом одного из этих представлений. Помните, что основываясь на ложных представлениях, верного решения не примешь. Итак, перечислим одиннадцать «блокирующих установок сознания»: 1 . Все должны меня любить и одобрять то, что я делаю. Это — общая установка, и она может быть конкретизирована в виде следующих вариантов: а) все должны уважать меня, потому что я менеджер (начальник, директор, босс); б) если я делаю что-то, значит, я должен быть уверен, что все это одобрят (если нет, значит, я делаю что-то не то или не так). Эта установка сознания абсолютно неразумна. Судите сами - ожидать любви и одобрения — значит, подвергаться беспокойству, огорчениям, потому что кто-то не одобряет ваши действия. Но ведь невозможно удовлетворять вкусам одновременно всех людей. То, что нравится одним, раздражает других. Кроме того, если человек целиком ориентирован на одобрение других людей, он вольно или невольно попадает в зависимость от них. Из всех видов зависимости этот — наихудший, ведь чувства и эмоции переменчивы. Нет лучшего пути к потере самостоятельности, уверенности в себе, целостности и глубины, чем постоянное желание заслужить любовь окружающих. Лучше оставаться верным самому себе, стремясь к творчеству, продуктивной деятельности, раскрытию своих способностей. Если человек таков, то любовь или нелюбовь со стороны окружающих вряд ли будет его заботить. Но если, в силу индивидуальных особенностей, вы зависите от мнения окружающих, то лучшим выходом для вас будет поиск людей, с которыми вас объединяли бы общие взгляды, убеждения, идеи. Лучше тратить время на общение с друзьями и единомышленниками, чем на бесплодные попытки угодить всем и каждому. 2. Человек должен быть прекрасным (идеальным), безупречным во всех отношениях и добиваться успеха в любой области. Распространенный вариант этого ложного убеждения можетвыглядеть так: если человек не добивается успеха — это нестоящий человек. Очевидно, что быть совершенным, безупречным во всем сразу невозможно. Если это становится целью, то человек обречен на постоянные терзания по поводу своих неудач, настоящих, прошлых и будущих. Он загоняет себя в психологический тупик, и даже тогда, когда ему удается добиться успеха и окружающие признают его талантливым (даже самым талантливым!) в какой-то области, такой человек постоянно беспокоится из-за того, что завтра, возможно, утратит положение лидера. Конечно, стремление к совершенству необходимо, но история показывает, что многие люди, попавшие в плен завышенных требований к себе, не добились того, чего хотели. Мало кому удается достичь чего-то сверхъестественного, неудачи и промахи постигают каждого. Важно хорошо делать дело, усваивать уроки, которые дает нам жизнь, а остальное — приложится. 3. Существуют ошибочные поступки, и каждый, кто их совершил, должен быть наказан. Как говорил один из советских наркомов, «у каждой так называемой накладки есть имя, фамилия и отчество». Конечно, ничего хорошего в ошибках (ваших подчиненных и ваших собственных) нет. Совершенно ясно, что многое из того, что делают другие и что вам не нравится вы не стали бы делать. Но верно и обратное. Нет никаких оснований считать этих людей плохими, заслуживающими лишь наказания. Простое наказание ничего не дает, а преследование в этом случае вредно. Гораздо полезнее исходить из презумпции невиновности, из права на ошибку. Вспомните, что вы тоже не все делаете правильно, и посмотрите на ошибку подчиненного его глазами. Постарайтесь понять смысл его поведения и отнеситесь к нему терпимо. Вообще, на мой взгляд, ничто так не вдохновляет подчиненных, как способность шефа взять ответственность за их ошибку на себя. Мне кажется, что каждый человек совершает в жизни ровно столько ошибок, сколько ему положено совершить. Ни больше, ни меньше. Но это при одном условии — следует стараться делать как можно меньше ошибок. 4. Ужасно, когда у меня получается не так, как хочется. Вариант этого убеждения: «Вечно у меня все не так» или «Другим все дается легко, а мне ...». Такого рода выводы можно охарактеризовать как инфантилизм, то есть сохранение во взрослом возрасте некоторых детских представлений о мире. Это иллюзия, что мир и все, что в к происходит, должен быть таким, каким он нам нравится. Ведь в конце концов он создан не для удовольствия и не для того, чтобы все и вся вращалось вокруг нас. Взрослый человек принимает как должное то, что окружающее никогда точно не соответствует его желаниям. Ведь мы часто втолковываем детям, что невозможно иметь все, что хочется. Когда нам что-то не нравится в работе подчиненных, не стоит воспринимать это как личное оскорбление. Единственное, что можно сделать, это сказать себе: «это плохо» и подумать, как изменить создавшееся положение и стоит ли его вообще менять. Что же касается успехов других, убеждения, что им все легко дается, нужно иметь в виду следующее обстоятельство - когда мы видим чьи-либо успехи, мы прежде всего обращаем внимание на результат. Усилия, направленные на его достижение, остаются скрытыми от нас. Отсюда иллюзия, что результат достигнут легко. Без усилий можно выиграть в лотерею, но победить нельзя. Вместо того, чтобы мучиться и переживать по поводу успехов других, лучше направить усилия на достижение собственного успеха. Важно помнить, что в нашем мире больше сдавшихся, чем побежденных. Не сдавайтесь, и победить вас будет невозможно. 5. Человек расстраивается из-за внешних событий и обстоятельств, на которые не может повлиять. Отсюда вытекает убеждение, что причины наших волнений, переживаний, негативных эмоций лежат вне нас, в объективном мире, который от данного человека не зависит. В действительности же в абсолютном большинстве случаев люди расстраиваются не из-за обстоятельств, а из-за того, как они интерпретируют их для себя. Строго говоря, нет никакого смысла переживать из-за какого-то события, которое уже произошло. Переживания не только не исправят дело, но и заблокируют выход из создавшегося положения. А во-вторых, событие может оказаться не таким страшным, как это представляется. Поясню на простом примере, что я имею в виду. Представьте, что вы потеряли кошелек. Конечно, в большинстве случаев это заставит вас нервничать. Но сколько бы вы ни расстраивались, кошелек не вернется, а нервы будут потрачены зря. Слишком сильно переживая по поводу потери, человек преувеличивает ее последствия и тем наносит травму себе. Надо учитывать, что потеря восполнима. Потерявший близких вряд ли будет переживать по поводу геморроя. Как мы реагируем, когда кошелек теряет один из наших друзей? «Мне бы твои проблемы» или «Пусть это будет самой большой твоей потерей». Эти истины не следует забывать, когда неприятности случаются не с вашими друзьями, а с вами. 6. Возможная неприятность порождает беспокойство. Пока опасность не пройдет, надо все время ее ожидать и готовиться к ней. Спору нет, нужно быть готовым к неприятностям, но беспокойство по поводу возможной неприятности – это не лучший способ борьбы с ней. Во-первых, нет никакого смысла беспокоиться и нервничать без повода. Делая это вы не избавите себя от неприятности. Более того, беспокойство и волнение не только не предотвратят неприятность, но могут и способствовать ей, сделать из возможной реальной. Во-вторых, часто бывает, что когда ожидаемая неприятность все-таки происходит, человек уже неспособен с ней справиться, ведь все его внутренние силы ушли на переживание во время ее ожидания. Ну и наконец, может случиться так, что ожидаемая неприятность вообще не произойдет или произойдет, но не с такими последствиями, которые ожидались. А это означает, что силы и нервы потрачены зря. Если же вы действительно хотите быть готовым к неприятности, то имейте в виду следующее. Во-первых, всегда можно снизить потенциальную опасность ситуации, предусмотрев правильный выход. «Надейся на лучшее, готовься к худшему». Это значит, что можно хотя бы перестать думать, что неприятность есть крах, конец всему. Это не так. 7. Избегать трудностей и ответственности легче (удобнее), чем брать их на себя и справляться с ними. Под этой фразой подпишутся тысячи руководителей разного ранга. Избегание (переваливание) ответственности стало профессиональной болезнью многих. Удивительно, сколько порой времени и усилий приходится тратить управленцу на то, чтобы уйти от ответственности. Существуют сотни уловок, позволяющих делать это чрезвычайно эффективно. Желание и стремление уходить ответственности за решение вопросов, перекладывать решение на других или в крайнем случае откладывать время — лучший способ превращения управленца в обыкновенного чиновника. При этом неважно, как будет называться его должность (пусть даже «главный специалист управления образования»), — управленец в нем уже умер. Менеджеры-профессионалы, эффективные руководители, ориентированные на дело, а не на сохранение своего кресла любой ценой, понимают, что устранение от ответственности приводит к тому, что в будущем нерешенные проблемы становятся неразрешимыми. Лучше всего не прятаться от них, а предельно энергично взяться за решение возникших вопросов. Менеджер-профессионал никогда не откажется от возможности проявить свои способности. Решение проблемы укрепляет его уверенность в своих силах, уважение к себе. Ну, а если добиться положительного результата не удалось, что ж, из этого урока можно извлечь пользу. Счастливая жизнь — это не отсутствие проблем, а успешное их решение. 8. В жизни всегда нужен кто-то, кто сильнее, могущественнее, на кого можно положиться. Эту весьма распространенную установку сознания можно было бы назвать «принципом волосатой лапы». Варианты ее достаточно разнообразны, от: «я должен быть благодарен за добро, сделанное мне кем-то, кто сильнее и могущественнее меня» до: «люди должны быть благодарны мне за то, что я для них сделал, и ответить мне тем же». Что можно сказать по этому поводу? Сейчас многим становится ясно, что покровитель, каким бы сильным и могущественным он ни был, не возьмет на себя решение ваших проблем, не примет ответственность за ваши управленческие ошибки, ведь тогда ему придется работать за вас. Конечно, покровительство имеет свои плюсы. Но есть и минусы. Главный из них — зависимость. «Никто не бывает абсолютно независимым», — скажете вы. Это правильно, но только в одном случае: если мы зависим от других ровно настолько, насколько они зависят от нас. Люди нуждаются друг в друге. Но вся наша жизнь не может зависеть от одного человека, хотя иногда нам кажется, что она немыслима без кого-то. Жизнь все равно продолжается, идет вперед, независимо от того, есть у вас покровитель или нет. Если вы человек самостоятельный, цельный, способный, стремящийся к самовыражению, то неудачи, проблемы, даже потери «волосатой лапы» не станут для вас губительны. А по поводу обязанности за то, что сделано для нас, следует помнить одно важное обстоятельство: если вы хотите кому-то помочь, сделайте это, ничего не ожидая взамен. В таком случае чувство удовлетворения будет вам лучшей наградой. Если бескорыстная помощь станет вашим основным правилом, вы можете не считать себя обязанным другим при подобных обстоятельствах. Испытывать чувство благодарности очень важно для любого из нас. С этого, как я думаю, начинается человеческая культура. Но между чувством благодарности и ощущением зависимости – дистанция огромного размера. 9. Поведение человека в настоящем определяется тем, что влияло на него в прошлом. Влияние прошлого невозможно преодолеть. Несмотря на свою нелепость, это заблуждение стало устойчивым стереотипом сознания, некой «очевидностью», не нуждающейся в подтверждении. И тем не менее встречается много примеров, доказывающих, что можно изменить даже то, что было сформировано еще в детстве. Ведь цель человека и цель жизни — личностный рост и развитие. Человек никогда не перестает изменяться и физиологически и психологически. Например, вы сейчас совсем не такие какими были, допустим, десять лет назад, и условия ваша жизни тоже изменились. Творческие люди учатся на прошлом опыте и никогда не бывают чрезмерно привязанными к нему. Действительно, то, что было уместно и даже необходимо несколько лет назад, может совершенно не годиться в настоящем. Человек — существо, способное изменить себя, свои взгляды, мировоззрение, жизнь и изменить радикально. Для руководителя важно уметь преодолевать в себе негативное влияние некоторых обстоятельств прошлого, ему нужно строить себя. Начать такое строительство можно в любой период жизни. 10. То, что делают другие, для нас очень важно. Поэтому необходимо приложить все усилия, чтобы они изменились в нужном направлении. Спору нет, воспитание подчиненных есть одна из задач и функций руководителя. Однако подходить к решению этой задачи можно по-разному. Лучше исходить из того, что жизнь и поведение других людей — это их личное дело. Мы не можем влиять на них и изменять их сколько-нибудь существенно. А если это и происходит, то требует колоссального количества времени и сил. Стоит ли тратить на перевоспитание подчиненных столь дорогое для менеджера время? Кроме того, все попытки оказать влияние на поведение или образ жизни сотрудников вызывают противодействие и только ухудшают ситуацию. Гораздо полезнее и эффективнее во взаимоотношениях с людьми исходить из принципа терпимости: «Я — это я, ты — это ты, у меня своя жизнь, у тебя — своя, давай не будем мешать друг жить свои жизни». Следует помнить, что во многих случаях мы, пытаясь понять поведение других людей, навязываем им мотивы и стремления, которых у них на самом деле нет. Короче говоря, очень часто человек, чье поведение вы оцениваете, не имеет в виду того, что вы придумываете. В отношениях с людьми важно понимать, что у каждого бывают недостатки, с которыми руководителю приходится мириться. Что же касается помощи (и в жизни, и в работе), то следует исходить из правила, что если кто-либо просит помощь, ее надо оказать. Но мы не вправе навязывать услуги людям, которые в них не нуждаются. 11. Каждая проблема имеет единственно правильное решение Его необходимо найти — в этом главная задача. На самом деле абсолютное большинство проблем имеет много решений (больше двух), так что редко существует одно абсолютно правильное решение. Каждому из возможных решений присущи как достоинства, так и недостатки. Одно имеет стратегические достоинства и тактические недостатки, другое — наоборот. Нам остается только выбрать наиболее приемлемый вариант и действовать. В заключение подчеркну еще раз: блокирующие установки сознания мешают правильно оценивать ситуации, а значит, эффективно управлять. Работа по преодолению стереотипов сознания — дело не одного дня. Но, избавляясь от ложных представлений, человек должен получать что-то взамен. Предлагаю для обдумывания несколько позиций, которые вслед за Л. П. Гримаком и Р. Л. Кричевским я назову принципами мудрого отношения к профессии.
III. Эти принципы сформулированы исследователями в области психологии управления — теоретиками и практиками. Главное в них то, что они вполне реализуемы в повседневной жизни.
1. Уметь отличать главное от второстепенного Этот достаточно ясный принцип может быть реализован как в отношении к делу, так и во взаимодействии с людьми. В-первых, он ориентирует нас на нахождение основной, доминирующей линии жизни, или жизненной цели, уберегает от погони за сиюминутными случайными целями. «Стремись к самой высшей из доступных тебе целей и не вступай в борьбу из-за безделиц», - говорил Г. Селье. Очень часто именно в стремлении достичь безделиц незаметно проходит вся жизнь. Во-вторых, этот принцип можно и нужно использовать при построении отношений с другими людьми. Нередко бывает так, что, обращая внимание на внешние второстепенные детали (особенно те, которые нам не нравятся), мы упускаем главное в человеке. А главное (то, что действительно является его сутью и решающим, разом определяет поступки) есть всегда. Но, чтобы увидеть его, нужно обладать своеобразным «внутренним взором», «глазами сердца». Мы ошибаемся, когда в основание оценки закладываем что-то второстепенное для другого человека, вызванное минутным порывом и бросающееся в глаза. Вырабатывание в себе «внутреннего умственного взора» (вспомните принцип неокончательности оценки!) - непростое, но возможное. Важно только не поддаваться желанию и соблазну принять видимое, явное, но второстепенное за существенное, которое не всегда бросается в глаза. 2. Знать меру воздействия на события Этот принцип так же, как и предыдущий, может быть рассмотрен с двух точек зрения. Во-первых, он призывает нас к реалистичности в оценке собственных возможностей. «С какой бы жизненной ситуацией вы ни столкнулись, подумайте сначала, стоит ли сражаться» (Г. Селье). С другой стороны, следует помнить, что недооценка собственных возможностей по принципу: «Я человек маленький, это от меня не зависит», зачастую блокирует имеющиеся реальные возможности действовать. Если вы решили сражаться и дело того стоит, осуществите все, что позволяют ваши возможности. И только после этого говорите, что от вас ничего не зависит. Очень часто такс подход решает дело в вашу пользу, хотя, повторяю, действие не всегда лучше бездействия. Впрочем, не зря говорят, что сильный человек сомневается до того, как принял решение, а слабый - после. 3. Умение подходить к проблеме с разных сторон Во многих случаях одно и то же событие, явление и проблема получают разные оценки (значения) в зависимости от того, с какой позиции о них судят и их оценивают. Например, жизненная неудача одними воспринимается как катастрофа, крах, другими — как временное явление, как необходимая передышка для новой борьбы и побед. Или, например, препятствия в создании вертикальной карьеры многими воспринимаются как потеря перспективы, однако это не так. Ведь существует еще «горизонтальная карьера», то есть рост профессионального мастерства менеджера, а если есть мастерство, то должность приложится. Так что односторонность в оценках и позициях вредна. Человек всегда и при любых обстоятельствах может по-иному посмотреть на многие проблемы реально и с различных сторон оценить предмет своих размышлений. И это не означает потерю собственной позиции. Любая позиция личности только выигрывает от всестороннего анализа того, что составляет его основу. 4. Готовность к неожиданным событиям Неожиданные, зачастую весьма неприятные события время от времени происходят. От них никто не застрахован. Однако парадокс заключается в том, что вполне естественные неприятности являются непрогнозируемыми, их невозможно предсказать, предвидеть. Для того чтобы неожиданности не выводили человека из равновесия, следует быть готовым к ним. Мы не знаем, что преподнесет нам судьба, но, настраивая себя на возможные и тем более на непредвиденные повороты событий, мы тем самым проявляем гибкость и реалистичность в подходе к действительности, избавляемся от однозначных, односторонних суждений, от иллюзий, а порой и готовимся к малоприятным новостям. Карнеги говорил следующее: «Вместо того чтобы переживать из-за неблагодарности, будьте готовы к ней». Перефразируя это высказывание, можно заметить: «Вместо того чтобы расстраиваться из-за неудач, будьте готовы к ним».
5.Умение извлекать положительный опыт из происходящего Говорят, что на ошибках учатся. Это верно, но только отчасти. По наблюдениям исследователей, многие менеджеры вообще не извлекают уроков из собственных ошибок, возлагая всю вину за прошедшее на судьбу. Идеальный вариант для менеджера-профессионала — это анализ ошибок других. Конечно, негативный опыт — хороший учитель. «Слабый управленец» радуется успеху, сильный — кроме радости, еще и анализирует условия, обстоятельства, действия, которые привели его к полученному результату. Жизнь — хороший учитель, она все время преподносит нам уроки, и от нас зависит, станем ли мы хорошими учениками. Обобщая представленные выше принципы мудрого отношения к жизни и профессии, можно сказать следующее: жизнь испытывает нас, и в этих испытаниях одни ломаются, адругие закаляются, максимально используя «подарки судьбы» и извлекая уроки из ошибок. Что бы ни случилось, как бы ни складывались обстоятельства, следует помнить, что не обстоятельства должны управлять нами, а мы — ими. Современный управленец — человек, который не просто реагирует на некоторые внешние события, воздействующие на него, а активно влияет на эти события, применяя способность управлять собой и другими людьми в любой ситуации. Самоактуализация — это именно то, что составляет ядро, основу любого действия менеджера-профессионала. Я думаю, что современный менеджмент, его человеческое измерение невозможны без самоактуализирующихся людей. В конце лекции я хотел бы кратко охарактеризовать основные черты самоактуализации для того, чтобы вы могли увидеть собственные слабые места и начать работу над их устранением. Итак, самоактуализация — это полное использование способностей личности, ее таланта и творческого потенциала. Самоактуализирующиеся личности развиваются до уровня, адекватного их возможностям. Достижимо ли такое? Предела развитию, конечно, нет. Самоактуализация — это не результат, а процесс. Итак, вот список наиболее важных черт самоактуализирующихся людей: 1. Эффективное восприятие реальности и верные отношения с ней Обратите внимание: А. Маслоу говорит не о правильном или неправильном восприятии реальности, но эффективном. Почему? Потому что восприятие peaльности всегда субъективно и в этом смысле всегда неправильно, неточно, неполно. Эту неправильность, неточность невозможно преодолеть, но эффективное восприятие есть такое восприятие, которое позволяет в любой ситуации увидеть возможность ее изменения или возможность управления ею. Что такое эффективные отношения с реальностью? Вот что пишет А. Маслоу: «Было обнаружено, что самоактуализирующиеся личности много лучше других отличают свежее, конкретное, непотаенное индивидуальное в каждой жизненной ситуации от общего, абстрактного, стереотипного. Поэтому они способны жить в реальном мире, а не в той искусственной массе понятий, абстракций, убеждений, стереотипов, которую большинство людей принимают за реальность. Именно поэтому, они намного более способны воспринимать сам объект, а не собственные желания, надежды, страхи и тревоги по поводу этого объекта, явления или события». Нетрудно заметить, что обсуждаемая здесь черта самоактуализации во многом совпадает с тем, о чем мы говорили выше, когда рассматривали «блокирующие» стереотипы сознания. Продолжим анализ этой черты и вновь обратимся к А. Маслоу. «Самоактуализирующиеся личности не боятся неизвестного, но принимают его. Часто неизвестное даже более притягательно для них, чем известное. Они не только терпят неопределенное, неконструктивное — они стремятся к нему, они не отвергают незнакомое, не бегут от него, когда общая объективная ситуация требует этого, они могут хорошо себя чувствовать в упорядоченном, анархическом, хаотическом, сомнительном. Колебания, сомнения, неопределенность, которые для большинства кажутся опасной угрозой, для людей являются приятно стимулирующим вызовом». 2. Принятие себя, других и мира По мнению Маслоу, многие личностные качества могут быть понятны как проявления или производные единого фундаментального отношения к миру - наличия или отсутствия чувства вины, стыда и тревоги. Многие люди в каждом своем проявлении одержимы этими чувствами, они беспрестанно ощущают свою вину, ответственность за слишком большое число дел, испытывают тревогу за многие, не имеющие к ним отношения ситуации. Самоактуализирующиеся же люди принимают собственную человеческую природу, других людей и мир такими, какие они есть, с достоинствами и недостатками и принимают слабости и пороки человеческой натуры с тем же чувством, с каким мы принимаем явления природы. Никто не жалуется на воду за то, что она мокрая, а на небо за то, что оно голубое или серое. Это, конечно, не означает, что такие люди безразличны к недостаткам или у удовлетворены собой, самодовольны. Вовсе нет, они просто не испытывают излишнего беспокойства и тревоги по поводу этих недостатков. А. Маслоу пишет, что самоутверждающиеся люди способны уживаться даже с собственными недостатками, которые они в конце концов воспринимают уже не как недостатки, а просто как нейтральные свойства личности. Такая уживчивость даст этим людям способность спокойно, без лишней тревоги и беспокойства принимать себя, других и мир. Она, во-первых, освобождает от необходимости защитных реакций (масок, поз и т. д.), то есть помогает сохранить себя. Во-вторых, избавляет от многих «искусственных» поведенческих штампов (хитрость, лицемерие, стремление произвести впечатление и т. д.), изнуряющих личность. В этом случае я всегда вспоминаю фразу из песни Стинга: «Be yourself - no matter what they say...»
3.Спонтанность, простота и естественность Поведение самоактуализирующихся людей отличается простотой и натуральностью, отсутствием искусственности, желания произвести эффект. Это, однако, неозначает, что оно неконвенционально (то есть не соответствует существующим правилам и условностям). Отлично понимая, что их нестандартное поведение может привести в замешательство или даже шокировать кого-то, что люди могут не понять или не принять их, самоактуализирующиеся личности, не желая этого и не стремясь бороться по пустякам, проходят через ритуалы условностей с добрым юмором и максимальным изяществом. Конвенциональность, следование «правилам игры» — это одежда, которая легко может быть сброшена: уступая по пустякам, самоактуализирующаяся личность никогда не позволит принудить себя отказаться делать то, что она считает важным и основным. В такие моменты проявляется ее внутренняя неконвенциальность, являющаяся результатом ее собственного осознанного выбора. 4. Проблемная центрация
Личность такого типа характеризуется тем, что ее сознание сфокусировано на проблемах, внешних по отношению к себе Говоря психологическим языком, она не эгоцентрирована, а проблемно центрирована. Люди, которым присуща такая центрация, не очень озабочены собственными проблемами и ориентированы на некоторую внешнюю цель. Они привыкли жить широкими интересами и никогда не приближаются к деревьям настолько, чтобы не видеть леса. Разумеется, такое отношение к жизни имеет массу следствий - широкие горизонты видения проблем, умение не застревать на мелочах — все это имеет огромное личностное и межличностное значение, так как является составляющими мудрости и спокойствия, которые облегчают жизнь не только этим людям, но и всем тем, кто с ними связан. Среди других черт самоактуализирующихся людей выделяются: ¨ автономность (независимость суждений и оценок от мнения и «давления» окружающих); ¨ непосредственность оценок; ¨ демократичность; ¨ чувство юмора. Таковы вкратце черты самоактуализирующихся личностей. Эти черты, при всей своей независимости и автономности, тем не менее хорошо соотносятся, коррелируются со многим из того, что мы обсуждали раньше, говоря о личностных качествах руководителя и о блокирующих установках сознания, а также о принципах творческого отношения к жизни и профессии. В заключение подведем некоторые итоги. Итак, работа менеджера над собой, самосовершенствование, саморазвитие - важнейшая задача, решение которой позволяет менеджеру включить в действие весь свой творческий потенциал, максимально полно использовать свои возможности и способности. Эта работа осуществляется по следующим направлениям: ¨ развитие личностных качеств, способствующих активному управлению; ¨ развитие профессиональных (управленческих) умений, совершенствование самой управленческой деятельности в каждом ее компоненте; ¨ развитие коммуникативных умений и навыков. Сейчас мы можем более подробно описать первый компонент работы менеджера над собой, то есть развитие личностных качеств. Он включает: 1. Расширение собственного сознания путем отказа от «блокирующих» стереотипов сознания как первое необходимое условие личностного роста. 2. Овладение принципами рационального (мудрого) отношения к профессии и жизни и применение их на практике в той степени, в которой они соответствуют типу вашей личности. 3. Развитие в себе черт самоактуализирующейся личности, ибо только такая личность способна помочь раскрыть себя другим и, управляя людьми, приводить их к успеху и самореализации. Литература
1.Гримак Л. Л. Резервы человеческой психики. — М., 1989. 2.Маслоу А. Мотивация и личность. — Нью-Йорк, 1970. 3.Кашапов Р. Р. Курс практической психологии для высшего управ 4.Кричевский Р. Л. Если вы — руководитель. — М., 1993. 5.Селье Г. Стресс без дистресса. — М., 1979.
Раздел II. Психологический анализ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 264. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |