Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Практической психологии управления




 

Психология управления располагает целой системой дополнительных методов исследования. Их часто называют вспомогательными и тем самым подчеркивают, что использование только дополнительных методов не дает надежного результата.

К дополнительным методам относятся:

1 Тестирование. (Тесты — не панацея и даже не аргумент).

2. Анализ результатов (продуктов) деятельности. По тому, как выглядит рабочий стол менеджера, профессиональный практический психолог — специалист в области психологии управления — может сделать вывод об управленческих способностях хозяина этого стола. Однако здесь следует помнить, что вспомогательные методы не дают надежных результатов без использования основных. Но что делать, когда очень часто это — единственное, чем мы располагаем.

Среди других дополнительных методов выделю кросскультурный метод, суть которого заключается в сравнительном анализе деятельности менеджеров в условиям различных культур. Национальные культура, традиции страны накладывают значительный отпечаток на образ мыслей и действий менеджера, поэтому, проводя переговоры с иностранными партнерами, менеджеру следует помнить и о том, что перед ним не только представители фирмы, но и представители определенной культуры.

В заключение разговора о методах исследования в современной психологии можно сказать, что существующие методы позволяют не только получать достоверные данные, но и давать достаточно полные и точные рекомендации, помогающие организовать управление коллективом максимально эффективным и гуманным путем.

Литература

 

1.Ксенчук Е. В., Киянова М. К. Технология успеха. — М., 1993.

2.Мартынов С. Д. Профессионалы в управлении. — Л., 1991.

3.Платонов К. К. Психологический практикум. — М., 1980.

4.Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. — Л., 1986.

5.Шепель В. М. Управленческая психология. — М. 1994.

Лекция 2.

Основные психологические

Законы управления

 

План:

I. Психологическая сущность управления.

II.Психологические законы управления.

 

I. Что такое управление с психологической точки зрения? Управление — это деятельность, и деятельность специфическая. И как любая специфическая деятельность оно имеет ряд особенностей и закономерностей. В чем же заключаются эти особенности? Вот несколько наиболее известных определений управления:

 «Управлять -- значит, приводить к успехам других» (Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. — М., 1990).

«Управление есть настраивание других людей на труд» (Якокка Л. Карьера менеджера. — М., 1990).

«Управлять — значит, приводить сотрудников к успехам и самореализации» (Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. — М., 1991).

«Управление есть делание чего-то руками других людей» (Питере Т., Уотермен Т. В поисках эффективного управления. — М., 1986).

Анализ этих определений показывает, что основная черта, особенность управленческой деятельности, имеющая решающее психологическое значение, заключается в том, что управление всегда направлено на других людей. Это, во-первых. Во-вторых, управление есть не просто воздействие одного человека на другого или на группу людей, а взаимодействие. Иными словами, управление — это специфический вид межличностного взаимодействия.

Руководство и управление: как соотносятся данные понятия и чем отличаются друг от друга эти виды деятельности? С психологической точки зрения, они — не синонимы. Почему? Потому что можно быть формальным лидером группы или коллектива (директором, начальником отдела и т. д.) и плохим управленцем. И, наоборот, иногда бывает так, что некоторые подчиненные настолько хорошо управляют своим боссом, что даже, не имея формальной власти, определяют стратегию фирмы.

Управление — это такое руководство людьми, которое позволяет достичь поставленных целей наиболее рациональным и эффективным путем. Современный управленец-профессионал не просто «руководит» людьми, но делает это наиболее гуманно. О критериях эффективного управления мы поговорим на следующей лекции, а пока вернемся к анализу специфики управленческой деятельности.

Рассмотрим соотношение управленческой техники, управленческой культуры, управленческого искусства.

Управленческая техника — это совокупность конкретных умений и навыков решения управленческих задач.

Управленческая культура — это организация собственной деятельности и деятельности других для наиболее полного раскрытия способностей и творческого потенциала каждого работника.

Управленческое искусство — творческое использование управленческих умений и навыков в нестандартных, нетипичных ситуациях.

Владение управленческой техникой и культурой становится обязательным требованием в подготовке менеджеров-профессионалов. Другое дело — управленческое искусство. Чтобы овладеть им, нужны способности. Но не стоит думать, что управленческое искусство - удел немногих. Оно существует не само по себе, а возникает на основе управленческой техники. Курс психологии управления рассчитан на знакомство с основными управленческими умениями и навыками; это первый шаг на пути к высотам управленческого искусства.

Итак, с психологической точки зрения, управленческая деятельность имеет следующие специфические особенности:

1.Она направлена на других людей, побуждает их к действию и организует эти действия.

2.Она является специфическим видом межличностного взаимодействия.

3.Это деятельность, состоящая из операционных компонентов (конкретные действия, навыки), рефлективных компонентов (управленческая культура) и креативных компонентов (управленческое искусство), находящихся в
тесной связи.

 

II. Психология управления как отрасль практической (прикладной) психологии изучает законы управленческой деятельности. Законы психологии управления проявляются во взаимодействии людей, в межличностных отношениях и в групповом поведении. И хотя они существуют в «пространстве» межсубъектном, по своей сущности и характеру это — объективные законы. Они действуют вне зависимости от того, знаем мы их или не знаем, осознаем или нет. К сожалению, некоторые руководители учитывают наличие данных законов лишь на интуитивном уровне. Можно ли в этом случае говорить об эффективном управлении? Едва ли. Конечно, производство будет развиваться, преодолевая действие систем, которые не соответствуют законам управления. Но какова цена такого преодоления?

Основными законами психологии управления (управленческой деятельности) являются:

1.Закон неопределенности отклика.

2.Закон неадекватности взаимного восприятия.

3.Закон неадекватности самооценки.

4.Закон искажения информации.

5.Закон самосохранения.

6.Закон компенсации.

Рассмотрим каждый из этих законов отдельно.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...