Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Восприятие. Основные свойства восприятия.




Восприятие - это психический, познавательный процесс, состоящий в целостном, предметном отражении действительности. Он непосредственно связан с работой органов чувств, возникает в момент действия раздражителей на органы чувств, и отражает целостный образ объекта. Свойства:

-Предметность (акт объективации, т.е. соотношение сведений внешнего мира к этому миру).

-Целостность (воспринимается целостный образ предмета, а потом детали)

- Структурность (обобщенность,  не является суммой ощущений).

-Константность (окружающие предметы воспринимаются, как относительно постоянные по форме, величине, цвету).

-Осмысленность (понимая, называем предметы, т.е. относим их к определенной группе предметов, классу, обобщаем и определяем их значимость для нас).

-Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

-Апперцепция (восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта, воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек).

Восприятие. Нарушения восприятия.

Нарушение восприятия или агнозия может проявляться самым неожиданным образом. Нередко больные даже не догадываются о наличии у них такой проблемы, особенно если агнозия врожденная, эпизодическая или приобретена так давно, что человек забыл о верном восприятии сигналов окружающего мира. Агнозия может затронуть все пять чувств человека: обоняние, осязание, зрение, слух, тактильные ощущения. Нарушения восприятия возможны и пространственные — когда человек не может представить, где он находится или не в состоянии верно оценить пространственно-временные характеристики.

В основе нарушений восприятия лежит разрыв связи между органами чувств и мозговыми анализаторами, то есть в ответ на какие-то раздражители мозг не реагирует вовсе или отвечает неверно, даже несмотря на имеющийся прошлый опыт. Нарушения восприятия(объекты при этом узнаются, но в измененном виде):

  • Дереализация — нарушение восприятия окружающего мира (изменение формы объектов, расстояний, времени)
  • Деперсонализация — нарушение восприятия себя (отсутствие или изменение размеров и формы отдельных частей тела, изменение восприятия личных качеств)
  • Иллюзии — изменение восприятия объектов под влиянием изменения эмоционального статуса (например, тени деревьев в тёмном лесу кажутся чудищами)

 

 

Внимание. Основные свойства внимания.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях. Свойства: Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия, отвлечение от других воздействий.

Сосредоточенность внимания - проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.

Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому.

Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (4-6).

 

Память. Виды памяти.

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Виды памяти: по содержанию (образная, словесно-логическая, сенсорная, эмоциональная); по времени (кратковременная 20с., долговременная не ограничена, оперативная на определенный промежуток, промежуточная на несколько часов); по организации запоминания (эпизодическая: о событиях, семантическая: образы опыт знания, процедурная: как проводить определенные действия).

Память. Забывание.

Забывание - исчезновение из сознания части содержания (части информации).

Забывание выражается либо в невозможности припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. Физиологическая основа забывания — торможение временных связей.

Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не соответствует его потребностям, не занимает существенного места в его деятельности и поэтому не получает достаточного подкрепления. В этих случаях быстро развивается угасательное торможение. В зависимости от степени торможения забывание может быть различным по быстроте и длительности. Вот почему быстрее всего забываются детали и длительнее сохраняются «общие представления».

Угашенные связи в дальнейшем могут восстанавливаться (растормаживаться) под влиянием тех или иных раздражителей, причем даже спустя значительный промежуток времени, в течение которого материал казался уже забытым. Нередки, например, случаи, когда неожиданно вспоминаются давно забытые события детства, давно заученные стихотворения, слова, казалось бы, уже забытого иностранного языка.

Забывание может быть естественным процессом, может быть следствием психологических проблем. Причиной кратковременного забывания может быть действие отрицательной индукции, вызываемой сильными посторонними раздражителями, а также утомление, вызванное длительной работой нервных клеток, их «перенапряжением». В последнем случае возникает охранительное торможение, которое и приводит к временному забыванию воспринятого. После отдыха нормальная работа нервных клеток восстанавливается, и временно забытое может быть вновь воспроизведено.

Психологическими исследованиями установлено, что ход забывания неравномерен: более быстр в первое время после заучивания и замедляется в дальнейшем.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 171.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...