Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сознание как высшая ступень развития психики.




Психология как наука: возникновение, развитие.

Древнегреческие философы по-разному понимали представление о душе. Материалисты считали душу таким же телесным образованием. Идеалист Платон говорил, что душа божественна и предшествует телу. Аристотель считал, что материя и форма (душа и тело) существуют только вместе. В средневековье душу считали божественной, совершенной, а тело – грешным. В 17ом веке начинается рассмотрение психики познавательной точки зрения. В 19-20 веках наука о психике становится наукой о человеческом поведении.

Структура личности по Фрейду

Зигмунд Фрейд подразделил психику человека на 3 компонента:

Сверх я (супер эго). Представлено совестью, различными правилами и запретами, общественными ценностями, нормами и идеалами, вообще культурой. Закон жизни этого слоя - внутренняя цензурность, контроль, репрессия.

Я (эго). Живет по принципу реальности, т.е. адекватной ориентации в объективных и субъективных (межличностных) структурах жизненного мира человека.

Оно (ид, подсознание). Бессознательное живет по принципу удовольствия. И свою энергию черпает из 2х источников: либидо и инстинкта агрессии.

Иерархия потребностей А. Маслоу.

1. Физиологические (пища, сон)

2. В надежности. (здоровье, деньги)

3. Социальная (в общении)

4. В уважении

5. В самореализации.

 

4. Исследовательские методы психологии.

-Наблюдение (используется чаще всего).

Включенное (взаимодействие с исследуемым) и исключенное (без взаимодействия). Систематическое и несистематическое. Сплошное (все) и выборочное (определенные моменты). Опосредованное (видео, аудио, фото, через 3е лицо) и непосредственное (рядом).

-Беседа.

-Эксперимент. В эксперименте человеку предлагают иные условия или иную организацию деятельности и выявляют отклонения или стандартные реакции. Полевой (в естественных условиях), лабораторный, моделирующий (по инструкции, в естеств. усл.).

 

Психика. Функции психики.

Психика – это отражение объективной действительности. Функции:

· Отражение окружающей действительности (сложный и постоянно изменяющийся процесс, которому присущи и противоречия, одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях, психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности).

· Формирование индивидуальности и осознание человеком своего места в окружающем мире.

· Обеспечение целесообразности поведения (отражает воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс)

 

Основные этапы развития психики.

1. Развитие сенсорных процессов животных. На начальных этапах развития психики животных осуществлялись (двиг. аппарат, слух зрение, обоняние, осязание).

2. Развитие перцептивных процессов животных (сложная нервная система, развитие рецепторных процессов, предметно-образное отражение действительности, эмоции).

3. Развитие интеллектуальных действий животных.

4. Физическое и психологическое развитие человека в процессе труда (мышление, потребность в общении, речь, сознательный характер деятельности).

5. Развитие сознания человека (познание, способность определенным образом относиться к окруж. действит., творчество).

6. Развитие самосознания человека (познание себя путем познания других, путем познания своей деятельности, самоконтроль, самовоспитание).

7. Развитие социального поведения человека (пси­хика и сознание человека достигают совершенства).

 

Структура психики человека.

-Психические процессы – это динамичное отражение действительности в разных формах психологических явлений. (Познавательные - мыслительные: ощущение восприятие, воображение, память, представление; эмоциональные; волевые).

-Психические состояния – это определившаяся в данное время, относительно устойчивая психическая деятельность, которая проявляется в повышенной или пониженной активности. (1.Общее психическое состояние: внимание; 2.Эмоциональные: настроение).

-Психические свойства – устойчивые образования, которые обеспечивают качественно-количественный уровень поведения и деятельности типичный для данного человека (личностные качества). (Интеллектуальной деят.: наблюдательность, гибкость ума; Эмоциональная: нежность, аффективность; Волевая: решительность, настойчивость).

Психика и особенности строения мозга.

В 1981г. Роджер Сперри указал, что правое полушарие отвечает за абстрактное мышление, а левое – за речь и логику (для правшей). Трудовые навыки, речь, память бурно развиваются у человека благодаря пластичности его мозга. Именно специализация полушарий позволяет человеку рассматривать мир с двух разных позиций. Специализация порождает в человеке 2-х собеседников, в результате у человека развивается критическое мышление. Травма левого полушария означает отключение речи и снижение настроения, человек становится менее интеллектуальным. Травма правого полушария нарушает абстрактное мышление, приводит к постоянной эйфории и словоохотливости.

Психические состояния человека.

-индивидуальные

-массовидные (общественное мнение, общественное настроение)

Психические состояния всегда целостны и характеризуют личность в любом её проявлении.

Виды психических состояний:

-по роли личности в ситуации (личностные, ситуационные)

-по доминирующим компонентам (интеллектуальные, волевые, эмоциональные)

-по глубине (глубокие, поверхностные)

-по времени протекания (кратковременные, затяжные, длительные)

 

Деятельность.

Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели. До этого возникает осознанная потребность или мотив. Мотивы и цели могут не совпадать. Поступок – это действие, значение которого для других людей осознано.

Структура: Цель – способ – результат.

Характер действий: сенсорное (по восприятию объекта), волевое (подталкивающее), моторные, мыслительные, мненические (памяти), внешне-предметные, умственные (внешние, не всегда осознанные).

Деятельностью руководят психологические акты: восприятие, различение (узнавание), начало (ход движения), обратная связь. Идеомоторный процесс - явление, связывающее представление о движении с выполнением этого движения. Эмоциональный процесс - психофизиологический процесс, мотивирующий и регулирующий деятельность, отражающий субъективное значение объектов и ситуаций, и представленный в сознании в форме переживания. Среди эмоциональных процессов выделяют аффекты, эмоции, чувства и настроения. Интериоризация - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Экстериоризация - процесс порождения внешних действий, высказываний и т. д. на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней социальной деятельности человека.

 

Сознание как высшая ступень развития психики.

Сознание – это высший уровень отражения человеком действительности, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. Центром сознания является сознание собственного Я. Выделяют два слоя сознания:

1.Бытийное сознание (сознание, касающееся бытия):

1) биодинамические свойства движений, опыт действий;

2) чувственные образы.

2. Рефлективное сознание (сознание, касающееся сознания):

❖ значение;                                                                                                                                                                     

❖ смысл.

Сознание:

♦ рождается в бытии;

♦ отражает бытие;

♦ творит бытие.

Функции сознания:

♦ отражательная;

♦ порождающая (креативная);

♦ регулятивно-оценочная;

♦ рефлексивная

Ощущение. Виды ощущений.

Ощущение — отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды:

-по взаимодействию рецепторов с раздражителем (дистантное, контактное).

-по расположению рецепторов (экстерорецептивная: обоняние, слух, зрение; интерорецептивные: боль, равновесие, ускорение; проприоцептивные: мышечно-двигательные).

-по ведущему анализатору (зрительное, слуховое, осязательное, мышечно-суставное, обонятельное, вкусовое, болевое, температурное, органическое, статико-кинетическое).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 161.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...