Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие о конфликте. Классификации конфликтов.
Конфликт (лат.столкновение) – столкновение сторон, имеющих противоположные цели, взгляды, серьезные разногласия, приводящие к борьбе. Конфликту предшествует конфликтная ситуация - напряженное положение между людьми, чьи интересы противоборствуют. Конфликт начинается с инцидента(открытое начало конфликта). Не существует какой-то одной классификации конфликта, но самый распространенный по сторонам конфликта: 1. Внутриличностный конфликт: связан с выбором между стимулами одинаковой силы. Главным признаком является борьба с собой. 2. Межличностный конфликт: одна личность против другой. Причины: объективные, не зависят от воли человека; субъективные; материальные и идеальные; временные и постоянные. 3. Между личностью и обществом. Имеет много общего с м/л, но более многоплановый. 4. Межгрупповой. Выражает столкновение интересов разных групп, возможен между гр.разных размеров. По сферам жизнедеятельности: -бытовые -семейные -трудовые -учебно – педагогические -военные По характеру объектов: -ресурсные -статусно-ролевые - социокультурные -идеологические(самые тяжелые) По направленности воздействия и распределения полномочий: -по вертикали - по горизонтали -по вертикали По степени открытости: -латентные -явные По времени: -кратковременные -долговременные По функциям: -Деструктивные -конструктивные В зависимости от источника: -реалистические - нереалистические По масштабу: - локальные -региональные -межнациональные. Особенности межличностных конфликтов. Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе взаимодействия между людьми. У них появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе взаимоотношений нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно действовать в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют ее интересы, и предпринимает ответные действия. Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разрешение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоятельствах. Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные. Функции межличностного конфликта К конструктивным функциям относят: познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий); функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия); инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий); перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками). Деструктивные функции конфликта связаны с разрушением существующей совместной деятельности; ухудшением или развалом отношений; негативным самочувствием участников; низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.Эта сторона конфликта вызывает у людей негативное отношение к ним и они стараются их избегать.
Структура и динамика конфликтов. Структура – конфликт представляет собой сложную систему и динамически развивающийся процесс. 1.Предмет конфликта – противоречия, ради разрешения которого стороны вступили в противоборство. 2. Мотивы сторон – побудительные причины, поводы вступления в конфликт(явные и скрытые). 3.Участники – апоненты. М.б.все частные, официальные юридические лица, имеющие отношение к развитию и разрешению конфликта. Есть также лица имеющие эпизодическое влияние. 4.Цели сторон – то, чего добивается конфликтный субъект. (стратегические и тактические цели). 5.Позиции уч.конфликта – отношения апонентов в конфликтной ситуации, проявление в поведении и поступках. 6.Условия протекания конфликта: микро-, макро-, мезосреды. Этапы развития конфликта. -предконфликтный (начин.с возникновения открытой ситуации с осознанием ее субъективным отношением, возникновение конф.ситуации). - открытый ( начинается с инцидента, происходит разрастанием конфликта, всё больше активных сил, больше к.с.) -послеконфликтный(состоит из частичной или полной нормализации аппонентов). Расширение масштабов конфликта – эскалация. Длится до сбалансированного противодействия. (понимание того, что силы обеих сторон равны). Завершение открытого конфликта – затухание, разрешение, устранение или перерастание в другой конфликт.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 214. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |