Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие о конфликте. Классификации конфликтов.




Конфликт (лат.столкновение) – столкновение сторон, имеющих противоположные цели, взгляды, серьезные разногласия, приводящие к борьбе. 

Конфликту предшествует конфликтная ситуация - напряженное положение между людьми, чьи интересы противоборствуют. Конфликт начинается с инцидента(открытое начало конфликта).

Не существует какой-то одной классификации конфликта, но самый распространенный по сторонам конфликта:

1. Внутриличностный конфликт: связан с выбором между стимулами одинаковой силы. Главным признаком является борьба с собой.

2. Межличностный конфликт: одна личность против другой. Причины: объективные, не зависят от воли человека; субъективные; материальные и идеальные; временные и постоянные.

3. Между личностью и обществом. Имеет много общего с м/л, но более многоплановый.

4. Межгрупповой. Выражает столкновение интересов разных групп, возможен между гр.разных размеров.

По сферам жизнедеятельности:

-бытовые

-семейные

-трудовые

-учебно – педагогические

 -военные

По характеру объектов:

-ресурсные

-статусно-ролевые

- социокультурные

-идеологические(самые тяжелые)

По направленности воздействия и распределения полномочий:

-по вертикали

- по горизонтали

-по вертикали

По степени открытости:

-латентные

-явные

По времени:

-кратковременные

-долговременные

По функциям:

-Деструктивные

-конструктивные

В зависимости от источника:

-реалистические

- нереалистические

По масштабу:

- локальные

-региональные

-межнациональные.

Особенности межличностных конфликтов.

Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе взаимодействия между людьми. У них появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе взаимоотношений нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно действовать в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют ее интересы, и предпринимает ответные действия. Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разрешение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоятельствах.

Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные.

Функции межличностного конфликта

К конструктивным функциям относят:

познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);

функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);

инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий);

перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).

Деструктивные функции конфликта связаны с

разрушением существующей совместной деятельности;

ухудшением или развалом отношений;

негативным самочувствием участников;

низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.Эта сторона конфликта вызывает у людей негативное отношение к ним и они стараются их избегать.

 

Структура и динамика конфликтов.

Структура – конфликт представляет собой сложную систему и динамически развивающийся процесс.

1.Предмет конфликта – противоречия, ради разрешения которого стороны вступили в противоборство.

2. Мотивы сторон – побудительные причины, поводы вступления в конфликт(явные и скрытые).

3.Участники – апоненты. М.б.все частные, официальные юридические лица, имеющие отношение к развитию и разрешению конфликта.

Есть также лица имеющие эпизодическое влияние.

4.Цели сторон – то, чего добивается конфликтный субъект. (стратегические и тактические цели).

5.Позиции уч.конфликта – отношения апонентов в конфликтной ситуации, проявление в поведении и поступках.

6.Условия протекания конфликта: микро-, макро-, мезосреды.

Этапы развития конфликта.

-предконфликтный (начин.с возникновения открытой ситуации с осознанием ее субъективным отношением, возникновение конф.ситуации).

- открытый ( начинается с инцидента, происходит разрастанием конфликта, всё больше активных сил, больше к.с.)

-послеконфликтный(состоит из частичной или полной нормализации аппонентов).

Расширение масштабов конфликта – эскалация. Длится до сбалансированного противодействия. (понимание того, что силы обеих сторон равны).

Завершение открытого конфликта – затухание, разрешение, устранение или перерастание в другой конфликт.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...