Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
История развития П в России.Стр 1 из 21Следующая ⇒
П. Предмет. Задачи Психология- наука о фактах, закономерностях психической жизни человека и животных; Особенностях ее становления, функционирования и развития. Предметом П является психическая жизнь Психика- системные свойства высокоорганизованной материи,кот. Заключается в субъективном отражении объективного мира в в сознании на этой основе картины мира и регуляции своего поведения и деятельности.. 3 раздела П- П познания, П личности, П общения. Законы П (носят стохастический (вероятный) характер- -З детерминизма(у любых событий есть причинно-следственный х-р) -З системности (все П явления находятся во взаимосвязях и зависимостях) -З развития задача- познание психического посредством раскрытия тех объективных связей, которыми оно объективно определяется. задача П как науки заключается в изучении основных законов психической жизни. задача любой отрасли П науки - облгчать и совершенствовать работу человека в соответствующих видах трудовой деятельности. П изучает психические процессы ( наиболее полаижная форма отражения действительности), психич-е состояния (целостные проявления личности , харакеризующиеся тем или иным уровнем ее активности), свойства( устойчивые психич-е осоенности личности,постоянно проявляющиеся в поведении и деятельности,своеобразные и типичные для каждого чел-ка), и психч-ю дея-ть чел-ка( познание,эмоции и воля)
Место П в системе других наук С момента своего развития П была направлена на философию, являясь одним из разделов этой науки. В III в произошло изменение философских интересов, связанное с тем, что в центре внимания оказались не общие законы природы или общества, а человек, принципиально отличающийся от других живых существ. В работах многих психологов четко просматривается связь с этнографией, социологией, теорией культуры, искусствоведением, логикой, языкознанием. Пифагор показал значение математики для П, а Платон утверждал, что без математики невозможно заниматься ни философией, ни психологией.Математика играла большую роль в психологическом знании, становясь одним из важнейших факторов ее превращения в объективную науку. Гиппократ и Аристотель связали психологию с естествознанием. Биологи в своих работа дали материал для психологических исследований и послужили основой для психометрии, дифференциальной П, психофизики, клинической П.Т.о П стала ориентироваться именно на биологические , естественные науки.Проблемы педагогики, требования пед практики стали одними из ведущих факторов, влияющих на психологическую проблематику.
П знание в эпоху средневековья с V по XVII век. Эта эпоха поставила неразрешимые проблемы введения всей действительности в ограду церкви , превращения человеческой жизни в теократию. Влияние религии и церкви ,и в тоже время развитие философии и культуры. Необходимость П выделиться из богословия выявила теорию 2х истин, утверждая, что истина знания веры параллельны. В XII-XIII в в П возникло направление деизм. Теория Фомы Аквинского призывала защитить веру от научных доказательств: «наука и вера2 разные истины, но в том случае, если наука противоречии вере.» П средневековья занималась изучением взаимосвязи психических и соматических болезней. Арабские мыслители объявляли связь между состояниями сознания и физиологическими явлениями. Т.о. постепенно П становилась наукой о сознании и о процессах познания окружающего.
История развития П за рубежом 1 этап- донаучный. душа-без раскрытия ее конкретного содержания и ф-ии. методов исследования психики нет. основные достижния-общее представление об активной роли души 2 этап- философский в античности- предмет и содержание П: душа- источник активности тела , обладает функциями познания и регуляции. методы исследования психики- спец. методов нет- используются методы философии, медицины, математики при исследовании содержания и функций души. Достижения- определение осн проблем П, св с исследованием познания, активности души, способов регуляции поведения и пределов свободы человека. средневековье-предмет и содержание П: душа, исследование ее видов, активности тела и особен-ти тела и особен-тей познания, прежде всего чувственного познания мира методы исследования психики. Появление интроспекции. Достижения- развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс. возрождение- сознание- его содержание и пути его формирования. методы- интроспекция и частично логика- методы индукции, дедукции, анализа и т.д. Достижения - Развитие рационалистического и сенсуалистического подхода к психике, появление первых теорий эмоций и рефлекса, попытка ввести бессознательное. 3 этап- ассоцианистическая сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Методы- интроспекция, логика, методы естесственных наук, метод проб и ошибок. ДОстижения- первая П школа, концепции об адаптационной ф-ии психики, развитие теории рефлексов, развитие теории бессознательного. 4 этап- эксперементальная П элементы психики, отеждествляемой с сознанием, их связи и законы. Экспериментальные методы, интроспекция и анализ результатов творческой деят-ти. "психология народов", появление данных о психических процессах, появление новых подходов к П 5 этап- разделение П предмет- эл психики,ф-ии психики, затем - глубинные структуры психики(глубинная П), поведение(бихевиоризм), структуры психики(гештальтП), высшие П ф-ии и деят-ть.методы- психоанализ,проективные методы. Достижения- первые концепции личности,теории сознания, теории научения , творческого мышления. 6 этап- разв П школ предмет П св с внут сущностью личности, разв интелекта и этапов переработки информации. Поялвение опросников, искусственный интелект. развитие и совершенствование психотерапии. 7 этап- разв П как отдельных школ. СОвершенствование методов экспериментального исследования псих-ки. Появление тенденции к объединению, синтезу отдельных школ.
Методы П исследования, Классификация М.И в П – способы выявления фактов П жизни, ее особенностей, закономерностей. Классификации- по степени надежности -основные = наблюдение, эксперимент -вспомогательные = тестирование, анкетирование, беседа по способу получения – теоретические = моделирование, интерприт-е -эмпирические = наблюдение, тесты по организации – лонгитюдный ( выявление динамки разл-х физич-х психич-х с-в) - метод поперечного среза (сопоставление по возрасту, полу, образованию и др) -метод прихогент-й (влияние соц факторов, наследственности, на формир. Личности -близнецовый метод эмпирические -обсервация = наблюдение( планомерное,предномеренное,целенаправленное, фиксируемое восприятие, к-л психи-х явлений с целью их толкованияи выявления спецефич-х особенностей) , самонаблюдение. История развития П в России. отечественная П складывалась и разв-сь преимущественно по Марксистской концепции, т.е. ей присущ плюрализм позиции, понимание сущности и истоков человеческой психики. Согласно отеч-ой П в индивидуальной и групповой психике проявляют действия основанные законами диалектики--закон единства и борьбы противоположностей;-закон отрицания отрицания ( направление развития псих-х процессов от наглядно- образного к словесно- практическому): -закон превосходства от количества к качеству( как происходит развитие). развитие русской П создало новые пути в общем развитие науки, Св с историей передовой русской общественной мысли, классического философского материализма и передового естествознания. Вклад Ломоносова- с его точки зрения нужно различать познавательные процессы и умственные качества человека. Последние возникают из соотношения умственных способностей и страстей. Их источником и их формой выражения явл-ся действия и страдания. Это понимание психики расходится с господствующей тогда П концепцией Вольфа. Исходный момент для Ломоносова- не абстрактная умственная способность или психическая функция, а жизненное кач-во чел-ой личности,проявляющееся в страстях и действиях. Влияние Западно-европейской сказывалось в П воззрениях Козельского и опосредованно проявлялось в в П концепции Радищева. Его П воззрения являлись составной частью его философского, материалистического и гуманистического мировоззрения. На П XIX в особенное значение оказал Шеллинг. Работы его последователей трактуют П в плане общей антропологии, подчеркивают «целостность» человеческого существа, связь его со вселенной и выдвигают идеи развития в метафизической трактовке. Идея Герца о «деянии» как существеннейшем факторе духовного развития человека сохраняет свое значение и сейчас. Белинский требовал дать П личности, а не отдельных способностей. Чернышевский и Сеченов- рефлексы головного мозга – определили новые пути физиологии головного мозга. Своими идеями Сеченов оказал прямое влияние на развитие в Росси эксперементально-П-х исследований, П с естествознанием. В 60х г Потребня выдвигал положение о единстве познания и языка и ставил перед историей задачу показать на деле участие слова в природе. Он т.ж. подчеркивал роль слова и в развитии самопознании. эксперементальная П начала развиваться в 80х-90х гг.,когда возникряд П-х лабораторий. наряду с общей П развивались и другие отрасли П- патопсихология, п слепых, П ребенка,зоопсихология, биопсихология, более интенсивно развивались спец отрасли П знания- медицинской и педагогической . Становление П в античности Характерной чертой психологических знаний и концепций античности является их материалистичность. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен считали нераздельными душу и природу. Соглашался с этим и Гераклит. Гераклит (540-480 гг. до н.э) рассматривал универсум (космос) как вечно изменяющийся (живой) огонь, а душу как его искру. Им впервые была высказана мысль о возможном изменении и закономерном развитии всего сущего, в том числе и души. Развитие души, по Гераклиту, происходит через себя. Термин "Логос", введенный Гераклитом, для него обозначал Закон, по которому "все течет", придает вселенскому ходу вещей, сотканному из противоречий и катаклизмов, гармонию. Гераклит считал, что ход вещей зависит от Закона, а не от произвола богов. В VI в. до н.э. возникло первое идеалистическое учение - пифагорейство. В учениях Пифагора душа, представлялась состоящей из трех частей - разумной, мужественной и алчущей. Также Пифагор считал душу бессмертной, вечно странствующей по телам животных и растений. В V-IV вв. до н.э. в теориях Левкиппа и Демокрита- Душа - совокупность наимельчайших атомов огня, имеющих идеальную шаровидную форму и обладающих самой большой подвижностью. Душа смертна и погибает вместе с телом - рассеивается после смерти человека. Демокрит принял пифагорейское деление души на три части и считал, что разумная часть помещается в голове, мужественная - в груди, а алчущая (жаждущая чувственного вожделения) - в печени.Гиппократ (460 - 377 гг. до н. э.) построил учение о темпераментах. Нарушение здоровья Гиппократ соотносил с дисбалансом различных "соков", присутствующих в организме. Тем самым Гиппократ положил начало научной типологии, без которой не возникли бы современные учения об индивидуальных различиях между людьми. Источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма. Душевные качества ставились в зависимость от телесных.Аристотель установил два из четырех законов мышления традиционной логики. Он считал, что душой может обладать только естественное, а не искусственное тело. Аристотель различал три вида души: растительную, принадлежащую растениям ; животную, принадлежащую животным и высшую, человеческую. К обладателям высшей души философ относил людей и бога.Таким образом, воззрения на душу, ее природу и составляющие были разнообразны. Однако важнейшей функцией души психологи античности называли познание мира. Сначала в процессе познания выделялось всего две ступени - ощущение (восприятие) и мышление. При этом для психологов того времени не существовало разницы между ощущением и восприятием, выделение отдельных качеств предмета и его образа в целом считалось единым процессом. Постепенно изучение процесса познания мира становилось все более значимым для психологов, а в самом процессе познания выделялось уже несколько этапов. Платон впервые выделил память как отдельный психический процесс, подчеркнув ее значение как хранилища всех наших знаний. Аристотель выделил еще и такие познавательные процессы, как воображение и речь. Таким образом, к концу античного периода представления о структуре процесса познания были близки к современным, хотя мнения о содержании этих процессов, конечно, существенно различались. В это время ученые впервые стали задумываться над тем, как же происходит построение образа мира, какой процесс - ощущение или разум - является ведущим и насколько построенная человеком картина мира совпадает с реальной. Иначе говоря, многие вопросы, которые и сегодня остаются ведущими для психологии, были поставлены именно в то время.
Основные направления П Фундаментальные отрасли психологии имеют общее, методологическое значение для понимания и объяснения психологических явлений и фактов, поведения и поступков людей, независимо от того, к какой области реальности эти факты и явления относятся, какой конкретной деятельностью занимаются люди и какими конкретными социально-психологическими особенностями они обладают. В силу универсальности фундаментальных знаний они объединены в такое направление, как «общая психология».В рамках общей психологии изучаются общеметодологические проблемы психики, сознания и деятельности, построения понятий и функционирования таких психических процессов, как ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, воля, воображение. В обшей психологии исследуется круг вопросов, связанных с понятием о личности, ее активности, мотивации и формирования. Общая психология охватывает также проблемы изучения темперамента, характера и способностей человека.Прикладные отрасли психологии, связанные с «обслуживанием» таких сфер практической деятельности, как образование, медицина, труд и управление, включают возрастную и педагогическую психологию,психодиагностику, медицинскую психологию, психологию труда и инженерную психологию, психологию управления, юридическую психологию.В возрастной и педагогической психологии изучают законы развития психики ребенка в различные возрастные этапы, а также разрабатывают методы эффективного обучения и воспитания детей и взрослых в соответствии с их возрастными и индивидуально-психологическими характеристиками.Психодиагностика включает вопросы разработки принципов психодиагностического обследования детей и взрослых, описание процедуры психодиагностики, конструктирования конкретных психодиагностических методик и тестов.Медицинская психология содержит систематизированное описание фактов и проявлений психических пограничных состояний и заболеваний. Кроме того, в рамках медицинской психологии описываются методы воздействия, психотерапии и психокоррекции людей.Психология труда содержит круг вопросов относительно психологических знаний о трудовой деятельности человека, человеке как субъекте труда, психологии профессий, а также методах психологического сопровождения трудовой деятельности.Инженерная психология исследует, в основном, деятельность оператора, психологические закономерности приема и переработки информации, функционирование психических процессов памяти и мышления у человека-оператора, его работоспособности, вопросы профессионального отбора и разработки психофизиологических требований к проектированию и функционированию систем «человек-машина».Психология управления содержит вопросы психологии формирования и развития работающего коллектива, формирования в нем малых групп и выдвижения лидеров, психологические аспекты деятельности руководителя, психологии власти, исполнения и подчинения-, разработки и реализации управленческих решений, осуществления контроля, а также вопросы оценки и расстановки кадров. Юридическая психология изучает особенности личности и поведения человека как участника правоотношений, психические процессы, темпераментные свойства и качества характера со стороны проявления их закономерностей в профессиональной деятельности юриста, методы проведения судебно-психологической экспертизы в уголовном и гражданском процессах, психологические вопросы преступного индивидуального и группового поведения, структуру личности преступника и факторы ее формирования. В рамках юридической психологии производится описание психологических характеристик в деятельности адвоката, следователя, судьи, прокурора. Наконец, юридическая психология охватывает круг вопросов, связанных с психологией осмотра места происшествия, проведения обыска, опознания, задержания, допроса, организации следственного эксперимента, а также поддержания высокой эффективности и работоспособности работника правоохранительных органов.
С 17в начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмысливать душевный мир человека преимущественно с общефилософских и умозрительных позиций, без необходимости экспериментальной базы. Так Декарт приходил к выводу о полнейших различиях, существующих м/д душой человека и телом. Данное обстоятельство породило проблему, названной психофизической, т.е. как связаны м/д собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке. Именно Декарт заложил основу концепции поведения, с её идеей рефлекса, как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. В это же время немецкий философ Лейбниц отверг установленное Декартом равенство психики и сознания и ввел понятие о бессознательной психике.
Эмпирическая П термин, введенный немецким философом XVIII в. Х. Вольфом для обозначения особой дисциплины, которая описывает и изучает конкретные явления психической жизни в отличие от рациональной психологии, выводящей явления из природы и сущности души. Задачей эмпирической психологии считалось наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Идея о том, что психологическое познание должно базироваться на опыте, стала учением Дж. Локка, однако само понятие об опыте приобрело в этом учении двусмысленный характер. Опыт разделялся на внешний и внутренний.Это стало предпосылкой последующего расщепления эмпирической психологии на два направления — материалистическое (французский материализм) и идеалистическое (Дж. Беркли, Юм). Как следствие этого расщепления сложившаяся в середине XIX в. эмпирическая психология («опытная школа» в психологии) соединила установку на эмпирическое наблюдение, конкретный анализ и индуктивное познание психических явлений с учением об особой сущности этих явлений, постигаемых только посредством самонаблюдения. Программа «опытной школы» подготовила переход от умозрительной трактовки психики к ее экспериментальному изучению. В дальнейшем многозначность термина «опыт» привела к размежеванию между сторонниками естественнонаучного подхода к психике, понимавшими его как контролируемое наблюдением и экспериментом познание реальных процессов сознания и поведения, и сторонниками «чистого» опыта, сводимого к субъективным феноменам.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 224. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |