Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.




 

Текст 2

(1)Ребята возвращались из леса. (2)Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился за несколько километров от села. (3)Уставшие дети едва дошли до хуторка. (4)Они заглянули в крайнюю хату попросить воды. (5)Из хаты вышла женщина. (6)Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. (7)Дети напились воды, отдохнули на траве.

(8)Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:

— (9)А ведь мы не поблагодарили женщину за воду.

(10)Дети остановились. (11)В самом деле, они забыли поблагодарить.

— (12)Ну что же, это небольшая беда, — сказал Роман. (13)Женщина уже и забыла, наверное. (14)Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?

— (15)Стоит, — сказала Марийка. — (16)Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?

(17)Роман пожал плечами.

— (18)Вы как хотите, — сказала Марийка, — а я вернусь и поблагодарю женщину...

— (19)Почему? — спросил Роман. — (20)Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? (21)Ведь мы так устали...

— (22)Потому что мы люди...

(23)Она повернулась и пошла к хуторку. (24)За ней пошли все. (25)Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошёл вместе со всеми.

— (26)Трудно быть человеком... — подумал он.

 

(По В. Сухомлинскому)

Пояснение.

В предложении 14 есть слово «мелочи», которое имеет значение «ничтожное обстоятельство, пустяк».

 

Ответ: мелочи|мелочь

Задание 11 № 134

В предложениях 3—5 найдите слово со значением «покрыть сплошь, обволочь». Выпишите это слово.

 

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.

 

Текст 2

(1)Среди большого поля стоит маленькая хатка. (2)Не поленились добрые люди срубить деревья в лесу и напилить из них брёвен. (3)Не поленились хатку сложить и покрыть крышей. (4)Построили её для того, чтобы в ненастье путники могли спрятаться и пересидеть в сухости и тепле дождь или снег.

(5)Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошёл сильный дождь. (6)Через поле в это время шли трое мальчиков. (7)Они успели вовремя спрятаться от дождя в хатке и смотрели, как с неба льют потоки воды.

(8)Вдруг они увидели: к хатке по полю бежит мальчик лет десяти. (9)Они не знали его, мальчик был из соседнего села. (10)Забежав в хатку, он снял с себя рубашку и стал её выжимать. (11)Видно было, что он промок до нитки. (12)Мальчик весь дрожал. (13)Губы у него посинели, а тело покрылось гусиной кожей.

(14)И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:

— (15)Как же это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. (16)Мне так жалко тебя...

(17)Второй мальчик тоже произнёс красивые и жалостливые слова:

— (18)Наверное‚ невесело промокнуть в такую погоду посреди поля. (19)Я сочувствую тебе, мальчик...

(20)А третий не сказал ни слова. (21)Он молча снял свою сухую рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

(22)Не слова красят человека.

 

(По В. Сухомлинскому)

Пояснение.

В предложении 5 есть слово «обложили», которое имеет значение «покрыть сплошь, обволочь».

 

Ответ: обложили|обложить

Задание 11 № 146

В предложениях 1—4 найдите слово со значением «во что бы то ни стало, обязательно». Выпишите это слово.

 

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.

 

Текст 2

(1)Вечером‚ сидя на кухне, папа вполголоса беседует со своим приятелем о том, как отправили папу в гимназию.

— (2)Нет, ну вот как же ты всё-таки в гимназию попал? (3)Ведь твоя мать, помнится, хотела, чтобы ты непременно стал священником.

— (4)Не попал бы, если бы не мой отец! — говорит папа. (5)Мама учила меня всякой религиозной премудрости, но я мечтал учиться наукам — и в особенности математике и медицине! (6)И отец понимал меня, как никто другой: он скопил денег и купил мне дорогие в то время учебники. (7)Он нанял мне учителя — гимназиста последнего класса. (8)Тот занимался со мной потихоньку от моей матери, у нас на чердаке. (9)Как-то мыши изгрызли мои книги по медицине, и я заплакал навзрыд. (10)Денег на новые у нас не было — это было бедствие, катастрофа! (11)Отец ничего тогда не сказал, только вздохнул. (12)Он достал из комода все деньги, которые у него были, и отдал мне. (13)«На, купи новые книжки»‚ — сказал он.

(14)Не подавая голоса, я внимательно слушаю папин рассказ. (15)Рассказ взрослого мужчины, замечательного врача и отличного, умного папы! (16)Я думаю о своём дедушке — папином отце. (17)Этот дедушка ведь совсем неучёный был, но он понимал, что нужно помочь ребёнку, который хочет учиться тому, что ему интересно. (18)Даже если это нелегко сделать.

 

(По А. Я. Бруштейн)

Пояснение.

В предложении 3 есть слово «непременно», которое имеет значение «во что бы то ни стало, обя­за­тель­но».

 

Ответ: непременно

Задание 11 № 158

В предложениях 18—21 найдите слово со значением «сурово, угрюмо морщить». Выпишите это слово.

 

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.

 

Текст 2

(1)У Кати было два зелёных карандаша. (2)А у Лены ни одного. (3)Вот и просит Лена Катю:

— (4)Дай мне зелёный карандаш.

(5)А Катя и говорит:

— (6)Спрошу у мамы.

(7)Встречаются обе девочки на другой день. (8)Спрашивает Лена:

— (9)Позволила мама?

(10)А Катя вздохнула и говорит:

— (11)Мама-то позволила, а брата я не спросила.

— (12)Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена. (13)Приходит Катя на другой день.

— (14)Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.

— (15)Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

— (16)Я осторожненько, — говорит Лена.

— (17)Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери, не рисуй много.

— (18)Мне‚ — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо.

— (19)Это много, — говорит Катя.

(20)Стоит она и брови хмурит. (21)И лицо у неё недовольное. (22)Даже немного обиженное. (23)Посмотрела на неё Лена и отошла. (24)Не взяла карандаш. (25)Удивилась Катя, побежала за ней:

— (26)Ну, что ж ты? (27)Бери!

— (28)Не надо, — отвечает Лена.

(29)На уроке учитель спрашивает:

— (30)Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

— (31)Карандаша зелёного нет.

— (32)А почему же ты у своей подружки не взяла?

(33)Молчит Лена. (34)А Катя покраснела как рак и говорит:

— (35)Я ей давала, а она не берёт.

(36)Посмотрел учитель на обеих:

— (37)Надо так давать, чтобы можно было взять, а жадничать — и себе, и другим вредить.

 

(По В. А. Осеевой)

Пояснение.

В предложении 20 есть слово «хмурит», которое имеет значение «сурово, угрюмо морщить».

 

Ответ: хмурит|хмурить

Задание 11 № 170

В предложениях 6—9 найдите слово со значением «мелодия, напев». Выпишите это слово.

 

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.

 

Текст 2

(1)Раздался звонок в дверь, и в коридор к нам зашёл дядя Миша. (2)Прямо с порога он бросился обнимать меня. (3)А я вспомнила, как дядя Миша укладывал меня спать. (4)Когда я была маленькая, я часто не могла уснуть. (5)Дядя Миша брал меня на руки и носил по комнате. (6)Он рассказывал мне сказки, а я слушала. (7)Самой любимой моей сказкой была «Сказка о рыбаке и рыбке». (8)На слова Пушкина дядя Миша сам сочинил мотив. (9)И вот он пел мне о том, как старик в первый раз закинул невод, как «в другой раз закинул он невод»

(10)Я знала, что сейчас старик в третий раз закинет невод и поймает золотую рыбку. (11)И всё равно я слушала сказку Пушкина с замиранием сердца. (12)Я боялась: а вдруг сегодня старик не поймает рыбку? (13)Ведь тогда старик и старуха будут и дальше жить «в землянке», как жили до этого «тридцать лет и три года...»

(14)Теперь я знаю, в чём секрет таланта. (15)Это когда ты читаешь книгу в тысячный раз и думаешь: «А вдруг сегодня конец будет новый?» (16)Талантлив тот автор, который заставляет читателя переживать над книгой, будто в первый раз.

 

 

(По А.Я. Бруштейн)

Пояснение.

В предложении 8 есть слово «мотив», которое имеет значение «мелодия, напев».

 

Ответ: мотив

Задание 11 № 182

В предложениях 23—27 найдите слово со значением «относиться с почтением». Выпишите это слово.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1592.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...