![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Деятельность человека всегда осознанна. Поведение живых существ всегда импульсивно или рефлекторно.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Понятие о деятельности в психологии. Структура деятельности. Характеристика навыков, умений и привычек. Основные виды деятельности человека и их характеристика. Литература: 1. А. В. Петровский "Общая психология". 2. В.В. Богословский "Общая психология". 3. Столяренко "Краткий курс общей психологии". 4. Столяренко "Психология для вузов". 5. Штейнмец, Филатов "Основы психологии", 2008 год. Общая характеристика деятельности Поведение живы существ определяется и регулируется непосредственно окружением. Активность человека с ранних лет регулируется опытом прошлых поколений и требованиями данного конкретного социума. Такой вид активности (поведения) очень специфичен, и для его обозначения в психологии есть термин деятельность. Деятельность – это та форма активного отношения к действительности, через которую устанавливается реальная, осмысленная связь между человеком и миром, его окружающим. Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая осознаваемой целью. Деятельность – это специфически человеческая регулируемая сознанием активность, которая порождается потребностями и направлена на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Отличительные черты деятельности человека от поведения животных 1. Деятельность человека характеризуется содержанием. Содержанием деятельность и определяется.Человек действует не всегда в соответствии со своими потребностями: иногда во главу угла ставится необходимость. В то время как поведение животных всегда определяется потребностью Чаще всего это естественные биологические потребности. Регулятором активности человека является цель, регулятором активности живых существ – рефлекторные реакции и ряд биологических потребностей. Деятельность человека всегда связана с познанием и волей. Она на них опирается и в большей мере сопровождается ими. Деятельность человека всегда осознанна. Поведение живых существ всегда импульсивно или рефлекторно.
Помимо деятельности, человека характеризует и его поведение. Оно схоже в некоторых параметрах с поведением других живых существ: Ø импульсивность; Ø рефлекторные реакции человека. В таком поведении обязательно присутствует элемент бессознательности. Оно так же, как правило, не управляется, не регулируется. Структура деятельности Опыт показывает, что в любой деятельности существует ряд обязательных компонентов, которые проявляются в определенной степени (в большей или меньшей), но проявляются обязательно. Компоненты деятельности: 1. Цель – это то, что реализует потребность человека и является образом конечного результата деятельности. 2. Стимулы и мотивы деятельности 3. Действие – это относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи при достижении поставленной цели. Внутренние действия человека часто делят на: Ø перцептивные, формирующие целостный образ восприятия предметов или явлений; Ø мнемические, совершаемые при запоминании или припоминании какого-либо материала; Ø мыслительные, при помощи которой происходит решение мыслительных задач; Ø имажитивные – воображение в процессе творчества. Внутренние и внешние действия имеют тенденции к переходу друг в друга. 4. Движение – это любое внешнее или внутреннее изменение, которое имеет пространственные или временные характеристики. 5. Операции действий – это определенная система движений, которой пользуется конкретный индивид для осуществления действия. 6. Приемы действий – это способы выполнения ряда действий, приближающим нас к достижению цели. 7. Анализ деятельности – это приведение к определенной системе или эффективности произведенного действия. Характеристика навыков, умений, привычек Все действия, выполняемые человеком, производятся на определенном уровне осознанности. Для выполнения одних действий сознание работает очень напряженно, при выполнении других действий оно чуть заметно или вообще отключено. Действия, выполняемые при очень малом участии сознания или автоматически, называются навыками. Навык – это способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным или полуавтоматизированным. Умение – это способность человека осознанно выполнять определенные действия, а также совершенствовать эти действия по мере необходимости. Умения лежат в основе мастерства. Любые умения опираются в первую очередь на знания и информированность, а во вторую очередь – на опыт. Любая профессиональная деятельность предполагает сформированность умения и наличие определенных навыков. И навыки, и умения способствуют формированию и приобретению новых навыков и умений, а иногда – препятствуют этому процессу. В большей степени это характерно для навыков. Выделяют два вида интерференции: Ø ассоциативное торможение; Ø репродуктивное торможение. Помимо умений и навыков каждый человек в процессе жизнедеятельности обрастает привычками. Различают виды привычек: Ø полезные привычки; Ø желательные привычки; Ø нежелательные привычки; Ø вредные привычки; Ø пагубные привычки. Виды деятельности Выделяют три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всей жизни человека вида деятельности: 1. игра; 2. учение; a. получения знаний – усвоения информации о свойствах окружающих предметов и явлений; b. выработки навыков – освоения приемов и операций, из которых складываются основные виды деятельности; c. приобретения умения – овладения способами использования указанной информации для правильного выбора приемов и операции в соответствии с целями и условиями деятельности. 3. труд. Хотя в каждом возрасте сосуществуют все три основных вида деятельности, в разные периоды потребность в них различна и наполнена конкретным содержанием. Ведущим видом деятельности называется тот вид деятельности, который на данном возрастном этапе обусловливает главные, важнейшие изменения в психике человека, в его психических процессах и психических свойствах личности, а не тот, которым чаще всего занимается человек.
Внимание Вопросы: |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 300. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |