Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Деятельность человека всегда осознанна. Поведение живых существ всегда импульсивно или рефлекторно.




Понятие о деятельности в психологии.

Структура деятельности.

Характеристика навыков, умений и привычек.

Основные виды деятельности человека и их характеристика.

Литература:

1. А. В. Петровский "Общая психология".

2. В.В. Богословский "Общая психология".

3. Столяренко "Краткий курс общей психологии".

4. Столяренко "Психология для вузов".

5. Штейнмец, Филатов "Основы психологии", 2008 год.

Общая характеристика деятельности

Поведение живы существ определяется и регулируется непосредственно окружением. Активность человека с ранних лет регулируется опытом прошлых поколений и требованиями данного конкретного социума. Такой вид активности (поведения) очень специфичен, и для его обозначения в психологии есть термин деятельность.

Деятельность – это та форма активного отношения к действительности, через которую устанавливается реальная, осмысленная связь между человеком и миром, его окружающим.

Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая осознаваемой целью.

Деятельность – это специфически человеческая регулируемая сознанием активность, которая порождается потребностями и направлена на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Отличительные черты деятельности человека от поведения животных

1. Деятельность человека характеризуется содержанием. Содержанием деятельность и определяется.Человек действует не всегда в соответствии со своими потребностями: иногда во главу угла ставится необходимость. В то время как поведение животных всегда определяется потребностью Чаще всего это естественные биологические потребности.

Регулятором активности человека является цель, регулятором активности живых существ – рефлекторные реакции и ряд биологических потребностей.

Деятельность человека всегда связана с познанием и волей. Она на них опирается и в большей мере сопровождается ими.

Деятельность человека всегда осознанна. Поведение живых существ всегда импульсивно или рефлекторно.

 

Помимо деятельности, человека характеризует и его поведение. Оно схоже в некоторых параметрах с поведением других живых существ:

Ø импульсивность;

Ø рефлекторные реакции человека.

В таком поведении обязательно присутствует элемент бессознательности. Оно так же, как правило, не управляется, не регулируется.

Структура деятельности

Опыт показывает, что в любой деятельности существует ряд обязательных компонентов, которые проявляются в определенной степени (в большей или меньшей), но проявляются обязательно.

Компоненты деятельности:

1. Цель – это то, что реализует потребность человека и является образом конечного результата деятельности.

2. Стимулы и мотивы деятельности
Стимул – это внешний побудитель к деятельности.
Мотив – это внутренний побудитель к деятельности.
И стимул, и мотив придают осмысленности деятельности и являются определенными гарантами ее осуществления.

3. Действие – это относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи при достижении поставленной цели.
Действия бывают внешними и внутренними.
Внешние действия – это все действия, выполняемые с участием двигательного аппарата.
Внутренние действия (умственные действия)– это действия, выполняемые в уме.

Внутренние действия человека часто делят на:

Ø перцептивные, формирующие целостный образ восприятия предметов или явлений;

Ø мнемические, совершаемые при запоминании или припоминании какого-либо материала;

Ø мыслительные, при помощи которой происходит решение мыслительных задач;

Ø имажитивные – воображение в процессе творчества.

Внутренние и внешние действия имеют тенденции к переходу друг в друга.
Переход из внешнего действия во внутреннее называется интериоризацией.
Переход из внутреннего действия во внешнее называется экстериоризацией.

4. Движение – это любое внешнее или внутреннее изменение, которое имеет пространственные или временные характеристики.
Ряд движений складывается в целостное действие.

5. Операции действий – это определенная система движений, которой пользуется конкретный индивид для осуществления действия.

6. Приемы действий – это способы выполнения ряда действий, приближающим нас к достижению цели.

7. Анализ деятельности – это приведение к определенной системе или эффективности произведенного действия.

Характеристика навыков, умений, привычек

Все действия, выполняемые человеком, производятся на определенном уровне осознанности. Для выполнения одних действий сознание работает очень напряженно, при выполнении других действий оно чуть заметно или вообще отключено. Действия, выполняемые при очень малом участии сознания или автоматически, называются навыками.

Навык – это способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным или полуавтоматизированным.

Умение – это способность человека осознанно выполнять определенные действия, а также совершенствовать эти действия по мере необходимости.

Умения лежат в основе мастерства. Любые умения опираются в первую очередь на знания и информированность, а во вторую очередь – на опыт. Любая профессиональная деятельность предполагает сформированность умения и наличие определенных навыков.

И навыки, и умения способствуют формированию и приобретению новых навыков и умений, а иногда – препятствуют этому процессу. В большей степени это характерно для навыков.
Положительное влияние существующего навыка на вновь приобретенный называется переносом навыка.
Отрицательное влияние существующего навыка на вновь формируемый называется интерференцией.

Выделяют два вида интерференции:

Ø ассоциативное торможение;
интерференция при перестройке навыков, когда старый способ исполнения какого-либо действия заменяется новым, более совершенным или соответствующим новым условиям.

Ø репродуктивное торможение.
Возникает уже после овладения навыком и проявляется либо в задержках при применении нового навыка, либо в незаметном применении старого.

Помимо умений и навыков каждый человек в процессе жизнедеятельности обрастает привычками.
Привычка – это действие или элемент поведения, выполнение которого стало потребностью.

Различают виды привычек:

Ø полезные привычки;

Ø желательные привычки;

Ø нежелательные привычки;

Ø вредные привычки;

Ø пагубные привычки.

Виды деятельности

Выделяют три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всей жизни человека вида деятельности:

1. игра;
Вид деятельности, заключающейся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.
Суть человеческой игры – в способности, отображая, преобразовывать мир.
В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир.
Играющие в своей деятельности не исходят из того, к чему принуждает практическая необходимость, опираясь лишь на свои непосредственные побуждения – интересы и потребности. В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию.
Игровое действие реализует многообразные мотивы специфически человеческой деятельности, но они не связаны с теми целями и средствами и условиями действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом, практическом плане.

2. учение;
Процесс приобретения и закрепления знаний и способов деятельности индивидом. Является необходимым компонентом любой деятельности и представляет собой процесс изменения ее субъекта.
Основная цель учения – это подготовка к будущей самостоятельной трудовой деятельности, а основное средство – освоение обобщенных результатов предшествующего труда человека.
Основное условие для формирования учебной деятельности у ребенка – создание у него сознательных мотивов усвоения определенных знаний, умений и навыков. Этот активный процесс направления деятельности и поведения ребенка на освоение им общественного опыта человечества называется обучением. Взятый с точки зрения его влияния на развитие личности ребенка этот процесс называют воспитанием.
Учение складывается из:

a. получения знаний – усвоения информации о свойствах окружающих предметов и явлений;

b. выработки навыков – освоения приемов и операций, из которых складываются основные виды деятельности;

c. приобретения умения – овладения способами использования указанной информации для правильного выбора приемов и операции в соответствии с целями и условиями деятельности.

3. труд.
Целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание духовных и материальных ценностей.
Так как ни один человек не производит все предметы, нужные для удовлетворения его потребностей, то мотивом деятельности человека становится продукт не его деятельности, а деятельности других людей, либо плата за труд.

Хотя в каждом возрасте сосуществуют все три основных вида деятельности, в разные периоды потребность в них различна и наполнена конкретным содержанием. Ведущим видом деятельности называется тот вид деятельности, который на данном возрастном этапе обусловливает главные, важнейшие изменения в психике человека, в его психических процессах и психических свойствах личности, а не тот, которым чаще всего занимается человек.

 


Внимание

Вопросы:










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...