Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исследовательские методы менеджмента




 

Реализация принципов научного управления невозможна без соответствующих исследований исполь­зуемых способов и приемов современного менеджмента.

Специальные исследовательские методы менеджмента разделяют на системные, комплексные, структурные, ситуационные, интеграционные, экономико-математические, социологические, а также наблюдение, моделирование, эксперимент.

- системный - основан на целостности системы;

- комплексный - рассматривает явления в их связи и взаимозависимости;

- структурный - основан на разложении сложного явле­ния на составные части;

- ситуационный - предусматривает учет конкретных внешних и внутренних условий;

- интеграционный - совокупность различных методов;

- математические и экономико-математические - исполь­зуют математический аппарат и вычислительную технику как инструмент нахождения оптимального варианта решения;

- социологические - включают анкетирование, тестиро­вание, опрос и т.д.;

- наблюдение - ведется наблюдение и фиксируются дан­ные, затем проводится анализ;

- моделирование - строится модель рассматриваемой си­туации или явления;

-эксперимент - изучается влияние ряда факторов, ко­торые можно менять на интересующие нас характеристики изучаемого процесса или явления.

Вообще говоря, проводить масштабные эксперименты в управлении может стоить очень дорого. Их последствия за­частую сложно предвидеть. Перестройка по Далю.

Социологиче­ские исследования, информация о производственных коллективах позволяют на базе познания объективных законов общественного развития осуществлять эффективное управление социальными процес­сами и коллективами.

 

Исследованию подлежат условия труда, квалификация и профес­сиональный уровень работников, заболеваемость и производственный травма­тизм, степень удовлетворения потребностей физического и духовного развития членов коллектива за счет общественных фондов и др.

Применяются различные методы сбора социальной информации, которые в целом дают возможность обеспечить ее полноту, достоверность, объектив­ность и своевременность. К ним относятся интервьюирование, анкетирование, анализ документов, составление структурных карт, наблюдения и самонаблю­дения, социальный эксперимент. Интервьюирование – широко применяемый метод получения социальной информации при оперативном управлении кол­лективом. Проводится в двух формах: стандартизированной и нестандартизи­рованной. В первом случае оно осуществляется по заранее заготовленным целенаправленным вопросам, во втором – допускаются вариации и импровиза­ции со стороны опрашиваемого. Объективность ответов во многом зависит от обстановки и личного обаяния опрашиваемого, поэтому заранее следует преду­смотреть не только вопросы, но и манеру проведения беседы.

Анкетирование применяется в случае необходимости сбора массовой ин­формации о групповых и межличностных отношениях в трудовом коллективе при помощи опросных листов – анкет. Вопросы должны быть четко сформули­рованы, понятны. Анкеты могут быть открытыми и закрытыми. В открытых ан­кетах даются развернутые и подробные ответы, в закрытых – предлагается пе­речень возможных ответов, из которых опрашиваемый выбирает один, соответ­ствующий его точке зрения.

Анализу могут подвергаться плановые и отчетные документы о производственном процессе, производительности труда, конечных результатах ра­боты, а также документы общественных организаций, стенная и многотиражная печать, личные дела работников, наградные и другие документы, относящиеся к деятельности коллектива или каждого его члена.

Структурные карты – метод, позволяющий при помощи социолограмм изучить общественные отношения между членами трудового коллектива. На графике можно отображать такие психологические элементы, как симпатия, ан­типатия, предпочтение, лидерство, неприязнь.

Эксперимент– метод, основанный на создании специальных условий для работы коллектива или на наблюдении за ним в производственной деятель­ности. В первом случае он носит название лабораторного, во втором – естест­венного.

Следующий этап – обработка и анализ социальной информации, груп­пировка ее по различным признакам.

Социологическое исследование на промышленных предприятиях проводятся, как правило, подготовленными специалистами – социологами. Методы социального регулирования направлены на повышение производственной ак­тивности – обмен опытом, распространение починов, новаторство, воспита­ние, убеждение, проведение различных праздников, чествований, торжествен­ных вечеров, конкурсов и т. д.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 135.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...