Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ




ИННОВАЦИОННОГО ПРОДУКТА

Аннотация. Представлен обзор различных взглядов на дефиницию понятия «инновация», а также рассмотрены основные подходы к оценке стоимости инновационного продукта. Обозначены факторы, которые оказывают влияние на ценность и, через ценность, на цену, которую покупатель готов заплатить за уникальный товар, а продавец – продать.

Ключевые слова. Инновация, роялти, затратный подход, сравнительный подход, доходный подход.

Mariy Rurileva

 

BASIC APPROACHES TO THE VALUATION OF AN INNOVATIVE PRODUCT

Abstract. This study presents an overview of the different views on the definition of the concept of "innovation", and the basic approaches to assessing the value of an innovative product. Also the main factors identified that influence the value, and a valueinfluences at the price the buyer is willing to pay for a unique product, and the seller - to sell.

Keywords. Innovation, royalty, cost approach, the comparative approach, the income approach.

 

В последнее время компании работают в условиях острой конкуренции. Одним из способов выиграть и не отстать на рынке является использование различных «ноу-хау» – инноваций. Для компании – это нематериальные активы, которые иногда не имеют вообще никакой физической формы, но, тем не менее, имеют свою стоимость и могут выступать как отдельный товар на рынке, а могут увеличивать стоимость бизнеса своего правообладателя.

В последние двадцать лет на российский рынок пришло много иностранных компаний, для которых характерны свои принципы ведения бизнеса. Стараясь отвоевать часть рынка, они строили и строят заводы с высокотехнологичным оборудованием, набирают лучших сотрудников, активно занимаются исследованиями и разработками, стараясь не стоять на месте, а предлагать самые лучше, удобные и качественные товары, повышают качество клиентского сервиса. Вместе с иностранцами на российскую землю и пришли такие новые для нашего рынка понятия как инновации, новации, интеллектуальный капитал. Для многих организаций ценность навыков сотрудников, информационных систем намного превышает стоимость материальных ресурсов.

Что же такое «инновация» и какова ее справедливая цена?

В 1911 году увидел свет научный труд экономиста и социолога Й.Шумпетера «Теория экономического развития»[10]. В нем он представил свои взгляды на развитие экономических процессов и описал инновационные процессы. Истинное развитие экономики он видел только благодаря качественным изменениям. «Обычный рост экономики, выражающийся в увеличении населения и богатства, также не рассматривается здесь как процесс развития, поскольку он не порождает новые в каче­ственном отношении явления, а всего-навсего дает толчок процессам их приспособления, подобно тому, как это про­исходит при изменении природных показателей. Мы же намереваемся обратить свое внимание на иные процессы, постольку относим такой рост просто к изменению показателей»[10].Он также вводил понятие «инновации» и в своей работе называл их «изменением». Иными словами, он определял, что экономическое развитие определяется «осуществлением новых комбинаций» – изменений, а также описал пять видов этих комбинаций-нововведений:

1. Изготовление нового, т. е. еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага;

2. Внедрение нового, т. е. данной отрасли промышленности еще практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара;

3. Освоение нового рынка сбыта, т. е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;

4. Получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;

5. Проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия. [10]

Другие ученые, отечественные и зарубежные, предложили свои определения термина «инновация». Суждения Шумпетера нашли своих последователей, появились альтернативные точки зрения. Все взгляды систематизированы в табл.1.

 

Таблица 1 – Подходы к определению понятия «инновация»

 

№ пп Подходы к определению дефиниции «инновации» Определение понятия «инновации»
1 Объектный результат научно-технической деятельности: новая техника или технология [4,9]
2 Процессный комплексный динамический процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительских товаров [3,5]
3 Объектно-утилитарный объект, новая потребительская стоимость, основанная на достижениях науки и техники [8,10]
4 Процессно-утилитарный комплексный процесс создания, распространения и использования нового продукта [1,7]
5 Процессно-финансовый процесс инвестирования денежных средств в создание нового продукта [2,6]

 

Американский экономист Б. Твисс, определяет инновацию как «процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание». Циклический характер инновационного экономического процесса отмечает и венгерский экономист Б. Санто, определяя инновацию как технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические и экономические изменения, которые оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы. По-мнению Б. Санто, инновация – «Общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход»[8].

Советский экономист И. А. Пригожин, представитель процессного метода, современный российский социолог, известный специалист, занимавшийся проблемами организаций и управления, делал акцент не на удовлетворение потребностей, а на сам процесс, считая, что предметом инноватики является «прежде всего создание, освоение и распространение различного типа новшеств», а само нововведение – «клеточкой» управляемого развития, целенаправленных изменений» [5]. Ф. Никсон также говорит об инновации как о процессе – «совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования».

Таким образом, трактовка понятия «инновация»неоднозначна – это комплексный технико-экономический инвестиционный процесс (от идеи внедрение в повседневный обиход), который ориентирован на получение нового качества жизни через использование новых технологий, товаров, объектов или административных процессов.

Инновации являются нематериальными, интеллектуальными ресурсами организации. Для определения их стоимости разными учеными предлагалось большое количество методов. Однозначной стандартной методики для этого не существует в силу того, что каждая инновация – уникальна и ее цена зависит от большого числа факторов. Методология оценки инноваций на законодательном уровне регулируется «Методическими рекомендациями по определению рыночной стоимости интеллектуальной собственности» от 26 ноября 2002 г. Данный методологический документ содержит ключевые принципы для расчета стоимости интеллектуальной собственности. В данном документе обозначены общие рекомендации по проведению оценки, приведены методические основы, рассмотрены подходы к определению стоимости.

Согласно данному документы на рыночную интеллектуальной собственности влияют следующие факторы:

1) полезность (инновация удовлетворяет конкретные потребности при ее использовании);

2) ожидание (рыночная стоимость инновации зависит от характера приобретенных выгод или доходов, которые могут быть получены при максимально эффективном ее использовании: величина выгоды/дохода, риски и продолжительность получения);

3) спрос и предложение (наличие и характер спроса и предложения на рынке);

4) внешнее влияние (юридические, экономические, политические факторы, определяющие востребованность инновации, характер использования, ограничения, наличие поддержки и т.д.);

5) изменение (непостоянство ситуации на рынке);

6) замещение (рыночная стоимость инновации не может превышать вероятные затраты на приобретение другого товара/услуги эквивалентной полезности);

7) максимально эффективное использование (зависит от наиболее вероятного характера использования).[4]

Законодательные аспекты также освещаются в Налоговом Кодексе РФ и Гражданском Кодексе РФ.

Подходы, регламентируемые вышеупомянутым документом – доходный, затратный и сравнительный.

В рамках каждого подхода можно выделить целый ряд методов. Доходный поход включает в себя метод дисконтированного денежного потока, метод прямой капитализации, метод остаточного подхода, метод экспресс-оценки, метод расчета роялти, метод избыточных прибылей, метод, основанный на «правиле 25%», метод реального экономического эффекта, метод экспертной оценки. В рамках затратного подхода выделяют метод стоимости создания и метод выигрыша в себестоимости.

Выбор метода оценки стоимости инновации зависит от характера инновации и конкретных условий сделки. При проведении оценки бизнеса для целей покупки, продажи, реорганизации, акционировании, приватизации, национализации компании, открытой продажи акций проводят комплексную стоимостную оценку «инновационного портфеля» организации, от которого напрямую зависит рентабельность и потенциал ее развития.

На сегодняшний день при выборе подхода и способа оценки стоимости НМА и объектов интеллектуальной собственности часто используют рекомендации Гордона Смита и Рассела Парра, которые были изложены в их совместном труде«Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов»[1](см. таблица 2).

Таблица 2 - Классические подходы к оценке стоимости инноваций

НМА и объекты интеллектуальной собственности Предпочтительный подход Применимый подход Неприменимый подход
Корпоративные процедуры и бизнес-процессы, квалифицированный персонал, дистрибьюторские сети Затратный Доходный Рыночный
Технологии, патенты, объекты авторского права, товарные знаки, программные продукты, права по франчайзингу Доходный Рыночный Затратный
Информационное программное обеспечение менеджмента Затратный Рыночный Доходный

 

Суть затратного подхода – оценка стоимости инновации на основании калькуляции всех затрат на создание (приобретение) и издержки на эксплуатацию (содержание) инновации на момент оценки.

Условия, определяющие использование данного метода, следующие:

– невозможно найти аналог инновации;

– отсутствие опыта реализации аналогичных объектов или нестабильность прогнозов будущих прибылей;

– среда реализации не определена.

Примером инноваций, которые чаще всего оцениваются затратными методами, может быть разработка или внедрение нового программного продукта, инновационные административные процедуры для повышения эффективности труда – то, что списывается сразу по расходным статьям, а доходы от инновации очень сложно или вообще невозможно подсчитать.

Используются следующие методы оценки инновации в рамках затратного подхода (рис.1).

 

Рис. 1 – Методы затратного подхода

 

Стоимость инновации будет определяться следующими составляющими:

ü прямые и косвенные затраты по созданию и доведением до конечного потребителя – зарплата персонала, себестоимость научно-методического обеспечения, расходы на юридическое сопровождение, расходы на маркетинг и рекламу, страхование рисков, связанных с объектами интеллектуальной собственности, использование средств индивидуализации (например, товарные знаки, лицензии, слоганы, логотипы и т. д.).Также необходимо учитывать различные формы устаревания –амортизации, функциональном и технологическом устаревании, устаревании, учитываемом регулирующими органами.

ü прибыль инвестора – величину желаемого или прогнозного вознаграждения за инвестирование капитала в создание интеллектуальной собственности.

Сравнительный подход предполагает, что стоимость инновации идентична стоимости аналогичного товара. Соответственно, данный метод может быть применим при условии, что существует товар-аналог, он продается, реальная цена продажи известна и любая дополнительная информация может быть без труда получена. Это идеальная картина, так как в реальной жизни и покупателю, и продавцу приходится иметь в условиях ограниченности информации, поэтому данный подход применяется не часто.

Здесь уместно будет вспомнить о модели рынке лимонов, сформулированной Джорджем Акерлофом (1970г.) – американским экономистом. Данная модель рассматривает наличие информационной асимметрии на рынке. Если она присутствует на рынке, то проведение оценки инновации методом сравнительного подхода будет необъективной или даже затруднительной. [6]

При идеальной ситуации на рынке (наличии полной и открытой информации о товарах) для проведения сравнения инновации и ее аналога (или аналогов) используется список критериев и характеристик:

1) наличие специальных условий финансирования (государственные программы, государственные и частные фонды поддержки, субсидии, «бизнес-ангелы», наличие законодательного регулирования инновационной сферы и НИОКР, динамика цен на инновацию и аналоги и т.д.);

2) объем и характер имущественных прав на инновацию, передаваемых в сделке;

3) характеристики инновации - физические, технологические, функциональные;

4) экономические условия на соответствующем рынке (территория, на которой предполагается использование объекта оценки, спрос на инновацию, наличие и характер конкуренции, расчетный объем реализации продукции и емкость рынка сбыта, срок полезного использования интеллектуальной собственности и т.д.);

5) вид экономической деятельности, где использовался или будет использоваться инновация.

В основе оценки стоимости инновации по доходам понимается будущий доход, который планируется получить от использования инновации (объекта интеллектуальной собственности). В данном случае, речь идет о платежах на постоянной основе за пользование данным объектом интеллектуальной собственности – например, роялти или паушальные платежи (в случае, если покупается лицензия или франшиза).Доходом от использования инновации может быть различная экономия затрат на производство: снижение ресурсоемкости, сокращение производственного цикла, увеличение объема продаж продукции, снижение ресурсоемкости и др.

Стоимость инновации определяется нахождением разницы между величиной денежного потока (с учетом рисков и временной структуры) от использовании инновации и величиной денежного потока (с учетом рисков и временной структуры), которая была бы получена в случае неиспользования данной инновации. Все величины корректируются с использованием ставки дисконтирования – расчетной величины, которая зависит не только от уровня инфляции, но и от размера премии за риск, ставки отдачи на капитал аналогичных инвестиций.

Экспертные методы оценки наиболее интересны, так как помогают получить наиболее объективную оценку с точки зрения и опыта нескольких специалистов из разных областей. В целом же оценка стоимости интеллектуальной собственности затруднена из-за нетрадиционных подходов, непредвиденных и, порой специфических, расходов и эффективности их использования в производстве или других областей исследования. Рынок инноваций включает в себя множество локальных рынков, ноу-хау, лицензий, патентов, и, следовательно, требуют более детального изучения каждого из них.

Для получения объективного результата целесообразно провести оценку стоимости инновации различными подходами и обобщения полученных результатов расчетов. Подобная процедура оценки и обобщения предполагает:

• постановка цели оценки и планируемого использования ее результатов;

• определение возможных допущений и ограничений при проведении оценки;

• определение условий, имеющих первостепенное значение для проведения оценки и интерпретации результатов;

• описание инновации как объекта оценки;

• законное право на использование инновации и получение выгод от этого использования при наличии оформленных правоустанавливающих документов;

• описание продукции, которая была произведена с использованием инновации;

• анализ рынка продукции, при производстве и реализации которой была задействована оцениваемая инновация;

• определение источников доходов от использования инновации.

 

 

Библиографический список:

 

1. Асаул А.Н., Карпов Б. М., Перевязкин В. Б., Старовойтов М. К. Модернизация экономики на основе технологических инноваций. СПб: АНО ИПЭВ, 2008.

2. Блинова У. Ю., Рожкова Н. К. Управленческий учет в антикризисном менеджменте: теория и практика. монография /; М-во трансп. Российской Федерации, Федеральное агентство ж.-д. трансп., Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Дальневосточный гос. ун-т путей сообщ.". Хабаровск, 2011.

3. Маренков Н.Л. Оценка стоимости инновационного продукта // Аудит и финансовый анализ – 2006 – №1

4. Методические рекомендациями по определению рыночной стоимости интеллектуальной собственности. Утверждены Министерством имущественных отношений РФ от 26 ноября 2002 г. №СК-4/21297.

5. Пригожин А.И. «Методы развития организаций», М.: МЦФЭР, 2003.

6. Рожкова Н.К., Блинова У.Ю., Рожкова Д.Ю. Парадоксы теории Клейтона Кристенсена //Вестник Университета (Государственный университет управления) – 2013 – №4. – С. 191-199.

7. Рожкова Н.К. Учет затрат методом «директ-костинг». Вестник Университета (Государственный университет управления) - 2012 - № 3 - С. 243-248.

8. Санто Б. Инновация как средство экономического развития /Б. Санто: Пер. с венг. с изм. и доп. автора; общ. ред. и вступ. от Б.В. Сазонова. – М.: Прогресс, 1990

9. Шипова Е.В. Методы оценки интеллектуальной собственности. Учеб.пособие. Иркутск: БГУЭП. 2006.

10. Шумпетер Й. «Теория экономического развития»., М.: Эксмо, 2007

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 157.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...