Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблема личностной мотивации.
Мотивация представляет более широкоепонятие, чем термин «мотив». Мотивацияв современной психологии трактуется в двояком смысле: • как обозначениесистемы факторов, детерминирующих поведение. Сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое; • как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность; это относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов. Все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями . Тогда, соответственно, говорят одиспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации (определение) поведения. Мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели являются основными составляющими мотивационной сферы человека. Вопросы поведенческой мотивации разрабатывались в следующих теориях: 1. Теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингер). 2. Общая теория мотивации, теория ожидаемой ценности (Д. Аткинсон). 3. Теория инструментального действия (В. Вроом). 4. Теория каузальной атрибуции (Ф. Хайдер, В. Вайнер). 5. Теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности (Д. Макклелланд, Д. Аткинсон, Х. Хекхаузен). На основные линии исследований человеческой мотивации оказали влияние взгляды К. Левина. Ученый рассматривал человеческую мотивацию как целостный системный процесс, нарождающийся на стыке субъекта и объекта («индивид – среда», «личность –психологическое окружение»). В рамках теории поля К. Левина была создана модель «ожидание – ценность», оказавшая влияние на разработку модели выбора риска Дж. Аткинсона (вторая половина XX века). Он предложил теорию ожидаемой ценности, основная идея которой состоит в том, что при необходимости выбора предпочтение отдается цели с наиболее высоко оцениваемой привлекательностью. В модель выбора риска Дж. Аткинсона была введена новая личностная переменная – мотив достижения . В отечественной психологиирешать проблемы мотивации человека призвана теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека (А. Н. Леонтьев и его ученики и последователи). Согласно концепции А. Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 273. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |