Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ФЛОРЕНЦИЯ – КОЛЫБЕЛЬ ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ




Практическое занятие №3.

Тема «Культура эпохи Возрождения».

План

 

ФЛОРЕНЦИЯ – КОЛЫБЕЛЬ ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Флорентийское чудо Ф.Брунеллески – собор Санта-Мария дель Фюро. Скульптурные шедевры Донателло.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Судьба Леонардо да Винчи. Основные этапы его творчества. Прославленные шедевры художника.

БУНТУЮЩИЙ ГЕНИЙ МИКЕЛАНДЖЕЛО

Скульптурные и живописные шедевры художника. Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти. 

РАФАЭЛЬ - «ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ» 

Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль – певец женской красоты. Портретное творчество художника.

ВОЗРОЖДЕНИЕ В ВЕНЕЦИИ

Архитектурный облик Венеции Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии. Мифологическая тематика.

СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ.

ЖИВОПИСЬ НИДЕРЛАНДСКИХ И НЕМЕЦКИХ МАСТЕРОВ

Гентский алтарь Яна Ван Эйка как обобщённый образ вселенной, гармонии человека с жизнью природы. Мастерство Дюрера-гравёра.

МУЗЫКА И ТЕАТР ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и сильных страстей Шекспира.

Задание №1.

Обсуждение вопросов практического занятия.

Список литературы

1. Эренгросс Б.А. Мировая художественная культура в 2 т. Т.2. Учебное пособие - М.: Высшая школа, 2009. – 511 с.

2. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. –М.: Высш. шк., 2000. – 368 с.:

3. Искусство средних веков и Возрождения. Энциклопедия / Автор-сост. Краснова О.Б. – М.: ОЛМА-Пресс, 2001. – 302 с.

4. Теория и история мировой культуры: Учебное пособие для подготовки к экзамену по спец-ти «Культурология». /Сост. Клевцов П.Б. - СПб.: СПбКО, 2008. – 312 с.

 

Самостоятельная работа № 3.

Подготовить устный журнал «Основные вехи жизни и творчества Леонардо да Винчи»; слайдопрезентация «Мадонны Рафаэля»; заполнить таблицу «Характерные черты венецианской живописи»; создать творческую работу «Экскурсия в «Глобус».

Материал для проработки.

ФЛОРЕНЦИЯ – КОЛЫБЕЛЬ ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Город Флоренция, столица Тосканы, – один из самых известных итальянских городов и один самых интересных городов на свете. Особенно славятся знаменитые исторические памятники эпохи Возрождения, которые впечатляют своей красотой и величием.

Одно из самых впечатляющих зданий во Флоренции – это, бесспорно, Собор Санта-Мария-дель-Фюре, который называют Дуомо. Собор этот действительно большой – по планам здесь должно было хватить места на все население города (тогда – девяносто тысяч человек). В строительстве Собора Дуомо принимали участие известные флорентийские художники - Джотто, Брунеллески, Вазари, Таленти, Арнольфо ди Камбио, Лоренцо Гиберти и другие. Разработанный архитектором Филиппо Брунеллески купол Собора в свое время был настоящим чудом инженерной мысли. И до сих пор купол является самым высоким зданием во Флоренции. Этот купол весит 37 тон и имеет диаметр в 42 метра. Разместить его над собором было непросто, однако, с этой задачей архитектор справился. Купол Брунеллески очень большой, однако из-за узкого пространства перед собором его снизу практически не видно. Что бы понять его истинный размер, на купол надо смотреть издалека, к примеру, с холма Микеланджело. Именно оттуда будет видно как этот купол как бы возвышается и парит над городом. Изнутри собор очень прост. Когда его строили, то считалось, что ничто не должно мешать человеку молится, в том числе и всякие позолоты и украшения. Поэтому стены Собора украшает лишь штукатурка светлого цвета. Внутри Дуомо вызывает интерес лишь роспись главного купола, а так же старинные часы, которые идут задом наперед, то есть против часовой стрелки. Еще следует уделить внимание Колокольне, которую начал строить архитектор Джотто, а закончил - Франческо Таленти. Находится Санта Мария Дель Фьоре в центре Флоренции, на Соборной площади, которая выглядит довольно тесной. Собор практически вплотную примыкает к жилой застройке. Лишь перед его центральным фасадом и возле колокольни есть немного свободного места, где, естественно, толпится куча туристов.

Первое, что привлекает внимание в постройке, это облицовка собора мрамором зеленого белого и розового цвета, благодаря чему он выглядит очень нарядно и необычно. Особенно красив фасад Дуомо, который так же богато украшен различной лепниной и скульптурами.

Восьмигранный Баптистерий Сан Джованни – самое старинное здание Флоренции. Восточные ворота Баптистерия, созданные Лоренцо Гиберти, имеют десять расписанных библейскими историями золочёных панелей, а южные ворота сделаны Андреа Пизано.

Еще одной значимой достопримечательностью Флоренции является мост Понте Веккьо, который считается самым красивым мостом. Говорят, что даже Гитлер приказал беречь этот мост во время военных бомбардировок. Когда-то давно на мосту были расположены обычные продуктовые лавки, однако позже по специальному указу властей города их сменили на ювелирные магазины – как лучшее украшение моста Понте Веккьо.

Значимой достопримечательностью является и Палаццо Веккьо с башней Арнольфо, не зря именно это здание считается лучшим примером гражданской архитектуры четырнадцатого века. У входа в Палаццо Веккьо находится копия знаменитого Давида работы Микеланджело.

Известностью пользуется во Флоренции Галерея Уффици, где находятся работы Караваджо, Рафаэля, Тициано, Боттичелли, Леонардо, Синьорелли, Перуджино, Дюрера, Чимабуэ, Дуччо и Джотто и других известных всему миру художников.

В церкви Санта-Мария-дель-Кармине особенно впечатляет Капелла Бранкаччи, покрытая великолепными фресками из Библии и Евангелия работы Мазолино и его ученика Мазаччо. Феличе Бранкаччи заставил работать учителя и ученика в тандеме, чтобы избежать различий в стиле. В итоге получилось единое и необыкновенное художественное полотно, которое просто не может никого оставить равнодушным.

В церкви Святого Креста находится могила Микеланджело с тремя скульптурами, символизирующими Живопись, Скульптуру и Архитектуру, гробница Галилео Галилея, Никколо Макиавелли, Джоаккино Россини и других выдающихся деятелей Италии.

Церковь Санта-Мария-Новелла выполнена в тоскано-романском стиле, известна уникальной работой Масаччоке «Троица», изображающей распятого Христа. Причем сделано все так реалистично, что когда-то сам Вазари отметил: «Кажется, что стены пробиты настоящими гвоздями». Еще в церкви Санта-Мария-Новелла находится восстановленное распятие Джотто, цикл фресок Филиппино Липпи в Капелле Строцци и цикл фресок Гирландайо в Главной часовне.

Дворец Питти называют самым величественным дворцом во Флоренции, где расположены Королевские апартаменты, Галерея современного искусства, Ювелирный музей, Музей карет и Палатинская галерея.

Сады Боболи представляют собой красивый изысканный парк, с прекрасными аллеями, террасами, фонтанами, декоративными рощами, беседками и скульптурами, охватывающими период от античности до позднего Ренессанса. Говорят, именно Сады Боболи служили образцом для парижского Версаля.

 Скульптурные шедевры Донателло

С историей искусства Флоренции тесно связано имя величайшего мастера Донателло (ок. 1386—1466). Скульптурные произведения Донателло и сегодня украшают самые знаменитые площади и соборы Италии, но главные творения находятся в его родном городе — Флоренции. По модели мастера был отлит флорентийский герб с изображением льва, стоящего со щитом на страже города. Собору Санта-Мария дель Фьоре он посвятил статуи пророков и не обманул ожидания своих сограждан. Из-под его резца рождались произведения, способные удивить и восхитить современников. Творчество Донателло, ознаменовавшее переход от готической к ренессансной скульптуре, — наглядный манифест Возрождения, воплотивший героический идеал эпохи.

Опираясь на традиции античной и средневековой скульптуры, в создании собственных произведений Донателло выступил как подлинный новатор. В статичной и неподвижной пластике ему удалось добиться удивительной свободы движений и сложных ракурсов. Впервые скульптура освобождается от архитектурных масс и выносится в свободное пространство улиц и площадей города. Если средневековая пластика была рассчитана на рассмотрение только с одной точки зрения, то теперь она обладает собственным ритмом, обозрима со всех сторон. Использование нового материала — бронзы — открывало возможность передачи пространственной глубины, большей свободы объемов и контуров. Одним из главных достижений скульптора стало возрождение античной традиции воспроизведения обнаженного человеческого тела. В противовес эпохе Средневековья, Донателло освобождает человека от сложных драпировок, наглядно демонстрируя его физическое совершенство и духовную красоту.

Многие сюжеты и образы для своих произведений Донателло черпал в Священном Писании — Библии. Его главными героями стали целеустремленные, яркие личности, уверенные в себе, готовые к преодолению препятствий и активным действиям. Они погружены в мир раздумий, сосредоточенно прислушиваются к своему внутреннему голосу. Одно из ранних произведений — «Святой Георгий» — принесло автору известность и славу. Легендарный образ воина стал воплощением надежды на защиту города от завоевателей. Подлинными шедеврами стали также скульптурные изображения библейского героя Давида.

Донателло принадлежит одна из первых конных статуй в искусстве Возрождения. В памятнике кондотьеру Гаттамелате запечатлен величественный образ простого человека, снискавшего славу и уважение благодаря множеству побед, одержанных для Венецианской республики. Поднятый на высокий пьедестал, бронзовый всадник торжественно парит над городом, напоминая о былом величии и славе. Кондотьер в одеждах римского императора величественно и свободно восседает на боевом коне и легко, без усилий управляет им. Умышленно уменьшая размеры всадника и увеличивая массу коня, автор подчеркивает его волевое превосходство над могучим животным. Спокойно, почти небрежно он поднимает жезл. В образе отважного полководца переданы сила воли и уверенность в победе. Резкие морщины на лице — свидетельство многих раздумий, обеспокоенности человека, взирающего на будущее из глубины веков. Поразительно мастерство скульптора в передаче деталей: им тщательно выполнены застежки жезла, колесики шпор.

На склоне лет, когда руки уже потеряли прежнюю твердость, Донателло от бронзы и мрамора обратился к дереву. В эти годы его особенно привлекали сюжеты и образы, исполненные сурового драматизма. Один из них воплотился в деревянной статуе «Кающаяся Мария Магдалина», которую принято было изображать красивой молодой женщиной. Донателло, напротив, показывает покрытую рубищем старуху, смиренно стоящую с молитвенно сложенными на груди руками. Изрезанное глубокими морщинами лицо с ввалившимся ртом, опухшими от слез глазами, дряблая, высохшая кожа, слабые немощные ноги, изможденное от страдания тело рождают образ потрясающей силы и экспрессии. В состоянии исступленного горя она не обращает никакого внимания на происходящее вокруг. Художнику удалось создать проникновенный образ человеческой муки и скорби. Поистине и в рубище почтенна добродетель...

После смерти Донателло рядом с его именем впервые в истории мирового искусства будет поставлено слово «скульптор».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 566.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...