Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задача на нахождение угла между двумя скрещивающимися прямыми.




Методы решения стереометрической задачи №14

ЕГЭ профильного уровня

 

                                                                      Наука не является и никогда не будет

                                                                                  являться законченной книгой.

                                                                                                                       А. Эйнштейн

 

 

Большую роль в развитии геометрии сыграло применение алгебры к изучению свойств геометрических фигур, разросшееся в самостоятельную науку — аналитическую геометрию. Возникновение аналитической геометрии связано с открытием метода координат, являющегося основным ей методом. Метод координат — весьма эффективный и универсальный способ нахождения любых углов или расстояний между стереометрическими объектами в пространстве. Решая ту или иную математическую или физическую задачу методом координат, можно использовать различные координатные системы, выбирая ту из них, в которой задача решается проще или удобнее в данном конкретном случае.

 Существует множество систем координат: аффинная, полярная, биполярная, коническая, параболическая, проективная, сферическая, цилиндрическая и др. Наиболее используемая из них — прямоугольная система координат (также известная как декартова система координат). Ею мы и пользуемся в школьном курсе геометрии. Данный метод решения заключается во введении (привязке к исследуемым фигурам) декартовой системы координат, а затем – исчислении образующихся векторов (их длин и углов между ними). Достоинство метода координат состоит в том, что его применение избавляет от необходимости прибегать к наглядному представлению сложных пространственных конфигураций. Алгоритм применения метода координат к решению геометрических задач сводится к следующему:

· Выбираем в пространстве систему координат из соображений удобства выражения координат и наглядности изображения.

· Находим координаты необходимых для нас точек.

·  Решаем задачу, используя основные задачи метода координат.

· Переходим от аналитических соотношений к геометрическим.

В настоящее время уже очень большое число специалистов из разных областей науки имеют представление о прямоугольных декартовых координатах на плоскости, так как эти координаты дают возможность наглядно при помощи графика изобразить зависимость одной величины от другой. Название «декартовы координаты» наводит на ложную мысль о том, что эти координаты были открыты Декартом. В действительности прямоугольные координаты использовались в геометрии еще до нашей эры. Древний математик александрийской школы Аполлоний Пергский (живший в III-II веке до н. э.) уже фактически пользовался прямоугольными координатами. Он определял и изучал с их помощью хорошо известные в то время кривые: параболу, гиперболу и эллипс.

Декарт внес в прямоугольные координаты очень важное усовершенствование, введя правила выбора знаков. Но главное, пользуясь прямоугольными координатами, он построил аналитическую геометрию на плоскости, связав этим геометрию и алгебру. Нужно сказать, однако, что одновременно с Декартом построил аналитическую геометрию и другой французский математик, Ферма.

  Сущность метода координат как метода решения задач состоит в том, что, задавая фигуры уравнениями и выражая в координатах различные геометрические соотношения, мы можем решать геометрическую задачу средствами алгебры. Обратно, пользуясь координатами, можно истолковывать алгебраические и аналитические соотношения и факты геометрически и таким образом применять геометрию к решению алгебраических задач.

   Метод координат – это универсальный метод. Он обеспечивает тесную связь между алгеброй и геометрией, которые, соединяясь, дают «богатые плоды», какие они не могли бы дать, оставаясь разделенными.

   В отношении школьного курса геометрии можно сказать, что в некоторых случаях метод координат дает возможность строить доказательства и решать многие задачи более рационально, красиво, чем чисто геометрический способ.                                

Итак, задачи 14 из ЕГЭ – 2018. Какие же это задачи?

 Я бы хотела показать Вам разбор задач типа 14 двумя методами: вычислительно-аналитическим и векторно-координатным.

 

Задача на нахождение угла между двумя скрещивающимися прямыми.

Углом между двумя пересекающимися прямыми называется наименьший из углов, образованных при пересечении прямых.

• 0˚ < ∠(a;b)≤ 90˚ .

Углом между скрещивающимися прямыми называется угол между пересекающимися прямыми, соответственно параллельными данным скрещивающимся.

• Две прямые называются перпендикулярными, если угол между ними равен 90˚ .

Угол между параллельными прямыми считается равным нулю.

• При нахождении угла между прямыми используют:

1) формулу cosφ  =   для нахождения углаφ  между прямыми m и l , если стороны а и b треугольника АВС соответственно параллельны этим прямым;

2) формулу cosφ  =   или в координатной форме   cosφ =

 

для нахождения угла φ между прямыми m и l , если векторы 11;z1) и 22;z2) параллельны соответственно этим прямым; в частности, для того чтобы прямые m и l были перпендикулярны, необходимо и достаточно, чтобы = 0 или x1·x2 + y1·y2+z1·z2 = 0.

 

Пример.

В кубе ABCDA1B1C1D1 найдите угол между прямыми A1D и D1E , где Е – середина ребра CC1 .

 

 

Решение.

 

1-й способ.  

 

 Пусть F – середина ребра ВВ1 , а –ребро куба, φ - искомый угол.

Так как A1 F ǁ D1 E  , то φ - угол при вершине A1 в треугольнике A1FD.

Из треугольника BFD имеем

FD2 = BD2 + BF2 = 2a2 +  =  ,

 

 а из треугольника A1B1F  получаем

 

A1 F 2 = A1B12 + B1F 2 = a2 + = , откуда

A1F =

 

Далее в треугольнике A1FD используем теорему косинусов

 

FD2 = A1D 2 + A1F 2 –2 A1D · A1F cosφ,

 = 2а2 + -  2  ·  · cosφ ,  откуда

 

cosφ = и φ = arccos  .

Ответ: arccos  .

 

Й способ.

Введем прямоугольную систему координат, как указано на рисунке.

Не нарушая общности задачи, обозначим длину ребра куба а.

Тогда А1(0; а; а), D(а; а; 0), D1(а; а; а),

 Е(а; 0;  ).

Найдём координаты направляющих векторов прямых A1D и D1E

= , = .

 

Тогда

 

сosφ =  =  = .

          

cosφ = и φ = arccos  .

 

Ответ: arccos  .

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 293.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...