Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Диктор сообщил по радио о новом эксперименте ученых в космосе. В 20 веке учёные изобрели радио, открыли строение атомного ядра. Москва радушно встречала участников автопробега.




В туманной дали песчаного берега тускло светились красные и желтые огни старой гостиницы.

-Запиши предложения. Подчеркни в них цельные словосочетания как члены предложения.

В зрелом возрасте я много раз наблюдал восход солнца.

Множеством блёстков сверкает растянутая в лесу паутина.

Ученик выполнил только часть задания.

У кассы стоял юноша с загорелым лицом.

_____________________________________________________________________

№ 3

3. -Выписать из каждого предложения по одному словосочетанию на каждый способ связи:

Усталые путники быстро спускались по склону гор.

Согласование:_________________________________________________________

Управление:___________________________________________________________

Примыкание:__________________________________________________________

-За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «де­ре­вян­ный забор», по­стро­ен­ное на ос­но­ве со­гла­со­ва­ния, си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью управ­ле­ние. На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­тание.

-За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «вре­мен­но ис­чез­ла» , по­стро­ен­ное на ос­но­ве при­мы­ка­ния, си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью управ­ле­ние. На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­та­ние.

- Замените словосочетание «с усердием отдавались», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

-Укажите над каждым столбиком вид связи: согласование, управление, примыкание.

№ 4

3. Произведи полный синтаксический разбор данных предложений:

Я на днях заночевал на степном озере.

Оно почти сплошь заросло высоким камышом.

В спокойной воде отражались первые звезды.

Перед рассветом тревожный утиный крик заставил меня очнуться.

_____________________________________________________________________

№ 5

3.- Найти грамматическую основу предложения. Определить, чем выражены главные члены предложения.

Мало - помалу начали просыпаться пернатые обитатели леса.

-Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву из данных пред­ло­же­ний:

Всё было в по­ряд­ке.

Он взял три ве­точ­ки ми­мо­зы и пошёл в школу.

Что тебя ис­пу­га­ло?

-Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

В море пе­ре­ли­ва­лись неф­тя­ные раз­во­ды, будто где-то за го­ри­зон­том про­изо­шла ка­та­стро­фа, рух­ну­ла ра­ду­га и её об­лом­ки при­би­ло к бе­ре­гу.

- определи, какой частью речи выражено подлежащее в данных предложениях:

Два бойца сидят в дозоре над холодною водой.

Оба здорово продрогли.

Умчались школьные года и не догонишь их.

_____________________________________________________________________

№ 6

3.- Запиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Определи, сколько грамматических основ. Назови тип сказуемых.

Ветер был очень слабый, но все-тики он был: и наверху лепетали осинки, и внизу, как всегда, важно раскачивались папоротники.

- Подчеркните грамматическую основу каждого предложения. Обозначьте цифрами вид сказуемого: 1- простое глагольное; 2 – составное глагольное сказуемое; 3 – составное именное сказуемое.

Входившие один за другим подходили к фельдмаршалу.

Болтовня француза теперь показалась ему противна.

День был ясный, солнечный.

Он готовился уехать к губернатору с семейством.

Кончилась летняя теплая ночь.

Мы крепко привязали наши палатки.

Мы не сможем выступить на концерте.

Скрипач продолжал играть.

Метель была страшная.

 

№ 7

3.Подчеркнуть подлежащее и сказуемое. Поставить, где нужно, тире. Объяснить выбор знаков препинания:

Лучшее средство от нервов это работа. Лесть и трусость самые дурные пороки. Взгляд есть меч души. Она как цветок. Лесть и трусость самые дурные пороки. Познание России вот главнейшая, живая наука. Моя обязанность помогать поварам. Любить родину значит украшать её своим трудом. Дважды два четыре. Высота хребта две тысячи футов.

-Объясни, почему в данных предложениях поставлено тире.

Язык – душа нации. Читать – это не только узнавать факты. Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное. Сейчас каждый знает, что Земля – шар.

_____________________________________________________________________

№ 8

3.- Выделите грамматическую основу предложений. Поставьте вопросы к второстепенным членам предложений, подчеркните их, укажите, какими частями речи они выражены:

Вместе с запахом сирени слабый ветерок доносил странные звуки.

Старушка протянула блюдечко с красным мороженым.

В ста шагах от ворот стоял небольшой домик с красной крышей.

Скоро дверь распахнулась с треском.

Он в последнее время безвыездно жил в Москве.

-Дополни основы второстепенными членами, так, чтобы получилось распространенное предложение:

Поднялся ветер, Я шел, Он долго разговаривал, море шумит и плещет.

_____________________________________________________________________

№ 9

3.Подчеркни в предложениях грамматическую основу. Подчеркни все второстепенные члены предложения, укажи, какими частями речи они выражены. Найди в предложениях дополнения, определи их виды.

Пароход будит город плачущим гудком.

Нас встретил приветливый старик.

И понесла вперед охота своё родимое ура.

Малик приказал готовиться к бою.

В картонке у Чука хранились три цветных значка.

Живу, горжусь сынами.

Балагуру смотрят в рот, слово ловят жадно.

 

 № 10

3. – Укажи, какие определения являются согласованными, а какие - несогласованными:

Здание для библиотеки, сев весной, скульптура из бронзы, утренняя зарядка, лекарство против гриппа, январский день, масло для смазки, надпись на память, дежурство по ночам.

-Подчеркни в предложениях грамматическую основу. Найти в предложении определения, укажи их вид.

На бывшей окраине города создан для детей спортивный комплекс. В центре его построено высокое невысокое куполообразное здание из стекла и бетона. Это зимний бассейн для плавания. Слева находится футбольное поле с беговой дорожкой. Неподалеку устроены площадки для баскетбола и волейбола.

Есть два расположенных рядом теннисных корта. Для занятий легкой атлетикой отведена территория справа. С утра до вечера в городке много ребят разного возраста. Их мечта серьёзно заниматься спортом стала реальностью.

_____________________________________________________________________

 № 11

3. - Используя данные пары слов, составь предложения, в которых одно и то же слово было бы в одном случае сказуемым, а в другом – приложением.

Дети, музыканты; спортсмен, школьник; студенты, геологи.

- Подчеркни в предложениях грамматическую основу. Найти в предложениях приложения, расставь, где нужно пропущенные знаки препинания.

Белые чайки-рыболовы с криком носились над Доном. Высоко стоит солнце на небе горячо печет землю матушку. Вьется улица змея. Внук шофер из-за руля кланяется деду. Женщина врач из дома отдыха выслушала Семёна. Бродят ветры скоморохи задевают провода. Над Волгой рекой расплескала гармонь саратовские страдания. Прошел буксир «Кочегар» с четырьмя баржами.

_____________________________________________________________________

 № 12

3.- Дополни предложения своими обстоятельствами и назови их виды:

(откуда?) …бежит поток грязной воды.

(когда?) … в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.

Почву на полях размыло (почему?)……

-Подчеркни в данных предложениях грамматические основы. Найди в предложениях обстоятельства, определи их вид и чем выражены.

Море разыгралось не на шутку. Всю ночь волны били, не переставая. С грохотом обрушивались на берег. В Саратов теплоход должен был прийти вечером, но почему-то опоздал. Мы поневоле заночевали на пристани. В течение суток горячая вода не шла из-за аварии в котельной. В случае дождя экскурсия отменяется. На ночлег туристы расположились у озера. Они долго разговаривали, несмотря на усталость.

№ 13

3.- Подчеркни в данных предложениях основы. Найди в тексте односоставные предложения, определи их тип.

Завтра иду с радистом и проводником в горы. Выступление нашего хора будут транслировать по телевидению. Почему не идешь отдыхать? Пахнет сеном над лугами. Герасима уже не было на дворе. У меня нет линейки. Первое зимнее утро. Пять часов дня. Что новенького в газете пишут? В дверь постучались.

-Выпиши только односоставные предложения, назови их тип:

Ночь прошла. Рассвело. На небе нет ни облачка. Живи для людей, поживут и они для тебя. Собрались в дорогу весел, дружно, без суеты. Грибы сошли, но крепко пахнет сыростью грибной. Мелколесье. Степь и дали.

_____________________________________________________________________

 № 14

3.Найти в тексте определенно-личные предложения, обосновать свой выбор. Подчеркни в них сказуемые, укажите формы глаголов, которыми они выражены:

Бережно относитесь ко всему живому в природе. Помните, что многие насекомые опыляют растения и повышают урожай. Не позволяйте разорять муравейники. Муравьи, населяющие один большой муравейник, уничтожают в течение года до одного миллиона вредных насекомых. Все цветные бабочки полезны как опылители. Не разрешайте ловить цветных бабочек для забавы. Нельзя проходить мимо всего, что губит природу, наносит ей непоправимый вред.

- преобразуйте данные односоставные определенно – личные предложения в двусоставные, вводя в них подлежащие, выраженные личными местоимениями:

Знаю, как важно чётко представлять себе маршрут будущего путешествия. Загружаем лодку. Вижу вдали, у самого горизонта зубчатую стену леса. В ночь станем на якорь у городского причала. Люблю осеннее ненастье.

_____________________________________________________________________

№ 15

3.- Найти в тексте неопределенно-личные предложения, обосновать свой выбор.

От него ждали чуда. Вокруг него ходили так, как будто это пришелец с другой планеты. Считали: по разуму человеку он уступает самую малость. Полагали, что он пытается с нами заговорить и дело за тем лишь, чтобы понять его необычные звуки. О дельфинах написаны десятки книг, сотни статей.

- Преобразуйте двусоставные предложения в неопределенно – личные. Подчеркните в них главный член и обозначьте, какой формой глагола он выражен:

Диктор сообщил по радио о новом эксперименте ученых в космосе. В 20 веке учёные изобрели радио, открыли строение атомного ядра. Москва радушно встречала участников автопробега.

 № 16

3.- Найти среди данных предложений безличные предложения, определи, какие значения они выражают: состояние природы, состояние человека, неизбежность чего-либо, отсутствие чего-либо. Указать, чем в них выражены сказуемые.

Ударило. Загрохотало. Поднялся рёв разверзшейся земли. Нет счастья в чужом краю. Контур леса выступает резче. Вечереет. Начало свежеть. Быть грому великому. На дворе совсем прояснилось. Мне было скучно и немного страшно. Нет силы более могучей, чем знание.

- Составьте односоставные предложения со словами смеркается, знобит, взгрустнулось, зазвенело.

_____________________________________________________________________

№ 17

3.- Найти в тексте назывные предложения.

Небо да море. Волна за волной плещет в разгульном стремленье. 2. Июнь. Белорусский вокзал. Шинель с непривычки длинна. 3. Поле. Полночь. Полустанок. Звёзды. Росы. Тишина. 4. Синий май. Заревая теплынь.

- При помощи согласованных и несогласованных определений распространите данные назывные предложения:










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 275.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...