Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).




Создание специального государственного органа в сфере интеллектуальной собственности было предусмотрено еще Конвенцией по охране промышленной собственности, заключенной в 1883 г. в Париже (п. 12)<1>. В частности, в этом документе особо оговаривалось, что страны, ратифицировавшие этот документ, обязуются создать специальную службу по делам промышленной собственности и центральное хранилище для ознакомления общественности с патентами на изобретения, полезными моделями, промышленными образцами и товарными знаками.

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс".

 

На сегодня в разных странах мира такие органы представляют собой национальные патентные ведомства, которые являются прежде всего регистрирующими органами, например, Ведомство по патентам и товарным знакам США (United States Patent and Trademark Office), Бюро патентов и торговых марок Германии (German Patent and Trademark Office), Патентное бюро Японии (Japan Patent Office) и др.

В России указанные функции возложены на Федеральный исполнительный орган по интеллектуальной собственности (Роспатент), который является основным органом, осуществляющим государственное регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности.

Как отмечает О.А. Городов <1>, наличие государственного органа, обладающего специальной компетенцией в области промышленной собственности, является для России традиционным. В прежние годы деятельность по руководству развитием и организацией использования объектов промышленной собственности от имени государства осуществлял Государственный комитет СССР по делам изобретений и открытий как центральный межотраслевой орган государственного управления. После введения в действие в 1992 г. Патентного закона РФ функции по осуществлению единой политики в области охраны объектов промышленной собственности в России были возложены на Государственное патентное ведомство РФ, в роли которого последовательно выступали Комитет по патентам и товарным знакам Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ (до 22 февраля 1993 г.), Комитет по патентам и товарным знакам (до 14 августа 1996 г.), Российское агентство по патентам и товарным знакам (до 12 марта 2004 г.). С 17 декабря 2004 г. Государственное патентное ведомство РФ по закону стало именоваться федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

--------------------------------

<1> Городов О.А. Право промышленной собственности: Учебник. М.: Статут, 2011. С. 83 - 84.

 

В соответствии с абз. 12 п. 15 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Российское агентство по патентам и товарным знакам преобразовано в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Положение о Федеральной службе по интеллектуальной собственности <1> относит к ее компетенции обширный перечень функций:

--------------------------------

<1>Положение о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2012 г. N 218.

 

1) правовая защита интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения;

2) контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

3) контроль и надзор в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

4) оказание государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров.

Для эффективного осуществления своих функций Роспатент наделен целым комплексом полномочий, к основным из которых относятся:

1) представление в Министерство экономического развития РФ проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства РФ и других документов, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к сфере ведения Роспатента;

2) обобщение практики применения законодательства Российской Федерации и подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности Службы;

3) осуществление:

3.1) проверки в установленном порядке деятельности государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ за счет средств федерального бюджета;

3.2) аттестации и регистрации патентных поверенных РФ, выдачи им регистрационных свидетельств, а также контроля за выполнением патентными поверенными требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

3.3) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, рассмотрения и разрешения в административном порядке споров, возникающих в связи с защитой интеллектуальных прав в отношениях, связанных с подачей и рассмотрением заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, с государственной регистрацией этих результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов, с оспариванием предоставления этим результатам и средствам правовой охраны или с ее прекращением;

3.4) учета переданных иностранным государствам лицензий на производство продукции военного назначения;

4) подтверждение урегулирования вопросов правовой защиты интересов государства в процессе передачи иностранным заказчикам и использования ими результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного назначения, которые содержатся в предусмотренной для передачи продукции военного назначения и права на которые принадлежат Российской Федерации;

5) продление срока действия исключительного права на изобретение, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара, а также восстановление действия патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец;

6) прекращение в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, действия патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, правовой охраны товарного знака, знака обслуживания или наименования места происхождения товара, действий свидетельства об исключительном праве на такое наименование;

7) осуществление государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, ведение государственных реестров, публикация установленных сведений;

8) организация:

8.1) приема, регистрации и экспертизы заявок на выдачу патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, заявок на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на него, а также заявок на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара;

8.2) рассмотрения заявлений о признании товарного знака или обозначения, используемого в качестве товарного знака, но не имеющего правовой охраны на территории Российской Федерации, общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком;

8.3) приема, регистрации и проверки заявок на государственную регистрацию программ для электронно-вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем;

8.4) приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решения и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Роспатент осуществляет функции и полномочия учредителя Федерального агентства по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения. При этом функции и полномочия учредителя Федерального агентства в части назначения и прекращения полномочий его руководителя, заключения, изменения и прекращения трудового договора с ним осуществляются Роспатентом по согласованию с Министерством экономического развития РФ <1>.

--------------------------------

<1>Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1998 г. N 1132 "О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения".

 

Основными целями деятельности Федерального агентства являются:

- информационно-аналитическое обеспечение проведения Роспатентом проверок деятельности государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения за счет средств федерального бюджета;

- техническое и информационно-аналитическое обеспечение ведения Роспатентом единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации;

- техническое и информационно-аналитическое обеспечение ведения Роспатентом учета переданных иностранным государствам лицензий на производство продукции военного назначения;

- техническое и информационно-аналитическое обеспечение выполнения Роспатентом полномочий по подтверждению урегулирования вопросов правовой защиты интересов государства в процессе передачи иностранным заказчикам и использования ими результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного назначения, которые содержатся в предусмотренной для передачи продукции военного назначения и права на которые принадлежат Российской Федерации;

- участие в судебно-претензионной работе по защите прав Российской Федерации на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, созданные за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, право использования которых предоставляется государственными заказчиками исполнителям государственных контрактов на основании лицензионных договоров.

В ведении Роспатента также находится Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный институт промышленной собственности" (ФГБУ ФИПС) <1>. Никакие государственные функции Роспатента не были переданы ФГБУ ФИПС.

--------------------------------

<1> Создано в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 1 декабря 2008 г. N 1791-р.

 

В ФГБУ ФИПС сосредоточены подразделения, обеспечивающие выполнение всех подготовительных операций для принятия Роспатентом решений в соответствии с положениями ГК РФ, что позволяет оптимизировать технологические процессы, использовать единую информационную инфраструктуру, сократить численность работников, занятых техническими и административными видами работ.

Согласно положениям Устава ФГБУ ФИПС <1> предметом деятельности ФГБУ ФИПС является, в частности, проведение подготовительных работ для осуществления учредителем (Роспатентом) юридически значимых действий, связанных с правовой охраной следующих результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации: изобретений (секретных изобретений), полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем.

--------------------------------

<1> Утвержден Приказом Роспатента от 24 мая 2011 г. N 63 (с изм., внесенными Приказом Роспатента от 21 сентября 2015 г. N 137).

 

ФГБУ ФИПС, в частности, принимает, регистрирует и проводит:

- экспертизу заявок на выдачу патента на изобретение, в том числе секретное, полезную модель, промышленный образец; заявок на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на него, а также заявок на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, проверку заявок на государственную регистрацию программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем и по их результатам подготавливает проекты решений учредителя;

- рассмотрение заявлений о признании товарного знака или обозначения общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком и подготовку по результатам их рассмотрения проектов решений учредителя;

- рассмотрение заявлений, ходатайств и подготовку проектов решений учредителя, касающихся продления срока действия исключительного права на изобретение, промышленный образец, полезную модель, товарный знак, знак обслуживания, свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара, восстановления действия патента на изобретение, полезную модель, промышленные образец, а также досрочного прекращения действия патента в связи с неуплатой патентной пошлины;

- рассмотрение предусмотренных законодательством Российской Федерации документов, представленных на государственную регистрацию:

- отчуждение исключительного права по договору;

- залог исключительного права;

- предоставление права по договору;

- переход исключительного права без договора в отношении результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации;

- рассмотрение договоров коммерческой концессии;

- рассмотрение сделок, предусматривающих использование единой технологии за пределами Российской Федерации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 268.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...