Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лексика и клишированные конструкции, характерные для заявленияСтр 1 из 5Следующая ⇒
Практическая работа № 6 Тема: «Оформление канцелярских документов».
Цель: обобщить и систематизировать знания студентов об анализе фактического материала; указывать ошибки, допущенные при оформлении канцелярских документов; развивать способность составлять документы.
Ход работы
1. Напишите заявление. 1) Оформите вступительную часть заявления: а) от кого подано заявление (Николай Седых, Зураб Соткилава, Юрий Мазурок, Роман Гудзий); б) кому подано заявление? (Виктор Бондаренко, Юлия Ткач, Зиновий Гердт, Роман Виктюк, Ирина Бугримова, Мария Франк). 2) Составьте текст заявления с просьбой о предоставлении вам отпуска без сохранения содержания, используя языковые клише: а) выражающие просьбу: прошу предоставить, прошу Вашего разрешения (согласия) + на что? б) вводящие аргументацию: ввиду того, что; в связи с тем, что и др. 2. Составьте автобиографию. указание на наличие справки с места учебы.
Литература: 1. Ленкевич Л.А. Делопроизводство: учебник для учащихся нач. проф. учеб. заведений. — 3-е изд., перераб. — М.: ИЦ «Академия», 2009. Методические указания При изучении темы следует особенное внимание обратить на такие вопросы: общие тре-бования к тексту-документа; языковые особенности обиходно-деловой документации. Во время изучения темы студенты должны знать: определения «документ», «заявление», «автобиография», «резюме»; состав реквизитов и их расположение; языковое оформление канцелярских документов. Рядом с изученным материалом необходимо на практике уметь: указывать ошибки в оформлении канцелярских документов; развивать способность составлять документы.
Вопросы для самопроверки 1. Понятие «документ». 2. Общие требования к тексту-документа. 3. Языковые особенности обиходно-деловой документации.
1. Напишите заявление. 1) Оформите вступительную часть заявления: а) от кого подано заявление (Николай Седых, Зураб Соткилава, Юрий Мазурок, Роман Гудзий); б) кому подано заявление? (Виктор Бондаренко, Юлия Ткач, Зиновий Гердт, Роман Виктюк, Ирина Бугримова, Мария Франк). 2) Составьте текст заявления с просьбой о предоставлении вам отпуска без сохранения содержания, используя языковые клише: а) выражающие просьбу: прошу предоставить, прошу Вашего разрешения (согласия) + на что? б) вводящие аргументацию: ввиду того, что; в связи с тем, что и др.
2. Составьте автобиографию.
З А Я В Л Е Н И Е
Одним из самых распространенных кадровых документов является заявление. Заявление — это документ, адресованный организации или должностному лицу, содержащий просьбу какого-либо лица (личное заявление) или учреждения (служебное заявление) по осуществлению своих прав или защите интересов. Различают два основных вида заявлений:— личное заявление, содержащее просьбу (обращение) к руководящему должностному лицу, пишется собственноручно в одном экземпляре;— служебное заявление, составляется должностным лицом от своего имени или от организации (предприятия, объединения), которые он представляет, к должностному лицу другой организации, структуры и тому подобное.Последнее может быть воспроизведено механическим способом в нескольких экземплярах и иметь соответствующие реквизиты (наименование и адрес организации, исходящий номер документа и т.д.).По происхождению заявления бывают1. Внешние: а) личные, в которых обязательно указывается полный домашний адрес или данные документа (паспорта, военного билета, удостоверения и др.); подавая их, следует избегать аббревиатур и сокращений (кроме общепринятых); б) служебные, в которых подается полный почтовый и юридический адрес предприятия (фирмы, учреждения) со всеми вытекающими реквизитам.2. Внутренние, где не являются обязательными изложенные выше требования.Во внешнем личном заявлении обязательно указывается полный домашний адрес, а в служебном — полный почтовый и юридический адрес учреждения, предприятия. Во внутреннем заявлении не являются обязательными изложенные выше требования. Заявления бывают простыми, если их текст касается одного вопроса и не сопровождаются приложением, и сложными или мотивированными, если содержат перечень документов, удостоверяющих или подтверждающих изложенные в заявлении факты.Заявление пишется, как правило, от руки в произвольной форме или на тра-фаретном бланке (организация может иметь заранее разработанную и тиражиро-ванную трафаретную форму, которую заполняет лицо), подписывается собствен-норучно и подается вместе с приложениями в одном экземпляре. Заявление под-лежит общей регистрации в канцелярии или у секретаря руководителя, на имя которого оно подается. В дальнейшем на заявлении проставляются резолюция руководителя и отметка об исполнении и направлении его в дело. Писать его рекомендуется на бумаге формата А4 — формат листов документов личного дела, в которое подшивается и заявление о приеме на работу. — адресат (справа указываются должность и с новой строки фамилия и инициалы лица, на чье имя подается заявление); — адресант (заявитель) (ниже адресата пишутся должность, фамилия, имя и отчество заявителя). Если заявитель не является работником предприятия, после фамилии, имени и отчества указываются его домашний адрес и телефон; — название вида документа (посредине строки пишется слово «Заявление» с прописной буквы, после слова точка не ставится); — текст заявления (размещается с новой строки с прописной буквы с абзаца, отступив 2 — 3 строки от слова «Заявление»); — основание (отметка о наличии приложений): перечень документов, прилагаемых к заявлению на подтверждение его правомерности (если есть необходимость); — дата составления (слева ниже текста или после перечисления при наличии приложений; проставляется дата составления документа преимущественно цифровым способом); — подпись заявителя (ниже текста справа в одной строке с датой). Перечислим основные грамматические требования, которые необходимо соблюдать при написании заявлений. Адресат, сведения о заявителе указываются в начале рабочей площади в правом верхнем углу листа (от середины) каждая часть заявления пишется с отдельной строки.В реквизите «Адресат»: — должность и фамилия лица, на имя которого подается заявление, приводятся в дательном падеже (кому?): Пример: Директору ООО «Пальмира» Софьянову И. М.
Зав. отделением специальности «Д» Овтиной С.М.
Директору ГОУ «ХТТ ДонНТУ» Храмову И.В.
Зам. директора по УР Фаусовой Г.В.
Зам. директора по ВР Емец Л.Н.
— сокращенные формы обращения (г-н, гр., проф., т., или тов.) не отрываются от фамилии адресата; — независимо от того, осталось ли место на предыдущей строке, форма обращения (полная или сокращенная) пишется с новой строки вместе с фамилией должностного лица; — инициалы пишутся рядом с фамилией, их нельзя переносить на другую строку; — если имя и отчество адресата приводятся в полной форме, то их можно отрывать от фамилии и переносить из строки в строку любым способом; — сложные существительные дефисного написания, обозначающие должности, как правило, склоняются в обоих компонентах (директору-распорядителю, секретарю-координатору, советнику-посланнику), но в отдельных случаях могут иметь и несклоняемую первую часть (премьер-министру, пресс-секретарю, шеф-редактору). В реквизите «Адресант»: — фамилию, имя и отчество заявитель пишет в родительном падеже без предлога «от»; — указание на местожительство заявителя выступает в форме причастного оборота — проживающего (-ей) по адресу; — при подаче заявления в ту организацию, где работает заявитель, не нужно указывать домашний адрес, а следует указать должность и место работы (структурное подразделение). В реквизите «Название вида документа»: — реквизит «Название вида документа» может быть написан прописными буквами (обыкновенно, если текст заявления набран на компьютере или написан на заготовленном бланке: ЗАЯВЛЕНИЕ); — после реквизита «Название вида документа» в этом случае точка не ставится. Только первая буква в названии вида документа прописная (обыкновенно в рукописных заявлениях: Заявление); — точка в этом случае также не нужна; — допускается, но считается устаревающим такой способ оформления (с точкой в конце, слово «заявление» со строчной буквы). В реквизите «Текст»: — четко излагается просьба с лаконичным обоснованием; — употребляются такие глаголы неопределенной формы: предоставить, освободить, принять, зачислить, перевести, начислить, перечислить, оплатить, выплатить, оплатить и тому подобное; — при этом не следует употреблять архаизмы («весьма убедительно», «прошу не отказать», «заранее признателен» и т. п.). Тексты заявлений начинают писать с абзаца, соблюдая размеры отступа (12,5 мм). В текстах заявлений обязательно должна быть пояснительная часть. — Прошу предоставить отпуск с 20 июня 2018 года; — Прошу уволить с должности мастера цеха № 5; — Прошу перевести на должность начальника РМЦ и тому подобное.Иногда текст начинают именно с обоснования просьбы для логического определения мотивов подачи заявлений.В реквизите «Отметка о наличии приложений»: — если к заявлению прилагается один документ, то об этом пишется одним предложением. Пример: «К заявлению прилагаю справку о...»; — если к заявлению прилагаются несколько документов, их перечисляют, указывая, подлинник это или копия. Пример: К заявлению прилагаю следующие документы: 1. Трудовую книжку (подлинник). 2. Диплом об образовании (копия). 3. Справку о присвоении идентификационного кода (копия). 4. Две фотокарточки размером 4 см х 6 см. 5. Удостоверение участника ликвидации аварии на ЧАЭС (копия); — к заявлению при необходимости могут также прилагаться: военный билет (копия); документ об образовании или полученной профессии с указанием разряда (квалификации); копия документа об ученой степени и (или) звании; декларация о доходах государственного служащего и членов его семьи; справка с предыдущего места работы об использованных отпусках (при переводе с другого предприятия); копия удостоверения участника боевых действий, рекомендательные письма и др. Все заявления работников предприятия на имя его руководителя, как правило, визируются начальником соответствующего структурного подразделения, а в случае его отсутствия — заместителем. Подпись лица, завизировавшего заявление, должна быть расшифрована и рядом проставлена дата. Заявление пишется, как правило, от руки в произвольной форме или на тра-фаретном бланке, подписывается собственноручно и подается вместе с приложе-ниями в одном экземпляре. Заявление подлежит общей регистрации в канцелярии или у секретаря руководителя, на имя которого оно подается. В дальнейшем на за-явлении проставляются резолюция руководителя и отметка об исполнении и на-правлении его в дело. Лексика и клишированные конструкции, характерные для заявления При написании должности лица, которому адресовано заявление, следует обратить внимание на употребление следующих словосочетаний: заведующий (чем?) — кафедрой, отделом (чего?) Например: заведующему кафедрой русского языка филологического факультета ГПОУ «Донецкий национальный университет. декан, ректор (чего?) — факультета, университета директор (чего?) — курсов русского языка, института начальник, руководитель (чего?) — отдела заместитель (кого?) — заведующего кафедрой, декана В тексте заявления, здесь допускаются общепринятые сокращения некото-рых наименований должностей: зав. — заведующий; зам. — заместитель. При написании русских фамилий адресата и автора заявления в косвенных падежах следует помнить следующие правила склонения русских фамилий: 1) не склоняются фамилии славянского происхождения на -а, -о (часто они совпадают с названиями неодушевленных предметов или животных): Шило, Крыса; 2) не склоняются фамилии на -аго, -яго, -ых, -их, -ово, -ко (-енко). Например: Живаго, Дубяго, Черных, Долгих, Дурново, Франко, Короленко; 3) склоняются нерусские фамилии на безударные -а, -я. Например: профессору Коломбо от студента Дзанатты; 4) склоняются русские и иноязычные фамилии на согласную, если они относятся к лицам мужского пола (например: заявление Николая Ревчука); не склоняются, если относятся к женщинам (просьба Ольги Ревчук). Текст заявления начинается с просьбы, которая обычно оформляется с помощью клишированной формы: прошу + инфинитив глагола совершенного вида. Возможна также конструкция: Прошу Вашего разрешения / согласия + на (что?): на зачисление, на выезд и т.п. Приведем список наиболее употребительных глаголов и существительных, используемых для выражения просьбы: Прошу выдать (что?): визу, стипендию, зарплату, студенческий билет выслать (что?): библиографию, информацию, список, материалы, данные зачислить, принять (куда?): на работу, на стажировку, на курсы, на факультет, в университет командировать (куда?): на конференцию, на фирму освободить от (чего?): от занятий, от занимаемой должности перенести (что?): экзамен с (какого числа) на (какое число) предоставить (что?): отпуск, информацию, место в общежитии разрешить (что?): поездку, командировку сделать (что?): фотокопию При обучении написанию текста заявления следует также обратить внима-ние на следующие устойчивые словосочетания: принять на работу в качестве (кого?): переводчика в должности (кого?) секретаря-референта выдать визу с (какого числа) по (какое число) сроком на (сколько дней, месяцев) предоставить отпуск с (какого числа) по какое число, очередной отпуск, отпуск за свой счет, академический отпуск выслать материалы, необходимые для (чего?): работы над (чем?) диссертацией написания (чего?) дипломной работы выполнения (чего?) работы Конструкции для ввода аргументации: ввиду того что...; в связи с тем, что...; в соответствии с тем, что...; на основании того, что...; потому что...; так как...; учитывая (что?)... Если заявление содержит приложение, то после концовки употребляются следующие конструкции: К заявлению прилагаю + винительный падеж существительного. К заявлению прилагаются + именительный падеж существительного. Например: К заявлению прилагаю: 1) три фото; 2) копию паспорта; 3) анкету или: К заявлению прилагаются: фото, копия диплома, автобиография. Помимо общих правил по содержанию заявления существуют общие требования по оформлению документа, а именно: — Заявление может быть написано от руки или на компьютере. В последнем случае, подпись и дата ставится вручную. — Документ должен быть написан одной пастой. — Не допускаются орфографические и пунктуационные ошибки. — Не допускаются исправления, зачеркивания, а также использования штриха и прочих замазывающих чернил. — Заявление пишется в деловом стиле, а значит использование разговорного сленга запрещено.
Образец документа
А В Т О Б И О Г Р А Ф И Я
Автобиография — это документ, который автор составляет самостоятель-но. Типового формуляра для биографии не существует и составляется она от руки на листе бумаги форматом А4 либо на специальном бланке. Форма изложения — повествовательная, от первого лица. Она может быть написана как служебный документ и как литературное про-изведение. В первом случае в ней сообщаются сугубо официальные сведения: год и место рождения, образование, место работы, местожительство, семейное поло-жение. Во втором случае в автобиографию автор может включить любые сведе-ния о своей жизни. Есть такие виды автобиографий: • автобиография-рассказ (которую составляют в описательной форме); • автобиография-документ (в которой точно излагают факты); • автобиография-документ (по специальному назначению).Текст автобиографии, написанный при поступлении в высшее учебное заве-дение, может отличаться от автобиографии, предназначенной для поступления на работу. В последней основное место должна занимать информация о полученной специальности, занимаемых должностях в предыдущие годы, владении иностран-ными языками и т. п. Конструктивным принципом этого жанра является хронологический прин-цип изложения основных биографических данных, деловой квалификации и об-щественно-политической деятельности данного человека. — текст: имя, отчество, фамилия автора; число, месяц и год рождения; мес- то рождения; сведения о родителях (фамилия, имя, отчество, место работы); об-разование и специальность по образованию; вид трудовой деятельности; послед-нее место работы и должность; награды и поощрения; семейное положение и сос-тав семьи; домашний адрес и телефон; |
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 202. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |