Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ И ИХ АНАЛИЗУ




 

Одной из организационных форм, в которой осуществляется обучение произношению, являются индивидуальные занятия. Они предусмотрены учебным планом. В задачу индивидуальных занятий входит прежде всего работа над такими сторонами произношения, которые плохо усваиваются детьми без специального обучения.

Задачу и содержание индивидуальных занятий составляет работа над голосом, над звуками речи и их сочетаниями, над словом. На индивидуальных занятиях логопед добивается первичного умения воспроизвести тот или иной фонетический закрепляет полученное умение, а также проводит ряд упражнений, предупреждающих распад тех произносительных навыков, которые под влиянием неблагоприятных условий могут быть утрачены.

Индивидуальные занятия позволяют максимально обеспечить личностно-ориентированный подход к каждому ребенку в отдельности. Это касается и использования слухового восприятия, и приемов преодоления моторных затруднений, и темпа продвижения ребенка.

Требования к содержанию плана

Необходимо четко представлять базу, на которой может быть сформирован новый произносительный навык. Так, например, при постановке звука ж необходимо проанализировать, на какие произносительные навыки можно опереться (на артикуляцию звуков р, ш, с или з), что позволит прогнозировать сроки коррекции дефектных фонем.

В первую очередь исправляются наиболее грубые, неблагоприятно сказывающиеся на разборчивости речи дефекты. К ним относятся сонантность, которая может охватывать всю группу свистящих (с, з, ц), шипящих (ш, ж, ч, щ), а также звуки жиг; закрытая гнусавость, охватывающая группу носовых звуков (ж, и); открытая гнусавость, распространяющаяся на гласные звуки и на такие согласные, как в, л; универсальное озвончение (когда глухие согласные воспроизводятся с голосом).

Из дефектов голоса к числу грубых относятся фальцет, повышение голоса на некоторых звуках (чаще — на у, и, м, к). Из дефектов слова наиболее грубыми следует считать позвуковое воспроизведение, нарушения звукового состава (пропуски звуков, перестановки, грубые искажения). Все это необходимо учитывать при составлении плана индивидуальной работы.

При планировании и проведении занятий важную роль играет правильно подобранное сочетание корректируемых фонем.

Неудачной следует считать одновременную работу над звуками с, ш, х, или ш, р, х, или шил,поскольку их артикуляция предполагает различное положение языка (при ш — язык боковыми краями прижат к верхним коренным зубам, посередине языка желобок, по которому проходит выдыхаемый воздух, а при л — язык имеет форму жала, воздух проходит по бокам). Нередко неумелое сочетание отрицательно сказывается на усвоении одного из указанных звуков, тормозит сроки коррекционной работы, увеличивает энергетические затраты как ребенка, так и взрослых — педагогов, родителей.

Таким образом, намечая план работы по обучению произношению на индивидуальных занятиях, логопед учитывает не только требования программы, состояние произношения каждого ребенка его произносительные и компенсаторные возможности, но и те фонетические элементы, которые входят в содержание занятия.

Требования к индивидуальным занятиям

Тема занятия определяется исходя из плана. На одно занятие, как правило, выбирается не одна, а две темы. Например: 1 — устранение закрытой гнусавости; 2 — звук ш; или 1 — звук с; 2 — работа над словом (устранение позвукового воспроизведения); или 1 — дифференциация звуков ф и в; 2— постановка звука и.

Например, для занятия избраны темы: 1. Звук ш и 2. Звук м. Ребенок не умеет произносить ш, на его месте в словах он произносит лабиализованное с или воспроизводит его сонантно (слово шесть звучит соответственно как «сэст» или как «йэст»). На месте звука р произносит е, следовательно, получить звук ш от р не представляется возможным. Поэтому работу над звуком ш нужно начинать с самого начала. Пробы получить нужную артикуляцию на основе слухового или слухо-зрительного подражания к успеху не привели. Поэтому необходимо вначале научить ребенка удерживать язык в нужном положении между губами, затем выработать навык дутья у верхней губы, за зубами при открытом рте. В результате формируется правильная артикуляция. Затем следует серия упражнений, направленных на закрепление адекватной артикуляции в слогах, словах, фразах, самостоятельной роли.

Звукм ребенок воспроизводит правильно в изолированном положении,в обратных слогах, перед гласными а, о. Но в некоторых позициях — перед гласными у, и, в сочетании с согласнымина месте м появляется мп (неполная закрытая гнусавость). Необходимо распространить правильный навык воспроизведения носового звука м на все слова и фразы. В зависимости от этого различными становятся на каждом занятии и цели работы по темам.

На первом занятии план может выглядеть так:

Звук ш. Выработка дутья у верхней губы.

Звук м. Дифференциация звуков мпп перед гласным уна материале слогов и слов.

На втором занятии:

1. Звук т. Дутье у верхней губы.

2. Звук м. Дифференциация звуков м кп перед гласными а, о, у на материале слогов и слов.

На последующем занятии:

Звук ш. Закрепление артикуляции ш (с открытым ртом) на материале слогов и слов.

Звук м. Закрепление правильной артикуляции во всех позициях на материале разговорной речи и т.п.

По мере усвоения материала меняется и содержание занятия. В рассмотренном выше примере устранение закрытой гнусавости может быть достигнуто раньше, чем будет закончена работа по закреплению правильного произношения слов и фраз со звуком ш. Тогда в содержании занятия останется тема «Звук ш», а вместо темы «Звук м» будет включена из плана следующая, например «Звук б». И снова эти две темы окажутся на разных ступенях продвинутости ребенка — одна из них находится в стадии закрепления, другая — в начале работы, что позволяет чередовать в ходе одного занятия легкий и более трудный материал.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...