Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РАБОТА ЛОГОПЕДА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ




На каждого ученика школы для детей с тяжелыми нарушениями речи ежегодно оформляется речевая карта. В речевую карту заносятся результаты обследования ребенка на начало учебного года вне зависимости от того, в каком классе он учится. Обследование всех учащихся класса проводится учителем-логопелом в 1—2-ю недели сентября. Методика обследования учащихся изложена в «Инструктивно-методическом письме о работе учителя-логопеда логопедического пункта при общеобразовательной школе» (см. сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР № 25 за 1979 г. С. 12—16). В речевую карту на протяжении учебного года вносятся краткие записи, над какими дефектами речевого развития работал учитель с учеником в течение года, отмечается результативность этой работы.

Речевая карта

Фамилия, имя, возраст

Школа, класс

Домашний адрес

Дата зачисления на логопедический пункт

Успеваемость по родному языку (к моменту обследования)

Жалобы учителя или родителей

Заключение психоневролога

Данные о ходе развития речи

Состояние слуха

Состояние артикуляционного аппарата

Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных высказываний):

а) словарный запас (охарактеризовать и привести примеры: словарь в пределах обихода, шире и пр.; правильно ли используются слова по значению; имеются ли замены слов, какие части речи употребляет);

б) грамматический строй (указать возможности грамматического оформления речи: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов), привести примеры;

в) произношение и различение звуков:

1) произношение звуков: отсутствие, искажение, замена, смешение отдельных звуков;

2) дифференциация звуков на слух;

3) произношение слов с различным слоговым составом (привести примеры);

г) темп и внятность речи.

Письмо: образцы диктантов первичного обследования, а у учащихся, посещавших логопедический пункт, и при выпуске, сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слов необходимо проверить.

Чтение

а) успеваемость по чтению к моменту зачисления на логопедический пункт;

б) характеристика овладения техникой чтения;

в) ошибки при чтении;

г) понимание прочитанного.

Проявления заикания.

Краткая характеристика ребенка по данным психолого-педагогических наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к своему дефекту).

Заключение логопеда.

Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопедического пункта и визируются учителем или родителями).

Для учителя, ведущего часы индивидуальной работы, обязательным является составление четвертного плана индивидуальной работы с классом. Основным документом при планировании содержания логопедической работы в подготовительных, 1—3-х классах является программа по произношению (раздел «Индивидуальные занятия»).

Учитывая программные требования соответствующего класса и компенсаторные возможности речевого развития детей, логопед составляет четвертной план. При этом учитель ставит перед собой задачу в возможно короткие сроки подготовить всех учащихся к выполнению требований программы по произношению и обучению грамоте. Начиная с 4-го класса и в последующих классах четвертной план работы составляется дефектологом исходя из состояния речевого развития учащихся данного класса по результатам обследования в начале года.

В четвертном плане индивидуальной работы учитель определяет состав учащихся, с которыми будет работать в течение четверти, дает краткую характеристику речевых нарушений каждого из них, определяет, над какими дефектами речи предполагается работать, примерную продолжительность и организационные формы занятий (индивидуальная или групповая). По мере проведения занятий в четвертном плане отмечаются результаты по выполнению плана.

Четвертной план схематически выглядит следующим образом:

1. Фамилии зачисленных учащихся.

2. Краткая характеристика их речевых нарушений.

3. Над какими дефектами предполагается работать.

4. Примерные сроки работы.

5. Организационная форма занятий.

6. Результаты.

7. Примечание.

Работа с одним учеником проводится, как правило, при постановке звуков (продолжительность занятия — 10—15 мин).

При наличии детей, имеющих сходные речевые нарушения, учитель-логопед может организовывать групповые занятия, но не более чем с 2—3 детьми одновременно (продолжительность занятия — 20—25 мин).

Принципом комплектования групп является выявление у учащихся в процессе тщательного обследования основного первичного дефекта, который в большей степени тормозит нормализацию речи. Выделение ведущего дефекта у учащихся в значительной мере условно, так как чаще страдают все компоненты речевой системы, но это помогает учителю-логопеду определить индивидуальные проявления речевых нарушений и на этой основе реализовать намеченные коррекционные задачи.

Состав групп может меняться в течение года. Однако в каждой группе стоят определенные задачи, направленные на устранение однородных специфических трудностей в устной и письменной речи учащихся.

Можно организовать подгруппы детей, имеющих:

а) сходные нарушения звукопроизношения;

б) стойкие проявления дисграфии и дислексии;

в) выраженные трудности в формировании грамматического строя речи;

г) нарушения в строении артикуляционного аппарата (с диагнозами «ринолалия», «дизартрия»).

Кроме четвертного плана на класс целесообразно иметь индивидуальный план работы на каждого ученика или на группу учащихся со сходными нарушениями, в котором учитель отмечает этапы по коррекции работы того или иного речевого нарушения, а также примерные сроки, за которые будут пройдены эти этапы. Так, например, при нарушении звукопроизношения полезно наметить следующие этапы работы:

а) постановка звуков;

б) введение их в речь;

в) развитие навыка анализа и синтеза звукового состава слов, содержащих поставленный и автоматизируемый звук;

г) дифференциация вновь поставленного звука с акустически близкими к нему ранее отработанными фонемами.

При нарушении фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи важно предусмотреть работу над дифференциацией смешиваемых звуков (букв) в речи и на письме; уточнение значений слов и обогащение словарного запаса за счет овладения навыками словообразования (подбора однокоренных слов); совершенствование грамматического оформления речи (согласование в роде, числе, падеже); развитие связной речи: установление логической последовательности высказывания, отбор языковых средств для его построения.

Время каждого занятия (45 мин) используется:

1. на работу с двумя группами детей по 20—25 мин, или

2. на работу с одной группой (20—25 мин) и двумя учащимися индивидуально (по 10—15 мин с каждым), или

3. на работу с 3—4 учениками индивидуально (по 10— 15 мин с каждым).

В план работы на четверть рекомендуется включать как раздел расписание занятий с указанием конкретных учащихся, с которыми учитель занимается (ученик посещает занятия не реже трех раз в неделю независимо от групповой или индивидуальной формы занятий). Все занятия проводятся строго по расписанию в соответствии с учебным планом данного класса.

Расписание индивидуальных занятий составляется заместителем директора по учебной работе, вносится в общее расписание. Как правило, индивидуальные логопедические занятия проводятся после классных занятий. Сдвоенные часы не допускаются.

Учитель, ведущий индивидуальные занятия, составляет ежедневные планы, в которых он предусматривает виды работ, учебный и дидактический материал, который будет использован на занятии.

Речевой материал должен четко отвечать поставленной цели, не превышать программные требования и быть знакомым по смыслу (т.е. не требовать специального времени и методов на объяснение значения слов). Речь учителя на занятии минимальна. В занятия целесообразно включать и упражнения, корригирующие различные психические процессы, — внимание, память, а также деятельность.

Домашние задания в -школе для детей с тяжелыми нарушениями речи не рекомендуются. Индивидуальные занятия должны быть по форме проведения близки к естественной ситуации общения.

В классном журнале отводятся специальные страницы для фиксации и учета индивидуальных логопедических занятий. На первой странице журнала дается список учащихся класса и отмечаются даты проведения занятий. На второй странице журнала в графе «Что пройдено на уроке» ставится дата проведения и отмечается тема занятий.

Рекомендации по организации, планированию и содержанию индивидуальных логопедических занятий дают основные направления, которые целесообразно реализовать в повседневной практической деятельности с учетом конкретных условий работы, специфики школы и особенностей ее контингента.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 210.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...