Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕСТ НА РАСПОЗНАВАНИЕ ПАЛЬЦЕВ
Он поможет оценить функционирование теменно-затылочных отделов коры головного мозга ребенка. Сядьте за стол напротив ребенка, попросите его протянуть руку, закройте ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев его протянутой руки. Попросите вытянуть на другой руке тот палец, который вы трогаете. 3-летний ребенок — правильно определяет большой палец. 5-летний ребенок — различает большой палец и мизинец. 6-летний — свободно различает большой палец, мизинец и указательный. Различение среднего и безымянного пальцев представляет большую проблему для шестилетнего ребенка. Необходимо иметь в виду, что пальцы на правой руке ребенок-правша, как правило, различает несколько лучше, чем на левой. По данным зарубежных авторов, неумение ребенком распознавать пальцы — прогностический признак будущих трудностей с чтением, письмом. Тестовые задания Локти опираются на стол, ладони — свободно в воздухе, одна рука вверх ладонью, а другая — тыльной стороной. Попросите ребенка одновременно переворачивать ладони одну вверх тыльной стороной, другую вниз, причем делать это как можно быстрее. Положить перед собой кисть ведущей руки. Задание заключается в непрерывном постукивании указательным пальцем в максимально возможном темпе. Задание состоит в отстукивании ритма «раз-два-три», «раз-два-три» попеременно указательным пальцем правой руки; «раз-два» и левой «три» с плавным переходом от одной руки к другой. ДЛЯ РАЗВИТИЯ РУЧНОГО ПРАКСИСА ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫ ТАКИЕ УПРАЖНЕНИЯ: Перебирая пальцами, крутите карандаш, бобину с нитками, гладкий брусок. Упражнение выполняется сначала всеми пальцами, затем тремя, двумя, меняя их. Отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации. Рисование и штриховка карандашами (полицвет, фломастеры не рекомендуются, так как они пишут, если стержень расположен перпендикулярно листу). Хорошо научить работать в определенном темпе, под счет, но темп и инструкцию ребенок должен задавать себе сам. Для развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координации эффективны задания «дорисуй недостающие детали» (вначалек рисункам, затем к буквам). ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА. НЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС
В связи с тем, что в состоянии моторики установлен ряд отклонений, мы сочли необходимым описать способы и приемы ее обследования у детей дошкольного возраста. Обследование необходимо для установления характера нарушений произвольной моторики, а также выявления степени задержки или отставания в моторном развитии. Эти данные служат дополнительным материалом для дифференциальной диагностики речевых нарушений. Они помогают определить средства дифференциального коррекционного воздействия в процессе занятий и выбрать способы индивидуальной работы. Обследование проводится в три этапа и отражает динамику состояния моторной сферы: в начале, середине и в конце коррекционных занятий. По анамнестическим данным уточняются речевое развитие ребенка от рождения до трех лет, особенности развития моторных функций, характер манипулятивной и игровой деятельности, наличие навыков самообслуживания (в соотношении с возрастными нормами). Обследование состояния произвольной моторики включает следующие моменты: — обследование произвольной мимической моторики (качество и объем движений мышц лба, глаз, щек); — обследование речевой моторики (сила, точность, объем, переключаемость движений губ, языка, щек); — состояние отдельных компонентов общей произвольной моторики: статическая и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений; — обследование тонкой моторики пальцев рук (качества и степени дифференцированного движения, возможности действий с предметами). Обследование произвольной мимической моторики Для обследования детей от 4 до 6 лет нами были использованы тесты Л.А.Квинта в модификации Г.Гельнитца (методика адаптирована применительно к разным возрастам): 1. Поднять брови («Удивление»). 2. Слегка сомкнуть веки. 3. Прищурить глаза («Яркое солнце»). 4. Плотно сомкнуть веки («Стало темно»). 5. Сжать губы. 6. Придать губам такое положение, которое требуется для игры на духовом инструменте. 7. Вытянуть губы как для произнесения звука «о». 8. Надуть щеки. 9. Оскалить зубы («Заборчик»). 10. Вытянуть губы, как для свиста. Задания повторяются подряд 3 раза. Желательно проводить обследование в игровой форме. Оценка производится по трехбалльной системе. Полноценное, четкое выполнение оценивается 1 баллом; частичное, недостаточно четкое — 2 баллами; невыполнение более 7 заданий — 3 баллами. Дается общая характеристика мимики по наблюдению за ребенком (живая, вялая, напряженная, спокойная, отсутствие мимики — амимия, гримасничанье, дифференцированная и недифференцированная мимика). Обследование речевой моторики 1. Открывание и закрывание рта. 2. Рот полуоткрыть, широко открыть, закрыть. 3. Имитация жевательных движений. 4. Попеременное надувание щек. 5. Втягивание щек. 6. Оттягивание углов рта как для произнесения звука «и», затем губы сделать круглыми — «о»; вытянуть губы — «у». 7. Высовывание «широкого» и «узкого» языка, удержание заданной позы на счет до пяти. 8. Покусывание кончика языка. 9. Касание кончиком языка поочередно правого и левого углов рта, верхней и нижней губы («Часы»). 10. Упор кончика языка в нижние зубы с одновременным выгибанием спинки языка («Кошка сердится»). 11. Присасывание спинки языка к небу, пощелкивание («Поцокаем», «Поехали на лошадке»). 12. Поднять кончик языка вверх, облизать верхнюю губу сверху вниз («Вкусное варенье»). 13. Произнесение гласных звуков на твердой и мягкой атаке. Задания преподносятся в игровой форме, каждое движение повторяется 3 раза. Оцениваются сила речевых движений (слабые, сильные), точность (неточные, точные), объем (неполный, полный) и переключаемость (медленная, быстрая). Отмечаются наличие синкинезий, девиации языка, быстрота формирования артикуляционного уклада, длительность удержания позы. Оценка: 1 балл — четкое выполнение движении; 2 балла — незначительные изменения объема, силы и точности движений; 3 балла — отсутствие удержания поз; выраженные изменения силы, точности, объема; трудности переключения речевых движений; девиация языка. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 222. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |