Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура и содержание выпускной квалификационной (бакалаврской) работы




В соответствии с ФГОС ВО защита выпускной квалификационной работы является заключительным этапом проведения государственных итоговых испытаний бакалавров по направлению подготовки. Направление: 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование. Профили: «Дошкольная дефектология», «Логопедия».

1.2. Для высшего образования, подтверждаемого присвоением квалификации (степени) «бакалавр» выпускная квалификационная работа выполняется в форме бакалаврской работы.

1.3. В соответствии с ФГОС ВО выполнение выпускной квалификационной (бакалаврской) работы направлено на формирование у выпускника следующих компетенций:

общекультурных компетенций:

способностью использовать базовые экономические и правовые знания в социальной и профессиональной сферах (ОК-4);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языке для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

профессиональных компетенций:

коррекционно-педагогическая деятельность:

способностью к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности (ПК-4);

диагностико-консультативная деятельность:

способностью к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития (ПК-5);

способностью осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы (ПК-6);

исследовательская деятельность:

способностью к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности (ПК-8).

№ п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) Конкретизация трудовых функций в рамках изучаемой дисциплины / модуля Наименование(я) оценочного(ых) средств(а)
1 Способность использовать базовые экономические и правовые знания в социальной и профессиональной сферах ОК-4 Трудовая функция Трудовые действия: оформление программно-методической документации, определяемой в соответствии с федеральными, региональными и локальными нормативными актами и отражающей реализацию образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учётом особых образовательных потребностей лиц с ОВЗ. Необходимые умения: осуществлять ведение нормативной документации, включая электронный документооборот. Необходимые знания: - законодательство о правах ребёнка, о правах инвалидов; - законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; - федеральные государственные образовательные стандарты Успешная защита квалификационной работы
2 Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языке для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия ОК-5 Трудовая функция Трудовые действия: организация деятельности обучающихся с ОВЗ по развитию компетенции, необходимой для жизни человека в обществе, на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширения повседневного жизненного опыта, социальных контактов обучающихся в доступных для них пределах, в том числе с нормально развивающимися детьми и взрослыми. Необходимые умения: планировать содержание и осуществлять непрерывный образовательно-коррекционный процесс в соответствии с адаптированной основой общеобразовательной программой, адаптированной образовательной программой, специальной индивидуальной программой развития, программой коррекционной работы. Необходимые знания: - основы поликультурного образования; - методы и технологии поликультурного обучения; - особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации адаптированных основных общеобразовательных программ.  
3 Способность к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-корреционной деятельности ПК-4 Трудовая функция Трудовые действия: определение целей, задач и содержания программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учётом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ Необходимые умения: - определять целевую направленность образовательных программ, а также их компонентов с учётом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ - определять методы, средства контроля и оценки достижений лиц с ОВЗ в освоении ими образовательных программ, а также их компонентов с учётом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ Необходимые знания: современные требования к организации и осуществлению обучения, воспитании, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учётом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ  
4 Способность к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития ПК-5 Трудовая функция Трудовые действия: - осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений; - современные методики выявления нарушений развитии, особенностей общего развития детей дошкольного возраста с ОВЗ. Необходимые умения: - осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений; - определять формы, методы, приёмы и средства психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ, выявления особенностей психофизического развития детей с ОВЗ с учётом их возраста и индивидуальных особенностей. Необходимые знания: - осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений; - выбор методик для диагностики особенностей развития лиц с нарушениями слуха с учётом состояния их речи, слуха и индивидуальных особенностей; - составление психолого-педагогической характеристики детей с ОВЗ  
5 Способность осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы ПК-6 Трудовая функция Трудовые действия: Своевременное выявление детей с ОВЗ, испытывающих трудности в обучении, а также одарённых детей с ОВЗ для организации их индивидуального психолого-педагогического сопровождения и возможного изменения образовательного маршрута. Необходимые умения: - организовывать и осуществлять диагностику особенностей развития лиц с ОВЗ с учётом их возраста и индивидуальных особых образовательных потребностей; - подбирать, адаптировать и предъявлять стимульный материал для проведения диагностического обследования обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями к проведению дефектологического обследования; - анализировать и оценивать результаты, проведённой диагностики по выявлению психофизических особенностей лиц с ОВЗ с учётом их возраста и индивидуальных особых образовательных потребностей. Необходимые знания: Клинико-психолого-педагогические особенности лиц с ОВЗ разного возраста, в том числе со сложными дефектами, включая обучающихся с нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, особенности зрительного восприятия при слепоте, слабовидении, функциональных нарушениях зрения  
6 Способность к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности ПК-8 Трудовая функция Трудовые действия: - осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений; - анализ документов лиц с нарушениями зрения, оформленных организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры, спорта, правоохранительными органами; - составление психолого-педагогической характеристики детей с ОВЗ Необходимые умения: - организация деятельности детей с ОВЗ по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию - определять формы, методы, приёмы и средства организации деятельности обучающихся с нарушениями зрения по освоению общеобразовательных программ, адаптированных для их образования, способствующих коррекции нарушений развития социальной адаптации. Необходимые знания: - организация деятельности детей с ОВЗ по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию; - федеральные государственные образовательные стандарты; - теории, закономерности, принципы построения и функционирования систем образования детей дошкольного возраста с ОВЗ, современные тенденции развития образования детей дошкольного возраста с ОВЗ.    

1.4. Целью выпускной квалификационной работы является систематизация, обобщение и закрепление теоретических знаний в области специальной педагогики, специальной психологии и смежных дисциплин, а также формирование практических умений и профессиональных компетенций выпускника.

 

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы решаются следующие задачи:

 

– провести анализ общей и специальной психолого-педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования;

– подобрать и адаптировать методики для проведения всестороннего клинико-физиологического и психолого-педагогического диагностического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья;

– самостоятельно провести исследование состояния психофизического, интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

– осуществить самостоятельный выбор предложенных ниже вариантов практической работы:

· разработка для каждого ребенка индивидуального плана коррекционных мероприятий с учетом состояния здоровья, познавательных возможностей, личностной и эмоционально-волевой сферы;

· определение содержания коррекционной работы с детьми с учетом структуры дефекта;

· выделение комплекса разнообразных видов игр и упражнений, используемых в коррекционно-развивающей работе с детьми;

· определение специфики обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом структуры дефекта.

1.5. К защите выпускной квалификационной работы допускаются студенты, успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профили: «Дошкольная дефектология», «Логопедия» и успешно прошедшие первый вид итоговых аттестационных испытаний – государственный экзамен:

– по профилю «Дошкольная дефектология» – «Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»;

– по профилю «Логопедия» – «Логопедия».

1.6. Перечень тем выпускных квалификационных работ разрабатывается и утверждается выпускающей кафедрой (специальной педагогики, психологи и предметных методик) по основной образовательной программе и доводится до сведения студентов не позднее, чем за 9 месяцев до защиты выпускной квалификационной работы (ВКР). При этом студенту на основе личного заявления предоставляется право предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Предложенная студентом тема выпускной квалификационной работы согласовывается и утверждается в установленном порядке. Темы выпускных квалификационных работ могут быть рекомендованы заинтересованными организациями и учреждениями, в частности будущими работодателями или руководителями базовых учреждений проведения производственных практик. В этом случае сохраняется общий порядок утверждения тем ВКР.

1.7. На заседании выпускающей кафедры принимается решение об утверждении тем выпускных квалификационных работ (о чем делается соответствующая запись в протоколе заседания кафедры), формируются списки студентов с выбранной темой выпускной квалификационной работы, на основании которых деканатом факультета разрабатывается проект приказа. Закрепление тем выпускных квалификационных работ за студентами и назначение им научных руководителей осуществляется приказом ректора не позднее, чем за 6 месяцев до начала государственной итоговой аттестации. В исключительных (документально подтвержденных) случаях не позднее, чем за три месяца до защиты, тема выпускной квалификационной работы может быть изменена, а также заменен научный руководитель. Изменение темы и замена научного руководителя осуществляются выпускающей кафедрой на основании личного заявления студента, доводятся до сведения декана факультета и утверждаются приказом ректора.

1.8. При подготовке выпускной квалификационной работы каждому студенту назначается научный руководитель из числа профессоров, доцентов и старших преподавателей выпускающей кафедры, имеющих высокую квалификацию.

1.9. Научный руководитель выполняет следующие обязанности:

– утверждает график работы над ВКР;

– регулярно проводит консультации для студентов в объеме, определенном «Нормами времени для расчета объема учебной работы и планирования основных видов учебно-методической, научно-исследовательской, воспитательной и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом ЧГПУ» (утвержденными 27.03.2014 г. Ученым советом ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»);

– осуществляет контроль выполнения графика работы студентом и информирует руководство и ППС кафедры о ходе написания ВКР;

– готовит отзыв о завершенной работе (по утвержденной форме), который представляется во время проведения защиты в государственную экзаменационную комиссию.

1.10. Выпускные квалификационные работы бакалавров подлежат рецензированию. Рецензируют ВКР кандидаты и доктора наук, работающие в ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ» и других вузах, а также ведущие специалисты-практики со специальным стажем работы  не менее трех лет.

1.11. Рецензия пишется по установленной форме и должна содержать следующие пункты:

- актуальность исследования;

- практическая значимость темы исследования;

- уровень теоретического анализа проблемы;

- степень владения методами научного исследования;

- логика изложения;

- достоверность и обоснованность выводов;

- грамотность и культура оформления работы;

- степень сформированности профессиональных компетенций автора работы в областях диагностико-консультативной и исследовательской деятельности;

 - замечания и рекомендации.

1.12. Рецензия должна быть представлена на выпускающую кафедру в срок не менее чем за 10 дней до даты защиты. Выпускник должен быть ознакомлен с рецензией на свою работу не позднее 5 дней до защиты на заседании государственной экзаменационной комиссии.



Структура и содержание выпускной квалификационной (бакалаврской) работы

2.1. Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа должна содержать введение, две или три главы, заключение, список литературы, приложения (в случае необходимости). В каждой главе должно быть не менее 2 параграфов (объем параграфа - не менее 9 страниц).

2.2. Бакалаврская работа может быть выполнена на трех уровнях:

Научно-исследовательский уровень предполагает глубокую исследовательскую деятельность студентов с проведением констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

Учебно-методический уровень  предполагает разработку элементов учебно-методического обеспечения педагогического процесса: учебно-методических комплексов, их отдельных фрагментов, методических рекомендаций и т.п. Экспериментальная работа включает констатирующий и формирующий эксперименты.

Учебно-исследовательский уровень предполагает проведение анализа состояния изучаемого вопроса в теории и практике с применением констатирующего эксперимента, изучения и обобщения передового педагогического опыта.

2.3. Во введении должно быть обоснование выбора темы, ее актуальности, практической значимости, степени разработанности в специальной (коррекционной) педагогике и психологии, объект, предмет, цель и задачи выпускной квалификационной работы, теоретическая и практическая базы исследования. Следует представить применяемые методы исследования и структуру работы. Объем введения не должен превышать 3-4 страниц машинописного текста.

2.4. В теоретической части исследования должен быть представлен обзор литературы, анализ научных исследований и методических разработок  в соответствующей области знаний (специальной (коррекционной) педагогике и психологии и смежных областях науки, например, в общей педагогике и психологии, в медицине и т.д.).

2.5. В исследовательской части работы выпускник должен представить описание экспериментального исследования: подбор и модификацию диагностических методик с учетом особенностей психофизического развития исследуемой группы детей, их необходимость и достаточность, критерии и параметры оценки для проведения экспериментального исследования.

В данной главе описываются результаты диагностического обследования, которые представляются в рисунках (графиках, гистограммах, схемах), таблицах и проводится качественный и количественный анализ полученных данных.

По итогам диагностического обследования детей делается вывод о необходимости проведения коррекционных мероприятий.

В исследовательской части работы выпускник выделяет практические рекомендации к проведению коррекционных мероприятий с изучаемой категорией детей.

Студенты самостоятельно выбирают направления и содержание коррекционной работы. Ими могут быть разработаны индивидуальные планы коррекционных мероприятий на каждого ребенка с учетом состояния здоровья, познавательных возможностей, личностной и эмоционально-волевой сферы. В квалификационной работе может быть представлен комплекс разных видов игр и упражнений как средства коррекции (компенсации) того или иного нарушения в развитии детей. Показана специфика методики обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, определены варианты взаимодействия разных специалистов (медицинских, специальных психологов, дефектологов и педагогов) в условиях учреждений образования, здравоохранения и социального развития. Систематизированы  разнообразные формы работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, описаны особенности организации и содержания предметно-развивающей среды в учреждениях образования, здравоохранения и социального развития.

В том случае если квалификационная работа выполняется на научно-исследовательском уровне, то в данной части исследования необходимо представить результаты формирующего и контрольного экспериментов. Для этого студентам необходимо провести повторное диагностическое обследование детей по итогам экспериментального обучения и представить количественные и качественные характеристики полученных данных.

  В случае выполнения работы на учебно-методическом уровне студент представляет результаты констатирующего и формирующего экспериментов и разработанные имэлементы коррекционно-развивающей работы с учетом структуры дефекта изучаемой категории детей.

  Учебно-исследовательский уровеньпредполагает предоставление студентом результатов констатирующего эксперимента, обобщения передового педагогического опыта по теме исследования.

2.6. В заключении излагаются результаты проделанной работы, даются рекомендации по их использованию в практической деятельности (объем не менее 4 страниц).

2.7. В библиографический список (объемом в 30–40 наименований) включаются теоретические работы (монографии, сборники научных трудов, учебно-методическая литература, отдельные статьи). Кроме того, работа может содержать список интернет-ресурсов.

2.8.Приложение к квалификационной работе является обязательным и оформляется как раздел работы. В приложении могут быть представлены методики диагностического исследования, диагностический материал, конспекты занятий, анкеты, перечень дидактических пособий, игр, упражнений, используемых при проведении занятий.

2.9. Выпускная квалификационная работа бакалавра может основываться на обобщении и развитии выполненной курсовой работы и подготавливаться к защите в завершающий период теоретического обучения.

2.10. Оптимальный объем квалификационной работы бакалавра должен составлять 45–50 страниц машинописного текста без учета приложений. 

2.11. Общими требованиями к содержанию выпускной квалификационной работы студента-выпускника должны быть следующие: актуальность, практическая значимость, четкая структура, завершенность, логичное, последовательное изложение материала, обоснованность выводов и предложений.

2.12. Результаты работы должны свидетельствовать о наличии у ее автора следующих компетенций:

общекультурных компетенций:

способностью использовать базовые экономические и правовые знания в социальной и профессиональной сферах (ОК-4);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языке для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

профессиональных компетенций:

коррекционно-педагогическая деятельность:

способностью к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности (ПК-4);

диагностико-консультативная деятельность:

способностью к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития (ПК-5);

способностью осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы (ПК-6);

исследовательская деятельность:

способностью к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности (ПК-8).

 

2.13. Обязательным требованием к выполнению выпускной квалификационной работы является самостоятельность студента-выпускника в сборе, систематизации и анализе фактического материала, формулировании выводов и рекомендаций.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 179.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...