Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государство, его происхождение, признаки (элементы) и функции. Национальное государство или нация-государство




Государство — основной институт политической сис­темы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, обществен­ных групп, классов и ассоциаций. Это особая организация политической власти, обладающая суверенитетом и придающая своим велениям общеобязательный характер.

Теории происхождения государства. Теологическая теория (Ф.Аквинский и др.) исходит из идеи божественного происхождения государства. Государство трактуется как институт, дарованный Богом для организации жизни людей, а потому священный и неприкосновенный. Верховный правитель по своей природе является наместником Бога на земле и проводником его воли в отношении всех своих подданных.Патриархальная теория(Р.Фильмер, Н.Михайловский) рассматривает государство как форму расширенной патриархальной власти. Государство является результатом соединения родов в племена, племен в большие общности, вплоть до государства. В теории общественного договора(Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо) государство выступает следствием договора между людьми по поводу условий и форм организации совместной жизнедеятельности. Согласно договору люди добровольно передают часть своей свободы и прав государству, чтобы обеспечить общественный порядок и неприкосновенность собственности. По мнению сторонников теории насилия(Л.Гумплович, Ф.Оппенгеймер) государство возникает в результате завоевания одних народов другими. Государство есть форма господства более сильных и лучше организованных групп («победителей») над слабыми («побежденными»).Классовая теория(К.Маркс, В.И.Ленин) связывает возникновение государства с появлением частной собственности, общественного разделения труда, расколом общества на классы с непримиримыми интересами. Государство – это форма организации политической власти в классовом обществе, машина для поддержания господства одного класса над другими.

Признаки государства Основными атрибутами (элементами) государства являются территория, население, власть. Территория составляет физическую, материальную основу государства. Это земля, недра, водное и воздушное пространство. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исклю­чительна (на территории государства господствует власть только этого государства), неотчуждаема (государство, ли­шившееся территории, перестает быть государством):Население государства — это совокупность людей, про­живающих на данной территории. Несмотря на сущест­вующие социальные различия, население страны составля­ет единое сообщество, народ, выступающий как источник и носитель власти в государстве. Важным атрибутом государства является наличие от­деленной от общества публичной власти. Такая власть не совпадает с населением, персонифицируется в виде осо­бого слоя людей, профессионально занимающихся управ­лением. Отличительными признаками государства как политического института являются: Суверенитет, то есть верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Монопольное право на издание законов и других правовых актов, обязательных для всего населения. Монопольное право на применение принуждения. Обла­дая исключительным правом на легальное или узаконен­ное насилие, государство располагает для этого необходи­мыми органами и средствами (армия, полиция, тюрьмы и т.п.). Монопольное право на взимание налогов и сборов с на­селения. Налоги необходимы для материального обеспе­чения государственной деятельности и содержания управ­ленческого аппарата.

Функции государства. Место и роль государства в политической системе общества во многом определяется его функциями. Общеприня­тым является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциямотносятся: обеспечение законности и правопорядка; хозяйственно-организаторская функция (выработка экономической политики, регулирование экономических отношений, формирование госбюджета, управление налогообложением и т.д.); социальная функция (социальная защита населения, развитие здравоохранения, пенсионное обеспечение, решение экологических проблем); культурно-воспитательная функция (развитие науки и культуры, системы образования, охрана исторических и художественных памятников, организация досуга и др.)Внешние функциигосударства составляют: защита ин­тересов данного государства на международной арене, обеспечение обороны страны, развитие сотрудничества и интеграции с другими странами, уча­стие в международном разделении труда.

Национа́льноегосуда́рство (госуда́рство-на́ция) — конституционно-правовой тип государства, означающий, что последнее есть форма самоопределения и организации той или иной нации на определённой суверенной территории и выражает волю этой нации. В идеале такое государство предполагает, что все граждане такого государства имеют общий язык, культуру и ценности, а также, что все они являются частью единого общества, с его институтами и его проблемами. Национальные государства обладают монополией на формулирование обязательных к исполнению правил и на применение силы в пределах своей территории. Таким образом они распространяют своё прямое правление на всё население на своей территории и стремятся организовать жизнь людей определённым образом для экономического развития или обороны. Система национальных государств начала складываться после Вестфальского мира (1648)

Понятие формы государства. Форма правления и её виды. Форма государственного устройства и её разновидности. Особенности формы правления и формы государственного устройства Республики Беларусь.

Под формой государства понимается способ организации и осуществления государственной власти.

Форма государства—это организация и устройство государственной власти, (адменистративно-территориальное или национально территориальное) устройство государства и принципы взаимоотношений между государством и его адменистративно-территориальными единицами, а также способы и принципы осуществления государственной власти

Форма государства складывается из трех элементов:

-формы государственного правления

-формы государственного устройства

-политический режим

Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан.

Различают две основные формы государственного правления: монархия и республика

Монархия (от греч. monarhia – единовластие) – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (короля, императора, шаха, царя и т.п.), который, как правило, пользуется своей властью пожизненно и передаёт по наследству.

-абсолютная (власть правителя ничем не ограничена, он не несёт юридической ответственности за недостатки правления и не может быть отстранён от власти, монарх выступает единственным носителем суверенитета, обладает широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сферах.)

-ограниченная (монарх делегирует часть своих полномочий другому высшему государственному органу и может быть привлечён к юридической ответственности)-

-дуалистическая (делегируются законотворческие функции парламенту, власть монарха ограничена деятельностью парламента, однако он сохраняет контроль над правительством)

-парламентская (парламент наделён широкими властными полномочиями власть главы государства практически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере исполнительной власти

Республика– это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

-президентская (глава государства возглавляет исполнительную власть, правительство формируется президентом, президент может наложить вето на законопроекты; жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти; отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек и противовесов, взаимозависимости)

-парламентская (исполнительная власть подчинена законодательной; президент глава государства,но исполнительная власть сосредоточена у создаваемого парламентом правительства; президент осуществляет главным образом представительские и церемониальные функции)

-смешанная

Форма государственного устройства раскрывает территориально-организационную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных властей. Основные формы государственного устройства в современном мире – это унитарное (простое) государство, федерация и конфедерация (сложные государства).

Унитарное государство – это единое, простое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Унитарное государство имеет единую Конституцию, единую правовую систему, единую систему высших органов власти и управления, единое гражданство

Федерация – это сложное, союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью (штатов, кантонов, республик, земель и т.п.).Наличие двух систем государственной власти:федеральной и субъектов федерации.Каждый субъект федерации имеет собственную законодательную, судебную и исполнительную власть.

Конфедерация – союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для осуществления конкретных совместных целей. Государства – члены конфедерации – сохраняют государственный суверенитет, самостоятельное гражданство, независимую систему органов власти, свое законодательство.

Республика Беларусь—парламентско-президентская смешанная республика(президент глава государства; исполнительную власть осуществляет правительство—Совет Министров РБ; правительство в своей деятельности подотчётно президенту и ответственно перед парламентом. Законодательным органом власти Республики Беларусь является Парламент, состоящий из двух палат: Палаты представителей и Совета Республики. По форме государственного устройства Республика Беларусь является унитарным (единым) государством.

Законодательная власть – это одна из ветвей гос. власти, которая обеспечивает внутреннюю и внешнюю политику РБ путем принятия законов. В мировой практике органом законодательной власти является парламент: однопалатный или разделенный на палаты. В РБ – национальное собрание, 2 палаты. Срок полномочий – 4 года. Законодательная власть в РБ исключительно центральная, местные органы не в праве принимать законы. Кроме парламента законотворческие функции у президента, который вправе издавать декреты, обладающие юридической силой закона.

Исполнительная власть – это одна из ветвей гос. власти, которая руководит текущей жизнью государства и общества и обеспечивает исполнение закона.

Исполнительная власть подразделяется на 2 вида:

1) центральная – на всю территорию

2) местная

Органы центральной исполнительной власти:

1) Совмин

2) Министерства, государственные комитеты, департаменты.

3 уровня исполкомов:

1) первичный (сельские, поселковые, районные в городе)

2) базовый (городские и районные)

3) областной (областные и г. Минска)

Судебная власть – одна из ветвей гос. власти, которая разрешает возникающие в государстве конфликты и споры, восстанавливает нарушенные права и наказывает правонарушителей

Судебную власть осуществляют:

1) суды общей компетенции (верховный суд возглавляет, ему подчинены областные, городские, районные, районные в городе и военные суды). Суды общей компетенции рассматривают уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях.

2) Специальные суды

- Хозяйственные суды – высший хозяйственный суд возглавляет систему хозяйственных судов, ему подчинены хозяйственные суды областей и г. Минска. Их основная функция – рассмотрение хозяйственных споров между субъектами хозяйствования и некоторые категории дел об административных правонарушениях (сфера предпринимательской деятельности)

- Конституционный суд. Основная функция состоит в осуществлении контроля за конституционностью НПА. Правовое положение конституционного суда закреплено конституцией (раздел 4 глава 6 ст.116) и законом «о конституционном суде».

Местное самоуправление

Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы. К компетенции местных Советов депутатов относится: утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчётов об их исполнении;установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;назначение местных референдумов.

Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Обладает широким кругом полномочий, основными из которых являются:

- определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;

- назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус;

- подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;

- имеет право отменять акты правительства;

- является Главнокомандующим Вооружёнными Силами Республики Беларусь

- назначает республиканский референдум;

- может издавать декреты, имеющие силу закона.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 400.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...