Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие политического института, основные виды политических институтов.




Политический институт — устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определённый сегмент отношений политической власти в обществе. Устойчивость политического института.достигается за счёт: норм, регламентирующих характер взаимодействия

ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

Сфера политики – социальное пространство, образующееся совокупностью организованных действий и взаимоотношений людей. Одной из форм такой организации выступают политические институты. В состав политического института входят: • определенные группы людей,

уполномоченных обществом выполнять социально-политически значимые функции; • организации для выполнения людьми тех

или иных функций; • совокупность материальных и иных средств деятельности, позволяющих организациям или

группам лиц выполнять установленные политические действия; • совокупность политических ролей и норм, реализация которых

имеет важное значение для

определенных социальных групп и общества в целом.

Политический институт – система учреждений и организаций, упорядочивающих политические и другие общественные

отношения с помощью материальных и идеальных средств и на основе определенных норм. К политическим институтам

относятся государство, государственные и политические органы и политические учреждения, политические партии.

Политические институты действуют в сфере политических отношений, обеспечивают осуществление политической власти.

Они предназначены для удовлетворения политических потребностей и интересов отдельных индивидов или их групп.

Элементы политических институтов: цели, функции и роли, вытекающие из целей, средства, учреждения, санкции.

Целями политических институтов являются вопросы, составляющие сферу их деятельности. Это могут быть контроль над

общественной и политической жизнью, выработка методов удержания, захвата и укрепления власти, формирование

политического сознания граждан, их политического выбора. Средства политических институтов составляют материальные,

идеальные и символические формы управления, имеющие социальную и политическую значимость.

Политические институты изменяются вместе с изменением общественных структур, с которыми они связаны политическими

отношениями. Политические институты пронизаныполитическими ценностями (вид социальных ценностей, признаваемых

не отдельными людьми, а большими группами, целыми сообществами). Объективной основой политических ценностей

являются общие жизненные потребности и долговременные интересы больших социальных групп и индивидов.

Политические ценности преимущественно имеют субъективное значение, поэтому необходимы формы их объективации.

Одной из форм объективации ценностей служат политические символы.

Политические символы – ценности и признанные в обществе отношения, которые они выражают. Воплощая в себе

общественно-исторический опыт, ценности выступают объективными элементами политических институтов. Через

ценности устанавливается определенное отношение индивидов к политическим институтам. Приверженность граждан к

данным политическим ценностям является необходимым условием стабильной работы политических институтов и способности

выполнять свои роли.

Виды политических институтов и структура процесса институционализации

Государство как политический институт

В политической науке можно выделить две трактовки понятия «государство».

В широком смысле государство – это политическое образование, соответствующее трем основным признакам:

1) наличие единой территории с определенными границами;

2) население, проживающее на данной территории;

3) суверенная власть.

Такое толкование понятия государства носит преимущественно юридический характер.

В узком смысле государство трактуется как совокупность политических институтов, осуществляющих верховную

власть на определенной территории. Классическое определение государства в узком смысле сформулировал М. Вебер:

«Современное государство, – писал он, – есть организованный по типу учреждения союз господства, который внутри

определенной сферы добился успеха в монополизации легитимного физического насилия как средства господства».

Позицию Вебера можно охарактеризовать как политологический подход. Он выводит понятие государства из

отношений господства людей над людьми, которое опирается на легитимное насилие. При этом само господство

организовано и осуществляется в соответствии с существующими нормами и процедурами («по типу учреждения»),

т. е. носит институционализированный характер. Предложенное Вебером определение получило широкую поддержку

в современной науке. Французский социолог П. Бурдье рассматривает государство как «Икс (подлежащий

определению), обладающий монополией на легитимное использование физического и символического насилия на

определенной территории и в отношении соответствующего населения». В этом определении Бурдье расширяет

толкование применяемого государством насилия: оно у него носит не только физический, но и символический характер.

Исторические исследования подтверждают тот факт, что создание централизованных государств в Европе и других

регионах связано с монополизацией одной из группировок права на применение насилия, увеличением собираемости

налогов и усилением военной мощи. Некоторые исследователи считают процесс установления территориальной

монополии силы, т. е. формирование государства, законом истории, а появление современных государств относят к ХV

столетию. Монополия силы включает в себя защиту территории от внешних врагов и устранение конфликтов с

использованием насилия в пределах определенной территории.

В политической науке особое внимание уделяется проблеме происхождения государства. В зависимости от ее решения

определяется природа государства и способы его легитимации. Эта проблема находилась в поле зрения античных и

средневековых мыслителей, философов и юристов Нового времени. В современной политической науке к этой

проблеме обратились представители неоинституционализма.

Представители неоинституционализма трактуют происхождение государства с позиций социального конструктивизма.

Д. Норт рассматривает правителя как собственника, который торгует защитой и правосудием. В обмен на эти блага

правитель обретает верховную власть, которая ограничивается со стороны подданных как возможными издержками

выхода из подчинения правителю и его смены, так и уровнем политической конкуренции. Несколько иную картину

рисует Дж. Бьюкенен. С точки зрения его теории гражданин (принципал) конструирует государство (агента), передавая

ему функции, в том числе и гаранта исполнения контрактов. В результате он вынужден подчиняться решениям государства,

становясь, таким образом, агентом.

Приверженцы неоинституционализма рассматривают две полярные модели государства: контрактную и

эксплуататорскую. С точки зрения контрактной модели, государство использует делегированное ему гражданами право на

применение насилия в их интересах. Целью подобного государства является такое перераспределение прав

собственности, которое максимизирует доход общества. Для этого собственность передается в руки тех

экономических субъектов, которые могут ею пользоваться наиболее эффективно. Контрактное государство действует

в рамках конституционного поля и рыночной экономики. В противовес ему эксплуататорское государство использует

монополию на насилие в собственных интересах, т. е. для максимизации собственной прибыли. Интересы правителя

ставятся выше интересов общества, а государственный аппарат стремится поставить под свой контроль все сферы общества.

Перераспределение собственности и поборы государства приобретают систематический характер.

Политическая система,ее элементы, структура и функции. Политический режим и его критерии. Характеристика политических систем по критериям политического режима. Особенности политической системы Республики Беларусь

Политическая система общества – организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность отношений политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Формы политических систем:

· Демократия

· Теократия

· Тоталитаризм

· Авторитаризм

Выделяют следующие компоненты политической системы, определяющие каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны:

· организационный (институциональный) компонент — политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

· культурныйкомпонент — политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороныполитической власти

и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).

· нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

· коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

· функциональный компонент — политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

Выделяют следующие функции политической системы:

· Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества

· Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения

· Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач

· Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений

· Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества

· Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры

· Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).

· Легитимация политической власти (то есть достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

Политические режимы – совокупность средств и методов осуществления политической власти, отражающих степень демократичности взаимоотношений гос-ва с личностью и обществом.

Характер пол.режима определяется:

интересами политических групп, на которых опирается режим демократичностью средств и методов властвования ролью насилия и принуждения в гос. Управлении соблюдением правителем законов отношением власти к правам и свободам человека уровнем пол. Участия и пол. Культуры граждан возможностями свободного соперничества правящей и оппозиционной элит

Признаки демократического режима:

Источник власти – народ; наличие «среднего класса» - соц. Основа демократии; гос. Устройство по принципу «разделения властей»; разрешено все, что не запрещено законом; пол. Плюрализм, благоприятные условия для развития гражданского общества

Признаки тоталитарного режима:

Всеобъемлющий контроль гос-ва над обществом; доминирование адм.-командных методов управления обществом; глава гос-ва и правительства – лидер, не подотчетный гражданам; принцип «запрещено все, что не разрешено законом»; власть манипулирует общественным сознанием и поведением

Признаки авторитарного режима:

Неограниченная власть одного лица или гос. Органа; методы принуждения, стремление к тотальному контролю над обществом; закрытые методы подбора и выдвижения гос. Лиц; система запретов; структуры гос-ва манипулируют сознанием и поведением граждан

Олигархия– власть немногих, форма гос. Управления, при кот. Управляет обществом небольшая группа представителей финансового капитала.

Полития – гос. Правление, сочетающее принципы монархии, аристократии и народовластия.

Особенности политической системы Республики Беларусь

Центры принятия политических решений осуществляют государственное управление. Центры принятия важнейших государственных решений в Республике Беларусь: Президент Республики Беларусь, Правительство (Совет Министров), Парламент (Национальное собрание), система судов. Центры принятия политических решений реагируют на политическую повестку, вырабатывая государственную политику.Реализацией политических решений занимаются органы государственного управления - административный аппарат различных ветвей власти на национальном и местном уровнях. Государственная политика воздействует на интересы, потребности, убеждения граждан. Это создает новые проблемы, требующие принятия политических решений. В настоящее время деятельность общественных формирований регламентируется Законом Республики Беларусь "Об общественных объединениях" (октябрь 1994 г.). После перерегистрации 1999 г. в Республике Беларусь официально действует свыше 1300 общественных объединений.Перечислим основные политические партии Беларуси, учитывая их примерную расстановку в политическом спектре от левых к правым силам: Коммунистическая партия Белоруссии, Белорусская патриотическая партия, Республиканская партия труда и справедливости, Белорусская партия труда, Аграрная партия, Республиканская партия, Белорусская социально-спортивная партия, Партия коммунистов Белорусская, Либерально-демократическая партия, Белорусская экологическая партия зеленых "БЭЗ", Белорусская политическая партия "Зеленых", и др. Функция выработки политического курса, стратегии общественного развития. В белорусской политической системе эта функция принадлежит Президенту. Большую роль здесь призваны выполнять институты законодательной и исполнительной власти, которые формируют коллективные решения. В Республике Беларусь представительным и законодательным органом является Парламент - Национальное собрание, состоящее из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Согласно Конституции Республики Беларусь Парламент рассматривает основные направления внутренней и внешней политики страны посредством реализации своей основной функции - принятия законов. Реализация принятых решений связана главным образом с функционированием институтов исполнительной власти, которые организовывают определенные мероприятия и изыскивают необходимые ресурсы. Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - центральный орган государственного управления (Совет Министров). Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В его состав могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления. Органы исполнительной власти подразделяются на две группы:1)административно-управленческий аппарат (администрация): Правительство, министерства, комитеты, ведомства; 2)контрольно-надзорные органы - органы внутренних дел, служба безопасности, налоговая полиция и т.д., особенностью которых является применение принудительных мер [6.с,56].В Беларуси существует система высших судов: Конституционный суд, Высший хозяйственный суд, Верховный суд; и система общих судов: областные, Минский городской, районные (городские) суды.

Таким образом, система властных органов Республики Беларусь основана на разделении на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти и является централизованной в условиях унитарного государства.

На развитие политической системы Беларуси большое влияние оказали республиканские референдумы. В Беларуси состоялось два республиканских референдума: в мае 1995 и в ноябре 1996 года. По результатам майского референдума 1995 года, большинство граждан Беларуси высказалось за конституционное закрепление двуязычия (русскому языку наряду с белорусским был придан статус государственного), изменение государственной символики, укрепление экономических и политических связей с Российской федерацией, а также за право Президента на роспуск парламента в особых случаях, оговоренных в законе. По результатам референдума 24 ноября 1996 года была принята редакция Конституции Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, предложенными Президентом А.Г. Лукашенко (70,5 % населения высказались "за" данную редакцию).

Политическая система является устойчивой, если достигнута легитимность. Легитимность власти - доверие со стороны населения трем основным компонентам политической системы: политическим институтам, политическим лидерам, политическому режиму в целом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1741.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...