Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 12. Несколько слов о рунической «йоге»⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
Очевидно, еще в очень древние времена человек заметил, что существуют определенные положения тела и определенные движения, которые оказывают некое тонкое магическое воздействие — прежде всего, на самого человека, который принимает эти позы или совершает эти движения, на состояние его сознания, на его способность совершать магию. В конечном итоге это наблюдение вылилось в возникновение самостоятельных систем и практик, таких, как хатха-йога, гимнастика ушу, гимнастика, связанная с системой цигун, и т. д. Мы, европейцы, привыкли считать эту дисциплину, это искусство исключительным достоянием Востока. Однако это не так — искусство владения естественной магией человеческого тела было не только известно, но и широко развито в Европе; по крайней мере, это было так в конце прошлой — начале нашей эры. Тому немало свидетельств, которые, при желании, можно обнаружить как в древних текстах, так и в сохранившихся до нашего времени реликтах Традиции. Индийские йоги умеют лежать на гвоздях? В Ирландии первых веков нашей эры одним из воинских умений было умение стоять на острие копья, воткнутого в землю. В деревнях Центральной России еще в прошлом веке были зафиксированы обряды, восходящие к воинской магии движения и позы: деревенские парни собирались ночью в избе, где гасили весь свет, и с ножами в руках затевали общую потасовку — каждый против всех. Удары наносились в полную силу, но серьезных ранений и тем более смертей, как правило, не было. Весь обряд, как мы можем сейчас предполагать, представлял собой магический воинский танец, участникам которого удавалось в абсолютной темноте строго координировать свои движения и ощущать движения остальных, наносить удары точно в цель и парировать удары противников. Все же кое-что из этого искусства нам известно или может быть реконструировано. Так, например, в кельтских сагах можно найти описания одной из традиционных магических поз — ее принимают Луг, Кухулин и другие герои сказаний для совершения определенной магии. Принимая эту позу, человек встает на одну ногу и прикрывает один глаз. Мифологические параллели найти несложно: в индоевропейской мифологии асимметрия внешнего облика всегда указывает на связь с Иным Миром . Одноглаз сам скандинавский Один (и кельтский Луг, когда принимает эту позу); одна костяная нога у славянской Бабы Яги, стерегущей переходы между мирами; скандинавская богиня смерти Хель имеет лицо, одна половина которого синяя, а другая — цвета сырого мяса… К слову, в Скандинавии нередко говорили, что одним своим глазом Один видит то, что явлено, а другим (тем, которого нет) — то, что сокрыто. Примерно так же трактовался в древней Ирландии и смысл закрытия одного глаза в стойке Луга. Изображения богов или людей в определенных магических позах сохраняют древние камни и ритуальные предметы. Невозможно также не обратить внимание на то, что некоторые руны напоминают человека, занимающего определенное положение. Так, например, Иса, руна льда, замораживания, скованности, стеснения — чем не изображение стоящего человека, связанного по рукам и ногам? А руна Альгиз, руна защиты и защищенности, разве не похожа она на человека, простершего руки к Небу в просьбе о защите? Или на человека, удерживающего невидимую угрозу ладонями вытянутых вперед и вверх рук? В свое время мысль, высказанная нами несколькими строками выше, дала жизнь целому направлению исследований, у истоков которого стоял Фридрих Берхард Марби, выдающийся немецкий исследователь рунической традиции, автор целой серии трудов о практических аспектах работы с рунами. Мы не беремся в этом кратком обзоре подробно рассматривать данную технику, но приводим в качестве иллюстрации несколько рунических магических поз, предложенных и разработанных как самим Марби и его последователями, так и Платовым в его книгах. Как магическая поза является статическим аспектом данного искусства, так магическое движение являет собой его динамический аспект. Удивительным образом традиционные представления о движениях человеческого тела аналогичны представлению о двух кругах магии (см. работы А. Платова).
Для мага, работающего в русле Традиции, движение может быть истинным — магическим — и неистинным, ненастоящим, не несущим магии. Истинное движение — как и магия внутреннего круга — с рождения присутствует в человеке, но задавлено множеством мышечных зажимов — «двигательных наузов», имеющих как физическое, так и магическое происхождение. Убиранием этих «наузов» можно достигнуть высвобождения истинного движения, которое является изначально магическим. Иногда это истинное движение — как и магия внутреннего круга — может спонтанно пробиваться наружу, и в таких случаях человеческое тело «как бы само по себе» совершает движения, обладающие великолепной пластикой и удивительной красотой. Человек, в значительной степени высвободивший истинное движение из-под оков двигательных зажимов, может приблизиться к высшему уровню этого искусства — к магическому танцу, все элементы которого являются воплощением истинного движения… * * * Рекомендуемая практика Данная тема является последней в настоящем курсе рунического Искусства и имеет скорее ознакомительный, нежели прикладной, характер. В связи с этим мы не станем рекомендовать читателям практику конкретных «рунических поз», хотя и отметим, что данное направление рунического Искусства имеет вполне самостоятельное значение и может быть плодотворно использовано в практической работе…
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Я долго был занят чужими делами, я пел за непокрытым столом. Но кто сказал вам, что я пел с вами, что мы пели одно об одном? Вы видели шаги по ступеням, но кто сказал вам, что я шел наверх? Я просто ставил опыты о том, какая рыба быстрее всех. Б.Г.
Оглядываясь на написанное, мы с некоторым удивлением видим, что из-под нашего пера, а точнее, из-под наших перьев, привычных работать insacrum, действительно вышел «Практический курс рунического Искусства». Что ж, мы будем искренне рады, если эта книга поможет читателю войти в древний и волшебный мир рун, приблизиться к тем нашим сакральным корням, которые мы, европейцы, изрядно подзабыли за последнюю тысячу лет. И все же, завершая книгу, мы не можем не обратить внимание читателя на одну особенность самой магии. В Скандинавии существует цикл сказаний об исландской магической книге, изменяющей того, кто ее читает. И это, пожалуй, единственный пример такого рода. Все прочие книги — от средневековых гримуаров, алхимических трактатов и «Прохладных вертоградов», трудов Бэкона и Агриппы до современных великолепных исследований Жоржа Дюмезиля, Мирчи Элиаде, Бориса Рыбакова и многих других — все прочие книги, как бы хорошо они ни были написаны, остаются просто книгами о магии. И не более того. Для многих это очевидно. Для остальных… Мы позволим себе закончить эту книгу строками из все той же песни БГ:
И я не хочу говорить вам «нет», но поймете ли вы мое «да»? Двери открыты, ограда тю-тю, но войдете ли вы сюда? Я спросил у соседа: «Почему ты так глуп?» — он принял мои слезы за смех. Он ни разу не раздумывал о том, какая рыба быстрее всех…
Антон Платов, Алекс ван Дарт, Москва, Зимний Солнцеворот 1998 года
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru Оставить отзыв о книге Все книги автора [1] АТТ — восьмерка
[2] В данном издании графика рунических знаков, применяемых при передаче текстов надписей в иллюстрациях, стандартизирована. Латинскими буквами означаются части надписей, выполненные на разных сторонах одного предмета. Если оригинальная надпись разбита на строки, в иллюстрациях строки нумеруются.
[3] Навье море — т. е. жертвенную кровь.
[4] Мы знаем о существовании традиции окрашивать знаки и изображения, вырезанные на рунических камнях, поскольку на некоторых из них сохранились следы краски.
[5] Нортумбрия — одно из древних англосаксонских королевств в Британии
[6] А.В.Платов. Памятники рунического Искусства славян/ /Мифы и магия индоевропейцев, вып. 6, 1998.
[7] А.А.Бычков. Вендские руны/ /Мифы и магия индоевропейцев, вып.7,1998.
[8] А.В.Платов. Магия славянских рун. М., 1999.
[9] R.Blum. The Book of Rune. London, 1984.
[10] У некоторых авторов порядок следования рун (в оракуле Блюма, например) отличается от исторически стандартного.
[11] Разумеется, это верно не всегда, но лишь в большинстве случаев.
[12] См.: В.В.Тороп. Футарк Сигрдривы. Раскрыта еще одна тайна Рунического искусства/'/ 'Мифы и магия индоевропейцев, вып.2, 1996. А.В.Платов. Несколько слов о Футарках Э99 м//Мифы и магия индоевропейцев, вып.4,1996.
[13] N.Pennick. Practical Magic in the Northern Tradition. Wellingborough, 1989.
[14] L.Peschel. A Practical Guide to the Runes. St.Paul, 1996.
[15] Мы не включаем в этот краткий обзор ртуть (как металл, малоизвестный древнеевропейским мастерам или неизвестный вообще) и железо (свойствам которого будет посвящена отдельная тема).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 205. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |