Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семинар. Государственный красный террор в годы гражданской войны




План курса Общество и власть

Семинар 1.Вводный семинар

Семинар 2.  Февраль 1917 года: причины падения самодержавия, характер и путь Февраля, который он открывал стране и обществу

Вопросы к обсуждению и к общей дискуссии:

- Каковы объективные причины падения самодержавия?

-Прав ли был историк-монархист Г.Катков, считавший «…беспричинным утверждением, что самодержавие должно уступить место постепенной демократизации…?»

-Является ли Февраль 1917г. революцией и носили ли его события стихийный характер или были спланированы и вызваны извне?

- Или прав эсер-эмигрант и публицист М.Вишняк, считавший, что «Февраль объясняется двумя, роковыми для русской истории и государственности, просрочками: запоздалой и неполной ликвидацией крепостного права и пересрочками в ликвидации самодержавной формы правления. И экономическая отсталость России, и культурная неразвитость масс, их «пассивность» и «анархизм», оторванность от народа интеллигенции, её «нигилизм» и «марксизм», неустойчивость классовых делений и отсутствие национального общегражданского сознания, и тысяча и одна других, больших и малых «причин» и обстоятельств, отягчивших ход русской революции, все они находят свое объяснение в затянувшейся оттяжке экономического и политического раскрепощения России»?

- Чем М.Вишняк аргументирует неизбежность гибели самодержавия, как и других абсолютных монархий?

- Каким рисуют царя разные современники как правителя и как человека?

- Почему при оценке правителей важно не смешивать характеристики гос. деятеля и личностные качества?

- Какое впечатление о Николае II как личности и как гос. деятеле, складывается после прочтения его дневника?

 

- Каковы субъективные причины падения самодержавия?

-Что оказалось, на Ваш взгляд доминантным в соотношении объективного и субъективного и почему?

- Согласны ли Вы с утверждением, М.Вишняка, что правитель должен отвечать не только перед богом или судом истории, но и перед современниками?

-Можно ли говорить об исторической ответственности Николая II и Александры Федоровны за упущенные возможности эволюционной модернизации России?

- Что имеет ввидуВ.М.Чернов в «Эпилоге», говоря о максимализме русской интеллигенции и о максимализме русского народа?

В чем, по мнению В.М.Чернова, заключается универсальный характер русской революции и как на него повлияли особенности русской истории?

- О каких двух тенденциях в истории России говорит В.М.Чернов в «Эпилоге»?

- Согласны ли Вы с утверждением М.Вишняка «Революция трагическая и наименее желанная форма прогресса. Но она вместе с тем всегда национальная форма зигзагообразно идущей жизни народов, всегда мучительное, но иногда необходимое и единственное разрешение унаследованного от прошлого р о к а»?

-Прав ли историк-монархист Г.Катков, утверждая, что Февральские события нельзя назвать революцией, потому, что люди их принявшие и приветствовавшие, не могли «сформулировать и представить» что это такое? Разберите его аргументы.

- Корректны ли аргументы Г.Каткова отрицающего стихийный характер Февральской революции? Проанализируйте.

-Можно ли согласиться с аргументами Г.Каткова о «реальных и воображаемых заговорах» и почему? Как Вы думаете, каким образом можно было бы на немецкие деньги подкупить питерских рабочих и вывести их на демонстрации?

-Что такое Февраль 1917г. в исторических судьбах России: «глупое дело» и «государственное самоубийство русского народа» (П.Б.Струве) или «момент рождения русской нации, превращение объекта русской истории – народа – всубъекта…» (М.В.Вишняк)?

- Что конкретно по Вашему мнению дал Февраль обществу как целому?

- Что сулило России и обществу дальнейшее следование по пути Февраля – пути демократии, парламентаризма, многопартийности и политических свобод»?

-Какой из трех путей развития, общества и страны (путь конституционной (ограниченной, парламентской) монархии; путь буржуазно-демократического парламентаризм; путь советского тоталитаризма) является с Вашей точки зрения предпочтительнее ? И почему?

Источники и литература:

Дневники императора Николая II. М. 1992 (прочитать несколько страниц с записями царя за февраль 1917г. , а также посмотреть любые записи за любой год) - http://militera.lib.ru/db/nikolay-2/index.html

Вишняк М.В. Два пути: Февраль и Октябрь. Париж. 1931 – глава 2 «Падение русского абсолютизма» (разделы 1, 2, 5) - http://socialist.memo.ru/books/perli/vishnak/v02.htm

и глава 9 «Смысл Февраля» -http://socialist.memo.ru/books/perli/vishnak/v09.htm

Данилов Ю.Н. Мои воспоминания об имеператоре Николае II и великом князе Михаиле Александровиче Скан

В.М.Чернов. Великая русская революция. М., 2007. - http://chapaev.ru/books/Viktor-CHernov_Velikaya-russkaya-revolyutsiya--Vospominaniya-predsedatelya-Uchreditelnogo-sobraniya--1905-1920/

Катков Г. Февральская революция. М.: Центрополиграф. 2006. СКАН Глава 16 «Выводы». Разделы 1. «Была ли революция?» С.439-441, Раздел 2. «Стихийность» С.441-443; Раздел 3 Реальные и воображаемые заговоры». С. 443-447.

Владислав Иноземцев: Слово на букву «Р» - https://snob.ru/selected/entry/104603

 

Семинар 3. Октябрь 1917 года – причины, характер и какие пути он открыл России и обществу.

Отвечаем и обсуждаем следующие вопросы:

- Какое влияние, оказала война на практику большевизма ?

- Как влияла «солдатчина» и «дух казармы» на характер революции?

- Какова роль войны в русской революции?

- Чем, вocпoльзoвaлcябoльшeвизм для cвoeгoтopжecтвa?

- Можно ли говорить на примере Октября о склонности народов и элиты России между демократическими и авторитарными путями развития страны выбирать последний?

- Октябрь 1917 г. – «социалистическая революция», переворот, «штабная революция» или «национальная революция»?

- Прав ли был М.Вишняк в своем диагнозе 1931 года «троякого провала Октября» с позиций сегодняшнего дня?

- Что Вишняк имел в виду, когда говорил о моральном провале Октября? Что можно добавить к этому с учетом опыта прошедшего времени?

- Что Вишняк имел в виду, когда говорил об экономическом провале Октября? Что можно добавить к этому с учетом опыта прошедшего времени?

- Что Вишняк имел в виду, когда говорил о политическом провале Октября? Что можно добавить к этому с учетом опыта прошедшего времени?

- Какую цену заплатили русский народ и народы России за властолюбие и деспотизм большевиков?

- Каковы на Ваш взгляд цели и мотивы (декларируемые и не декларируемые) большевистских лидеров. «Лучше пусть бедная, нищая Россия, – да наша, чем возродившаяся, богатая без нас» (Г.Зиновьев)

- Справедливо ли на Ваш взгляд утверждение М.Вишняка: «Октябрь не золотой сон, a злая явь, кошмарная и тягучая, для которой нет подходящего уголовного термина, поскольку она результат «плановой» выдумки, и которая требует медицинского обследования, поскольку в ней изуверство безумцев, уверовавших в свою, и только свою «правду святую».

Каким видится значение Октября 1917 года с позиций сегодняшнего дня?

 

Источники и литература:

Письмо А.А.БогдановаА.В.Луначарскому от 19.11. 1917 года//Неизвестный Богданов. В 3-х книгах. Кн. 1.: А.А. Богданов (Малиновский). Статьи, доклады, письма и воспоминания. 1901 - 1928 гг. Файл

Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М.1990 - Глава 6. «Русский коммунизм и революция» (раздел 3) - http://krotov.info/library/02_b/berdyaev/1937_042_6.html

Вишняк М.В. Два пути: Февраль и Октябрь. Париж. 1931 - глава 10 «Миф Октября» - http://socialist.memo.ru/books/perli/vishnak/v10.htm

 

Черная книга коммунизма. Гл 1. Парадоксы Октября - http://www.goldentime.ru/nbk_01.htm

 

семинар. Государственный красный террор в годы гражданской войны

 

Вопросы к обсуждению:

Какой из пунктов Декрета СНК «Социалистическое Отечество в опасности» и каким образом развязывает красный террор?

В чем заключалась суть разногласий Ленина и наркома юстиции левого эсера И.Штейнберга?

Чем С.Мельгунов доказывает, что «красный террор» не был навязан большевикам и начался до официального объявление 5 сентября 1918г. ?

Согласны ли с тем, что красный террор не был им навязан и не был вынужденной мерой, а служил им, как и якобинцам заменой народной поддержки?

Согласны ли Вы с трактовкой сущности красного террора бывшего наркома юстиции СНК И.Штейнберга, приводимой в книге Р.Пайпса?

Что имел в виду И.Штейнберг, говоря о том, что террор поражает «человеческую натуру человека» и «Рабство производит одно и то же действие в душе поработителя и в душе порабощенного»?

Кого Р.Пайпс называет главным вдохновителем террора, а террор его детищем. И почему? Обоснуйте.

Какое значение для развертывания террора имел Декрет 22 ноября 1917г. об отмене законов и роспуске всех судов, а также создание народных судов и революционных трибуналов?

Какую роль в развертывании красного террора сыграла ВЧК?

В чем смысл утверждения председателя ВерхтрибаН.В.Крыленко: «Мы должны казнить не только виновных. Казнь невиновных произведет на массы даже большее впечатление»?

Как осуществлялись аресты и казни ВЧК по описаниям Р.Пайпса и С.П.Мельгунова?

Кем еще осуществлялся красный террор?

Для чего были созданы концлагеря?

Какие примеры повседневной практики «красного террора » приводимые С.П.Мельгуновым в главе «Произвол ЧЕКИ», произвели на Вас наибольшее впечатление?

О каких пытках из практики «красного террора» рассказывает С.П.Мельгунов

Какое влияние государственный террор оказал на состояние общества и общественные настроения?

Имел ли, с Вашей точки зрения, «красный террор» эпохи гражданской войны влияние на сами ВЧК-ГПУ-НКВД?

Какое влияние идеология и практика красного террора оказала на становление идеологии и практики репрессий 30-х годов?

Каким Вам видится место в нашей истории В.И.Ленина и Ф.Э.Дзержинского?

 

Литература и источник:

«Социалистическое Отечество в опасности»// Декреты Советской власти. Т.I. М., Гос.изд-во полит. литературы, 1957 -http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/opasnost.htm

 

Пайпс Р. Русская революция. Кн. 2 - http://www.e-reading.club/book.php?book=143852

 

Мельгунов С.П.. "Красный террор" в России 1918 -1923. Любое издание. –

Глава II «Террор навязан»

Глава VI «Произвол ЧЕКИ»

 - http://lib.ru/POLITOLOG/MELGUNOW/terror.txt

Черная книга коммунизма. Гл 3. Красный террор - http://www.goldentime.ru/nbk_03.htm

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 257.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...