Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕМА 5: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОРАЛИСтр 1 из 2Следующая ⇒
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ТЕМА 1: ЭТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА Вопросы для обсуждения 1. Генезис и эволюция понятий "этика", "мораль", "нравственность". 2.Историческое изменение предмета этики. Этика и философия. 3.Место этики в системе современного научного знания. Соотношение 4. Структура этики: описательный, философско-теоретический и нормативный уровни. Темы рефератов 1.Основные загадки этики и парадоксы морали. 2.Этика и мораль. 3.Роль этики в нравственном развитии общества. Контрольные вопросы 1.Почему необходимы понятия этика, мораль и нравственность для 2. Чем обусловлено изменение предмета этики? 3. Каково место этики в системе гуманитарного знания? 4. Можно ли без знания этики управлять процессом формирования 5. Почему этика появилась как часть философского знания? 6. Как соотносятся этика и мораль? Литература 1.Аристотель. Этика (к Никомаху) - Аристотель. Этика. Политика. 2.Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учебник. - М.: Гардарики, 1999 3.Золотухина - Аболина Е.В. Курс лекций по этике: - Ростов-на- 4.Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы: 5.Малахов В. Етика: Курс лекцш: Навч. поабник. - К. Либщь- 1996 6.Марксистская этика: Учебное пособие для вузов / А.И.Титаренко и 7.Росенко М.Н. и др. Основы э&тетических знаний: Учеб. пособие для 8.Степаненко В.Р. Етика в проблемнихiаналггичних задачах. - Кит, 9.Шемшурина А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя. Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. - С. 112.
ТЕМА 2: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭТИКИ Вопросы для обсуждения 1.Относительная самостоятельность этического знания. Периодизация истории этики. 2.Античная этика как учение о добродетелях и совершенной личности: а) натуралистические направления (гедонизм, эвдемонизм); б) этический релятивизм и просветительство софистов; в) этика Демокрита о соотношении справедливости и счастья; г) этический рационализм Сократа; д) этические взгляды Платона; е) этика Аристотеля; ж) идея самоограничения и атараксии в этике Эпикура; з) стоицизм и основные этапы его развития. Темы рефератов 1.Философско-этические наставления пифагорейцев. 2.Учение об Эросе и об идеальном государстве Платона. 3.Этика Аристотеля как учение о морально совершенной личности. 4.Агрессивный аскетизм киников. 5.Нравственный идеал Эпикура. Контрольные вопросы 1. В чем главная ошибка натуралистических концепций античной этики? 2.В чем состоит проповедь аморализма в учении софистов? 3.Объясните смысл понятий: эвдемонизм, атараксия, евтюмия, гедонизм, аскетизм, благоразумие. 4.Как объяснить парадоксы Сократа, вытекающие из тезиса: "Добродетель есть знание"? 5.Как понимал Аристотель своеобразие нравственных чувств? Литература 1. Аристотель. Этика (к Никомаху) - Аристотель. Этика. Политика. 2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учебник. - М: Гардарики, 1999 3. Золотухина - Аболина Е.В. Курс лекций по этике: - Ростов-на- 4. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы: 5. Малахов В. Етика: Курс лекщй: Навч. поабник. - К., Либщь. - 1996. 6. Марксистская этика: Учебное пособие для вузов / А.И.Титаренко и 7. Росенко М.Н. и др. Основы эстетических знаний: Учеб. пособие для 8. Степаненко В.Р. Етика в проблемнихi анал1тичних задачах. - КиТв, 9.Шемшурина А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - С. 112.
ТЕМА 3: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭТИКИ Вопросы для обсуждения 1. Теологическое обоснование морали в средневеково-христианской - моральная концепция христианства; - сведение морали к воле Бога в этике Августина; - компромиссный характер этики Фомы Аквинского; - манихейство и аскетизм. 2. Этические поиски Нового времени: - этика Т.Гоббса. Общественный договор; - теория "разумного эгоизма" в этике французских материалистов - теория "морального чувства" в этике английских сенсуалистов - И.Кант о специфике морали. Категорический императив; - социально-исторический подход к объяснению нравственности в - вклад марксизма в развитие этической мысли. Темы рефератов 1. Теодицея Августина. Свобода воли и божественная благодать. 2. Соотношение морали и политики в произведениях Н.Макиавелли. 3. "Естественные законы" разума в государстве Т.Гоббса. 4.Основное противоречие этики Б.Спинозы. 5. "Естественная природа" человека и роль среды в его воспитании в Контрольные вопросы 1.В чем состоит лицемерный характер религиозной этики? 2. Объясните мысль Т.Гоббса о естественном состоянии "войны всех 3. Сформулируйте категорический императив И.Канта и объясните его 4. Как Гегель интерпретирует диалектику добра и зла в истории? 5. В чем состоит социально-экономическая обусловленность и кон Литература 1.Аристотель. Этика (к Никомаху) - Аристотель. Этика. Политика. Риторика. 2.Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учебник. - М.: Гардарики. 1999- С. 472. 3.Золотухина - Аболина ЕВ. Курс лекций по этике: - Ростов-на-Дону: "Фе 4.Золотухина-Аболина Е.8. Современная этика: истоки и проблемы: Учебник 5.Малахов В. Етика: Курс лекшй: Навч. поЫбник. - К.. Либиь. - 1996. - С. 6.Марксистская этика: Учебное пособие для вузов / А.И.Титаренко и др.- 3-е 7.Росенко М.Н. и др. Основы эстетических знаний: Учеб. пособие для студен 8.Степаненко В.Р. Етика в проблемнихiана;мтичних задачах. - КиУв. ТОВ 9.Шемшурина А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя. Гума-
ТЕМА 4: СУЩНОСТЬ МОРАЛИ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ Вопросы для обсуждения 1.Место морали в жизни общества. Мораль как форма регулятивно- 2.Социально-экономическая обусловленность и конкретно- 3.Функции морали. 4.Взаимоотношение морали с политикой, правом, искусством, рели Темы рефератов 1. Нравственность как высшая цель развития человека и общества. 2. Роль общественного мнения в функционировании морали. 3. Критика натуралистических концепций морали. Контрольные вопросы 1. Вчем состоит специфика предмета и особенностей морального регулирования взаимоотношения людей в обществе? 2.Объясните сходство и отличие морали и этикета, морали и обычая в 3. Раскройте противоречивый характер взаимоотношений морали и 4. Как соотносятся добро и красота? Можно ли утверждать, что это 5. Какова роль религии в возникновении и развитии морали? Объясните историческое значение религиозных нравственных кодексов. 6. В чем заключается нравственная ответственность ученого в современную эпоху? 7. Чем отличается моральная регуляция поведения от политической,
ТЕМА 5: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОРАЛИ Вопросы для обсуждения 1. Проблема происхождения морали. Нравы родового строя. 2. Рабовладельческая мораль. 3. Сословно-корпоративный характер феодальной морали. 4. Буржуазная мораль и ее структура. 5. Основные принципы пролетарской морали. 6. Нравственный прогресс, его признаки и критерии. Темы рефератов 1. Нравы родового строя: их особенности и историческая ограниченность. 2.Соотношение классового и общечеловеческого в морали. 3.Противоположность буржуазного индивидуализма пролетарского Контрольные вопросы 1.Существовала ли мораль в первобытно-родовом обществе? 2.Сформулируйте причины возникновения морали. 3.Что такое "талион" и почему он превращается в "золотое правило 4.Охарактеризуйте основные черты рабовладельческой морали. 5.Какую роль играет этикет и символика в феодальной морали? 6. Перечислите основные требования рыцарского кодекса и кодекса 7. Раскройте внутреннее лицемерие буржуазной морали. Каково действительное содержание проповеди любви и гуманизма в условиях буржуазного общества? 8. В чем отличие социалистического и буржуазного гуманизма? Литература 1.Аристотель. Этика (к Никомаху) - Аристотель. Этика. Политика. Риторика. 2.Гусейнов А.А.. Апресян Р.Г. Этика. Учебник. - М.: Гардарики. 1999 - С. 3.Золотухина - Аболина Е.В. Курс лекций по этике: - Ростов-на-Дону: "Феникс" 1999.-С.384. 4.Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы: Учебник 5.Малахов В. Етика: Курс лскшй: Навч. пособник. — К., Либ|дь. — 1996. — С. 6.Марксистская этика: Учебное пособие для вузов / А.И.Титаренко и др.- 3-е 7.Росенко М.Н. и др. Основы эстетических знаний: Учеб. пособие для студен 8.Степаненко В.Р. Етика в проблемнихiаналтмних задачах. - КиТв. ТОВ 9.Шемшурина А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя. Гума
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 221. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |