Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 5: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОРАЛИ




ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА 1: ЭТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА

Вопросы для обсуждения

1. Генезис и эволюция понятий "этика", "мораль", "нравственность".
Возникновение этики как науки.

2.Историческое изменение предмета этики. Этика и философия.

3.Место этики в системе современного научного знания. Соотношение
этики с социологией морали, психологией морали, моральной педагогикой.

4. Структура этики: описательный, философско-теоретический и нор­мативный уровни.



Темы рефератов

1.Основные загадки этики и парадоксы морали.

2.Этика и мораль.

3.Роль этики в нравственном развитии общества.

Контрольные вопросы

1.Почему необходимы понятия этика, мораль и нравственность для
объяснения взаимоотношения людей в обществе?

2. Чем обусловлено изменение предмета этики?

3. Каково место этики в системе гуманитарного знания?

4. Можно ли без знания этики управлять процессом формирования
нравственного сознания личности, общества?

5. Почему этика появилась как часть философского знания?

6. Как соотносятся этика и мораль?



Литература

1.Аристотель. Этика (к Никомаху) - Аристотель. Этика. Политика.
Риторика. Поэтика. Категории., 1998.-С. 1392.

2.Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учебник. - М.: Гардарики, 1999
-С. 472.

3.Золотухина - Аболина Е.В. Курс лекций по этике: - Ростов-на-
Дону: "Феникс" 1999.-С.384.

4.Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы:
Учебник для вузов. - Ростов-на-Дону: изд. центр "МаРТ", 1998. С. 448.

5.Малахов В. Етика: Курс лекцш: Навч. поабник. - К. Либщь- 1996
- С. 304.

6.Марксистская этика: Учебное пособие для вузов / А.И.Титаренко и
др.^ 3-е изд. дораб. и доп. - М.,; Политиздат., 1986. - С.366.

7.Росенко М.Н. и др. Основы э&тетических знаний: Учеб. пособие для
студентов вузов . - Спб.: Изд-во "Лань", 1998. - С. 256.

8.Степаненко В.Р. Етика в проблемнихiаналггичних задачах. - Кит,
ТОВ "Видавництво Л1бра", 1998. - С. 256.

9.Шемшурина А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя. Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. - С. 112.

 









ТЕМА 2: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

ЭТИКИ

Вопросы для обсуждения

1.Относительная самостоятельность этического знания. Периодиза­ция истории этики.

2.Античная этика как учение о добродетелях и совершенной личности:

а) натуралистические направления (гедонизм, эвдемонизм);

б) этический релятивизм и просветительство софистов;

в) этика Демокрита о соотношении справедливости и счастья;

г) этический рационализм Сократа;

д) этические взгляды Платона;

е) этика Аристотеля;

ж)     идея самоограничения и атараксии в этике Эпикура;

з) стоицизм и основные этапы его развития.

Темы рефератов

1.Философско-этические наставления пифагорейцев.

2.Учение об Эросе и об идеальном государстве Платона.

3.Этика Аристотеля как учение о морально совершенной личности.

4.Агрессивный аскетизм киников.

5.Нравственный идеал Эпикура.

Контрольные вопросы

1. В чем главная ошибка натуралистических концепций античной этики?

2.В чем состоит проповедь аморализма в учении софистов?

3.Объясните смысл понятий: эвдемонизм, атараксия, евтюмия, гедо­низм, аскетизм, благоразумие.

4.Как объяснить парадоксы Сократа, вытекающие из тезиса: "Добро­детель есть знание"?

5.Как понимал Аристотель своеобразие нравственных чувств?

Литература

1. Аристотель. Этика (к Никомаху) - Аристотель. Этика. Политика.
Риторика. Поэтика. Категории., 1998. -С. 1392.

2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учебник. - М: Гардарики, 1999
-С. 472.

3. Золотухина - Аболина Е.В. Курс лекций по этике: - Ростов-на-
Дону: "Феникс" 1999. - С.384.

4. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы:
Учебник для вузов. - Ростов-на-Дону: изд. центр "МаРТ", 1998. С. 448.

5. Малахов В. Етика: Курс лекщй: Навч. поабник. - К., Либщь. - 1996.
- С. 304.

6. Марксистская этика: Учебное пособие для вузов / А.И.Титаренко и
др.- 3-е изд. дораб. и доп. - М.,; Политиздат., 1986. - С.366.

7. Росенко М.Н. и др. Основы эстетических знаний: Учеб. пособие для
студентов вузов . - Спб.: Изд-во "Лань", 1998. - С. 256.

8. Степаненко В.Р. Етика в проблемнихi анал1тичних задачах. - КиТв,
ТОВ "Видавництво Л1бра", 1998. - С. 256.

9.Шемшурина А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - С. 112.

 









ТЕМА 3: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭТИКИ

Вопросы для обсуждения

1. Теологическое обоснование морали в средневеково-христианской
этике:

- моральная концепция христианства;

- сведение морали к воле Бога в этике Августина;

- компромиссный характер этики Фомы Аквинского;

- манихейство и аскетизм.

2. Этические поиски Нового времени:

- этика Т.Гоббса. Общественный договор;

- теория "разумного эгоизма" в этике французских материалистов
XVUI века. Личный интерес как основа морали;

- теория "морального чувства" в этике английских сенсуалистов
XVIII века;

- И.Кант о специфике морали. Категорический императив;

- социально-исторический подход к объяснению нравственности в
учениях Г.В.Ф.Гегеля и Н.Г.Чернышевского.

- вклад марксизма в развитие этической мысли.





Темы рефератов

1. Теодицея Августина. Свобода воли и божественная благодать.

2. Соотношение морали и политики в произведениях Н.Макиавелли.

3. "Естественные законы" разума в государстве Т.Гоббса.

4.Основное противоречие этики Б.Спинозы.

5. "Естественная природа" человека и роль среды в его воспитании в
этике Просвещения.


Контрольные вопросы

1.В чем состоит лицемерный характер религиозной этики?

2. Объясните мысль Т.Гоббса о естественном состоянии "войны всех
против всех" и необходимости общественного договора.

3. Сформулируйте категорический императив И.Канта и объясните его
содержание.

4. Как Гегель интерпретирует диалектику добра и зла в истории?

5. В чем состоит социально-экономическая обусловленность и кон­
кретно-историческое понимание сущности морали в марксистской этике?

Литература

1.Аристотель. Этика (к Никомаху) - Аристотель. Этика. Политика. Риторика.
Поэтика. Категории.. 1998. - С.1392.

2.Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учебник. - М.: Гардарики. 1999- С. 472.

3.Золотухина - Аболина ЕВ. Курс лекций по этике: - Ростов-на-Дону: "Фе­
никс" 1999.-С.384.

4.Золотухина-Аболина Е.8. Современная этика: истоки и проблемы: Учебник
для вузов. - Ростов-на-Дону: изд. центр "МаРТ". 1998. С. 448.

5.Малахов В. Етика: Курс лекшй: Навч. поЫбник. - К.. Либиь. - 1996. - С.
304.

6.Марксистская этика: Учебное пособие для вузов / А.И.Титаренко и др.- 3-е
изд. дораб. и доп. - М.,; Политиздат.. 1986. - С.366.

7.Росенко М.Н. и др. Основы эстетических знаний: Учеб. пособие для студен­
тов вузов . -Спб.: Изд-во "Лань". 1998. -С. 256.

8.Степаненко В.Р. Етика в проблемнихiана;мтичних задачах. - КиУв. ТОВ
■'Видавництво Л1бра"'. 1998. - С. 256.

9.Шемшурина А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя. Гума-
нит. изд. центр ВЛАДОС. 1999. - С. 112.

 












ТЕМА 4: СУЩНОСТЬ МОРАЛИ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Вопросы для обсуждения

1.Место морали в жизни общества. Мораль как форма регулятивно-
оценочного отношения к действительности.

2.Социально-экономическая  обусловленность  и  конкретно-
историческая сущность морали.

3.Функции морали.

4.Взаимоотношение морали с политикой, правом, искусством, рели­
гией и наукой в процессе исторического развития общества.




Темы рефератов

1. Нравственность как высшая цель развития человека и общества.

2. Роль общественного мнения в функционировании морали.

3. Критика натуралистических концепций морали.

Контрольные вопросы

1. Вчем состоит специфика предмета и особенностей морального ре­гулирования взаимоотношения людей в обществе?

2.Объясните сходство и отличие морали и этикета, морали и обычая в
регулировании поведения людей.

3. Раскройте противоречивый характер взаимоотношений морали и
права, морали и политики.

4. Как соотносятся добро и красота? Можно ли утверждать, что это
одно и то же?

5. Какова роль религии в возникновении и развитии морали? Объяс­ните историческое значение религиозных нравственных кодексов.

6. В чем заключается нравственная ответственность ученого в совре­менную эпоху?

7. Чем отличается моральная регуляция поведения от политической,
экономической, административной, религиозной и т.п.?

 

 





ТЕМА 5: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОРАЛИ

Вопросы для обсуждения

1. Проблема происхождения морали. Нравы родового строя.

2. Рабовладельческая мораль.

3. Сословно-корпоративный характер феодальной морали.

4. Буржуазная мораль и ее структура.

5. Основные принципы пролетарской морали.

6. Нравственный прогресс, его признаки и критерии.

Темы рефератов

1. Нравы родового строя: их особенности и историческая ограничен­ность.

2.Соотношение классового и общечеловеческого в морали.

3.Противоположность буржуазного индивидуализма пролетарского
коллективизма.


Контрольные вопросы

1.Существовала ли мораль в первобытно-родовом обществе?

2.Сформулируйте причины возникновения морали.

3.Что такое "талион" и почему он превращается в "золотое правило
нравственности"?

4.Охарактеризуйте основные черты рабовладельческой морали.

5.Какую роль играет этикет и символика в феодальной морали?

6. Перечислите основные требования рыцарского кодекса и кодекса
дворянства.

7. Раскройте внутреннее лицемерие буржуазной морали. Каково дей­ствительное содержание проповеди любви и гуманизма в условиях буржу­азного общества?

8. В чем отличие социалистического и буржуазного гуманизма?

Литература

1.Аристотель. Этика (к Никомаху) - Аристотель. Этика. Политика. Риторика.
Поэтика. Категории.. 1998.-С. 1392.

2.Гусейнов А.А.. Апресян Р.Г. Этика. Учебник. - М.: Гардарики. 1999 - С.
472.

3.Золотухина - Аболина Е.В. Курс лекций по этике: - Ростов-на-Дону: "Фе­никс" 1999.-С.384.

4.Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы: Учебник
для вузов. - Ростов-на-Дону: изд. центр "МаРТ", 1998. С. 448.

5.Малахов В. Етика: Курс лскшй: Навч. пособник. — К., Либ|дь. — 1996. — С.
304.

6.Марксистская этика: Учебное пособие для вузов / А.И.Титаренко и др.- 3-е
изд. дораб. и доп. - М., ; Политиздат.. 1986. - С.366.

7.Росенко М.Н. и др. Основы эстетических знаний: Учеб. пособие для студен­
тов вузов . - Спб.: Изд-во ""Лань". 1998. - С. 256.

8.Степаненко В.Р. Етика в проблемнихiаналтмних задачах. - КиТв. ТОВ
"Видавництво Л1бра", 1998. -С. 256.

9.Шемшурина А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя. Гума­
нит, изд. центр ВЛАДОС. 1999. - С. 112.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...