Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

IV. Осознание звуков языка как носителей смысла слова.




Ведется работа по дифференциации изолированных звуков, смыслоразличительной роли звука в слове, по изменению значения слова посредством замены звука. Внимание детей активизируется при вос­произведении, описании артикуляции и определении акустических параметров всех звуков. Дети определяют место заданного звука в слове, произносят слова, растягивая каждый звук, выделяя голосом поочередно

12


только один звук, составляют слова из звуков, произнесенных нараспев
или изолированно. Дошкольники знакомятся с цветовым обозначени­ем гласных и согласных звуков.

Пропуск гласных букв при письме является наиболее распрост­раненной ошибкой у младших школьников, поэтому особое внимание в логопедической работе уделяется осознанию гласных звуков.

Глас­ные звуки изучаются детьми в следующем порядке.

1. Соотнесение изолированного звука с артикуляцией и с персона­жем сказки.

2. Определение звука по артикуляции, по персонажу.

3. Слияние звуков в цепочку.

4. Анализ звуковых цепочек.

5. Описание смены положения органов артикуляции при произне­сении пар гласных звуков.

6. Определение первого звука в слове. Звук [а].

7. Выделение картинок с заданным звуком в начале слова.

8. Определение последнего звука в слове. Звук [о].

9. Определение звука в середине односложных слов. Звук [у].

10. Распределение картинок на группы по наличию звуков [о], [у].
И. Четкое проговаривание звука [э] в начале слова. Звуки [э], [и].

12. Подсчет количества гласных звуков в слове. Звук [и].

13. Соотнесение количества слогов с количеством гласных звуков.

14. Определение последнего звука в слове при самостоятельном
изменении формы числа. Звук [ы].

15. Определение гласных звуков в многосложных словах.

16. Объяснение звукового отличия слов типа «бок — бык».

17. Замена гласного звука в обратных слогах.

Изучение согласных звуков начинается с припоминания их цвето­вого обозначения, далее изучается:

1. Определение общих признаков согласных звуков.

2. Определение последнего звука в слове. Подбор картинок с оди­наковым последним звуком.

3. Добавление последнего звука к слову.

4. Замена последнего звука в слове.

5. Определение первого звука в слове.

6. Составление словесных цепочек.

7. Различение твердых и мягких согласных звуков.

8. Замена изолированных звуков и последних звуков в словах по
твердости / мягкости.

V. Формирование тонких и дифференцированных звуковых об­разов слов и отдельных звуков.

Ведется работа по формированию фонематических представлений, звукового и слогового анализа и синтеза слов различной структуры

13








СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ

Первый год обучения

Неречевые звуки

Занятие 1

 

Задача Содержание работы Игра, упражнение, задание
Учить детей соотно­сить объемное и плос­костное изображение предметов Отыскивание предметов по картинке: *цветной; **контурной; ***незакончен­ной. Соотнесение объемных предметов с их изображением: *цветным; **схематичным; ***незаконченным «Что нарисовал художник?»Найти в ка­бинете предмет, изображенный на картинке. «Найди портрет».Найти портрет (*цвет­ной, **контурный, ***незаконченный) своей игрушки: зайца, дудочки, куклы и т. д
Упражнять дошколь­ников в выполне­нии словесных ин­струкций Выбор игрушек различающихся по од­ному—трем признакам: *цвету; **цвету и размеру; ***цвету, размеру и мате­риалу (большой синий пластмассовый мяч) «Выбирай-ка».Рассмотреть игрушки, най­ти отличия: куклы большие, маленькие, с волосами разного цвета и в разных одеж­дах; звери большие, маленькие, разного цвета, мягкие и пластмассовые. Отыскать игрушку, названную педагогом
Учить подбирать сло­весные характеристи­ки к звуку. Позна­комить с характером звучания музыкаль­ных инструментов Подбор словесной характеристики к зву­чанию дудочки (свист), колокольчика (звон), барабана (стук), коробочки (шорох). Соотнесение звука с музы­кальным инструментом «Шумовой оркестр».   *Посвистеть на дудочке, позвенеть колокольчиком, посту­чать в барабан, пошуршать коробочкой. **Угадать, какой инструмент звучал. **"Подобрать все инструменты, которые свистят, звенят, стучат, шуршат (дудочка, колокольчик, барабан, коробочка)
Активизировать зри­тельное внимание, память детей Запоминание порядка расстановки иг­рушек. Восстановление прежнего по­рядка, расстановка игрушек по словес­ной инструкции «Запоминай-ка».    Запомнить игрушки (*3-4, **5-6, ***7-8), сказать: какой не стало, какую не назвали, что из­менилось, поставить в прежнем порядке

 


 


Занятие 2



Познакомить с поня­тиями «быстро — медленно», «протяж­но — отрывисто», «громко — тихо»; учить детей подби­рать определения к звучанию музыкаль­ных инструментов

Учить воспроизво­дить голосом зву­чание музыкальных инструментов в нуж­ном темпе, ритме; контролировать си­лу голоса, ритм, темп

Развивать плавность
и точность движений,
координацию голоса
с движением

_________________











Содержание работы

Припоминание предметов, которые двигаются, звучат: быстро, медленно, протяжно, отрывисто, громко, тихо. Прослушивание и обсуждение возмож­ности звучания музыкальных инстру­ментов, определение темпа, ритма и си­лы звучания. Сравнение звучания му­зыкальных инструментов со звуками живой и неживой природы: медленно, как черепаха, отрывисто, как дождик, громко, как паровоз

Подражание (ля-ля-ля, тук-тук-тук) музыкальным инструментам с различ­ной силой звучания голоса, в заданном темпе и ритме: "вместе с педагогом; **по отстукиваемому по ладони ритму; **"по музыкальному образцу

Извлечение музыкальных звуков, от­стукивание и отхлопывание в заданном темпе, ритме, силе звука,**вместе с педагогом; **по образцу; ***по инструкции



Игра, упражнение, задание

«Быстро — медленно».Подобрать харак­теристики с опорой на картинки к движе­ниям змеи и зайца (плавно — отрыви­сто); птицы и черепахи (быстро — медленно); гудку паровоза и звуку дож­дя (громко — тихо).

«Оркестр».Сказать, как может звучать гитара, пианино, дудочка (громко, тихо, протяжно), металлофон, бубен, барабан (громко, тихо, отрывисто), маракас, коро­бочка, погремушка (тихо, отрывисто)

«Спой песенку».Повторить, как звучит колокольчик, дудочка, барабан, коробоч­ка. Спеть песенку дудочки, барабана, коробочки и т. д. быстро, медленно, гром­ко, тихо, протяжно, отрывисто

«Поиграй».Сыграть и спеть (простучать,
отхлопать) 3—5 звуков в заданном ритме,
темпе и силе звучания                    *


Занятие 3


Задача

Учить подбирать ре­чевую характеристи­ку к голосам живот­ных; вырабатывать быструю голосовую







Содержание работы

Подражание голосам животных. Соот­несение голоса, названия животного,
картинки и игрушки. Быстрое произне­сение подражаний: по названию животного, **по картинке     




Игра, упражнение, задание

«Кто в теремочке живет?»Раздать иг­рушки — домашних животных (1—3), оп­ределить голос каждого. *Педагог называет кота, и тот, у кого такая игрушка, отвечает: «Мяу». **Педагог показывает картинку —


________ Содержание работы

   *по голосу животного

ЖИВОТНОГО, ***'

00










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 178.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...