Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

II. Различение наиболее далеких фонем при отсутствии дифференциации близких.




Башинская, Т. В.

БЗЗ      Королевство звуков : занятия по формированию и развитию звуковой

стороны речи дошкольников 4 — 6 лет : пособие для учителей-дефектологов и педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т. В. Башинская. — Мозырь : ООО ИД «Белый Ве­тep», 2006. - 70, [2] c. : HJl. 15ВЫ 985-486-701-3.

Пособие содержит систему занятий по формированию и развитию звуковой стороны речи дошкольников 4—6 лет с общим недоразвитием речи (II и III уровня речевого развития). Предлагаемая система рассчитана на два года обучения и включает работу на уровне звуков, слогов, слов, предложений, стихов, что обеспечивает осознание звуковой стороны русского языка и готовит к овла­дению осмысленным чтением и грамотным письмом. Занятия включают строго последовательный подбор заданий с подробным описанием подачи материа­ла трех уровней сложности: *низкого, **среднего, ***высокого. Это позволя­ет осуществить дифференцированный подход к обучению дошкольников с раз­ным уровнем речевого развития.

Адресуется учителям-дефектологам, педагогам, воспитателям учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, а также будет полезно преподавателям, студентам педагогических высших учебных заведений, учащимся педколледжей, родителям.

УДК 376.3 ББК 74.102

® Башинская Т. В., 2006
 985-486-701-3                                                   © ООО ИД «Белый Ветер», 2006


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КОРОЛЕВСТВУ ЗВУКОВ.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ

СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 4—6 ЛЕТ

Представленная в пособии система занятий построена на основе пяти этапов онтогенетического развития фонематического восприятия и осознания звуковой стороны языка, намеченных Р. Е. Левиной [10].

В течение 1-го года обучениядети проходят первых три этапа.

I. Дофонематический.

Дети учатся слушать и соотносить с источником звуки музыкальных инструментов, игрушек, различных предметов, животных; различать звуки по длительности, силе звучания, высоте, а также подражать неречевым зву­кам различной длительности, силы звучания и высоты. На этом этапе дети создают интонационно окрашенные голосовые вариации. Каждое голо­совое упражнение сопровождается движениями, действиями, рисунками.

II. Различение наиболее далеких фонем при отсутствии дифференциации близких.

Изучаются гласные и согласные звуки. Изучение гласных звуков проходит в следующей последовательности:

1. Знакомство с изолированными звуками [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Воспроизведение звуков, описание артикуляции (на этом этапе в рабо­те одновременно все звуки).

2. Соотнесение звука с персонажем сказки.

3. Определение звука в начале слова.

4. Определение звука в конце слова.

5. Определение звука в середине односложных слов.

6. Слитное продевание звуковых цепочек.

7. Анализ звуковых цепочек.

8. Объединение звуков в цепочки.

9. Определение наличия или отсутствия звука в слове.

При изучении согласных звуков предлагается подбирать звуковой материал исходя из произносительных возможностей каждого ребенка. Изучение звуков проходит в следующей последовательности:

1. Знакомство с изолированными звуками (произносимыми деть­
ми без искажения). Воспроизведение звуков, описание артикуляции.

2. Сравнение гласных и согласных звуков по способу артикуляции, длительности звучания. Установление зависимости звучания зву­ка от положения органов артикуляции.

3. Определение звука изолированного, в начале, в конце слова по
признаку «поется, не поется».

4. Определение согласного звука в конце слова.


 

 

5. Определение звука в начале слова.

6. Установление наличия или отсутствия звука в слове.

7. Различение звонких и глухих согласных звуков.

8. Замена изолированных звуков по звонкости/глухости.

Комплексное изучение гласных и согласных звуков позволяет сфор­мировать у детей целостный и многогранный образ звуков, объединен­ных общими признаками (акустическими, артикуляторными, грамма­тическими), проследить и понять принципиальные различия гласных и согласных звуков, создать прочные фонематические представления.

На занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей Ко­ролевства звуков (см. Приложение 1).

Идея персонификации звуков частично заимствована у О. Ермо­линой, (представлена в видеоматериале «Домашний логопед»).

В королевском красном дворце живут разные персонажи. Глас­ных звуков шесть. Они самые главные, их можно петь громко и про­тяжно. Король О очень добрый, очень толстый, он всегда всем дово­лен, говорит: «О-о-о». Королева У утонченная, умная, она всему удивляется, говорит: «У-у-уж Принцесса И игривая, веселая, любит смеяться: «И-и-и». Принц Э элегантный, эрудированный, любит гу­лять по полям и кричать: «Э-э-э». Доктор А следит за тем, чтобы ни у кого не болело горло и просит всех: «Скажите "а-а-а"». Рьщарь Ы носит тяжелые латы и всех пугает: «Ы-ы-ы».

Охраняют мир и покой Королевства звуков солдаты (см. При­ложение 2) — согласные звуки, которые живут в синих и зеленых домиках. На первом году обучения для звонких согласных использу­ется термин «сильный солдат», для глухих — «слабый солдат», на втором для твердых согласных — «большой солдат (Дон)» (фигурка окрашена в синий цвет), мягких согласных — «маленький солдат (Дин)» (фигурка окрашена в зеленый цвет).

Пример сказки

Однажды в Королевстве звуков случилось несчастье. «И-и-и», — заплакала изящная принцесса И. «У-у-у», — удивилась умная короле­ва У. «О-о-о», — очень огорчился добрый толстый король О. «Э-э-э», — побежал звать доктора энергичный принц Э. «А-а-а, — покачал головой аккуратный доктор А. — Во дворец пробралась Скука». Доктор А про­писал принцессе И инжир, изюм и интересные игры и поставил у две­рей ее комнаты рыцаря Ы, чтобы он не пускал к принцессе Скуку. Так и живут игривые, умные, элегантные, очень добрые, аккуратные гласные звуки и играют с нами в каждом слове в интересные игры.

Олицетворение звуков позволяет детям воспринимать звуки как ося­заемые предметы и подготовиться к отображению звука в виде буквы.

В процессе работы над звуками педагог вводит следующие поня­тия: «гласный», «согласный», «звонкий», «глухой» звуки. Понятия

10


подкрепляются дополнительными характеристиками: «поется», «не по­ется» , «сильный солдат», «слабый солдат». Детям достаточно только понимать термин, употребляемый педагогом.

III. Восприятие звуков языка в соответствии с их фонематичес­кими признаками.

Дети учатся оценивать четкость и правильность своего произно­шения, подбирать слова, близкие по звучанию, узнавать слова, состав­ленные из слогов, подбирать рифму, понимать и исправлять смысло­вые ошибки.

В течение первого года обучения детям сообщается следующий объем знаний и умений"

Знание

                     Умение

На уровне показа:

музыкальные инст­рументы и предметы могут издавать раз­личные звуки;

— звуки различаются
по высоте, силе зву­чания;

— звуки производят
в разном темпе, ритме;

— от силы удара,
выдоха зависит сила
звука;

— высота голоса мо­жет меняться;

— словесную команду
заменяют картинкой,
знаком, действием;

— начало строчки,
слова всегда слева.
На уровне понимания:

— произношение звука
зависит от положения
органов артикуляции;

— звук может стоять
в начале, середине,
конце слова;

— слова состоят из
отдельных звуков;

— звуки бывают глас­ными и согласными;

 На материале предметов и неречевых звуков:

—различать неречевые звуки по высоте, тембру
и силе;

— классифицировать предметы по характеру
звучания;

— воспроизводить неречевые звуки различной
высоты и силы звучания в заданном ритме;

— выполнять действия по словесной команде
или знаку;

— произносить звук, слово по действию, знаку;

— находить начало, середину, конец предметов,
полосы бумаги;

— соотносить предмет с его контурным изобра­жением, теневым изображением, незавершенным
изображением;

— следить за действием двух рук одновременно
(расхождение, сближение);

— выделять (на глаз) средний предмет или сим­
вол в ряду из пяти, семи, девяти предложенных
предметов.

На материале гласных звуков:

— узнавать звук по артикуляции и описывать
положение органов артикуляции при произнесе­нии изолированных гласных звуков;

— определять место звука в слове;

—анализировать цепочку из двух, четырех
гласных звуков;

— сливать два-три гласных звука в непрерывную
цепочку;

— определять гласный звук в начале, конце слова, в середине односложных слов;          

* В данном пособии речь идет о формировании знаний и умений как предпосылок для выработки навыка чтения и письма (прим. автора).

11


Продолжение

 

Знание Умение
— гласные от соглас­ных отличаются спосо­бом произношения, дли­тельностью звучания; — согласные звуки бы­вают звонкими (силь­ные солдаты) и глухи­ми (слабые солдаты); — при изменении звуков в слове меня­ется его смысл; — у слов с разным значением может быть похожее звучание; — слова состоят из частей (слогов); — из отдельных час­тей (слогов) можно составить слово; — в разных словах могут быть одинако­вые слоги; — в предложении слова связаны  по смыслу; — в стихах последние слога слов одинаковые; — если в предложе­нии заменить слово, то получается пута­ница — определять наличие (отсутствие) звука в слове; — отличать гласный (поется) звук от согласного (не поется) на основе акустических и артикуля­ционных особенностей. На материале согласных звуков: — описывать положение органов артикуляции при произнесении изолированных звуков; — определять место звука в слове; — выделять (отделяя согласный звук от глас­ного) звук в конце и в начале слова; — определять наличие (отсутствие) звука в слове; — различать звуки по звонкости/глухости на ос­нове фонематического и тактильного восприятия; — определять наличие заданного звука в слове, соотносить его со знаком (цветным жетоном, сигнальной карточкой, действием); — подбирать парные звуки по звонкости/глухости. На материале слов: — классифицировать слова по схожести звучания; — различать близкие по звучанию слова; — делить слова из двух, трех прямых откры­тых слогов на части; — выделять первый, второй, третий слог с опо­рой на полосу бумаги, разделенной на три части; — составлять слова из двух, трех слогов в пря­мом и обратном порядке; — подбирать слова с одинаковыми слогами. На материале предложений: — подбирать нужное по смыслу слово; — подбирать рифму («доскажи словечко»); — исправлять смысловые ошибки

Работа 2-го года обучениязаключается в организации коррекционно-развивающего процесса, позволяющего ребенку пройти IV и V этап осознания звуковой стороны языка. В начале второго года обучения дети повторяют программный материал первого года обучения, но на более сложном уровне.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 153.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...