Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
II. Различение наиболее далеких фонем при отсутствии дифференциации близких.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Башинская, Т. В. БЗЗ Королевство звуков : занятия по формированию и развитию звуковой стороны речи дошкольников 4 — 6 лет : пособие для учителей-дефектологов и педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т. В. Башинская. — Мозырь : ООО ИД «Белый Ветep», 2006. - 70, [2] c. : HJl. 15ВЫ 985-486-701-3. Пособие содержит систему занятий по формированию и развитию звуковой стороны речи дошкольников 4—6 лет с общим недоразвитием речи (II и III уровня речевого развития). Предлагаемая система рассчитана на два года обучения и включает работу на уровне звуков, слогов, слов, предложений, стихов, что обеспечивает осознание звуковой стороны русского языка и готовит к овладению осмысленным чтением и грамотным письмом. Занятия включают строго последовательный подбор заданий с подробным описанием подачи материала трех уровней сложности: *низкого, **среднего, ***высокого. Это позволяет осуществить дифференцированный подход к обучению дошкольников с разным уровнем речевого развития. Адресуется учителям-дефектологам, педагогам, воспитателям учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, а также будет полезно преподавателям, студентам педагогических высших учебных заведений, учащимся педколледжей, родителям. УДК 376.3 ББК 74.102 ® Башинская Т. В., 2006 ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КОРОЛЕВСТВУ ЗВУКОВ. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 4—6 ЛЕТ Представленная в пособии система занятий построена на основе пяти этапов онтогенетического развития фонематического восприятия и осознания звуковой стороны языка, намеченных Р. Е. Левиной [10]. В течение 1-го года обучениядети проходят первых три этапа. I. Дофонематический. Дети учатся слушать и соотносить с источником звуки музыкальных инструментов, игрушек, различных предметов, животных; различать звуки по длительности, силе звучания, высоте, а также подражать неречевым звукам различной длительности, силы звучания и высоты. На этом этапе дети создают интонационно окрашенные голосовые вариации. Каждое голосовое упражнение сопровождается движениями, действиями, рисунками. II. Различение наиболее далеких фонем при отсутствии дифференциации близких. Изучаются гласные и согласные звуки. Изучение гласных звуков проходит в следующей последовательности: 1. Знакомство с изолированными звуками [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. 2. Соотнесение звука с персонажем сказки. 3. Определение звука в начале слова. 4. Определение звука в конце слова. 5. Определение звука в середине односложных слов. 6. Слитное продевание звуковых цепочек. 7. Анализ звуковых цепочек. 8. Объединение звуков в цепочки. 9. Определение наличия или отсутствия звука в слове. При изучении согласных звуков предлагается подбирать звуковой материал исходя из произносительных возможностей каждого ребенка. Изучение звуков проходит в следующей последовательности: 1. Знакомство с изолированными звуками (произносимыми деть 2. Сравнение гласных и согласных звуков по способу артикуляции, длительности звучания. Установление зависимости звучания звука от положения органов артикуляции. 3. Определение звука изолированного, в начале, в конце слова по 4. Определение согласного звука в конце слова.
5. Определение звука в начале слова. 6. Установление наличия или отсутствия звука в слове. 7. Различение звонких и глухих согласных звуков. 8. Замена изолированных звуков по звонкости/глухости. Комплексное изучение гласных и согласных звуков позволяет сформировать у детей целостный и многогранный образ звуков, объединенных общими признаками (акустическими, артикуляторными, грамматическими), проследить и понять принципиальные различия гласных и согласных звуков, создать прочные фонематические представления. На занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей Королевства звуков (см. Приложение 1). Идея персонификации звуков частично заимствована у О. Ермолиной, (представлена в видеоматериале «Домашний логопед»). В королевском красном дворце живут разные персонажи. Гласных звуков шесть. Они самые главные, их можно петь громко и протяжно. Король О очень добрый, очень толстый, он всегда всем доволен, говорит: «О-о-о». Королева У утонченная, умная, она всему удивляется, говорит: «У-у-уж Принцесса И игривая, веселая, любит смеяться: «И-и-и». Принц Э элегантный, эрудированный, любит гулять по полям и кричать: «Э-э-э». Доктор А следит за тем, чтобы ни у кого не болело горло и просит всех: «Скажите "а-а-а"». Рьщарь Ы носит тяжелые латы и всех пугает: «Ы-ы-ы». Охраняют мир и покой Королевства звуков солдаты (см. Приложение 2) — согласные звуки, которые живут в синих и зеленых домиках. На первом году обучения для звонких согласных используется термин «сильный солдат», для глухих — «слабый солдат», на втором для твердых согласных — «большой солдат (Дон)» (фигурка окрашена в синий цвет), мягких согласных — «маленький солдат (Дин)» (фигурка окрашена в зеленый цвет). Пример сказки Однажды в Королевстве звуков случилось несчастье. «И-и-и», — заплакала изящная принцесса И. «У-у-у», — удивилась умная королева У. «О-о-о», — очень огорчился добрый толстый король О. «Э-э-э», — побежал звать доктора энергичный принц Э. «А-а-а, — покачал головой аккуратный доктор А. — Во дворец пробралась Скука». Доктор А прописал принцессе И инжир, изюм и интересные игры и поставил у дверей ее комнаты рыцаря Ы, чтобы он не пускал к принцессе Скуку. Так и живут игривые, умные, элегантные, очень добрые, аккуратные гласные звуки и играют с нами в каждом слове в интересные игры. Олицетворение звуков позволяет детям воспринимать звуки как осязаемые предметы и подготовиться к отображению звука в виде буквы. В процессе работы над звуками педагог вводит следующие понятия: «гласный», «согласный», «звонкий», «глухой» звуки. Понятия 10 подкрепляются дополнительными характеристиками: «поется», «не поется» , «сильный солдат», «слабый солдат». Детям достаточно только понимать термин, употребляемый педагогом. III. Восприятие звуков языка в соответствии с их фонематическими признаками. Дети учатся оценивать четкость и правильность своего произношения, подбирать слова, близкие по звучанию, узнавать слова, составленные из слогов, подбирать рифму, понимать и исправлять смысловые ошибки. В течение первого года обучения детям сообщается следующий объем знаний и умений"
Умение
На материале предметов и неречевых звуков: —различать неречевые звуки по высоте, тембру — классифицировать предметы по характеру — воспроизводить неречевые звуки различной — выполнять действия по словесной команде — произносить звук, слово по действию, знаку; — находить начало, середину, конец предметов, — соотносить предмет с его контурным изображением, теневым изображением, незавершенным — следить за действием двух рук одновременно — выделять (на глаз) средний предмет или сим На материале гласных звуков: — узнавать звук по артикуляции и описывать — определять место звука в слове; —анализировать цепочку из двух, четырех — сливать два-три гласных звука в непрерывную — определять гласный звук в начале, конце слова, в середине односложных слов; * В данном пособии речь идет о формировании знаний и умений как предпосылок для выработки навыка чтения и письма (прим. автора). 11 Продолжение
Работа 2-го года обучениязаключается в организации коррекционно-развивающего процесса, позволяющего ребенку пройти IV и V этап осознания звуковой стороны языка. В начале второго года обучения дети повторяют программный материал первого года обучения, но на более сложном уровне. |
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 153. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |