Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Процесс формирования учебной деятельности.
Задача теоретического анализа процесса формирования учебной деятельности (УД) состоит в том, чтобы выявить закономерности, условия и механизмы превращения объективной структуры УД в форму субъективной активности учащихся. При решении задач подобного класса первостепенное значение имеет метод получения фактических данных, подвергающихся теоретическому анализу и обобщению. В данном случае речь идет о методах выявления изменений характеристик УД в процессе ее формирования. В российской психологии был разработан метод изучения психических явлений в условиях их направленного формирования. Воспроизводя изучаемый психический процесс с заданными характеристиками в предварительно намеченных и строго контролируемых условиях, мы получаем возможность объективно судить об условиях и механизмах его возникновения, развития и функционирования. Сущность и особенности этого метода детально изложены в работах П.Я.Гальперина, Л.В.Запорожца, Н.Ф.Талызиной, Д.Б.Эльконина по поэтапному формированию умственных действий и понятий и др. Мы полагаем, что указанный метод является наиболее адекватным и при изучении процесса формирования УД. Поэтому в своем анализе будем исходить из фактов, установленных в процессе экспериментального обучения в начальных классах, специально рассчитанного на формирование УД. Основные характеристики УД на этом этапе ее формирования определяются особенностями учебно-практических задач. Важнейшая из них состоит в том, что хотя в рамках учебного предмета или его раздела такие задачи и связаны в некоторую систему, однако эта связь скрыта от учащегося, и каждая отдельная задача выступает перед ним как относительно самостоятельная и законченная. С одной стороны, это обстоятельство порождает фрагментарность и несамостоятельность УД, с другой - оно позволяет учащемуся принять поставленную перед ним вполне "конечную" вещественную цель и удержать ее в процессе анализа и решения задачи, что придает смысл всем выполняемым при этом операциям и связывает их в целостную систему. В этих условиях выделяются и интенсивно осваиваются основные учебные действия, в первую очередь - предметно-преобразовательные действия и моделирование. Выводы : Под учебной деятельностью понимается: · процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности; · вид деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач. По В.В.Давыдову выделяются главные компоненты учебной деятельности: учебные ситуации, учебные действия, контроль и оценка. В процессе формирования учебной деятельности младших школьников, в условиях изученного нами процесса учебной деятельности, отчетливо выделяются три этапа формирования учебной деятельности младших школьников: 1) выделение учебно-практической задачи в ситуации формирования нового практического действия; 2) выделение учебно-теоретической задачи, связанной с анализом понятия, определяющего принцип формируемого практического действия; 3) выделение учебных задач, связанных с анализом понятия как развивающейся системы. Эти этапы определяют основные моменты превращения объективной структуры учебной деятельности, реализуемой первоначально интерпсихическими механизмами взаимодействия учителя с учащимися, в форму субъективной активности учащихся, опирающейся на интрапсихические механизмы, которые сами формируются в процессе присвоения учащимися объективной структуры учебной деятельности. В ходе теоретического анализа литературы мы выяснили, что переход к каждой новой, более высокой стадии формирования учебной деятельности осуществляется в результате перестройки структуры наличных форм деятельности учащихся. Возможность такой перестройки подготавливается обогащением предметного содержания деятельности за счет выделения и усвоения новых способов ее осуществления и соответствующим изменением ее объективного смысла в системе взаимодействия учащихся с учителем. То, насколько будут подготовлены и реализованы эти предпосылки, зависит от предметного содержания обучения и его организации как особой формы взаимодействия, общения между учащимися и учителем. В заключение следует подчеркнуть, что теоретически можно допустить возможность и других моделей процесса формирования учебной деятельности. В частности, требует пристального внимания модель этого процесса, предложенная в последнее время Л.И.Айдаровой. Но анализ и обсуждение этой модели и ее соотношения с теми представлениями, которые были изложены выше, является специальной задачей. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 213. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |