Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные схемы композиционных построений.
Все художники – прикладники должны уметь вписывать композиции в такие основные формы: фриз, прямоугольник, квадрат, круг, овал. Ведь, по сути, прикладное искусство работает с одними и теми же формами или их вариациями. Схемы фризовых композиций (бордюры, пояски, украюшки, обводки). Композиционное построение фризов может быть вертикальным, горизонтальным, диагональным и радиальным: - Центрическая композиция. У центрической композиции всегда проглядывается центр; он может быть центром симметрии в буквальном смысле или условным центром в несимметричной композиции, вокруг которого компактно и примерно равноудалено располагаются композиционные элементы, составляющие активное пятно. Чаще используется в городецкой росписи. - «Поясок». Городецкая и хохломская. - «Криуль» или «волна». Хохлома. - «Веточка» или «кустик» (мотивы). Могут располагаться вертикально и диагонально, чаще используются в Хохломе. - Смешанные композиции. Схемы композиций в прямоугольнике: - Картинка в широкой рамке. Под словами «широкая рамка» понимается не столько ее ширина , сколько ее сложность. Это может быть сочетание различных цветовых и орнаментальных полос, которые не мешают, а дополняют друг друга. Чаще всего используются в мезенской и городецкой росписях. - Диагональ и встречная диагональ. Она дает возможность легко закрасить фон в разные цвета. Применяется в хохломской росписи и городецкой. - Овал, круг, вписанный в прямоугольник. Вписывая овал или круг в прямоугольник, следует оставлять вокруг больше «воздуха», а то рисунок не будет читаться. Углы заполняются орнаментом от центра к углам или каждый угол самостоятельно. - Смешанная композиция (центрическая с заполнением углов). Хохлома и городец. Схемы композиций в круге: · «Хоровод» Название говорит само за себя. Некоторые веточки или элементы могут быть крупнее или мельче. · «Веточки» Отдельные веточки могут отходить: - только от края - только от центра - частично от центра, частично от края. · Радиусная композиция. Эта жесткая схема позволяет легко, строить, например, мезенскую композицию. · Смешанная композиция. ( хоровод и веточка). · «Гирлянды» Она строится от крупного центрального цветка и заканчивается мелкими ягодками или листиками. В ней может меняться не только размер цветков, но и их цвет. Например, Городец. Мезенская роспись. История. На Русском Севере с незапамятных времен получили широкое распространение разнообразные крестьянские ремесла, связанные с обработкой дерева: изготовление орудий труда, бытовой утвари, прялок, посуды, детских игрушек, украшенных резьбой и росписью. Опытный глаз крестьянина сразу мог определить, из каких мест попала на ярмарку та или иная вещь. Маленькая, глухая деревенька Палащелье в среднем течении реки Мезень дала название целому направлению в русском декоративном искусстве. Мезенская роспись – это самобытная манера росписи по дереву, выполненная в оригинальной графической технике, – по первоначальному красному замалевку, черным цветом наводятся контуры и прописываются дополнительные элементы. Происхождение росписи до сих пор остается загадкой.Необычность росписи, графичность, примитивно условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки мезенской росписи то в искусстве соседних северных народов, то в искусстве далеких народов Средней Азии, Индокитая или даже в доисторических наскальных рисунках. Ритм и чередование красок до крайности просты, но значительны. Используется всего два цвета. Красный олицетворяет жизнь, огонь, кровь, радость. Черный — земля, космос, смерть, печаль. Характерные особенности мезенской росписи. Одной из основных особенностей росписи считается наличие полос или ярусов. Почти на каждой мезенской прялке выделяются три таких яруса, причем в нижнем и среднем главными фигурами являются кони или олени, а в верхнем – птицы. Как правило, в среднем ярусе к изображениям животных присоединяются изображения птиц, тогда как в верхнем ярусе присутствуют одни только птицы. Выделенные на прялках ярусы соответствовали трем мирам – подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих народов мира. Ярусы-миры как на лицевой, так и на тыльных сторонах прялок разделяются горизонтальными полосами, заполненными геометрическим узором. Несмотря на то, что геометрические узоры составляются из однотипных и даже однообразных элементов, на каждой прялке такой узор выглядит необычным, придающим оригинальность всей прялке. Эффект достигается тем, что каждый раз мастер сочетает элементы геометрического орнамента по-разному. Рассмотрим самые простейшие знаки Земля.Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пустьвас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 236. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |