Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные схемы композиционных построений.




Все художники – прикладники должны уметь вписывать композиции в такие основные формы: фриз, прямоугольник, квадрат, круг, овал. Ведь, по сути, прикладное искусство работает с одними и теми же формами или их вариациями.

Схемы фризовых композиций (бордюры, пояски, украюшки, обводки). Композиционное построение фризов может быть вертикальным, горизонтальным, диагональным и радиальным:

- Центрическая композиция.

У центрической композиции всегда проглядывается центр; он может быть центром симметрии в буквальном смысле или условным центром в несимметричной композиции, вокруг которого компактно и примерно равноудалено располагаются композиционные элементы, составляющие активное пятно.

Чаще используется в городецкой росписи.

- «Поясок».

Городецкая и хохломская.

- «Криуль» или «волна».

Хохлома.

- «Веточка» или «кустик» (мотивы).

Могут располагаться вертикально и диагонально, чаще используются в Хохломе.

- Смешанные композиции.

Схемы композиций в прямоугольнике:

- Картинка в широкой рамке.

Под словами «широкая рамка» понимается не столько ее ширина , сколько ее сложность. Это может быть сочетание различных цветовых и орнаментальных полос, которые не мешают, а дополняют друг друга. Чаще всего используются в мезенской и городецкой росписях.

- Диагональ и встречная диагональ.

Она дает возможность легко закрасить фон в разные цвета. Применяется в хохломской росписи и городецкой.

- Овал, круг, вписанный в прямоугольник.

Вписывая овал или круг в прямоугольник, следует оставлять вокруг больше «воздуха», а то рисунок не будет читаться.

Углы заполняются орнаментом от центра к углам или каждый угол самостоятельно.

- Смешанная композиция (центрическая с заполнением углов).

Хохлома и городец.

Схемы композиций в круге:

· «Хоровод»

 Название говорит само за себя. Некоторые веточки или элементы могут быть крупнее или мельче.

· «Веточки»

Отдельные веточки могут отходить:

- только от края

- только от центра

- частично от центра, частично от края.

· Радиусная композиция.

Эта жесткая схема позволяет легко, строить, например, мезенскую композицию.

· Смешанная композиция.

( хоровод и веточка).

· «Гирлянды»

Она строится от крупного центрального цветка и заканчивается мелкими ягодками или листиками. В ней может меняться не только размер цветков, но и их цвет.

Например, Городец.

Мезенская роспись. История.

На Русском Севере с незапамятных времен получили широкое распространение разнообразные крестьянские ремесла, связанные с обработкой дерева: изготовление орудий труда, бытовой утвари, прялок, посуды, детских игрушек, украшенных резьбой и росписью. Опытный глаз крестьянина сразу мог определить, из каких мест попала на ярмарку та или иная вещь.

Маленькая, глухая деревенька Палащелье в среднем течении реки Мезень дала название целому направлению в русском декоративном искусстве. Мезенская роспись – это самобытная манера росписи по дереву, выполненная в оригинальной графической технике, – по первоначальному красному замалевку, черным цветом наводятся контуры и прописываются дополнительные элементы.

Происхождение росписи до сих пор остается загадкой.Необычность росписи, графичность, примитивно условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки мезенской росписи то в искусстве соседних северных народов, то в искусстве далеких народов Средней Азии, Индокитая или даже в доисторических наскальных рисунках. Ритм и чередование красок до крайности просты, но значительны. Используется всего два цвета. Красный олицетворяет жизнь, огонь, кровь, радость. Черный — земля, космос, смерть, печаль.

Характерные особенности мезенской росписи.

Одной из основных особенностей росписи считается наличие полос или ярусов. Почти на каждой мезенской прялке выделяются три таких яруса, причем в нижнем и среднем главными фигурами являются кони или олени, а в верхнем – птицы. Как правило, в среднем ярусе к изображениям животных присоединяются изображения птиц, тогда как в верхнем ярусе присутствуют одни только птицы. Выделенные на прялках ярусы соответствовали трем мирам – подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих народов мира.

Ярусы-миры как на лицевой, так и на тыльных сторонах прялок разделяются горизонтальными полосами, заполненными геометрическим узором. Несмотря на то, что геометрические узоры составляются из однотипных и даже однообразных элементов, на каждой прялке такой узор выглядит необычным, придающим оригинальность всей прялке. Эффект достигается тем, что каждый раз мастер сочетает элементы геометрического орнамента по-разному.

Рассмотрим самые простейшие знаки

Земля.Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пустьвас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...