Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Типичные проявления эмоциональных состояний 5 страница
Обстановка места происшествия в ряде случаев может отразить и эмоциональные особенности, состояния лица, испытываемые им в момент совершения преступления. Например, то, что преступник при краже взял лишь некоторые ценности, лежавшие на виду, не прошел в дальнюю комнату квартиры, где находились более дорогие вещи, то, что он действовал нерасчетливо, непродуманно, поспешно, порой может свидетельствовать о таких эмоциональных состояниях правонарушителя, как растерянность, неуверенность, боязнь. Если же преступник точно выбрал момент совершения преступления, действовал продуманно и последовательно, отобрал наиболее ценные вещи, принял меры к уничтожению своих следов, от начала до конца действовал рационально и предусмотрительно (не нарушил обстановки квартиры, погасил свет, запер за собой дверь при уходе и т.п.), то можно с уверенностью говорить о таких его качествах, как расчетливость, осмотрительность, опытность. 10.3. Психология обыска В психологическом аспекте обыск – это сложное следственное действие. Имея во многих случаях представление об объектах, которые требуется разыскать, следователь и другие участники обыска не знают их точного местонахождения. Именно процесс установления неизвестного придает этому виду процессуальной деятельности следователя проблемный характер. Проведение обыска предполагает применение следователем разнообразных психологических качеств, профессиональных знаний, умений и навыков. Если следователь к моменту производства обыска не обладает даже приблизительными сведениями о местонахождении разыскиваемых орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, то наибольшую сложность будет представлять мыслительный процесс решения задач по определению возможных мест укрытия искомого. Следует особо подчеркнуть, что при проведении обыска, как и при производстве любых других следственных, процессуальных действий мыслительная, познавательная деятельность всегда является доминирующей по отношению ко всем другим психологическим качествам, умениям и навыкам. При проведении обыска следователь, как правило, не может ставить перед собой задачу с одинаковой тщательностью и равномерным распределением сил осмотреть и проверить каждый квадратный сантиметр обыскиваемой площади. Действиям следователя по розыску укрытого должна предшествовать мысль о наиболее вероятных местах и способах укрытия в зависимости от физических характеристик разыскиваемых предметов, осматриваемого помещения, личности преступника. Такая мыслительная деятельность следователя в процессе обыска находит свое выражение в разработке, выдвижении поисковых версий. При проведении обыска важная роль принадлежит организаторской деятельности следователя. Как правило, он призван организовать подготовку к проведению обыска, подобрать участников поисковой группы, распределить между ними обязанности и избрать тактику проведения обыска. В этом аспекте обыск представляет собой сложное действие, требующее планирования, взаимодействия между его участниками. Эффективность производства обыска в немалой степени зависит от проявления следователем, другими его участниками разнообразных психологических качеств и состояний. На протяжении обыска важно сохранять целенаправленность и устойчивость внимания. Поскольку обыск зачастую трудоемкое, длительное и однообразное действие, требуется применять определенные методы по сохранению устойчивости и целенаправленности внимания. К их числу можно отнести соблюдение строгой дисциплины между участниками, запрещение отвлекать друг друга посторонними занятиями и разговорами, взаимный обмен различной по характеру работой (например, при появлении признаков усталости, вызванной однообразной деятельностью по изучению обнаруженных документов, следователь может попросить сотрудника милиции продолжить эту работу, занявшись осмотром участка, т.е. работой последнего), организацию непродолжительного перерыва через каждые час-полтора работы. При проведении обыска профессионально необходимыми качествами для следователя, других его участников является проявление ими выдержки, самообладания. Обыск в квартире, личный обыск затрагивают существенные права и интересы обыскиваемых, вызывая у них в связи с этим значительные эмоциональные переживания. Это означает, что обыск во многих случаях осуществляется в довольно острой конфликтной ситуации, может сопровождаться напряженностью, сложной психологической атмосферой, проявлением неприязни, раздражения, попыток оскорбления, ссор, эксцессов. В этих нелегких условиях особенно важно, чтобы следователь, другие участники обыска проявляли самообладание, выдержку, сдержанность, корректное, вежливое отношение к обыскиваемому, членам его семьи. В процессе обыска его участники ведут наблюдение, объектами которого являются окружающая обстановка, предметы, поведение людей, а в некоторых случаях – животных и птиц. Наблюдение за окружающей обстановкой, предметами позволяет определить наиболее вероятные места и способы укрытия искомого. Путем наблюдения за поведением обыскиваемого, членов его семьи можно выявить признаки, указывающие на места сокрытия следов, орудий преступления, разыскиваемых документов, ценностей. Наконец, наблюдение за поведением животных и птиц также позволяет выявить места укрытия. Так, известно, что некоторые домашние животные проявляют беспокойство вблизи местонахождения трупа. Собаки, птицы своим возбужденным поведением могут указать на места укрытия людей и т.п. Например, следственно-оперативная группа проводила обыск в усадьбе, хозяин который без вести пропал за два года до того. Жена утверждала, что он ее бросил и поехал на заработки в другую область. Следователь осмотрел помещение жилого дома и перешел к хозяйственным постройкам. В одном из помещений находилась свинья, которую следователь приказал выпустить во двор, чтобы осмотреть и это помещение. Свинья направилась в угол двора за хлевом и стала там рыться в земле. Хозяйка прогнала ее, но свинья снова вернулась на это место и снова хозяйка прогнала ее, хотя там был пустырь. Закончив осмотр хлева, следователь направился на то место, где рылась свинья и приказал его раскопать. Как раз там и был обнаружен закопанный на глубину до полутора метров труп хозяина. Поведение некоторых домашних и диких животных и птиц может быть ориентиром при поисках. Следовватель обратил внимание также на поведение хозяйки, которая не прогнала свинью, когда та зашла на огород, а прогнала, когда та стала рыться на пустыре[44]. Психологическое воздействие на следователя оказывает и обстановка, которую он застает на месте производства обыска. В зависимости от вида расследуемого преступления, характера искомых предметов у следователя формируется определенный стереотип ожидаемого в квартире обвиняемого. Совпадение или несовпадение этого стереотипа с действительностью вызывают у следователя, других участников обыска соответствующие эмоциональные состояния. Например, при проведении обыска на квартире лица, обвиняемого в организации крупного хищения, следователь ожидает увидеть наличие у него богатой обстановки, предметов роскоши, множества дорогих вещей и т.п. При совпадении такого сложившегося стереотипа с ожидаемой реальной обстановкой следователь, другие участники обыска ощущают определенную уверенность, надеются на успех, испытывают положительные эмоции; у них наблюдается повышение активности. Напротив, обнаружив, что в квартире обвиняемого в хищении более чем скромная обстановка, следователь может испытывать чувство неуверенности, сомнения, и все это способно снижать его активность, целеустремленность, отражаться на ходе производства обыска. Поэтому следователь должен хорошо представлять себе возможность отрицательного психологического воздействия обстановки обыска. Известно немало случаев предварительной подготовки преступников к возможному обыску в их квартирах, когда они прячут, вывозят наиболее ценные вещи, создают иные ложные признаки отсутствия искомого. Так, в квартире подозреваемого в крупных финансовых злоупотреблениях следователь проводил обыск. Были пересмотрены книги в библиотеке, осмотрены документы в рабочей комнате хозяина «простукан» пол, обыск завершался удачно. В самом начале, когда хозяину было предъявлено постановление на обыск, он добровольно выдал 12 тыс. долларов, в одном из ящиков шкафа было найдено еще 20 тыс. немецких марок. Жена подозреваемого все время стояла, прислонившись спиной к стене в одном месте, спокойно наблюдая за обыском. Перед тем как предложить участникам подписать протокол обыска, следователь попросил хозяйку отойти, простучал стену и в 20 см от пола услышал иной звук, чем в других местах. Следователь приказал снять штукатурку и в нише стены был найден тайник, в котором были спрятаны 350 тыс. долларов и ювелирные изделия на большую сумму денег. Как будто все просто. Хозяин рассчитал, что получив определенную сумму в валюте, другую сумму выявив при проведении обыска, следователь ограничится этими результатами, а основная сумма останется не выявленной. Следователь, наоборот, в том, что хозяин добровольно выдал значительную сумму, а другая фактически не была спрятана, заподозрил стремление отвлечь его внимание и незаметно следил за членами семьи. Следователь на протяжении всего обыска, который продолжался почти пять часов, был внимателен и ни одна деталь не была им упущена[45]. Психологическое воздействие на следователя могут оказывать и другие элементы обстановки. Например, наличие загроможденных, захламленных помещений, грязные предметы и вещи вызывают у участников обыска естественные для каждого человека брезгливость и отвращение. Однако очень важно уметь заставить себя преодолеть их и с не меньшей тщательностью осматривать самые неприглядные места квартиры. При этом следует помнить, что преступники в расчете на брезгливость нередко прячут оружие, деньги, ценности именно среди таких предметов. Представляя наиболее вероятные места и способы укрытия искомого, следователь тем самым решает задачу по определению доминанты прячущего. Предвидя возможность обыска, преступник стремится спрятать орудия преступления, деньги, ценности таким образом, чтобы посторонние лица не смогли их найти. С этой целью он обычно не использует места, предметы, предназначенные для обычного хранения вещей, денег, ценностей (например, шкафы, чемоданы, ящики стола и т.п.), а избирает в качестве тайников и хранилищ места, предметы совсем другого назначения. Решая вопрос о возможных местах и способах укрытия, следователь должен учитывать совокупность объективных и субъективных факторов. Объективные факторы включают в себя обстановку места обыска и характеристику искомых предметов. Действия преступника по выбору мест и способов укрытия не являются полностью свободными, а детерминированы рядом факторов, обстоятельств, в том числе и обстановкой его дома, квартиры. Существующая обстановка определяет возможности лица по оборудованию им тайников. Так, наличие приусадебного участка, дачи, сада позволяет преступнику делать тайники в земле, в деревьях; напротив, отсутствие их лишает его такой возможности. Возможности укрытия, а следовательно, и направление поисков обусловлены также физическими, химическими и иными качествами укрываемых предметов. Например, крупные размеры предметов, добытых преступным путем, не позволяют спрятать их незаметно среди обычной обстановки квартиры; физико-химические свойства золота, платины дают возможность хранить драгоценности в земле, в воде, среди продуктов питания и т.д. Поэтому для целенаправленного проведения обыска необходимо представлять, как должны выглядеть искомые предметы, знать их основные качества, признаки, свойства. Однако при этом следует считаться с возможными попытками преступников изменить внешний вид разыскиваемых предметов, создав тем самым их субъективную недоступность для ищущих. С этой целью предметы могут перекрашиваться, переделываться, вещи перешиваться и т.п. (например, преступник изготовил из похищенного промышленного золота крючки, закрасил их и укрепил в коридоре в качестве вешалки для одежды). Выбор мест и способов укрытия причинно обусловлен и многими особенностями личности преступника, которые следователь должен учитывать при производстве обыска. Например, такой выбор зависит от пола преступника. Так, у мужчин и женщин в силу их положения в обществе, в семье, их психологических различий часто не совпадают интересы, знания, навыки, умения, склонности, физические возможности, что находит свое отражение в выборе способов укрытия. Например, оборудование ряда тайников в полу, в стенах требует значительных физических усилий, что обычно не под силу женщине. Специфические интересы, знания, умения, навыки мужчин иногда обусловливают создание тайников в корпусах и механизмах телевизоров, радиоприемников, магнитофонов и других электробытовых приборов. По данным исследований, у мужчин значительное количество способов укрытия связано с теми или иными техническими навыками. Женщины устраивают тайники и хранилища чаще всего среди обычных бытовых предметов, продуктов питания, консервированных фруктов и овощей. При решении задачи выяснения наиболее возможных мест и способов укрытия следует учитывать и возрастные особенности обыскиваемых. Возраст человека в значительной степени определяет опыт, интересы, знания, склонности, характерологические качества, эмоциональные особенности. Но в свою очередь все эти качества личности, определяемые возрастом, обусловливают выбор мест и способов укрытия. Так, проведенное нами исследование показало, что несовершеннолетним правонарушителям присущи две противоположные тенденции. Во многих случаях они допускают небрежность, оставляя орудия преступления, ценности, добытые преступным путем, в легкодоступных и обозримых местах, на виду, среди своих личных вещей, а зачастую вообще не принимают никаких специальных мер по их укрытию. Такая тенденция связана с недостаточным жизненным опытом подростков, такими их личностными качествами, как беспечность, нерасчетливость, неосторожность. Иногда у несовершеннолетних наблюдается и противоположная тенденция, заключающаяся в том, что они, пытаясь подражать литературным персонажам детективов и «героям» приключенческих фильмов, более или менее успешно оборудуют различные хитроумные тайники, заранее инсценируют предполагаемые места обыска и пр. Определенную роль при этом играют и такие психологические качества несовершеннолетних, как высокоразвитая фантазия, воображение, гибкость ума, нестандартность мышления. При проведении обыска желательно учитывать и такие особенности личности обвиняемого, как его образование, культурный уровень, умственные качества, интеллект и т.п. Избирая место и способ укрытия, преступник прежде всего решает своеобразную задачу, которую можно условно разделить на две стадии: принятие решения (мыслительную стадию – где и как лучше всего спрятать) и реализация решения (практическую стадию). В решении этой задачи проявляются различные качества личности, причем они играют неодинаковую роль при решении этой двуединой задачи. Если в принятии решения больше участвуют ум, воображение, знания, опыт лица, то при реализации на первое место выступают такие качества, как физические возможности, умения, навыки. Можно проследить, как некоторые из указанных качеств личности предопределяют выбор мест и способов укрытия. Так, образование, культурный уровень человека определяют его знания об обществе, природе, отношениях между людьми, имеющие большое значение при выборе места и способа укрытия. Знание же физико-химических свойств промышленного золота позволяет расхитителям, валютчикам избирать следующий способ: промышленное золото рассыпается на определенном участке земли. Обнаружить спрятанное таким образом золото довольно трудно. Преступник же в случае необходимости может легко извлечь его путем промывания земли водой. При этом тяжелые частицы золота обязательно осядут на дно. Знание основ психологии, понимание психологической установки (например, следователя) на обязательные поиски, отсутствие внимания к тому, что лежит на виду, на поверхности, позволяют преступнику умышленно избрать прием, основанный на создании такого рода субъективной недоступности для ищущего. На выбор мест и способов укрытия значительное влияние оказывают профессия, профессиональные навыки и умения лица. Так, профессия человека нередко определяет наличие у него тех или иных инструментов, орудий, сырья, материалов, которые могут быть использованы для создания тайников, укрытия следов и орудий преступления. Профессия может определять и физические возможности человека (например, его силу, ловкость), что также имеет отношение способу укрытия. Профессия человека воздействует и на многие стороны его личности: интересы, взгляды, направленность внимания, память, воображение, наблюдательность, знания, опыт, умения, навыки. Все эти качества также причинно связаны с выбором мест и способов укрытия, поэтому требуют определенного учета. При разработке тактики обыска желательно учитывать и совокупность характерологических, эмоциональных, волевых качеств обвиняемого. Например, обвиняемый, обладающий такими волевыми качествами, как решимость, выдержка, смелость часто более уверенно ведет себя в момент обыска, способен проявлять внешнее равнодушие, безразличие даже на самых его «критических» этапах. Проявление растерянности вместо спокойствия, страха вместо равнодушия, раздражения после ровного выдержанного поведения, подавленности, сменившей бодрый вид, внезапный гнев, истерическая вспышка – эти, равно как и другие, изменения эмоционального состояния обыскиваемого должны быть отмечены и логически сопоставлены с ходом обыска. При проведении обыска важно, чтобы его участники (и прежде всего сам следователь) наблюдали за особенностями поведения обыскиваемого и членов его семьи. Для преступника, членов его семьи, знающих о местах укрытия разыскиваемых предметов, обыск является действием, которое весьма серьезно затрагивает их интересы, приводит их в состояние сильной эмоциональной напряженности. Скрыть все психофизиологические проявления этой напряженности удается весьма редко. Они могут проявлять себя в различных актах поведения, психофизиологических реакциях (побледнение или покраснение, изменение тембра голоса, появление дрожания рук и т.п.). Особое внимание следует обращать на такие поведенческие акты, как попытки: 1) отвлечь внимание участников обыска от осмотра определенных участков и предметов; 2) внушить представление о несущественности, незначительности каких-либо обысков (например, на вопрос следователя, что находится в чулане, жена обвиняемого отвечает, что там различные грязные, старые вещи, выражает опасение, что участники обыска только «зря потеряют время» на их осмотр и т.п.); 3) замаскировать и закрыть доступ к каким-либо участкам помещения, определенным предметам. От внимания следователя не должно ускальзывать появление явных признаков волнения, попытки оказать противодействие ищущим, возникновение всякого рода споров, ссор, эксцессов и пр. Указанные реакции могут свидетельствовать о приближении участников обыска к местам укрытия искомого. Психологического подхода требует оценка обстановки квартиры, отдельных обнаруженных в ней вещей, предметов. Домашняя обстановка в большинстве случаев является результатом продуманной деятельности человека, отражает его материальное и общественное положение, взгляды, интересы, потребности, кругозор, склонности, увлечения, нравственные и этические представления. Поэтому обнаружение в квартире обвиняемого вещей, предметов, не соответствующих его образу жизни, интересам и т.п., должно привлечь внимание следователя. Целесообразно заслушать по отдельности объяснения обвиняемого, членов его семьи относительно появления таких предметов в их квартире. 10.4. Психология опознания В психологическом аспекте опознание – это следственное действие, состоящее из двух стадий: подготовительной (предварительный допрос об обстоятельствах, при которых опознающие наблюдали соответствующее лицо или предмет и о приметах и особенностях, по которым они могут провести опознание) и стадии собственно опознания. На подготовительной стадии в процессе допроса, предшествующего опознанию, следует учитывать самые различные психофизиологические особенности самого опознающего лица: его психическое состояние в момент восприятия события преступления, физические особенности ранее воспринимавшихся им людей или предметов. Восприятие человеком других людей может быть как объективным, так и субъективным. Первое заключается в том, что человек, воспринимая других людей, предметы, отражает объективно существующую реальность. Субъективное восприятие зависит от множества личностных, психологических, физических качеств и состояний лица. Следует указать на некоторые из таких зависимостей. Оценка и описание признаков другого человека в значительной степени обусловлены индивидуальными особенностями самих опознающих. Так, замечено, что люди невысокого роста обычно склонны преувеличивать рост других людей, и наоборот. Следственная практика знает немало случаев, когда потерпевший (свидетель) низкого роста называл преступника «высоким» или даже «очень высоким», в то время как это не соответствовало действительности. Молодые люди в большинстве случаев преувеличивают в своих показаниях возраст людей, которые значительно старше их, могут при этом назвать 40-45 летнего человека «старым». Напротив, пожилые люди зачастую имеют тенденцию к недооценке возраста всех людей, которые моложе их. В показаниях таких лиц субъекты 30-40 лет именуются «молодыми людьми». Вообще говоря о возрасте, следует иметь в виду, что он, по наблюдениям психологов, по сравнению с другими признаками внешности человека труднее поддается установлению. Возрастные черты менее определенны: чем моложе человек, тем выше точность определения возраста. Например, известно, что наибольшая точность достигается в тех случаях, когда опознаваемый не старше 25 лет. Человек может выглядеть старше или моложе в зависимости от ряда обстоятельств. Так, очки, одежда устарелых фасонов и темной расцветки, неблагоприятное физическое состояние, плохое настроение, как известно, приводят к тому, что человек выглядит старше своих лет. При оценке признаков внешности, свойств предмета немалое значение имеют возраст, жизненный и профессиональный опыт, интересы, знания опознающего. Дети, подростки могут плохо представлять возраст взрослых людей, недостаточно знать признаки одежды, не разбираться в наименованиях цвета, не уметь определять размеры, расстояние. Портной, как правило, сможет дать обстоятельную характеристику признаков одежды наблюдаемого человека; художник – определить черты внешности; механик, водитель, автолюбитель – модель, тип, особенности автомашины и т.д. При описании ранее воспринимавшейся личности за основу берутся не все, а совокупность отдельных, так называемых опорных признаков. К ним могут быть отнесены рост, возраст, телосложение, черты лица, движения, речь. На практике, как показывают исследования психологов, наблюдатель обычно фиксирует форму лица, носа, величину и форму лба, бровей, рта, губ, подбородка, цвет глаз. Известно, что наибольшую информацию для криминалистических целей могут дать те свидетели (потерпевшие), которые умеют запоминать, выделять особые приметы наблюдаемого человека. К сожалению, такая способность встречается (если судить на основе экспериментальных данных) сравнительно редко. Жизненный опыт, равно как и многочисленные психологические наблюдения, показывает, что одними из наиболее надежных признаков, по которым мы узнаем людей, являются особенности их голоса и речи. В то же время известно, что подавляющее большинство людей испытывают особые затруднения при описании голоса и речи. Поэтому в процессе допроса целесообразно разъяснять опознающему содержание основных признаков, характеризующих голос и речь человека. Во многих случаях, чтобы достичь полного понимания указанных признаков, желательно предложить опознающему прослушать запись речи различных (не относящихся к данному делу) людей. То же самое следует сказать и об описании на допросе, предшествующем опознанию, наиболее характерных жестов, мимики, походки. Можно рекомендовать постоянно пользоваться различными справочниками, таблицами, иллюстрациями, диапозитивами, рисунками, фотоснимками, характеризующими признаки и особенности людей, животных, предметов, которые могут стать объектами опознания. При этом полезно не просто демонстрировать их опознающему, а объяснять терминологию разнообразных признаков и свойств. В процессе допроса и последующего опознания следственным и судебным работникам довольно часто приходится встречаться с весьма любопытным психологическим феноменом: описание ранее виденного человека (предмета) значительно сложнее, чем его последующее узнавание. Чтобы убедиться в наличии такого психологического феномена, достаточно попробовать описать письменно или даже устно признаки любого хорошо знакомого человека. Указанное обстоятельство объясняет встречающуюся в материалах уголовных дел неполноту, фрагментарность признаков опознаваемых людей и предметов в протоколах допросов и опознаний. Нельзя при этом также не учитывать, что многие признаки людей и предметов почти не поддаются словесному описанию. Констатация указанного психологического феномена требует от следователя не спешить с выводами относительно возможности узнавания свидетелями (потерпевшими) только на основе тех признаков, которые они смогли назвать на допросе, предшествующему опознанию. Нередко, не сумев на допросе указать каких-либо особых примет преступника, назвав два-три самых общих признака его внешности, потерпевшие (свидетели) уверенно узнают его при проведении опознания. Вот почему не только с позиций закона, но и с учетом психологических рекомендаций недопустим всякий отказ от проведения опознания, если свидетели (потерпевшие) затрудняются сколько-нибудь подробно описать признаки ранее воспринимавшегося человека или предмета[46]. Для правильной оценки проводимого опознания важно знать механизм узнавания. Психологи различают два основных вида узнавания: 1) симультанное (синтетическое) и 2) сукцессивное (аналитическое). Первое – это узнавание сразу, одномоментно, когда происходит мгновенное совпадение образов человека (предмета), находящихся в памяти узнающего и наблюдаемого им в момент предъявления для опознания. Второе – происходит постепенно, путем мысленного сравнения, отбора, сопоставления признаков объекта, находящихся в памяти и воспринимаемых при опознании. Хотя, на первый взгляд, сукцессивное узнавание, в основе которого лежит мыслительный процесс анализа, синтеза, кажется более надежным, однако многочисленные наблюдения и практические данные опровергают это. В действительности более надежным является именно симультанное (синтетическое) узнавание (М.С.Шехтер). Существенное значение в психологическом плане является организация подготовки к опознанию и его проведение. Несмотря на наличие серьезных процессуальных правил и криминалистических рекомендаций по подготовке и проведению опознания нужно учитывать и некоторые психологические моменты. Важно избегать тенденциозного, заранее ориентированного восприятия опознающими предъявляемых им людей, предметов. Справедливо в этой связи отмечает В.Л.Васильев: «Среди них могут быть детали, бросающиеся в глаза каждому (например, наголо остриженная голова у одного из лиц, предъявленных на опознание), могут быть и менее заметные: двухдневная щетина на щеках, отсутствие шнурков в ботинках, помятая одежда, отсутствие пояса в брюках и т.п. Указанные детали, как правило, свидетельствующие о нахождении лица в КПЗ, могут привести к тенденциозному восприятию образа и повлечь ошибки в опознании[47]». Очевидно, что в данном случае подозреваемого следует предъявлять одновременно с другими лицами, также задержанными. В процессе проведения опознания необходимо наблюдать за особенностями поведения как опознаваемого, так и опознающего. Наблюдая за поведением опознаваемого, можно обнаружить признаки, указывающие на его страх быть узнанным, попытки затруднить опознание, эмоциональное напряжение, вызванное самим моментом узнавания. Указанные признаки имеют оперативно-тактическое, а в некоторых случаях и доказательственное значение. Следует иметь в виду, что опознание по своей психологической природе высокоэмоциональное действие, как правило, приводящее преступника в состояние сильнейшей психической напряженности. Поэтому в случае успешного опознания, узнавания подозреваемого потерпевшими и свидетелями очень полезно сразу же после окончания этого следственного действия допросить опознанного. Анализ следственной практики показывает, что во многих подобных случаях преступники начинают давать правдивые показания. Наблюдение за особенностями поведения опознающего позволяет решать следующие задачи. 1. Определить, насколько уверенно лицо опознает. При этом имеет значение оценка словесного выражения узнавания (например, «уверенно узнаю», «сразу узнал», «кажется, что это он» и т.п.). Целесообразно с этих же позиций оценивать жесты, мимику, движения опознающего. 2. В некоторых случаях, наблюдая за поведением опознающих, можно выявить признаки, указывающие на умышленное нежелание опознать преступника, предъявляемый предмет. В таких случаях следователю предстоит нейтрализовать причины подобного поведения опознающих. С целью предотвращения ложных опознаний подозреваемых следует при подборе ряда людей: – ставить в один ряд с подозреваемым людей внешне достаточно похожих на него, а не резко отличающихся (по внешности, одежде); – предложить подозреваемому или лицу, предъявляемому для опознания, занять любое место среди других предъявляемых лиц; – можно предложить опознающим лицам (например, свидетелям «пустой» ряд, без лица, которое опознается и отсеять тех свидетелей, кто совершает ложное опознание); те, кто не дает такой ошибки, окажутся более точными, когда будут рассматривать ряд лиц с подозреваемым (свидетели, склонны выбирать тех, кто больше похож на преступника) – предложить свидетелям отвечать «да» или «нет» на последовательное предъявление ряда с подозреваемым. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 219. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |