Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Перцептивная функция общения 9 страница
Анализ строения индивидуальной профессиональной деятельности. Представления о строении деятельности составляют основу теории деятельности (А.Н.Леонтьев). Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение (см. рис. 10). Действие – это основная единица анализа деятельности, процесс, направленный на реализацию цели. Обычно деятельность разворачивается как система последовательных действий, каждое из которых решает частную задачу, как бы «делает шаг» по направлению к цели (на предварительном следствии – это осмотр места происшествия, допрос, очная ставка, обыск, опознание и т.п.). Цель – это образ желаемого результата, который определяет характер и способы действий человека. Основной целью следственной деятельности является установление истины. На пути к этой цели следователь совершает ряд следственных действий. Операция – это способ выполнения действий. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. Операции раскрывают также техническую сторону выполнения действий, технику и средства. Так, обыск в ярко освещенном помещении или на местности поздним вечером, ночью, требуют совершения разных операций, связанных с индивидуальными способами и техническими средствами. Стремление к совершенствованию своей профессиональной деятельности, тренировка действий приводит к формированию автоматизированных действий – навыков и привычек. Привычка рассматривается как потребность в каком-либо действии, определенная зависимость личности от этого действия. Привычки могут быть положительными и отрицательными. Например, привычка в своих действиях строго следовать «букве закона», выполнять следственные действия в соответствии с действующим Законом Украины «О милиции», УК, УПК Украины, безусловно, имеет позитивный характер. Однако могут быть и привычки противоположного плана. От навыка личность не зависит, поскольку это сознательно автоматизированное действие. Если есть необходимость в нем, то личность будет действие тренировать, нет – постепенно действие будет терять характер автоматизированности. На основе системы навыков, относящихся к одному и тому же виду деятельности, формируются умения. «Умелое» действие – это всегда действие со знанием своего дела. Система знаний плюс система навыков создают готовность человека к самостоятельному решению поставленных перед ним задач. Для навыков и привычек, как автоматизированных действий, характерна стереотипность. Умение же проявляется в решении новых задач и включает в себя момент творчества. Уровнем развития знаний, умений и навыков определяется профессиональное мастерство личности. Но следует учитывать, что в профессиональную деятельность включаются психические процессы: восприятие, внимание и память, способы преобразования информации в мышлении и т.д. Анализируя строение профессиональной деятельности, необходимо ответить на вопрос: что побуждает человека ставить цели и добиваться их осуществления? Для поиска ответа нужно обратиться к понятиям «потребности» и «мотивы». «Потребность» – это внутреннее состояние объективной нужды человека в чем-то, его зависимость от конкретных условий существования. Мотив определяется как предмет потребности. Вслед за опредмечиванием потребности и появлением мотива резко меняется тип поведения, оно приобретает направленность. Мотив это то, ради чего совершается действие. Предмет потребности (мотив) может быть адекватным (например, нерешенная профессиональная задача – найти преступника, мотивация достижения успеха), но может быть и корыстным. Один и тот же мотив может побуждать разные действия, но одно и то же действие может побуждаться разными мотивами. Мотив и цель образуют своего рода «вектор деятельности», определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. То, какой именно будет деятельность, побуждаемая каким-либо конкретным мотивом, определяется целью. Мотив относится к потребности, побуждающей к деятельности, цель – к объекту, на который направлена деятельность. Мотив и цель могут полностью соответствовать, значительно расходиться и даже противоречить друг другу. Например, при адекватной профессиональной деятельности следователя мотивации – «на дело», т.е. на защиту интересов и прав граждан, борьбу с преступностью – мотив и цель совпадают. При корыстной мотивации или даже криминальной мотив и цель не просто расходятся, а противоречат друг другу. Вектор «мотив-цель» является высшим регулятором деятельности и включенных в нее психических процессов. На основании анализа существующих концепций Б.Ф.Ломов выделил основные структурные компоненты деятельности: мотив, цель, планирование деятельности, переработка текущей информации, оперативный образ (концептуальная модель), принятие решения, действие, проверка результатов и коррекция действий. Цель профессиональной деятельности выступает в двух аспектах: идеальное или мысленное представление будущего результата и уровень достижений, на который претендует личность. План деятельности организует ее во времени и в пространстве, обеспечивает связь между действиями. В плане отражается стратегия и тактика реализации деятельности на основе объективных и субъективных условий ее выполнения. Чтобы преобразовать объект деятельности, человек (субъект деятельности) должен обладать не только образом-целью и планом, но и воспринимать информацию о текущем состоянии объекта. Идеальное, специализированное отражение преобразуемого в деятельности объекта выступает как оперативный образ. Принятие решения включено в любую деятельность и может относиться ко всей деятельности в целом, к отдельным действиям или его компонентам. Например, следователь составляет предварительный план по раскрытию совершенного преступления, но по мере получения информации, ее переработки и осмысления создается новая картина (оперативный образ) преступления, она может быть прямо противоположной первоначальной, но может измениться при получении последующей информации, поэтому мы говорим об оперативном образе. Это определяет направление поиска решения, в процессе которого происходит выдвижение версий (гипотез), их проверка и оценка, т.е. принятие решения. В совместной профессиональной деятельности общая цель является фактором, объединяющим людей, она связана с потребностями группы как целостного образования. Мотивы личностей переплетаются и могут в совместной деятельности интегрироваться. Общий план выполняет прежде всего координирующую роль, определяя функциональные взаимосвязи между участниками этой деятельности. Имеется общий фонд информации, которым пользуется каждый. В совместной профессиональной деятельности наблюдаются феномены подражания, внушения, эмоционального взаимозаражения и т.п. В результате профессиографирования составляется профессиограмма, которая включает описание условий труда, прав и обязанностей специалиста, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья. При разработке профессиограммы в интересах профессионального отбора и оптимального распределения кадров особенно важно выявить профессионально важные качества, которые эффективно дифференцируют людей по успешности их профессиональной деятельности в течение всей продолжительности этой деятельности, являются устойчивыми, почти не поддающимися совершенствованию. Профессиограммы можно подразделить на частные и комплексные. Частные профессиограммы дают лишь частные с точки зрения одной науки (например, психологии) представления о профессиональной деятельности. Комплексная профессиограмма является всесторонним описанием работы, в котором собраны результаты профессиографии всех дисциплин – от психологии, физиологии, медицины до экономики, техники и т.п. Одним из основополагающих принципов профессиографирования стал принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности. Сущность этого принципа – подчинение профессиографирования решению конкретных практических задач. Например, для целей профотбора нужно выделить те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию кандидатов по их профессиональной пригодности. Для определения уровня квалификации большое значение приобретает характеристика профессиональных функций, знаний, умений и навыков. Для изучения профессионального утомления (например, выделяются признаки, обнаруживающие факторы, инициирующие профессиональную усталость). Эти профессиограммы называются специальными. Универсальные профессиограммы содержат сведения и характеристики профессиональной деятельности действительные для всех видов работ. Такая профессиограмма бывает весьма обширной и преследует многие цели, но разрабатывается редко. На рис. 11 показана последовательность проведения исследований при применении профессиографического метода. Как уже было сказано выше, в профессиограмму включают условия профессиональной деятельности следователя, они характеризуются повышенной психической напряженностью, возможной экстремальностью в связи с: – процессуальной регламентированностью средств и сроков следствия, а следовательно они работают в условиях дефицита времени (дефицит времени выражается в строгом временном режиме не только общих сроков расследования, но и сроков, связанных с процессуальными этапами движения уголовного дела); – преодолением возможного противодействия заинтересованных лиц; – недостаточностью в ряде случаев исходной информации; – трудностями проведения некоторых следственных действий (например, судебных экспертиз в связи с экономическими трудностями); – повышенной социальной ответственностью принимаемых решений, в связи с наличием властных полномочий и процессуальной самостоятельности; – наличием ситуаций или факторов профессионального риска: ситуация получения (приобретения) каких-либо благ (предметов) с отступлением от установленного порядка, когда эти блага предоставляются якобы «просто так», «из уважения», ситуация передачи взятки следователю. Это делается для налаживания неформальных отношений с целью получения выгодного результата; ситуации возможных провокаций (в местах общественного питания, кафе, ресторанах, гостиницах, допрос свидетеля или потерпевшего в его квартире), вовлечение следователя в конфликт, поступление на него жалоб клеветнического характера с целью оказания давления или его дискредитации. В литературе имеются многочисленные описания порождающих психическую напряженность воздействий и ситуаций, которые называют стрессорами. Характеризуя эти ситуации, авторы указывают такие признаки: «сложные», «трудные», «особые», «эмоциогенные», «критические», «аварийные», «чрезвычайные», «гиперстрессовые», «экстремальные», «сверхэкстремальные», «кризисные». Понятие «экстремальный» (от лат. extremum – крайность) употребляется для объединения понятий максимума и минимума. При употреблении понятия «эстремальность» обычно ясно, что речь идет не о нормальных, обычных условиях деятельности, а о существенно отличающихся от них обстоятельствах. Экстремальность может создаваться не только «максимизацией» (сверхвоздействием), а и «минимизацией» (примером могут служить исследования в области авиационной и космической психологии, посвященные проблеме функционирования психики человека в условиях сенсорной изоляции). Экстремальность обусловливается не только интенсивностью воздействия на человека, но и другими параметрами: качественное своеобразие среды, в которой может проходить человеческая деятельность (температурные; барические, связанные с изменением давления, воздействия; гипоксия – нехватка кислорода; гиподинамия – ограниченность движений и т.п.); характер воздействий (неприятность, монотонность и т.п.); объективная сложность самой задачи (переработка огромных потоков информации, необходимой для выполнения тех или иных действий, отвлекающие воздействия, высокий темп работы и т.п.). Одним из важнейших факторов экстремальности является время. Считается, что этот фактор может существенно определять экстремальность воздействия и, следовательно, степень напряженности, а также ее эффект. Это объясняется тем, что доступный человеку оптимальный темп деятельности у разных лиц неодинаков и переход через индивидуальные пределы этого темпа ведет к возникновению психической напряженности. Эффект воздействия обусловлен также особенностями личности и ситуации. Так, непосредственная опасность для жизни, сильная боль, которые признаются экстремальными, могут быть таковыми в связи с выполнением определенной социальной роли, переживанием чувства патриотизма, по религиозным мотивам. В психологических исследованиях доказано, что мотивационные, интеллектуальные и другие психологические характеристики личности, жизненный опыт, знания и т.п. существенным образом корригируют влияние объективных характеристик воздействия. В последнее время понятие «эстремальность» стало употребляться весьма широко как условие, порождающее эмоциональный стресс, между тем традиционно оно обозначает лишь чрезвычайное воздействие, обладающее крайними предельными значениями. В экстремальных условиях нарушается привычный режим труда и отдыха человека. В тяжелых экстремальных ситуациях психические и другие перегрузки достигают пределов, за которыми могут следовать переутомление, нервное истощение, полнейший срыв деятельности, аффективные реакции, психогении (патологические состояния). Экстремальные ситуации, как известно, опасны для жизни, здоровья, благополучия человека, отдельных групп людей, значительной части населения. Их создают стихийные бедствия, аварии, катастрофы, военные действия, связанные с применением различных видов оружия, операции спецподразделений по освобождению заложников, сотрудников ОВД по задержанию вооруженных преступников, лихачей-водителей, опасных психических больных и т.п. Готовность человека к действиям в такой ситуации проверяется во время наводнений, снежных заносов, засухи, пожаров (в том числе лесных, на нефтепромыслах), землетрясений, эпидемий и т.п. Воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой, непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданием ее реализации. Современная война (военные действия) с точки зрения экстремальных условий, вызывающих возникновение нарушений психической деятельности, объединяет, по существу, психотравмирующие факторы, присущие почти всем стихийным бедствиям и катастрофам. В войне с применением обычных видов оружия к ним относятся: разрушение зданий и пожары в результате действий артиллерии и авиации, катастрофические наводнения в связи с повреждением гидротехнических сооружений, заражение обширных территорий радиоактивными и ядовитыми химическими веществами при разрушении атомных электростанций и химических заводов. Оценивая травмирующее воздействие различных неблагоприятных факторов, возникающих в описанных условиях, на психическую деятельность человека, следует отличать непатологические психоэмоциональные реакции человека на экстремальную ситуацию от патологических состояний – психогений. Для первых характерна прямая зависимость от ситуации, как правило, небольшая продолжительность, сохранение работоспособности (может быть снижена), возможность общения с окружающими и критического анализа своего поведения. Кризис понимается чаще всего как кризис жизни, критический момент и повортный пункт жизненного пути. Каждый человек, отдает он себе в этом отчет или нет, имеет некое содержательное психологическое «ядро» – «смысл жизни». Активность человека реализуется через многочисленные интеллектуальные, национальные, мотивационные, волевые и другие механизмы. Психологический кризис – это невозможность осуществлять цикл воплощения себя, свой замысел. При этом не наблюдается нарушений функций мозга, т.е. человек практически здоров. Внешние обстоятельства дают возможности, при которых человек может действовать как и раньше. Но развивать прежнюю активность он уже не может по внутренним психологическим причинам, т.е. он как бы утратил понимание и чувство, что ему это нужно. Такое состояние сопровождается интенсивными, часто отрицательными по окраске эмоциями. Возможны труднопоправимые, тяжелые и даже трагические поступки как результат тяжелой болезни, при которой человек может оказаться психологически травмированным на всю жизнь. О непереносимости, бессмысленности страданий в жизни в свое время писал Ф.Ницше. Он утверждал, что человек не может выносить бессмысленности своего страдания. Страдание, смысл и цель которого осознаны, есть совсем уж иное страдание, чем страдание бесцельное и бессмысленное. Героическое переживание самых тяжких испытаний предполагает осознание смысла испытываемого. На убийственную силу бессмысленности происходящих действий делали ставку нацисты, заставляя узников концлагерей переносить с места на место кучи песка. Отсутствие смысла происходящего можно с уверенностью назвать основной причиной самоубийств. Но возможны и прямо противоположные последствия кризиса, когда человек может стать более зрелым, собранным, добрым, человечным, сильным, смелым и мудрым; подняться на новую ступень в своем развитии. Человек в течение своей жизни не один раз переживает психологические кризисы. Выделяют различные виды кризисов в зависимости от причины (например, кризисы резкой смены работы, профессии, отрыва от семьи, ухода на пенсию, изменения (понижения или резкого повышения) социального статуса). Можно выделить кризисы возрастные, по соматическим основаниям (болезнь), социально-статусные (ролевые) и внутреннего роста. В отличие от непатологических реакций психопатологические психогенные расстройства являются болезненными состояниями, выводящими человека из строя, лишающими его возможности продуктивного общения с другими людьми и целенаправленных действий. При этом в ряде случаев имеют место расстройства сознания, возникают психопатологические проявления, сопровождающиеся рядом психических расстройств. В настоящее время психогении при экстремальных условиях принято разделять на невротические реакции и состояния (неврозы), реактивные психозы и аффективно-шоковые реакции. Из анализа общего состояния людей следует важное для планирования и организации психологических мероприятий заключение – подавляющее большинство людей вследствие психогенных расстройств являются практически нетрудоспособными (особенно в первый период развития экстремальной ситуации). Это вынуждает поставить вопрос о необходимости вывода при первой же возможности из зоны экстремальных воздействий людей. Решение о замене специалистов, особенно руководителей, должно приниматься с учетом индивидуальной оценки их состояния. В ряде случаев допустима не замена специалистов и руководителей, а временное прикомандирование к ним соответствующих дублеров (такая система полностью оправдала себя во время землетрясения в Армении в 1988г.). Деятельность в экстремальных ситуациях резко повышает требования, предъявляемые к интеллектуальной, особенно эмоционально-волевой сфере личности. Работа в сложных, ответственных и неожиданных ситуациях требует наличия высокоразвитого самообладания, умений не поддаваться действиям самых различных объективных и субъективных стресс-факторов, умений в короткие сроки найти пути их устранения или снижения их воздействия. своевременно принять решение и уверенно без колебаний, адекватно реализовать его с помощью определенной системы и, наконец, квалифицированно проконтролировать эффективность принятых им мер. В этой ситуации на первый план выступают профессиональные умения, выражающиеся в способности достигать в изменяющихся условиях сознательно поставленной новой для него цели деятельности путем творческого применения обобщенных способов и методов выполнения работ. Являясь автоматизированными компонентами умений, навыки продолжают играть, однако, подчиненную умениям роль. Помимо дискомфорта и строгого лимитирования времени, нормальное выполнение деловых функций в экстремальной ситуации осложняется чувством повышенной ответственности, возникающим в результате того, что ошибки, промедления, отстрочки и отказы могут повлечь за собой расширение размеров аварий, последствий катастроф, увеличение количества травмированных людей, человеческие жертвы. Качественно должно измениться также содержание и характер мышления. Так, если в нормальных условиях он мог пользоваться трафаретными приемами мышления, то в непрерывно меняющихся, часто неожиданных новых ситуациях гиперстресса на первый план выступают эвристические компоненты мышления, связанные с нестереотипным поведением и творческим применением знаний и навыков в практических целях. Большое значение в сохранении психического здоровья и работоспособности имеют его выносливость, вытекающая из способности к экономной трате своих сил и рациональному распределению их по времени, так как трудности и неожиданности, опасность для жизни существуют часто в течение значительного времени, и еще нужно найти способы решения возникших проблем, ибо готовых рецептов нет. Остро стоит вопрос и об отборе, подготовке работника для наиболее ответственных участков работ во многих областях хозяйственной, военной, правоохранительной деятельности в критических, экстремальных условиях. Как показали специальные научные исследования и опыт, при возникновении особо сложных, экстремальных ситуаций резко возрастает практическая потребность в целенаправленном, квалифицированном, правильном психологическом воздействии на людей. Психологическая неподготовленность к действиям в таких ситуациях чревата непоправимыми, неоправданными и трагическими ошибками. Какова же реакция человека на особо сложные и непривычные условия, совершенно незнакомую ему обстановку? Он либо овладевает ситуацией и поступает сознательно, либо обстановка овладевает им, и тогда он начинает действовать импульсивно. Рекомендации научно-практического характера руководителю подразделения ОВД имеют следующие направления: 1) повседневные условия работы (учебы) должны обязательно включать в себя отдельные, наиболее типичные элементы экстремальных ситуаций (их можно «проигрывать» в деловых играх, «воссоздавать»); 2) экстремальная ситуация, как правило, снижает эффективность влияния руководителя на людей, если он «апеллирует» только к их сознательности, культуре, сугубо интеллектуальным качествам. Успеха можно достичь лишь в случае быстрого и непосредственного влияния на эмоционально-волевую сферу, побуждающую человека к действиям (либо тормозящую их), используя приемы внушения; 3) реальная опасность и неясность экстремальной обстановки вызывает высокую напряженность психического и физического состояния человека (это имеет свои плюсы и минусы). Возможны, с одной стороны, активизация всех духовных и физических сил, а с другой – отрицательные эмоции, чувства; неуверенность, пассивность, страх, даже паника (особенно в начале ситуации или при переходе к пределу человеческих сил). Воздействие сверхсильных раздражителей ведет иногда к развитию резких и существенных (патологических) изменений в психике и поведении, требуется выход (дублирование); 4) большое значение в экстремальных ситуациях имеет коллективный характер деятельности. Дух коллективизма, «чувство локтя» помогают сотрудникам преодолевать любые психологические и физические нагрузки: действуют «соборный ум» (коллективная постановка цели, принятие решения, выбор средств к достижению цели и т.п.) и коллективная воля; 5) в экстремальной ситуации значительно возрастает юридическая ответственность за своевременность и правильность действий, т.е. за практическое (а не на словах) выполнение своего высокого морального, служебного и общественного долга. Все это вызывает у неподготовленных сотрудников и руководителей такое типичное явление, как «страх ошибки», тормозящий деятельность; 6) психологи считают, что в экстремальной ситуации личность и коллектив проявляют себя наиболее полно и ярко. Умелые или неумелые действия в подобных условиях отдельного сотрудника, группы, коллектива и руководителя надо рассматривать как самую строгую, объективную проверку и оценку их подлинной готовности (профессиональной, психологической и физической); 7) весьма важное значение в особо сложной ситуации приобретают побудительные мотивы действий, которые могут активизировать (тормозить) социально полезную деятельность человека, обнажая при этом его сущность, подлинный характер его чувств, интересов и убеждений. Особый, доминирующий смысл обретает и цель действий (отдаленная, но главным образом ближайшая). Будучи значительной и ясной, она предопределит методы и средства ее достижения; 8) в экстремальной ситуации обнаруживается и ряд других важных моментов: возрастает роль личного примера; усиливается влияние на психику такого мощного раздражителя, как вовремя и умело сказанное слово; максимального внимания требует тот, кто впервые оказался в критической ситуации. Чтобы уяснить методы и средства, повышающие психологическую устойчивость сотрудников и коллективов, надо понять, что любая сложная ситуация, с точки зрения психологии, может быть представлена в виде трех «простых» элементов: подготовительный этап, этап выполнения задачи и заключительный этап. Сущность первого этапа, начинающегося с поступления сигнала о необходимости действовать, состоит в приведении в психологическую «боеготовность» эмоционально-волевых, умственных и физических компонентов личности сотрудника или коллектива. Трудно переоценить роль «предстартового» состояния сотрудников. До исполнителей следует довести суть и значимость их действий, общий план мероприятий, сформировать направленность на выполнение задачи. Любой из участников действий обязан твердо знать свою ближайшую цель, маршрут движения и т.п. Залог успеха – это вселение уверенности в сотрудников, укрепление авторитета их руководителей, вера в технику, оружие, создание общего положительного настроя. Вместе с тем нельзя допускать излишней самоуверенности, перенапряженности. Оценка ситуации должна быть по возможности объективна. Недопустимо делать акцент только на трудностях. О психологическом «вхождении в работу» еще до начала непосредственного ее выполнения свидетельствуют такие внешние данные, как определенное возбуждение, повышенное настроение и собранность, сосредоточенность, быстрое, точное реагирование на окружающую обстановку и поступающие распоряжения, энергичные движения. И, напротив, на психологическую неподготовленность указывают вялость, отсутствие энтузиазма и плохое настроение; скованность движений, замедленное реагирование на команды и замечания, равнодушие, молчаливость, раздражительность и т.п. Разновидностью подобного явления может быть и «предстартовая лихорадка», излишнее волнение, показная веселость, суетливость, говорливость, невнимательность (в таких случаях надо добиваться усвоения подчиненными всех указаний, повысить контроль). Многое зависит и от эффективности инструктажа. Проводя его, нужно помнить, что следует категорически избегать формализма, казенщины, «духа караулки», которые нередко создают у сотрудников отрицательный настрой, подавленное настроение, нежелание исполнять служебный долг. Используя разнообразные методы психологического воздействия на людей, следует обращаться именно к положительным эмоциям, чувствам и качествам личности, к положительным примерам. Это тем более важно, что в экстремальной ситуации почти у всех резко возрастает подражательность, эмоциональное заражение. Формирование групп сотрудников должно базироваться на знании индивидуальных особенностей людей (характер, способности и т.п.), их неформальных межличностных взаимоотношениях и опоре на подлинных лидеров. Под наиболее пристальным вниманием должны находиться те, кто назначен старшим, а также неопытные работники (таких в одиночку посылать на задание вообще не следует, за исключением тренировочных занятий). Выше уже отмечалось, что при действиях в экстремальных ситуациях слово начальника, командира приобретает большой вес для окружающих. Здесь имеют важное значение и тембр голоса, и дикция. Речь командира должна быть лаконичной и предельно ясной, всем понятной, вызывающей желание выполнить все, что сказано. Сбивчивые, невразумительные, высказанные раздраженным тоном, противоречивые указания руководителя создают обстановку психологического напряжения, вызывают аффективные вспышки подчиненных, могут послужить причиной неправильного истолкования слов руководителя, повлечь ошибочные действия. Успешному выполнению задачи способствует наличие в группах особо подготовленных сотрудников (например, снайперов, водителей-асов, мастеров в применении различных средств, владеющих приемами восточных единоборств и т.п.). После выполнения сложного задания надо обязательно дать людям отдых (проведение консультации психолога, посещение комнаты психологической разгрузки), умело переключить их на другие дела, проверить психическое состояние каждого человека, похвалить отличившихся, поблагодарить весь коллектив. Нервно-психические перегрузки могут усугубиться неравномерностью смены труда и отдыха, ненормированностью рабочего дня, нарушениями привычного режима суточной жизнедеятельности, что иногда приводит к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, психосоматическим функциональным расстройствам и различным заболеваниям. Различные болезни желудка, хронические головные боли, бессонница, гипертония, склероз и невроз – таковы наиболее типичные профессиональные недуги специалистов, чья деятельность сопряжена с волнениями, преодолением трудных и стрессовых ситуаций, нервным перенапряжением, насыщенным рабочим днем, систематической и напряженной работой, требующей постоянных энергозатрат. Поэтому следователь должен проявлять постоянную заботу о собственном здоровье, о своей психической и физической форме как гарантии успешной деятельности. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 246. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |