Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Перцептивная функция общения 2 страница




Сознание является не только средством отражения мира, но и основным средством саморегуляции, субъектом своего поведения. На уровне личности сознание человека проявляется как самосознание, благодаря чему человек осознает себя как личность, осознает свои социальные роли и свое место в системе социальных отношений, цели и мотивы своих поступков («Я» – концепция).

Особой сферой сознания личности является правовое сознание. Правовое сознание – это усвоенная субъектом система знаний, отражающих принятый в данном обществе правопорядок, и выступающая основой самоорганизации социально-нормативного поведения.

Формирование правосознания в онтогенезе – это сложный и многофакторный процесс, который проходит ряд этапов и опосредован условиями воспитания и общения.

В детском и подростковом возрасте ведущую роль в усвоении нравственных и правовых форм поведения играет подражание образцам поведения взрослых. В работах А.С.Макаренко показано, что подражание проходит ряд стадий: от слепого копирования ребенком поведения старших до произвольного подражания сверстникам и взрослым у подростков. У взрослых подражание выступает вспомогательным средством освоения нравственных и правовых норм поведения. При этом за образец принимается, как правило, внешние свойства поведения руководителя или другого авторитетного или уважаемого лица. Однако этот процесс обычно не затрагивает устойчивых личностных свойств подражающего субъекта. Феномен подражания особенно сильно проявляется в групповом взаимодействии, где усвоение индивидом наблюдаемых норм поведения проявляется в двух планах: подражание какому-то конкретному лицу (обычно лидеру) и нормам поведения, типичным для группы. В последнем случае явление подражания смыкается с конформизмом, т.е. адаптацией поведения индивида под влиянием давления группы. Конформизм может иметь различный характер:

– стихийная форма подражания, когда индивид проявляет внутреннее и внешнее согласие с группой без переживания какого-либо конфликта;

– защитный конформизм, когда субъект примыкает к группе в поисках защиты от грозящих ему неприятностей, ищет поддержки со стороны большинства;

– условный конформизм, чисто внешний, маскировочный, когда субъект сохраняя свое особое мнение, демонстративно подчиняется мнению большинства в стремлении заслужить одобрение, сделать карьеру и т.п.

На уровне подражания и конформизма еще нельзя говорить о формировании правосознания, так как субъект пассивно приспосабливается к внешним социальным условиям без осознания основных принципов организации и самоорганизации правового поведения. В этих условиях индивид приобретает пассивные привычки поведения, причем с равной легкостью приобретая и позитивные и негативные привычки, которые проявляются на подсознательном уровне.

Другим важным феноменом, наблюдаемым в процессе социализации индивида, является внушение (суггестия). Это форма нецеленаправленного и неаргументированного воздействия одного человека или группы на другого человека (ребенка) или группу. В ситуации внушения информация о нормах поведения либо отсутствует, либо усваивается некритически, активность наблюдается только со стороны внушающего лица. Внушение обычно осуществляется в вербальной форме, однако в нем преобладает не рациональный, а эмоционально-волевой компонент. Так, взрослые побуждают ребенка к определенным поступкам, соответствующим нормам права и морали, но не объясняют социального смысла этих норм либо в связи с малолетством ребенка, либо в связи со своей теоретической некомпетентностью.

На основе приобретенных привычек формируются установки, побуждающие индивида вести себя в соответствии с общепринятыми нормами поведения без глубокого их осознания.

Активными формами воспитания правосознания являются сообщение индивиду информации о содержании и социальной ценности правовых норм, а также убеждение, которое обеспечивает сознательное усвоение индивидом сообщаемой ему правовой информации. На этом уровне формируется система правовых знаний, которая включает в себя представления о конкретных формах нормативного поведения и понятия об общих принципах его организации, т.е. происходит становление правового сознания. Правосознание – важнейшая сфера сознания и поведения личности, хотя оно не всегда связано с запоминанием всех правовых норм и статей уголовного и гражданского кодексов (это профессиональное качество юристов), но для каждого гражданина является обязательным знание основных конституционных прав и обязанностей.

При этом необходимо различать понятия прав человека и гражданина по объему этих понятий. Провозглашенная Великой французской революцией «Декларация прав человека и гражданина» стала основой правоустройства современных демократических государств. Права человека – это понятие, охватывающее права и свободы всех людей, независимо от их расовой и государственной принадлежности: право на жизнь, личное достоинство, безопасность, равенство перед законом и др. Права гражданина – это провозглашенные Конституцией данной страны права своих граждан, куда включены и общие права человека и права, отражающие специфику государства, т.е. права и свободы личности, провозглашенные во Всеобщей Декларации прав. Так, Конституция Украины как демократического государства предусматривает различные формы реализации воинской службы, реализации права собственности и др.

В области правового сознания различают правосознание общественное и индивидуальное.

Общественное правосознание – это отражение и принятие большинством граждан социально-правовых норм, принятых в данном обществе. Правовые нормы кодифицируются в утвержденных государством нормативных актах и становятся законами, обязательными для всех организаций и граждан. Знание всех законов и правовых государственных постановлений является профессиональной обязанностью юристов и других представителей правоохранительной системы. Граждане других профессий усваивают эти нормы права в процессе воспитания в семье, школе, в условиях правового просвещения. Если эти нормы отвечают интересам большинства граждан, то они и образуют сферы общественного правосознания. Большинство граждан демократических государств, к которым относятся и страны СНГ, знают и принимают основные права и обязанности, провозглашаемые конституцией: право на жизнь, на защиту чести и достоинства личности, на труд и его справедливое вознаграждение, на образование, на социальное обеспечение и т.п., а также свои обязанности и ответственность за их невыполнение, за нарушение законов. Однако недостаточно признать правовые указы и постановления, принятые государственными органами, важно, чтобы эти нормативные документы были приняты обществом в лице большинства его членов, а не навязаны обществу. Законы, принятые высшими государственными органами, должны быть не только доведены до сведения общественности, но и санкционированы ею путем проведения референдумов. Социально-правовая гармония достижима только при высокой согласованности нормативных актов и общественного правосознания. В ином случае могут возникнуть социальные конфликты. Общественное сознание влияет на сферы групповых и личных контактов своих граждан и таким образом стимулирует формирование индивидуального сознания личности в онтогенезе.

Индивидуальное правосознание – это система правовых понятий и представлений, присущих каждому конкретному человеку. Однако индивидуальное правосознание не является простым отражением общественного правосознания. Отношения между ними достаточно сложны, так как индивидуальное правосознание формируется в условиях различного взаимодействия с законами и обществом в опыте каждого человека. Индивидуальное правосознание характеризуется, во-первых, уровнем сформированности, который зависит от объема и глубины усвоения правовых норм: индивид может либо проявлять поверхностный уровень знания отдельных норм и проявлять пассивное подражательное поведение, либо проявлять высокий уровень правосознания на основе глубокого усвоения системы правовых понятий и соответствующей организации своих поступков.

Во-вторых, индивидуальное правосознание характеризуется уровнем значимости для личности конкретных правовых норм, их субъективной оценкой в связи с представлениями о социальной справедливости. В зависимости от конкретных условий взаимодействия индивида и общественно признанных правовых норм, личность может либо конформно адаптироваться к этим переменам, либо активно усваивать их, либо проявлять по отношению к ним явный негативизм и даже противодействие. Например, общепризнанное право на труд и его справедливую оплату в тех социальных условиях, где это право зачастую не реализуется, вызывает у многих граждан скептицизм и недоверие в отношении этих норм. Так, принятие украинским парламентом закона об отмене смертной казни при наличии высокого уровня преступности еще пока субъективно не принимается многими гражданами.

Если большинство граждан не принимают для себя отдельные законы как правильные и справедливые, то соответствующая негативная их оценка влияет на структуру общественного правосознания, постепенно стимулируя его деструкцию и перестройку.

Индивидуальное и общественное правосознания образуют единую социально-правовую сферу, активно влияя друг на друга и находятся в постоянном динамическом взаимодействии.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит сущность понятия «личность»?

2. Что такое социализация личности?

3. Какова структура когнитивных (познавательных) процессов личности и их роль в социализации индивида?

4. В чем состоит сущность эмоционально-регуляторной сферы личности?

5. Охарактеризуйте коммуникативную сферу личности и ее роль в социализации индивида

6. В чем сущность правового сознания личности?

7. В чем сущность правовой социализации личности?

8. Каковы условия формирования правосознания личности?

Глава 5
Правосознание и поведение
личности

5.1. Психологическое воздействие правовых норм
на поведение личности

В правовом сознании личности объединены отражательные и регуляторные сферы психики. Правосознание можно охарактеризовать как концептуальную (внутреннюю, интеллектуальную) модель субъекта, в которой, с одной стороны, отражается сущность правовых норм общества, а с другой – формируются программы целенаправленной правоисполнительной деятельности. Психологический механизм взаимодействия отражательной (теоретической) сферы правосознания с ее регуляторной сферой представляется чрезвычайно сложным, но он получает свое раскрытие благодаря методам системного анализа. Одним из примеров применения системно-деятельностного анализа может служить теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина). Применение этого метода позволяет глубже раскрыть этапы развития правового сознания личности.

Формирование теоретических правовых знаний означает переход от внешних подражательных актов правопослушного поведения к их интериоризации, т.е. переводу в план внутренних интеллектуальных действий, образующих в своей совокупности ориентировочную основу сознательно регулируемого правового поведения. Содержание такой ориентировочной основы (концептуальной модели) определяет характер совершаемых субъектом практических действий – их экстериоризацию в соответствии с усвоенными нормами морали и права. Приобретенный субъектом опыт практической правопослушной деятельности, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на преобразование и совершенствование внутренней интеллектуальной модели.

Теория функциональных систем П.И. Анохина позволяет представить структурно-функциональную модель целенаправленной деятельности как саморегулирующейся системы.

Правосознание личности в процессе своего развития и функционирования также выступает как сложная саморегулирующаяся функциональная система поведения, которая включает в себя процессы приема и переработки правовой информации (см. рис.7).

В работе этой системы можно выделить несколько основных функций:

– прием и отбор социально значимой информации, формирование концептуальной модели (правовых знаний);

– мотивированность, т.е. опосредованность ранее усвоенных субъектом интересов, установок, ценностных ориентаций;

– целенаправленность на определенные действия, формирование программы поведения и выбор способов действий;

– прогнозирование, предвидение конечного результата действий, их социальных и личностных последствий;

– осуществление нормативных поступков;

– самоконтроль на основе последовательного соотнесения наблюдаемых результатов с эталонными представлениями о правовых нормах поведения;

– оценка полученного конечного результата путем его сопоставления с представлениями цели;

– коррекция и нормативная перестройка поведения в случае получения негативного результата.

В становлении правосознания важную роль играет не только субъективная самооценка, но также объективная социальная (коллективная) оценка поведения человека другими людьми. Эта оценка является важнейшим фактором, стимулирующим интеллектуальный анализ и эмоциональные переживания личностью результатов своих поступков, ответственность, стремление к совершенствованию своего социально-нормативного поведения.

Поведение субъекта является исполнительной частью его целенаправленной деятельности. Поведение складывается из системы движений и действий, посредством которых субъект реализует цели своей деятельности.

Правоисполнительное поведение – это поведение субъекта, которое направлено на осуществление поступков, отвечающих усвоенным правовым нормам и моральным ценностям данного общества.

Различные формы девиантного поведения обычно связаны с деформациями правового сознания: это либо неполные, либо искаженные нравственно-правовые представления, либо полное их отсутствие в связи с неблагоприятными условиями и методами воспитания в онтогенезе. Правовое поведение осуществляется в соответствии с указанными выше (см.4.1.3.) закономерностями волевой регуляции деятельности, в которой в единстве и взаимодействии выступают интеллектуальные, моторно-исполнительские и эмоционально-оценочные процессы. Для правоисполнительного поведения как разновидности волевого процесса характерно свойство саморегуляции, которая состоит в постоянном поэтапном сопоставлении результатов совершаемых действий и поступков с сохраняемыми в сознании эталонами права и представлением желаемого конечного результата.

Наиболее рациональным путем формирования правоисполнительного поведения у подростка является:

– усвоение содержания и социальной роли нравственно-правовых норм;

– восприятие примеров правоисполнительного поведения;

– практическое совершение правовых действий – поступков, выработка умений;

– сознательный самоконтроль;

– упражнения в совершении правоисполнительных действий – поступков и их перевод в навыки, позволяющие автоматизированно (непроизвольно) осуществлять правильные действия в соответствующих жизненных ситуациях;

– перевод правильных нравственных и правовых навыков в привычки нравственно-правового поведения, благодаря чему правоисполнительное поведение становится потребностью личности.

Иногда субъект обладает системой правовых представлений, адекватных требованиям общества, однако его правосознание еще не опирается на умение и навыки, необходимые для волевой регуляции и саморегуляции поведения, и тогда оно лишается практической направленности. Такой человек остается бездеятельным, отступает перед трудностями, легко идет на компромиссы в вопросах морали и права. В детском и подростковом возрасте нравственно-правовое поведение в форме положительных навыков зачастую формируется стихийно на основе непосредственного подражания определенным образцам (поведению родителей, сверстников, образам литературы и искусства), а также на основе внушения, принуждения. Однако в этих случаях правовое поведение осуществляется как бессознательное, поскольку оно не включает в себя высокий уровень сформированности правового сознания, системы правовых норм и понимания их социальной и личностной значимости. Такое поведение лишено осмысленной ориентировочной основы и является неустойчивым, нецелеустремленным, ситуативным. Поэтому, формируя у ребенка привычки нравственно-правового поведения на основе положительных примеров и внушения, необходимо в последующем воспитании, в подростковом и юношеском возрасте осуществлять правовое воспитание, т.е. формировать теоретический уровень усвоения правовых норм, обеспечивающий сознательный волевой контроль и самоконтроль правового поведения. В этом случае правовое поведение включается в полный контур сознательно регулируемой правоисполнительной деятельности, показанный на рис.7. В ином случае правовое поведение протекает по редуцированной схеме: восприятие образца – подражание – действие. Обычно все деформации правового поведения связаны именно с неполнотой формирования системы организации и самоконтроля правоисполнительной деятельности. Формирование полноценной системы психологических механизмов сознательной саморегуляции поведения является надежной основой полноценного правоисполнительного поведения, а также профилактики девиантного поведения.

Формируясь под влиянием социально установленных правовых норм, правовое поведение по принципу обратной связи выступает важнейшим средством регуляции отношений личности с окружающей средой.

Направленность таких отношений многогранна:

– направленность на установление и поддержание оптимальных отношений между личностью и государством на основе соблюдения прав и обязанностей, установленных в государственных законодательных актах и одновременно – соблюдении своей личной свободы;

– установление активной позиции личности в обществе, когда соблюдение прав и обязанностей происходит не по принуждению или стереотипному подражанию, конформизму, а на основе сознательной целенаправленности, дисциплины, самоконтроля; при взаимодействии с различными социальными структурами;

– организация отношений с другими людьми как гражданами с уважением их прав и свобод, с проявлением высокой правовой культуры, чувства ответственности за судьбу других людей;

– соблюдение нравственно-правовых норм во взаимодействиях с членами формальных и неформальных контактных групп (учебных, профессиональных, семейных) на основе взаимной ответственности и взаимных гарантий прав и свобод;

– самоутверждение и самоопределение личности на основе правообоснованных методов поддержания своего достоинства и гармонического равновесия между понятием своих прав и обязанностей перед обществом.

Таким образом, правовое поведение, являясь в своих онтогенетических истоках результатом адаптации индивида к условиям социальной среды, служит необходимым условием дальнейшей социализации и выработки индивидуальной активной позиции в разработке и реализации правообусловленных отношений личности и правовой структуры общества.

5.2. Проблема правой переориентации сознания личности в реформационные периоды жизни общества

Правовые нормы являются важнейшим продуктом человеческой цивилизации, регулируя взаимодействия между людьми в различных социальных структурах и вместе с тем составляя необходимое условие самого существования общества и государства. Право всегда направляло поведение людей в соответствии с интересами общества и социальных групп, и в то же время гарантировало людям определенную свободу действий и реализации своих индивидуальных интересов в некоторых допустимых пределах. В изначально противоречивых отношениях личности и общества право обеспечивает определенную гармонизацию, некоторый разумный компромисс их интересов. Регулируя отношения в системах «человек–человек», «человек–группа», «человек–общество», право как особый социальный институт прошло длительный и сложный путь социогенеза.

В процессе совместного решения конкретных жизненных задач люди должны были вступать в различные формы взаимодействия и находить рациональные способы социальной регуляции своих отношений. Индивид в первобытной общине был слит с группой и рефлекторно подчинял свое поведение существующим обычаям, не обладая понятием права и правосознанием. С накоплением исторического социального опыта значительную роль в регуляции действий в родо-племенной общине стали играть традиции, зачастую освящаемые религией. Люди стали осознавать правила социально послушного поведения как обязательные нормы, данные им извне, «свыше», которым субъект вынужден был подчиняться по механизму бессознательного конформизма.

Понятие права и в связи с ним явление правосознания как средства саморегуляции поведения формируются в условиях развивающейся цивилизации, с появлением государства и сложной сословно-классовой иерархии, где каждый член общества должен был осознать свой социальный статус и пути его достижения, поддержания и защиты. Понятие права формулируется законодателями в форме юридических актов, сводов законов, необходимость которых теоретически обосновывалась защитой интересов всего государства и каждого из его членов. Так, в сборнике законов ассирийского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) указывалось, что закон необходим для поддержания справедливости и защиты слабых от произвола сильных. Однако в этих указаниях звучит лицемерие, так как силу закона имело только слово деспота, направленное на защиту прав господствующего сословия. Законы греческих демократий охраняли права свободных граждан и дискриминировали другие группы населения – людей, не имеющих гражданства, и рабов. Последние были лишены права на жизнь, свободу и собственность, поскольку сами являлись чьей-то собственностью. Эти же тенденции проявлялись и в других сводах законов Античности и Средневековья (Римское право, кодекс Юстиниана, «Русская правда» Ярослава Мудрого).

В связи с ростом производительных сил и усложнением производственных отношений изменяется, совершенствуется система права и понятие социальной справедливости. В активную общественную жизнь вовлекаются массы людей – представителей различных сословий, каждый из которых стремится осознать и отстаивать свои гражданские права и свободы. В ходе исторического процесса системы права и содержание правосознания людей последовательно изменялись, развиваясь либо эволюционным реформаторским путем на основе понимания представителями правящей элиты необходимости определенных усовершенствований действующего законодательства, либо революционным путем – как средством разрешения возникающих социально-сословных конфликтов на основе радикальных изменений существующих норм права. Эволюционные и революционные формы развития системы права последовательно сменяли друг друга, и каждая из этих форм получала преимущество в определенных социальных ситуациях. С возникновением различных типов государственных структур (монархических, олигархических, демократических) изменяются взаимоотношения между государством и правом. В условиях абсолютной монархической, а также олигархической власти право подчиняется государству, воле монарха или правящей элиты, а соответствующие государственные органы поддержания правопорядка – суд, полиция (милиция), карательные учреждения предельно бюрократизируются, не контролируются гражданами и постепенно превращаются из средств рациональной регуляции правых отношений в обществе в средство контроля и торможения прогрессивных тенденций общественного развития. Это рано или поздно приводит к возникновению социальных конфликтов. В государствах тоталитарного типа, где политическая власть находится в одних руках, люди являются не полноправными гражданами, а скорее подданными, в правосознании которых закрепляется мысль о необходимости полностью подчинять свои интересы интересам государства, об отказе от собственных жизненных целей и воли. При усилении демократических тенденций в Европе в эпоху Возрождения и Нового времени расширяется правосознание людей, укрепляется понятие о неотъемлемости своих гражданских прав и свобод, о союзе интересов личности и общества («Общественный договор» Руссо, 1762).

Борьба третьего сословия во Франции в XVII–XVIII вв. за свои экономические, политические и гражданские права привела к революции 1789г. и принятию нового юридического кодекса – Декларации прав человека и гражданина, которая обусловила отмену феодального права и утвердила систему права капиталистического общества и принципов свободно развивающейся рыночной экономики, предо­ставляющей право каждому гражданину свободно реализовывать свои интересы и индивидуальную творческую инициативу. Многие статьи данной Декларации нашли свое отражение в Американской Декларации прав, а также были включены в Кодекс Наполеона – основу системы права Франции. В наиболее полном составе система права современных демократических стран Европы и Америки представлены в Хельсинской Декларации прав человека (1975г.).

Октябрьская революция 1917г. отменила в России правовые сословные привилегии и стремилась утвердить социальную справедливость путем уничтожения остатков феодализма и принципа частной собственности. В двух советских конституциях («сталинской» и «брежневской») в достаточно полном виде были декларированы основные права и свободы личности, однако многие статьи этих конституций имели чисто рекламный характер, не находя реального подтверждения в жизненной практике Советского Союза. Октябрьская революция, уничтожив тоталитарные основы старой России, привела в итоге не к подлинной демократии, а к новой форме тоталитаризма – абсолютной власти одной – коммунистической партии. Советская власть, которая должна была служить основной формой народовластия, в действительности являлась лишь формой прикрытия всевластия партии в лице ее номенклатуры и бюрократического аппарата. Обычной нормой стало нарушение прав и свобод граждан, преследование «инакомыслящих» и политических оппонентов, нарушение «презумпции невиновности», частое превращение суда в инсценировку, а также осуждение граждан без суда и следствия и т.п. Фактически политическая доктрина заменила систему права. Правосознание граждан формировалось на основе полного подчинения личности государству, осуществляющему политическую доктрину. Стремясь реализовать принцип социальной справедливости, государство обеспечивало право на труд и некоторый приемлемый уровень социальной защиты граждан, однако оно стремилось также уравнять граждан не только перед законом, но уравнять их в плане материально-экономических возможностей, политических взглядов, ограничивало индивидуальные возможности самоутверждения свободной личности. Централизованное государственное планирование и регламентация всех видов деятельности, ограничение форм и методов хозяйственной деятельности привели к экономическому и социальному застою, утрате инициативы граждан, их безучастию и равнодушию, снижению уровня жизни в сравнении с другими развитыми демократическими государствами, строящими производство на базе рыночной экономики. В 1985 г. началась эпоха «перестройки», которая декларировала переход к подлинно демократическому обществу. В результате был проведен ряд реформ, имеющих своей целью устранение крайностей тоталитарной системы, стимулирование активных форм в экономике и проявления личной инициативы граждан, усовершенствование системы права с учетом Всеобщей Декларации прав человека. Однако усиливающиеся социальные, экономические, правовые, национальные противоречия привели к глубокому политическому кризису, в результате которого распался Советский Союз. В каждой из вновь образованных стран СНГ, бывших республик СССР, законодательная власть пошла своим путем на основе учета специфических социально-экономических и национальных интересов. В Украине была принята в 1996г. Конституция, которая провозгласила Украину демократическим правовым государством и в соответствии со Всеобщей Декларацией прав человека и гражданина право на личную безопасность, право свободы слова и политической деятельности, свободы совести, право частной собственности и экономической свободы и т.д.

Однако процесс проведения социально-экономических и правовых реформ в стране протекает не всегда гладко и бесконфликтно, а также пока еще не привел к желаемой перестройке правосознания граждан, поскольку порождает ряд новых кризисных социальных и правовых ситуаций. В основе этого явления лежит ряд факторов экономического, политического и психологического порядка.

Экономические реформы, начатые в Советском Союзе после
1985 г. и усилившиеся в образовавшихся странах СНГ, в том числе и в Украине, имели своей целью внедрение рыночных отношений и социальных демократических преобразований по образцу передовых стран Запада. Однако мнение о том, что следование этим образцам непременно и быстро приведет нас к экономическому процветанию, социально-демократическому, и в частности, правовому прогрессу есть ошибочным. Такой прогресс, несомненно, наблюдается, однако непродуманные в должной мере методы осуществления экономических и социальных преобразований пока еще не привели к существенным изменениям в правосознании граждан, а по ряду показателей вызвали несомненный регресс, который выражается в концептуальной дезориентации, чувстве социальной незащищенности, усугублении криминальной ситуации и т.п. Это еще раз подтверждает высказанную выше мысль о том, что усовершенствование теоретической модели права, издание прогрессивных законоположений далеко еще не означает появления желаемых качественных изменений в правовом сознании людей, поскольку такое сознание не является прямым, непосредственным и полным отражением объективно воздействующих социально-правовых требований. Эти воздействия могут стать эффективными только при соответствующем их опосредовании активностью самих граждан – субъектов правоисполнительной деятельности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 229.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...