Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Московский балет А.А.Горский




Алекса́ндрАлексе́евичГо́рский (6 августа 1871, Петербург — 20 октября 1924, Москва) — русский артист балета, балетмейстер, заслуженный артист Императорских театров (1915).

Возглавив московскую труппу, Горский стал осуществлять реформу балета. Горский стремился преодолеть многие условности академического балета XIX века: каноническую структуру, раздельное существование танца и пантомимы. Заботясь о логике развития сюжета, исторической достоверности и точности национального колорита, Александр Горский работал с художником Константином Коровиным.

Первым спектаклем, вошедшим в историю балета, стал «Дон Кихот» Людвига Минкуса, в 1900 году. Затем Горский создал свои редакции балетов:

«Лебединое озеро», на музыку Чайковского (редакции: 1901, 1912, 1922 годов)

«Жизель», на музыку Адольфа Адана (редакции: 1907, 1911, 1922 годов)

«Конёк-Горбунок», на музыку Цезаря Пуни (редакции: 1901, 1912, 1914 годов)

В этих спектаклях Горский усиливал действенность отдельных эпизодов, а также реформировал принципы построения кордебалетных танцев, отступив в них от правил симметричного расположения ансамбля.Александр Горский родился в Петербурге.

Горский вошёл в историю балета, как реформатор театрального действия, увидевший по-новому художественные принципы театра.

Он был разносторонне талантливым человеком, мог дирижировать оркестром, рисовал. Обладая такими широкими знаниями, Горский в своих постановках стремился достичь общей гармонии всех составных частей спектакля, ввести в работу с хореографическим коллективом балетную режиссуру, разработать танцевальную драматургию спектакля, а также утвердить новые приёмы декорационного оформления и подбора костюмов для артистов балета.

В Санкт-Петербургском Императорском театральном училище Горский учился у педагога Н. И. Волкова, среди учеников которого были Александр Ширяев и Михаил Фокин. Многому он научился у мастеров петербургской сцены Мариуса Петипа и Льва Ива́нова.

По окончании Петербургского Императорского театрального училища (педагоги П. К. Карсавин и М. И. Петипа),

в 1889 — 1900 поступил на службу в Мариинский театр.

Обладая хорошей школой, Горский в первые же месяцы исполнял партии классического и характерного репертуара:

Принц Дезире в балете «Спящая красавица» Мариуса Петипа, на музыку Чайковского

Сарацинский танец в балете «Раймонда», на музыку Александра Глазунова

Китайский танец в балете «Щелкунчик», на музыку Чайковского

Арлекин в балетах «Времена года» и «Испытание Дамиса», на музыку Александра Глазунова.

Балетмейстерская карьера Горского была стремительной. Уже первая его постановка — балет «Клоринда — царица горных фей» состоялась в 1889 году, Михайловском театре, это был выпускной спектакль Петербургского Императорского театрального училища.

В том же году Горский был командирован в московский Большой театр для постановки там балета «Спящая красавица» Мариуса Петипа.

С 1901 года Александр Алексеевич стал режиссёром балета, а с 1902 по 1924 — балетмейстером Большого театра.

Советский балет Ф.Лопухов

Фёдор Васи́льевичЛопухо́в (1886—1973) — русский и советский артист балета и балетмейстер, педагог, народный артист РСФСР (1956), заслуженный балетмейстер РСФСР (1927)[1].Закончил Императорское Театральное училище (педагог Н. Г. Легат) и с 1905 — принят в труппу Мариинского театра, где проработал артистом балета до 1922 (с перерывами в 1909—1910 — приглашен А. А. Горским в Большой театр в Москве, и в 1910—1911 — с антрепризой русских артистов совершил турне по Европе и США).

Художественный руководитель балетной труппы Мариинского театра (ГАТОБ, театр оперы и балета им. С. М. Кирова) в 1922—1931, 1944—1946 и 1955—1956. Снимался в кино («Поэт и царь», 1927).

Жизнь и творчество Фёдора Лопухова проходили в очень сложную историко-культурную и политическую эпоху. За время руководства театром сумел отстоять и сохранить большинство балетных спектаклей классического наследия, входящих ныне в «золотой фонд» российского и мирового балетного искусства. Во время редакторской работы над классическими балетами делал это так мастерски, что поставленные им танцы нередко невозможно было отличить от первоисточника М. И. Петипа. Балетмейстерское творчество Фёдора Лопухова очень разностороннее, в нем большую роль играют экспериментальные работы, тем не менее основанные на классическом танце с привнесением разнообразных народных плясок (фольклора). Наряду с К.Голейзовским впервые ввёл в дуэтный танец сложные акробатические поддержки (в том числе стал изобретателем движений, известных ныне во всем балетном мире). За создание балета «Ледяная дева» (1927) единственный в стране был отмечен званием «Заслуженный балетмейстер РСФСР»

Фёдор Лопухов является одним из основателей бессюжетного балета. В его новаторской постановке — танцсимфонии «Величие мироздания» (1923) принимал участие Г. Баланчивадзе (Дж. Баланчин) — будущий ярчайший мастер этого балетного жанра. Лопухов — создатель балетной труппы Малого оперного театра (Театр Оперы и Балета им. М. П. Мусоргского) и её художественный руководитель в 1931—1936. Его балет «Светлый ручей» (1935) является первым советским балетом на современную бытовую тематику, где главные герои действовали под своими реальными именами.

Организатор балетмейстерских курсов при Ленинградском Хореографическом училище в 1937—1941. (Среди учеников — Б.Фенстер, В.Варковицкий, К.Боярский). Основатель (1962) и руководитель балетмейстерского отделения С-Петербургской (Ленинградской) консерватории (1962—1967) Среди учеников — Г.Алексидзе, Н.Маркарьянц, Н.Боярчиков, А.Дементьев.

Похоронен в Санкт-Петербурге на «Литераторских мостках» Волкова кладбища.

На сегодняшний день все спектакли Фёдора Лопухова забыты. На сцене Мариинского театра идут лишь некоторые номера: танец персиянок в опере «Хованщина» музыку М.Мусоргского и фанданго в балете «Дон Кихот» на музыку Э.Направника.

В 2003 году была предпринята попытка восстановить танцсимфонию «Величие мироздания» по записям Фёдора Васильевича внуком хореографа Фёдором Лопуховым-младшим совместно с балетной труппой Театра оперы и балета С-Петербургской консерватории им. Н. А.Римского-Корсакова (художественный руководитель — Н. А. Долгушин)

Касья́нЯросла́вичГолейзо́вский

 (1892—1970) — русский советский артист балета, балетмейстер, хореограф. Обучался танцу в Московском, а с 1906 по 1909 в Петербургском театральном училище. В 1909–1918 – артист московского Большого театра. Первые опыты постановки танцев осуществил в 1916 на сценах московских театров. Тогда же основал студию, которая в 1922–1925 носила название Московского камерного балета. Создал миниатюры Фавн на музыку К. Дебюсси и Саломея на музыку Р.Штрауса (обе в 1922), поставил многочисленные номера на музыку Ф.Шопена, С.С.Прокофьева, А.Н.Скрябина, танцы – испанские, эксцентрические и др. Эксперименты Голейзовского, его поиски соответствия балетного движения эмоциональной выразительности музыки, а также обращение к конструктивизму как в сценическом оформлении танцев, так и в хореографии привлекли к нему внимание. В Голейзовском видели лидера авангарда 1920-х годов. В 1925 он поставил в Большом театре балет Иосиф Прекрасный (музыка С.Н.Василенко); бурные дискуссии вызвали новизна пластики, оформление спектакля Б.Р.Эрдманом, а отчасти и тема: конфликт между личностью и властью. Начиная с середины 1930-х годов, когда официальная идеология провозгласила формальные искания «формализмом», Голейзовскому редко удавалось работать в Москве, хотя он продолжал ставить физкультурные парады на Красной площади. Интерес к фольклору привел его в Белоруссию, Украину, Узбекистан, Таджикистан, где он поставил ряд спектаклей и участвовал в подготовке декад национального искусства: лучшая его работа – таджикский балет Ду гуль (музыка А.С.Ленского, 1941). Вернулся в Большой театр в 1960-х годах. Голейзовский поставил здесь балеты Скрябиниана (1962) и Лейли и Меджнун (музыка С.А.Баласаняна, 1964).

Умер Голейзовский в Москве 4 мая 1970.

Агриппи́наЯ́ковлевнаВага́нова(1879 — 1951) — русская и советская артистка балета, балетмейстер и педагог, основоположник теории русского классического балета. Народная артистка РСФСР (1934)[1]. Лауреат Сталинской премии I степени (1946).

Автор книги «Основы классического танца» (1934), ставшей основополагающей для русской балетной школы XX века, и разработчик собственной методической системы классического танца, вошедшей в основу подготовки отечественных артистов балета.Агриппина Ваганова родилась 14 (26 июня) 1879 года в Санкт-Петербурге[1], в семье капельдинера Мариинского театра[2]. Её отец – Акоп (Яков Тимофеевич) Ваганов – перебрался в Петербург из Астрахани, где со времён Ивана Грозного существовала армянская община; впрочем, сам он был из персидских армян и капитала в Астрахани не нажил; служил унтер-офицером, а после отставки переехал в Петербург.

В 1888 году была принята в Императорское театральное училище. Среди педагогов Вагановой были Евгения Соколова, Александр Облаков, Анна Иогансон, Павел Гердт, Владимир Степанов (запись танца). В младших классах в течение двух лет занималась у Льва Иванова, назвав это время «двумя годами безделья»[3]:352, затем перешла в класс Екатерины Вазем. Первой ролью Вагановой стала мать Лизы, главной героини, в школьном спектакле «Волшебная флейта», поставленном Львом Ивановым для учеников средних классов.

В 1897 году, после окончания училища, была принята в балетную труппу Мариинского театра, через несколько лет получила статус солистки. Вагановой блестяще удавались отдельные сольные вариации, например, в балете Делиба «Коппелия», за что её прозвали «королевой вариаций»[4]. В 1910-е годы, незадолго до окончания карьеры, начала исполнять главные партии. Мариус Петипа, однако, не ценил её исполнительского мастерства. В его дневниках можно встретить такие записи: «Г-жа Ваганова ужасна. На балет не иду…»[5][6].

Она вносила некоторые изменения в хореографические приёмы, которые вначале могли показаться неуместными строгим ревнителям академизма, однако впоследствии занимали достойное место в технике ведущих танцовщиков[источник не указан 2505 дней].

Покинув сцену в 1916 году, занялась преподаванием. Сначала преподавала в различных частных школах и студиях, затем, уже после революции, была приглашена А. А. Облаковым на работу в Петроградское театральное училище. Свой первый выпуск, в числе которого были Нина Стуколкина, Ольга Мунгалова и Нина Млодзинская, подготовила в 1922 году. В 1924 году выпустила класс, который начала учить в 1921 году. Беря предвыпускные женские классы, подготовленные такими педагогами, как Е. П. Снеткова, М. А. Кожухова, М. Ф. Романова, выпускала через год, иногда ежегодно. Разработала собственную педагогическую систему, основанную на ясности и осмысленности техники, строгости постановки корпуса, позиций рук и ног. «Система Вагановой» сыграла определяющую роль в развитии балетного искусства XX века. Среди её учениц — Наталья Камкова (1924), Марина Семёнова (1925), Ольга Иордан и Елена Ширипина (1926), Галина Уланова и Татьяна Вечеслова (1928), Татьяна Шмырова, Фея Балабина и Наталья Дудинская (1931), Галина Кириллова (1935), Алла Шелест (1937), Нонна Ястребова и БюбюсараБейшеналиева (1941), Нинель Петрова (1944), Ольга Моисеева, Людмила Сафронова и Нинель Кургапкина (1947), Алла Осипенко (1950), Ирина Колпакова (1951) и многие другие выдающиеся балерины XX века.

С 1931 по 1937 год Ваганова — художественный руководитель балетной труппы ЛАТОБ имени С. М. Кирова.

Книга Вагановой «Основы классического танца», в которой она подробно излагает свои педагогические взгляды, была впервые издана в 1934 году, выдержала шесть переизданий и переведена на многие языки мира.

Агриппина Яковлевна умерла в Ленинграде 5 ноября 1951 года[1]. Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища[7]. Надгробие (скульптор В. И. Ингал, В, Ф. Фролова-Багреева, архитектор Ю. Н. Смирнов.) создано в в 1953 году.

Великие советские балерины

Мари́наТимофе́евнаСемёнова(12 июня 1908, Санкт-Петербург, Российская Империя — 9 июня 2010[5][6], Москва, Российская Федерация) — русская советская балерина, балетный педагог. Г.С Уланова Первые уроки танцев юная Марина Семенова получила в танцевальном кружке, а в десятилетнем возрасте поступила в хореографическое училище, став ученицей М.Ф.Романовой – матери легендарной Улановой. Было это в 1918 году. Педагог очень любила веселую и жизнерадостную ученицу, и для обеих явился неожиданностью перевод Семеновой, через второй класс, сразу в третий к другому преподавателю – А.Я.Вагановой, славившейся излишней строгостью. Узнав об этом, девочка расплакалась. Но на первом же уроке ее исключительные танцевальные и артистические данные вызвали восхищение Агриппины Яковлевны.Десятилетняя Марина, не по возрасту маленькая и худенькая, не произвела впечатления на комиссию Петроградского хореографического училища. Но среди экзаменаторов оказался ведущий танцовщик Мариинского театра, педагог Виктор Семенов. Услышав фамилию отвергнутой девочки, он попросил принять его однофамилицу.Уровень танцевальной техники Марины настолько превышал привычную подготовленность выпускницы, что в нарушение вековых традиций Ленинградского театра она была принята в труппу на положение ведущей балерины.В Ленинградском хореографическом училище в тринадцатилетнем возрасте Марина Семёнова дебютировала в своей первой роли в одноактном балете Льва Иванова «Волшебная флейта»[8]. Также в училище она станцевала Повелительницу дриад в балете «Сильвия» в постановке Самуила Андрианова. Ленинградское хореографическое училище Семёнова окончила в 1925 году по классу Агриппины Яковлевны Вагановой, для которой была одной из первых и самой любимой ученицей. Дебютом на профессиональной сцене для выпускницы стала партия феи Наилы в балете «Ручей», который Ваганова возобновила специально для неё.

В 1925—1929 годы танцевала в труппе Ленинградского театра оперы и балета. В 1929—1930 годах гастролировала по СССР со своим первым мужем В. А. Семёновым.

В 1930 году балерина была принята в Большой театр, где выступала вплоть до 1952 года.

В 1935—1936 годах выступала в Парижской национальной опере — в балете «Жизель» А. Адана и в концертных программах, включавших фрагменты балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Шопениана». Партнёром Марины Семёновой был Серж Лифарь, по приглашению которого она и прибыла. Она также участвовала в благотворительном концерте в пользу артистов балета ветеранов Парижской оперы[9].

С 1953 года Семёнова — педагог-репетитор Большого театра. Среди её учеников — Майя Плисецкая, Римма Карельская, Нина Тимофеева, Марина Кондратьева, Нина Сорокина, Светлана Адырхаева, Наталия Бессмертнова, Татьяна Голикова, Людмила Семеняка, Надежда Павлова, Нина Семизорова, Наталия Касаткина, Нина Ананиашвили, Инна Петрова, Галина Степаненко, Елена Андриенко, Николай Цискаридзе, Людмила Власова.

В 1954—1960 годах Марина Семёнова преподавала в Московском хореографическом училище. В 1960 году она стала одним из первых педагогов, начавших обучение будущих педагогов-репетиторов в ГИТИСе. С 1997 года — профессор РАТИ.

9 июня 2010 года Марина Семёнова скончалась у себя дома в Москве

Ната́лияМиха́йловнаДуди́нская (1912—2003)— советская российская балерина, педагог.Наталия Дудинская родилась 8 (21) августа 1912 года в малороссийском Харькове.

Начала заниматься балетом со своей матерью Наталией Александровной Дудинской (1877—1944), выступавшей под сценическим псевдонимом Тальори[2][3]. В 1923—1931 годах училась в Ленинградском хореографическом училище (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой) у А. Я. Вагановой.

По окончании обучения в 1931 году была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр), где танцевала ведущие партии до 1962 года.

Танец Дудинской запечатлён в фильме «Мастера русского балета» (киностудия «Ленфильм», 1953) — балерина исполнила партию Одиллии в отрывке из балета «Лебединое озеро» (принц Зигфрид — Константин Сергеев).

С 1950-х годов вела педагогическую работу: с 1951 года — преподаватель класса усовершенствования артисток балета, с 1963 по 1978 годы — педагог-репетитор Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова. С 1964 года — педагог Ленинградского хореографического училища имени А. Вагановой (с 1995 — профессор). Среди её учениц: В. Ганибалова, Е. Евдокимова, Е. Алканова, А. Сигалова, Л. Сычёва, Г. Рахманова, М. Куллик, У. Лопаткина, А. Волочкова.

С 1944 года проживала по адресу Малая Морская улица, д. № 2, кв. 13 (бывшая квартира Н. И. Вавилова). Квартира имела отдельный вход с улицы. На доме 26 марта 2004 года установлена мемориальная доска (автор — заслуженный художник России В. Николаев).

Умерла Наталия Михайловна Дудинская 29 января 2003 года в Санкт-Петербурге. Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища.

О́льгаВаси́льевнаЛепеши́нская(15 (28) сентября 1916[1] — 20 декабря 2008) — артистка балета и балетный педагог, прима-балерина Большого театра.Родилась 15 (28) сентября 1916 года в Киеве в дворянской семье.

В 1933 году окончила Московское хореографическое училище (педагог А. И. Чекрыгин), дебютировала в Большом театре в балете «Тщетная предосторожность». Обладая искромётной техникой, филигранной точностью движений, живым темпераментом, с успехом танцевала как классические — Китри в «Дон Кихоте» Л. Ф. Минкуса, Аврору в «Спящей красавице» П. И. Чайковского, Одетту и Одилию в «Лебедином озере» того же автора, — так и современные партии: ТаоХоа в «Красном маке» Р. М. Глиэра, Жанна в «Пламени Парижа» Б. В. Асафьева и др.

В годы войны выступала на фронте со специально подготовленными программами. В 1943 году на сцене Большого театра состоялась премьера балета «Алые паруса», поставленного по одноимённой повести А. С. Грина. Исполнительницей главной партии Ассоль была О. В. Лепешинская. С этим балетом труппа гастролировала по освобождённым городам.

После войны Ольга Васильевна много гастролировала по городам СССР и за рубежом. Среди её партнёров были А. Н. Ермолаев, А. М. Мессерер, П. А. Гусев и другие выдающиеся танцовщики. В 1959 году снялась в фильме-балете «Граф Нулин».

После завершения карьеры в 1963 году Лепешинская занималась преподаванием как в СССР, так и за границей: в Риме, Будапеште, Мюнхене, Берлине и многих других городах, участвовала в жюри международных конкурсов артистов балета. Ольга Васильевна входила в правление общества «СССР — Япония» и «СССР — США».

С 1992 года О. В. Лепешинская — президент Российской хореографической ассоциации, а с 1996 года возглавляла правление Центрального дома работников искусств. В 1997 году стала профессором ГИТИСа. Более 50 лет возглавляла государственную экзаменационную комиссию на кафедре хореографии ГИТИСа[2].

Умерла в субботу 20 декабря 2008 года на 93-м году жизни в собственной квартире в Москве

М.М Плицен

Леони́дВениами́новичЯкобсо́н (2 (15 января) 1904, Санкт-Петербург — 17 октября 1975, там же) — артист балета и балетмейстер, руководитель труппы «Хореографические миниатюры» (ныне «Театр балета имени Леонида Якобсона»).Леонид Якобсон родился 2 (15 января) 1904 года в Санкт-Петербурге. Окончил 102 СЕТШ I и II ступени Володарского района Ленинграда (ныне гимназия № 155 Центрального района города[1]). Участник кругосветного путешествия "900 петроградских детей". Балетное образование получил в Ленинградском театральном училище (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). В 1926—1933 годах — танцовщик, в 1942—1950 и в 1955—1975 годах — балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова.

Вместе с Петром Гусевым был инициатором создания ленинградской балетной труппы «Хореографические миниатюры» (ныне Театр балета имени Леонида Якобсона. С 1969 года и до своей смерти был её балетмейстером и художественным руководителем.

Л. В. Якобсон умер 17 октября 1975 года.

. Влади́мирВи́кторовичВаси́льев (род. 18 апреля 1940, Москва, СССР) — советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, театральный режиссёр, актёр, художник, поэт, педагог. С 1947 года занимался в хореографическом кружке Дома пионеров.В 1958 году окончил Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии) по классу М. М. ГабовичаС 1958 по 1988 год — ведущий солист балетной группы Большого театра. Дебютировал в 1959 году в партии Данилы («Каменный цветок» С.С. Прокофьева), год спустя стал первым исполнителем роли Иванушки в балете Р. К. Щедрина «Конёк-горбунок».В совершенстве овладев искусством танца, за годы карьеры станцевал практически все ведущие партии классических и современных балетов, среди которых ― Базиль («Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса, 1961), Петрушка (одноимённый балет И. Ф. Стравинского, 1964), Щелкунчик (одноимённый балет П. И. Чайковского, 1966), Спартак (одноимённый балет А. И. Хачатуряна, 1968), Ромео («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, 1973), принц Дезире («Спящая красавица» П. И. Чайковского, 1973) и многие другие. Выступал также в балетах зарубежных постановщиков ― Р. Пети, М. Бежара, Л. Ф. Мясина. Создал яркие, запоминающиеся образы, зачастую предлагая новое их прочтение. Артист обладает высочайшей техникой танца, даром пластического перевоплощения и большим актёрским мастерством.С 1971 года выступает в качестве хореографа, поставил ряд балетов на советской и зарубежной сцене, а также телебалеты «Анюта» и «Дом у дороги» на музыку В. А. Гаврилина. Снимался в фильмах-балетах.В 1982 году окончил балетмейстерское отделение ГИТИСа, в 1982—1995 годах преподавал там же хореографию, в 1985—1995 — заведующий кафедрой хореографии (с 1989 года — профессор).В 1995—2000 годах работал художественным руководителем балетной труппы и директором Большого театра.В 1999 году по инициативе и непосредственном участии В. Васильева была открыта балетная школа Большого театра в Жоинвилле (Бразилия).В 2003 году был в составе жюри конкурса «Евровидение для молодых танцоров 2003» в Амстердаме.В 2014 году выступил в партии Ильи Андреевича Ростова в мини-балете «Первый бал Наташи Ростовой» на сборную музыку (хореография Р. Поклитару), показанном на открытии Зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи[2].

Хо́рхе Донн(исп. JorgeDonn, настоящее имя Хо́рхеРау́льИто́вич Донн (исп. JorgeRaúlItovichDonn); 25 февраля 1947, Паломар, провинция Буэнос-Айрес — 30 ноября 1992, Лозанна) — артист балета аргентинского происхождения, солист труппы Мориса Бежара «Балет XX века[fr]» в 1963—1988 годахТанцевать начал рано - в 4 или 5 лет. С восьми лет учился в балетной школе при театре Колон (Буэнос Айрес), где его педагогом была Мария Фукс. В 1963 году приехал в Брюссель, чтобы поступить в труппу Мориса Бежара «Балет XX века»; вскоре стал её солистом. В качестве сценического псевдонима взял фамилию матери. Будучи любимым танцовщиком Бежара, исполнял главные партии во многих постановках балетмейстера. Танцевал репертуар Бежара с такими балеринами, как Сюзанн Фаррелл, Шона Мирк, Грация Галанте, МарсияХайде, Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, Наталья Макарова. С 1980 года — художественный руководитель «Балета XX века».В 1988 году, когда Бежар покинул Брюссель и переехал в Лозанну, где основал свою новую труппу, «Балет Бежара в Лозанне[fr]», Донн создал собственную труппу «Европейский балет», которая просуществовала всего несколько месяцев. В 1990 году он вновь присоединился к Бежару.Умер в 1992 году от последствий СПИДа. Его памяти посвятили свои балеты Морис Бежар («Дом священника», 1997), Каролин Карлсон и другие выдающиеся хореографы.

Бори́сЯ́ковлевич (Я́нкелевич) Э́йфман(род. 22 июля 1946, Рубцовск Алтайского края) — советский и российский балетмейстер, художественный руководитель Театра балета Бориса Эйфмана и Академии танца Бориса Эйфмана (Санкт-Петербург). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988), Народный артист России (1995), лауреат Государственной премии России (1998), театральных премий «Бенуа танца», «Золотая маска», «Золотой Софит» и других наград.Борис Эйфман родился 22 июля 1946 года в семье мобилизованного перед войной в Алтайский край из Бессарабии на строительство завода танковых двигателей[2] инженера Янкеля Борисовича Эйфмана (1906—?) и врача Клары Марковны Эйфман (урождённой Курис, 1918—1972)[3][4]. В 1951 году семья вернулась в Кишинёв, где Борис Эйфман закончил вечернюю школу и занялся балетом в студии при Дворце пионеров. В 1960 году поступил на впервые организованное в том году хореографическое отделение Кишинёвского музыкального училища по классу Рашель Иосифовны Бромберг(?—1996), одновременно перенял у Бромберг руководство хореографической студией при Дворце Пионеров (1962—1966), в которой некогда начались и его занятия танцем. Окончил Кишинёвское музучилище в 1964 году, и после безуспешной попытки поступить в Кишинёвский политехнический институт на протяжении следующего года работал артистом балета в Молдавском государственном театре оперы и балета[5]. В 1972 году окончил балетмейстерское отделение Ленинградской государственной консерватории имени Римского-Корсакова.

Первые постановки Эйфман осуществил в 1970 году (балеты «Жизни навстречу» на музыку Д. Б. Кабалевского и «Икар» на музыку А. Чернова и В. Арзуманова), затем последовали «Блестящий дивертисмент» (1971) на музыку М. И. Глинки, «Фантазия» (1972) на музыку Антония Аренского, «Гаянэ» на музыку А. И. Хачатуряна (1972, дипломная работа), — на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде.

С 1971 по 1977 год Эйфман работал балетмейстером в Ленинградском хореографическом училище и продолжил постановки на сцене Ленинградского театра оперы и балета: «Русская симфония» (1973) на музыку В. Калинникова, «Встречи» (1975) на музыку Р. К. Щедрина, «Жар-птица» (1975) на музыку И. Ф. Стравинского, «Прерванная песня» (1976) на музыку И. Калныньша, «…Души прекрасные порывы» (1977) на музыку Р. Щедрина. Широкая известность пришла к Эйфману после успешной постановки спектакля «Жар-птица», который был также показан на гастролях в Москве и в Японии. В эти же годы Эйфман стал автором фильмов-балетов «Вариации на тему рококо», «Икар», «Три сочинения», «Кровавое солнце» и «Блестящий дивертисмент».

Собственный театр[править | править код]

В 1977 году Эйфману удалось создать собственный театр «Новый балет» при Ленконцерте, который в 1990-е годы был переименован в Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета под руководством Бориса Эйфмана, и которым он руководит по сей день. Этот авторский театр долго не имел своего постоянного помещения. Уже в конце 1970-х годов с этой труппой Эйфманом были поставлены спектакли «Только любовь» на музыку Родиона Щедрина, «Искушение» по композициям группы Yes (главным образом РикаУэйкмана), «Под покровом ночи» на музыку Белы Бартока, «Прерванная песня» на музыку И. Калныньша, «Двухголосие» по ранним композициям группы PinkFloyd (главным образом за авторством Сида Баррета), «Жар-птица» (1978) на музыку И. Стравинского и «Вечное движение» (1979) на музыку А. Хачатуряна. Постановка балетных программ с комбинацией академической и беспуантовой хореографии и с использованием музыкальных композиций современного прогрессивного рока в те годы было также воспринято очевидным новаторством.

К концу 1980-х годов театр стал выезжать на гастроли в Нью-Йорк, которые со временем стали ежегодными. Репертуар театра отличался чрезвычайным жанровым разнообразием, включал спектакли по классическим произведениям русской литературы, детские спектакли и рок-балеты.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 358.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...